По святым местам. Храм Всех святых города Гусева Черняховской епархии

22 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
20 августа, 104 года назад, состоялась битва при Гумбиннене - одно из первых решающих сражений Первой мировой войны для Российской империи. Наша программа отправилась в город Гусев, так сейчас называется Гумбиннен, чтобы познакомить вас с храмом, построенным в память павших воинов.

Здравствуйте, уважаемые телезрители! Программа «По святым местам» приехала в Гусев. Недалеко от этого города проходило одно из знаменитых сражений Первой мировой войны. О героях этой войны и о храме памяти павших воинов – наш сегодняшний рассказ.

Вот такие они – сюрпризы погоды в Прибалтике: ехали мы в Гусев, когда природа, казалось бы, должна просыпаться, а нас раз – и засыпало снегом. Но ничего, компенсацией пилигримам станет Всехсвятский храм, похожий на сказочный цветок, который распустился несмотря на ненастье, и, кстати, цветок этот еще и экзотический.

Протоиерей Георгий Матвеев, настоятель храма Всех святых:

– Наш калининградский ребенок живет среди немецкой архитектуры, он вообще не знает, что такое русская культура, и поэтому первая мысль была о том, чтобы храм стал некой проповедью замечательной русской культуры, в первую очередь русского зодчества. И поэтому храм построен в стиле XVII века, это уникальный, аутентичный, можно сказать, стиль, разработанный именно в нашей стране.

Я всем рассказываю, как это произошло: из Греции мы взяли приземистые, с толстыми стенами храмы, а на севере строили деревянные храмы с шатрами. И вот где-то в районе Москвы и Ярославля эти две традиции соединились, и получились каменные шатровые храмы. Храм у нас построен из кирпича, у него толстые, метровые стены, мы не используем никакие современные материалы, потому что они имеют срок годности, а храмы, которые построены в XI–XII веках в Новгороде, Пскове, до сих пор стоят; поэтому у нас просто толстые стены.

По внешнему виду это московско-ярославский стиль, использованы изразцы. Их нам делал в Ярославле знаменитый мастер Евгений Тарабин. К сожалению, он почил, это была его последняя работа. В одном храме используются и полихромные, и муравленые изразцы – это тоже достаточно редко встречается. И для изразцов мы взяли военную тему, вы увидите: вокруг всадники, райские птицы, которые олицетворяют Царствие Небесное. Потому что мы считаем, что те, кто жизни свои отдали здесь, на этой земле, обрели Царствие Небесное.

По-настоящему серьезно Первая мировая война для Российской империи началась как раз в сражении при Гумбиннене – такое название носил город Гусев в прошлом. 20 августа 1914 года Россия приняла бой. Это случилось в 50 километрах от Гусева, соотношение сил было в пользу противника, но солдаты и офицеры под командованием генерала Ренненкампфа сделали, казалось бы, невозможное: они не только выиграли, но и смогли изменить сам ход войны.

Протоиерей Георгий Матвеев:

– Немецкая армия, которая набросилась на Францию и должна была вот-вот взять Париж, шла, по плану Шлиффена, косой. Испугалась отчасти, и из этой немецкой армии было отозвано несколько корпусов для того, чтобы защитить Восточную Пруссию. Как говорят французские и немецкие генералы, этих нескольких корпусов как раз не хватило для того, чтобы взять Париж. То есть фактически здесь, на этой земле, наши русские воины защитили Париж, Францию, а это было очень важно в геополитическом плане: если бы немцы взяли Париж, то всей своей силой они обрушились бы на Россию.

В местном музее есть экспозиция, которая рассказывает об этом сражении и о Первой мировой войне. Выставка называется «Великая и забытая».

Наталья Ситникова, директор историко-краеведческого музея г. Гусева:

– «Великая» – потому что она действительно была великой войной, а «забытая», потому что XX век как-то украл память о наших погибших предках, которые воевали за веру, царя и Отечество, проливали свою кровь. Сейчас мы можем по-разному трактовать: вот это было, вот это было, но они шли воевать за батюшку-царя, за свое родное Отечество и за помощь славянам-братьям, – и об этом, конечно, надо помнить.

Ничто лучше экспонатов музея не рассказывает о характере войны. У нас представлен стенд с подлинниками, которые рассказывают о российской стороне, здесь наши артефакты; и немецкая сторона. Уже по этим предметам можно сказать о характере войны. Вот саперная лопатка, ножницы – это говорит об окопном характере Первой мировой войны. Здесь мы встаем, не боясь, на землю – это символ того, что мы ходим по земле, сплошь пропитанной кровью наших русских солдат и Первой мировой, и Второй мировой, и Великой Отечественной войн. Не задумываемся о том, что шагаем по земле, которая по праву принадлежит нам. Потому что уже с начала XX века она так полита кровью русских солдатушек, что сейчас задавать вопросы «А чья это может быть земля?» просто неуместно. Конечно же наша. За цену, которую заплатили наши предки за эту землю, это просто неоспоримо.

Русских воинов, сражавшихся на этой земле, немало. Были они здесь и в XVIII веке, в годы Семилетней войны, тогда жители Гумбиннена присягали на верность императрице Елизавете, и тогда, когда четыре года Гумбиннен был подчинен русскому правительству, и в период Второй мировой войны, когда в 1945-м войска 3-го Белорусского фронта штурмом захватили Гумбиннен. Русские воины умирали на полях сражений и в концлагерях, один из которых был в Гумбиннене. Погиб здесь и Сергей Иванович Гусев, именем которого сейчас назван город.

Наталья Ситникова:

– Размышления «А что сделал этот человек?» позволяют прикоснуться к теме преданности, долга, Отечества и подлинной любви. Потому что, когда командир погибает, Сергей Иванович принимает на себя командование, и в ответственный момент боя, когда нужно было подняться на верную смерть и повести за собой бойцов, чтобы совершить перелом в бою, он это делает, он это исполняет. Он был смертельно ранен в бою под Гумбинненом и стал впоследствии Героем Советского Союза, его имя носит город.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Когда бой закончен, именно она, эта любовь, и продолжает жить – дает силы, врачует раны и сохраняет память.

Протоиерей Георгий Матвеев:

– Центральный придел нашего храма освящен в честь всех святых, а еще один придел посвящен Августовской иконе Божией Матери. История такова: в 1914 году, когда началось наступление армии Ренненкампфа на Восточную Пруссию, один из отрядов этой армии как бы затерялся среди немецких частей и солдаты очень боялись, молились Богу, чтобы им выйти из окружения. И произошло чудо: вечером черное небо прояснилось, показались яркие звезды, на фоне этих звезд возник сияющий крест, на фоне сияющего креста – Пресвятая Богородица, Которая рукой показывала, куда нужно двигаться, чтобы выйти из такого сложного положения.

На стене дома, который рядом с храмом, как раз большое изображение этого события. Интересно, что об этой иконе очень хорошо знают в Польше. Один из священников, отец Владимир, рассказал мне, что у него в детстве была маленькая Августовская иконочка, на обратной стороне была молитва, и по этой молитве он учил русский язык.

Так как храм трехпрестольный, то расскажем об еще одном его небесном покровителе. Один из приделов этой церкви посвящен святому Николаю Чудотворцу. Покровитель путешествующих и их маленьких детей особо почитался и воинами, ведь в своих походах они оказывались вдали от дома и образ святителя напоминал им о родине.

В храме, конечно, еще много работы, но церковь уже освящена. Сюда приходят на богослужения прихожане; местные жители, спешащие на работу, забегают поставить свечку и попросить Господа о своих нуждах, и туристы, приезжающие в Гусев, конечно же, не обходят своим вниманием эту красивую церковь. Но бывалым пилигримам, какими и являются зрители нашей программы, покажем еще один местный храм.

В 1989 году восемь местных жительниц начали собирать подписи об открытии в Гусеве первого православного храма. В то время как раз сгорела школа, и спортзал стал ей не нужен, поэтому дали согласие о передаче этого здания православной общине. Начали собирать иконы, а потом и ведра для освящения воды, кастрюли, стаканы, тарелки для трапезы. Место над алтарем в то время было без крыши, и для первой службы алтарь накрыли клеенкой в виде шатра.

Потом, конечно же, последовал большой этап строительных работ, и сейчас виден его результат. На стенах здесь вы найдете и истории Ветхого Завета, и адские муки. Это удивительно, но увидеть эту фреску сюда заходит немало любопытных. И как всем миром строили этот маленький Успенский храм, так и Всехсвятскую церковь начали возводить соборно.

Протоиерей Георгий Матвеев:

– В декабре 2016 года приезжал Святейший Патриарх Кирилл и освятил наш храм. Вообще он принимал живейшее участие в проектировании храма, и мы это сейчас видим. В традиционных ярославских храмах в центре всегда стоят столбы. А когда наш архитектор (о нем тоже надо сказать, Иван Канаев, московский архитектор) принес Святейшему Патриарху проект, тот посмотрел и сказал: нет, столбы не надо, и прямо своей рукой эти столбы зачеркнул. То есть он, можно сказать, отчасти архитектор этого храма. Конечно, архитектору было сложно это принять, но потом он смог по-другому спроектировать, и мы очень благодарны Святейшему, потому что у нас появилось большое пространство.

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

– Я вспоминаю, как почти 25 лет тому назад приехал в Гусев для того, чтобы осмотреть единственное подходящее здание для возможной передачи его Церкви. И с большим трудом, как многие из вас, может быть, еще помнят (а может быть, многие уже и не помнят), нам удалось получить в пользование тот храм, который сегодня также замечательно благоукрашен, – храм Успения Пресвятой Богородицы.

Но мое впечатление о Гусеве, который я после этого неоднократно посещал, в том числе наблюдая за ремонтом в храме и решая какие-то вопросы по его окончательной передаче. Посещая Гусев, я всегда как-то чувствовал угнетение своего эстетического чувства: я видел красивые дома, которые были в ужасном состоянии, город, который с первого взгляда казался достаточно мрачным. И вот после долгого промежутка времени я въехал сегодня в город Гусев, и я его не узнал. Это замечательный город, может быть, образец для очень многих городов.

Протоиерей Георгий Матвеев:

– Как я могу видеть внешне, очень многие делают селфи. Если туристы приезжают, то они обязательно приходят в наш храм. Он стал местной достопримечательностью. В принципе, так и было задумано. И опять же, для детей, которые приходят в этот храм, (если они поедут потом куда-нибудь в Москву), русские церкви уже не будут являться некими пагодами, то есть они уже здесь увидят все великолепие нашей русской архитектуры, нашей российской мысли.

Благоверный князь Александр Невский, святой Димитрий Солунский и праведный Феодор Ушаков – на иконостасе изображены воины, и это одна из особенностей внутреннего убранства церкви.

Протоиерей Георгий Матвеев:

– Создатель иконостаса Андрей Владимирович Фехнер – руководитель такого объединения глитики. К сожалению, он тоже отошел ко Господу, и это тоже его последняя работа. Он был замечательный человек, у нас отчасти уникальный иконостас – последняя работа Андрея Владимировича Фехнера.

Сейчас идет подготовка собора к росписи – весь храм обязательно будет расписан. Плюс, конечно, у нас появятся доски с именами павших в этих местах. То есть работы еще много. Площадь, которую вы видите возле храма, будет реконструироваться городом – откроется большая перспектива, панорама с храмом в центре, как и положено во всех русских городах. В центре русского города должен стоять русский храм.

На этом месте стояла первая кирха в Гумбиннене, это как бы высокий холм на берегу реки. И кстати, когда мы строили храм, то нашли валуны, которые были у основания этой первой кирхи, а это имеет мистическое значение. Когда какой-то народ приходит на новую землю, он должен построить храм для того, чтобы плоды этой земли посвятить Господу. Когда сюда пришли немцы (а до них тут жили пруссы, а до пруссов – другие народы), то они построили храм на самом лучшем месте в центре города. Когда сюда пришли наши соотечественники, то мы смогли, мы построили храм именно на этом историческом месте.

Каждый год в Гусев съезжается множество людей. Происходит реконструкция сражений Первой мировой войны. И для участников реконструкции вопрос «Надо ли изучать историю?», конечно, риторический. Здесь не играют в войну. Здесь вспоминают героев. Чувства к ним основаны не на высокопарных словах, а на знании и переживании их подвига. А за упокой их душ молятся в храме-памятнике павшим. И здесь к истории тоже очень внимательное отношение – сейчас в церкви идет работа по созданию музея «Воскресшая Россия».

Протоиерей Георгий Матвеев:

– Концепция музея будет такая – мы сравним нашу страну, Россию, православную державу, с Господом нашим Иисусом Христом и Его служением. Как Господь проповедовал истинную православную веру, так и Россия до революции проповедовала веру среди мира своей деятельностью, своим существованием. Во время Первой мировой войны так произошло, что верхушка власти и военные предали, к сожалению, свою страну, царя, и Россия была уничтожена, перестала существовать. Но как Господь воскрес в третий день, так через 70 лет, можно сказать через три поколения, наша страна воскресла и продолжает проповедовать православную веру и опять является защитницей слабых во всем мире, избавляет от угнетения другие народы, заботится обо всех, как это и подобает христианину.

Автор и ведущая Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 15:15
  • Четверг, 25 апреля: 17:35
  • Пятница, 26 апреля: 23:45

Анонс ближайшего выпуска

Покровский храм Камня-на-Оби начал свою историю в конце 40-х годов прошлого века. Тогда это был один из немногих православных храмов Алтая. В церкви находится святыня - образ святителя Николая Чудотворца. Эта икона рубленая: один богоборец ударил ее несколько раз топором. А еще эта икона чудотворная, по молитвам перед ней совершались исцеления.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать