По святым местам. Казанский скит, урочище Акиньшино

1 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Скит известен своим святым источником, о котором люди знали еще с глубокой древности. А также храмом в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковь, которую сейчас восстанавливают, - это всё, что осталось от старинного села Акиньшино-Богородское. Уже почти 20 лет местными жителями здесь являются только монахи и трудники.

Программа «По святым местам» вновь приветствует вас из Муромской епархии. Мы приехали в урочище Акиньшино, здесь находится Свято-Казанский скит Богоявленского монастыря. О нем наш сегодняшний рассказ.

В прошлый раз мы  посетили Свято-Богоявленский монастырь, что находится в поселке Мстёра, а через четверть часа пути на машине уже прибыли в монастырский скит.

Иеромонах Севастиан (Марков), настоятель Свято-Казанского мужского скита:

– Это место (по некоторым справкам, преданиям) было языческим. Здесь был камень Алатырь. Из-под него якобы (а может быть, это и правда) шел ручей, что перерастал внизу в ключ, от которого люди уже тогда получали исцеление.

Поэтому и село Акиньшино первоначально называлось Пустошь Алатырь. Бел-горюч камень, или камень Алатырь, был в народных представлениях чем-то вроде пупа Земли – центром мира. В апокрифах было написано, что из-под  Алатырь-камня вытекает чудесный источник, дающий всему миру пропитание и исцеление. И, несмотря на былинный и сказочный характер таких преданий, родник здесь удается найти.

Рядом с монастырем находится святой источник, который также посвящен Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Здесь можно не только набрать воды, погрузиться в купель, но и просто посидеть в беседке, отдохнуть и душой, и телом. Эта территория была облагорожена уже в наши дни: построены купальни, беседки. Первое же письменное  упоминание о селе Акиньшино относится к 1628 году.

Иеромонах Севастиан:

– Упоминание о первом храме было в 1666 году, он был деревянный, в честь Казанской иконы Божией Матери, а уже в 1812 году усилиями известной семьи Ромодановских здесь был устроен каменный храм, который ныне и существует.

В исторических документах, кстати, встречается и другое название села – Богородское, появившееся, как вы понимаете, благодаря этому храму. Владельцы у этого села не раз менялись. В XVII веке от князей Ромодановских земли перешли к княгине Ульяне Ивановне Одоевской, а в 1779 году на ризах местных икон встречается первое упоминание о князьях Куракиных. Часто бывало так, что сами владельцы могли не посещать этих мест, живя в отдалении или столице, но Екатерина Дмитриевна Куракина лично посещала Акиньшино. В 1812 году она искала здесь спасение от французов.

По рассказам старожилов, Екатерина Куракина во время своего приезда была доброй, приветливой, внимательной к нуждам своих крестьян и купила в храм несколько церковных предметов. От Екатерины Дмитриевны село перешло к ее племяннику Дмитрию Павловичу Приклонскому, он делал богатые вклады для Казанского храма и в 1843 году даже открыл при нем народное училище, называемое Дмитриевской школой.

Итак, можно сказать, что Казанский храм был не только религиозным, но и культурно-образовательным центром села Акиньшино. Священнослужители лечили души прихожан, а также обучали их чтению, счету и письму. Но через пять лет погиб единственный сын владельца Акиньшино Николай, и Дмитрий Приклонский продал земли действительному статскому советнику Николаю Арсеньевичу Жеребцову, который стал последним их владельцем. В то время, в 1855 году, окончательно сформировался ансамбль храма: церковь была расписана, приход продолжал заботиться о неимущих, сиротах и принимать паломников. Приход церкви включал девять поселений.

Иеромонах Севастиан:

– Уже в годы революции  храм был закрыт, но не разрушен, с ним ничего не сделали плохого, он уже просто колхозниками до 1970 года был потихонечку растащен (крыша, какой-то внутренний интерьер).

У хранительницы церковных древностей Черникеевой насильно отняли ключи представители облисполкома и вывезли в неизвестном направлении древнейшие иконы и другую утварь, а в 1930-е годы в Акиньшино был создан колхоз «Трудовик», и Казанский храм превратился в склад для хранения инвентаря и зерна. Трагедия храма произошла в 1932 году – были сброшены колокола, и замерла на долгие годы душа этого села. А в 1980-е годы редкие посетители, ища укрытия от непогоды, разводили костры под святыми сводами и углем расписывали стены. Но храм, несмотря на это, продолжал стоять, его шпиль, как и в прежние годы, возвышался над округой.

Иеромонах Севастиан:

– И уже с благословения митрополита Евлогия был назначен скитоначальник, ныне игумен Авраамий, наш благочинный, его усердиями начала созидаться монашеская обитель, так как деревни перестали существовать во время урбанизации, когда дома из маленьких деревень были все перевезены в Мстёру для устроения колхозов. Мы сами здесь ходили и смотрели: даже камни вырывали, все разбиралось, перевозилось, на новых местах все это строилось.

Оставляли люди в родном селе могилы своих предков; их надгробия, кое-где собранные вместе, до сих пор лежат здесь. Уже в начале этого века сюда пришли добровольцы, которые расчистили храм и прилегающую территорию. Сейчас скит – уединенные, отстоящие от общего монастыря жилища монахов – стоит на вершине холма.  

Иеромонах Севастиан:

– Скит представляет небольшие отдельно стоящие кельи, где живет братия, иеромонахи или иеродиаконы в священном сане,  в иноческом, монашеском чине, а также трудники.

Люди специально берут на работе отпуск, чтобы пожить и помолиться здесь, сделать что-то во благо скита.

Иеромонах Севастиан:

– В основном наши действия определены встречающимися проблемами. Живем на подножном корме, так сказать – у нас свое хозяйство: молоко, яйца, огород… Слава Богу, сейчас есть электричество, первые семь лет жили без него, было сложнее, сейчас в этом плане легче.

Электричество ускорило и процесс постройки монастырских зданий, а пока его не было, здесь, как в древности, читали и писали при свечах.

Иеромонах Севастиан:

– На стенах были деревянные старые подсвечники. Внутри кельи бытовых проблем нет, но электричество нужно для электропилы, электрических станков, зарядить аккумулятор для автомобиля,  для решения внешних бытовых проблем...

Монашеский быт во всей своей простоте: заготовка дров, службы в храме, чтение Псалтири.

Иеромонах Севастиан:

– Молимся потихонечку, живем, в какие-то моменты даже выживаем.

Паломников здесь любят. Бывает, дорога путешественников пролегает через Акиньшино, и здесь гостеприимно встретят тех, кто хочет переночевать или поставить свои палатки рядом со скитом. Сейчас весенняя капель, все тает, а вот зимой гости монастыря могли покататься на пруду на коньках, а летом, когда станет совсем тепло, можно и искупаться.

Вода в святом источнике действительно прекрасная, однако добраться до него нелегко, но те, кто узнает об этом месте, возвращаются сюда вновь и вновь.

Иеромонах Севастиан:

– Оторванности точно мы не чувствуем, для того человек и избирает этот путь, и чем человек ближе к Богу, тем больше Господь наполняет его…

Здесь все очень аккуратно, территория святого источника выложена тротуарной плиткой и бордюрами, есть купель, беседка, рядом несколько лавочек.

Иеромонах Севастиан:

– Каждый сверчок хвалит свой шесток, так и здесь – мне кажется, у нас жизнь более наполненная, а за оградой монастыря скудная,  но не хочу никого судить. Потому в русской традиции у нас не просто монашествующие, а были иноки. Миряне так спасаются, кто-то избрал такой путь, кто-то иной. Сказать, что там или здесь полнее, – не мне судить, но каждый уже сам выбирает.

Приезжайте в Акиньшино, в этом месте не будет многочасовых очередей, как в крупных паломнических центрах, но зато в тишине и спокойствии есть время почувствовать атмосферу этого места. Маленький мирок скита, где нет суеты и шума, действует на людей очень благоприятно – сюда хочется возвращаться.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 22 мая: 07:45
  • Четверг, 23 мая: 15:15
  • Пятница, 24 мая: 23:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать