По святым местам. Храм святого Иоанна Предтечи (г. Катав-Ивановск, Златоустовская епархия)

23 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В названии этого города есть имена его основателей - купцов и промышленников Ивана Твердышева и Ивана Мясникова. Неудивительно, что местный храм освящен в честь крестителя Господня Иоанна. Вы узнаете, почему храм имеет необычную архитектуру и как он связан со старинным родом Белосельских-Белозерских.

Здравствуйте, уважаемые телезрители! Программа «По святым местам» приехала в Катав-Ивановск. Этот город находится в Челябинской области и свое название получил благодаря одноименной реке – Катав. А вот почему Ивановск, узнаем, познакомившись с историей и местным храмом.

«Мимо нашего храма вы уж точно не проедете: видите, здание с белыми колоннами» – так по телефону нас инструктировал батюшка, пока мы ехали в Катав-Ивановск. Поэтому как только  прибыли в город,  сразу же попросили рассказать о необычной архитектуре церкви.

Протоиерей Александр Симора, настоятель Казанско-Предтеченского храма:

– Храм был построен в 1824 году на средства княгини Анны Белосельской-Белозерской, владелицы завода, который располагался также на территории города Катав-Ивановска. До 1824 года на территории города находился деревянный храм. Так как город разрастался, то княгиней было принято решение построить каменный храм. Наш храм удивительный, очень необычный для православного зодчества.

Почему же в небольшом провинциальном городе был построен такой храм, больше похожий, по признанию некоторых архитекторов, на польский костел?   

Протоиерей Александр Симора:

– Управляли местным заводом поляки, соответственно, они во многом влияли на выбор стиля как храма, так и дома управляющего. Буквально в тридцати метрах от храма находится дом управляющего заводом.

Анна Григорьевна Белосельская была наследницей своего деда, богатейшего купца-горнопромышленника Ивана Мясникова, основавшего Катав-Ивановск. Собственно, поэтому в названии города имя его строителя. Говорят, что княгиня, жившая среди красот Петербурга, также была неравнодушна к западному стилю, а еще известно, что уже в наши дни историки отправили фото и зарисовки храма с запросом в архив и получили ответ из Польши. Там сказали, что внешне храм напоминает собор святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова в городе Люблин. Был чертеж просто скопирован или Белосельские пригласили зарубежного архитектора – неизвестно, но храм получился необычным для Урала и очень красивым.

Сейчас мы находимся на верхнем этаже храма. Вообще двухэтажные церкви встретишь нечасто, но в этом городе именно такой храм, а еще в XIX веке здесь было не только два этажа, но и две колокольни. Вы наверняка их уже заметили на старинных рисунках и фотографиях этой церкви. К сожалению, после революции колокольни были утрачены.   

Протоиерей Александр Симора:

– Разрушение храма началось примерно в 1929 году. Сначала снесли верхние ярусы колоколен, а колокола отправили на местный завод на переплавку. Впоследствии, в 1930-х годах, продолжалось дальнейшее разрушение храма, его внешнего вида, фасада. С колокольни срубили сначала верхний ярус, затем был срублен средний, таким образом была сделана двухскатная кровля храма.

Тогда поспешили сломать и водостоки, что привело к тому, что вода от проливных дождей, а потом и крепкие морозы стали разрушать церковь.  

Протоиерей Александр Симора:

– В 1990-х годах, когда храм был возвращен верующим, внешний вид церкви был очень плачевный. Верующие христиане огорчались, потому что понимали: на восстановление этого каменного храма нужны огромные средства.

Но даже в полуразрушенном виде церковь была дорога катав-ивановцам. Люди начали молиться в надежде на то, что когда-нибудь они смогут вернуть дому Божию прежнюю красоту.

После закрытия храма стали уничтожать росписи, а здесь, на втором этаже, сделали клуб для рабочих, внизу располагался кинотеатр. И когда уже в 2014 году на втором этаже начались реставрационные работы, строителей ждала необычная находка.

Протоиерей Александр Симора:

– Кто-то из старожилов вспомнил такое предание, рассказ, что когда храм был закрыт, власти назначили людей, которые будут уничтожать росписи, и среди них оказался верующий человек. Безусловно, рука у него не поднялась уничтожить иконы, и он втайне (каким образом ему это удалось, я не знаю) не уничтожил росписи в том месте, где ему определили это сделать, а просто их заклеил, закрасил известью. Весть дошла и до нас, мы стали искать, соответствует это действительности или просто выдуманная история, и на самом деле нашли фреску – икону Новозаветной Троицы.

Обретение этой фрески совпало с юбилейной датой 190-летия храма. Вот такая благая весточка из прошлого, как здесь говорят. Но реставрационные работы наверху будут продолжаться еще долго.

Протоиерей Александр Симора:

– На сегодняшний день мы видим последствия того, что крыша протекала, и нужен еще не один год, а может, и десятилетие, чтобы просушить стены, потолок и свод верхнего храма. Поэтому в верхнем храме богослужения совершаются редко, стараемся служить на престольный праздник в день Казанской иконы Божией Матери летом и осенью, а также на Пасхальную седмицу.

О почитании Казанского образа в Катав-Ивановске можно узнать, услышав об одной из храмовых святынь. Старинный древний образ очень любим горожанами.

Протоиерей Александр Симора:

– Кто, как не Божия Матерь, знает нужды, потребности каждого человека? В большинстве своем люди приходят с молитвой, с просьбой о своих детках, соответственно, икона Божией Матери очень почитаема в нашем храме.

В церкви немало старинных икон. Уже после революции и Гражданской войны власти не раз принимали решение о закрытии храма. Дело откладывалось, и за это время горожане успели спасти иконы.

Протоиерей Александр Симора:

– Впоследствии, когда храм открыли, православной общине отдали не это здание, а здание  старообрядческого храма, и многие верующие, которые брали иконы на сохранение, принесли их в храм. И долгое время, до 1990-х годов, в этом старообрядческом храме верующие христиане собирались для совершения богослужений. А впоследствии, когда общине верующих передали каменное здание, из старообрядческого храма иконы были перенесены в этот каменный храм.

Город и храм неразрывно связаны между собой. В день престольного праздника нижнего храма отмечается и день Катав-Ивановска.

Протоиерей Александр Симора:

– В 1990-х годах прошел референдум, и многие жители города высказались за то, чтобы храм вернули Православной Церкви и использовали это здание по назначению – для собрания верующих, для совершения богослужений.

Рождество Крестителя Иоанна стало общегородским праздником, ведь недаром в названии города упоминается имя Предтечи Господа.

Протоиерей Александр Симора:

– Нижний храм считался зимним, так как архитектор предусмотрел, чтобы нижний храм отапливался. Старожилы рассказывают, что котлы находились в подвальном помещении, а дымоход – в колоннах. В храме четыре колонны, и предполагается, что в каждой был дымоход. Насколько это соответствовало действительности, точно сказать не могу, но тем не менее старожилы рассказывают, что храм отапливался именно таким образом.

А от Пасхи до праздника Покрова Пресвятой Богородицы молились на втором этаже.

Протоиерей Александр Симора:

– Смена богослужений происходила следующим образом. Так как нижний храм – зимний, богослужение на Пасху начиналось в нижнем храме. Далее верующие вместе с духовенством выходили на крестный ход и, обойдя вокруг храма, поднимались на второй этаж, и там уже совершалось пасхальное богослужение.  

А потом торжественные богослужения повторялись в обратном порядке: сначала служили в Казанском приделе, а потом спускались вниз, в теплый храм. Восстановить традиции богослужения и само здание еще предстоит прихожанам.

Протоиерей Александр Симора:

– По сегодняшний день для храма продолжается трудный путь. Некоторая часть северного фасада храма еще не отреставрирована. Но надеемся, что с Божией помощью нам удастся все это отремонтировать, возможно, и колокольни восстановить.

Автор и ведущая Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 24 февраля: 12:45
  • Среда, 27 февраля: 07:45
  • Пятница, 01 марта: 23:45

Анонс ближайшего выпуска

Эта церковь построена в 1924-м году эмигрантами в Белграде, которые приехали в столицу Сербии после Октябрьской революции. В основании церкви лежит пядь земли, специально привезенная из России. Этот храм, открытый сейчас для паломников, пережил и бомбежки Второй мировой войны, и бомбардировку Белграда в 90-е годы.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы