По святым местам. Храм святых апостолов Петра и Павла в Краснознаменске

27 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Совсем немного времени осталось до дня памяти святых апостолов Петра и Павла, и в дни поста, посвященного ученикам Христа, мы познакомимся с храмом, освященным в их честь. Вместе с вами и матушкой Натальей Леонидовной Ильиной мы узнаем, как жила церковь в ХХ веке и почему в колокольню вмонтирована часть снаряда.

Здравствуйте, уважаемые телезрители! Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Черняховской епархии, и сегодня мы приехали в Краснознаменск. Нас с вами ждет удивительный рассказ о храме Петра и Павла, об истории этого места и даже немного о мировой истории.

Ох и переменчива погода в Калининградской области! Пока мы ехали в Краснознаменск, сменить гнев на милость она успела не раз: серые тучи затягивали небо, а мы ведь ехали радоваться буйству красок. Хазельпуш, или Желтая гора, – так Краснознаменск назывался в 1521 году. Желтая, потому что весной здесь было очень много одуванчиков. Но то ли одуванчики отцвели, то ли местные жители решили отдать предпочтение другому растению, но в 1576 году местечко переименовали в Лаздинай, что с польского переводится как «куст орешника». Орешник в названии сохранился и в XVIII веке, когда на немецкий манер это стало не Лаздинай, а Лазденен. Да и сейчас, уже в гербе Краснознаменска, орешник распустил свои резные листья. Но мы приехали сюда, чтобы узнать о местном храме, поэтому давайте знакомиться. Наталья Леонидовна, жена настоятеля, а проще говоря, матушка, об истории храма знает немало и готова нам рассказать.

Наталья Леонидовна Ильина, матушка:

– Это храм святых Петра и Павла. Закладка фундамента была в 1875 году, и через два года храм был построен полностью. Первоначально был деревянный храм, но он сгорел. Потом немцы построили каменный храм, но было в нем тесно: было мало места, а ходило много людей. У нас в районе очень много хуторов, особенно много их было у немцев, и вот со всех хуторов сюда приезжали люди для молитвы. Тогда построили этот храм, третий, чтобы все приезжающие могли свободно молиться в храме.

Место это было не простое, а торговое. В Лазденене стояли ряды лавок, а еще здесь ловили рыбу, занимались сельским хозяйством. «Страна темных лесов и кристально чистых озер» – так написала одна из скромных тружениц этих мест русская поэтесса Иоганна Амброзиус. За алтарем Петропавловского храма находится надгробная плита с ее могилы.

Наталья Леонидовна:

– Мы решили в алтарной части поставить памятник, и чтобы здесь также находились те надгробные памятники, которые находили наши жители.

Хоронили на местном кладбище не только жителей Лазденена. Война редко обходила эти земли стороной. Немецкие и русские солдаты нашли свой последний приют на этой земле. А вот следы от снаряда, который попал в эту церковь во время Первой мировой войны.

Наталья Леонидовна:

– Он не взорвался, просто выбил немного кирпичей и упал, а потом немцы вмонтировали его в колокольню. Это было как чудо – храм уцелел, потому что если бы он взорвался, то вся колокольня была бы разрушена. И вот снаряд вмонтировали в колокольню, есть еще один снаряд в алтарной части. Во Вторую мировую войну город был взят без боя, поэтому здесь ничего практически не разрушено, а в Первую мировую были такие крупные сражения, что спилили деревья, потому что сквозь них проходили гильзы.

Воевали здесь и поэт Николай Гумилев, и представители царской династии: пять сыновей Великого князя Константина Николаевича. «Мы все, пять братьев, идем на войну со своими полками, – восторженно писал князь Олег Константинович в дневнике. – Мне это страшно нравится, так как показывает, что в трудную минуту царская семья держит себя на высоте положения. Пишу и подчеркиваю это, вовсе не желая хвастаться. Мне приятно, мне только радостно, что мы, Константиновичи, все впятером на войне». Единственный из всех августейших родственников, он погибнет здесь, в Краснознаменском районе, а его братья Иоанн, Константин, Игорь Константиновичи через четыре года примут мученическую смерть в Алапаевске.

Наталья Леонидовна:

– У немцев весь храм был обложен брусчаткой, камнями. Сейчас они заросли травой, сначала их хотели почистить, но увидели, что в этом нет такой необходимости, как раньше. Почему немцы обкладывали камнем? Летом камни нагреваются и просушивают систему. В общем, так делали со многими домами, для того чтобы просыхали стены. Камни нагревали стены, и здание просыхало; это огромное здание, и протопить его очень трудно.

Здание и правда огромное, и снаружи, и внутри. Когда холодно, молятся в небольшом храме святителя Николая. Он по-домашнему уютный и светлый, но в день престольного праздника Петропавловский храм будет заполнен людьми.

Наталья Леонидовна:

– По периметру росли деревья, вход был с той стороны, потому что немцы любили строгость. Это мы уже решили посадить кустики, поставить что-то красивое, декоративное, а у немцев все было очень строго.

В стенах этого храма и в годы Великой Отечественной войны еще звучала молитва, бескомпромиссно обличался фашизм. Четыре раза за свою историю сменив название, после 1946 года эта местность получила новое имя – Краснознаменск. Он стал родным для тех, кто приехал сюда со всего Советского Союза. Атеистическая власть, казалось, была спокойна: церкви, в которые ходили переселенцы, остались далеко, в большой России, а этот храм был как бы вовсе и не храм, а мастерская или склад удобрений.

Наталья Леонидовна:

– В храме от места, где сейчас клирос, как в любой кирхе, шли два балкона. Там тоже молились люди, то есть храм вмещал достаточно много людей: люди сидели внизу, молились и наверху; был огромный орган.

Но если здание можно перестроить, забрать из сердца веру нельзя. В 1989 году местные жители решили, что храм должен оставаться храмом, – здание было передано Православной Церкви и начались восстановительные работы.

Наталья Леонидовна:

– Многое нужно было сделать, так как уже прохудилась крыша, были разбиты стекла, и здесь был проем, куда въезжали машины. В храме ремонтировались машины, хранили уголь, удобрения. Из-за удобрений стены заразились и стали разрушаться. Поэтому нужно было многое восстанавливать. Но вот потихонечку начали. Тогда здесь, в Краснознаменске, было еще много предприятий, восстанавливали общими усилиями: помогал и лесхоз, и разные предприятия, кто чем мог. Наш благочинный отец Никифор восстанавливал храм. Были сделаны и крыша, и окна, восстановлено все внутри, клирос. Балки остались еще немецкие и все перекрытия немецкие, а вот обивка была уже наша, русская.

Прихожане любят свою церковь и считают, что это самый красивый храм. Да и разве мы будем с ними спорить? Лучше сами полюбуемся строгостью форм, высокими окнами и резным иконостасом.

Наталья Леонидовна:

– Многие приезжают, многим нравится, потому что храм очень светлый, красивый. Он действительно как замок. Все, кто приходили, спрашивали: а это что за замок? Потому что он необычный. Конечно, его любят, тем более многим нашим прихожанкам уже за 80 лет, и они уже более 20 лет приходят в этот храм, – конечно, они его любят.

– То есть Вы видели его, когда он еще не был храмом, и сейчас?

Наталья Леонидовна:

– Да. Бывает, иногда даже спрашивают в часовне: а когда мы перейдем в храм большой? Называют его «храм большой», потому что любят.

Вот так в России, в двадцати километрах от границы с Литвой и в ста – от границы с Польшей, стоит городок Краснознаменск. Летом в лесах здесь много черники и грибов, весной наверняка, как и встарь, цветут одуванчики, с начала осени поспевают орехи. И в любое время года гостеприимно встречают людей, пришедших помолиться в старинной церкви, испытавшей многое, но устоявшей на радость всем.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 18 ноября: 09:45
  • Среда, 21 ноября: 07:45
  • Пятница, 23 ноября: 23:45

Анонс ближайшего выпуска

Начинаем наше знакомство с Богоявленским монастырем Углича. Узнаем об истории становления обители и о том, как связана с ней Мария Нагая - мать святого царевича Димитрия. А также посетим храм XVII века и увидим его древнюю роспись.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы