Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Итак, перенесемся в прошлое. Конец XIX столетия, в пригороде Кенигсберга под названием Понарт в семье Грубер директор местного пивоваренного завода Шиффердекер и владелец поместья Роберт Хоффман строят храм.
Протоиерей Марьян Позунь, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы:
– Это был район пригорода Кенигсберга, и здесь была большая немецкая пивоварня. Здесь по просьбе протестантского священника в 1896 году была заложена кирха, а в 1897-м она была построена.
Местечко Понарт, что в переводе с прусского означает «место позади угла», в 1905 году стало частью города, и именно здесь, на Бранденбург-штрассе, был возведен храм в неоготическом стиле. Первоначально постройка из красного кирпича имела четырехэтажную башню, на двухскатной крыше располагался фонарь с высоким шпилем. Все эти особенности церкви до наших дней не дошли, зато сохранился белый фронтон с пятью слепыми окнами. Храмы в готическом стиле обычно украшали круглым окном с витражом, называли это «готической розой». Здесь же «готическая роза» – это слепое окно над входом, украшенное круглой мозаикой. Иконы Богородицы Казанская и Владимирская также выполнены из кусочков смальты – их можно увидеть на фасаде храма.
А теперь зайдем внутрь. Наверное, первое, что вы заметите, – это большая протяженность церкви. Массивные своды здесь отсутствуют, нет также и плоского деревянного потолка – поэтому можно смотреть прямо сквозь деревянные опорные конструкции крыши.
В 1992 году здание кирхи передали Русской Православной Церкви.
Протоиерей Марьян Позунь:
– Была реставрация этого храма. Полы, окна – другие; отбивали штукатурку, полностью перекрывали крышу – потрудились над этим.
В середине 1990-х здесь появился большой иконостас, в это же время стал собираться и многочисленный приход, а мозаику, которую мы с вами увидели на фасаде храма, можно встретить и внутри церкви. Над ней трудились мастера из города Гусева. Это настоящее произведение искусства – собранная из кусочков стекла картина, рассказывающая нам о том, как у праведной Анны появилась Пресвятая Богородица, и о том, как над Вифлеемом зажглась звезда в день рождения Спасителя.
Протоиерей Марьян Позунь:
– Особо почитается икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская. Очень много частиц мощей мне передали из Отдела внешних церковных связей. Мне приходилось быть при открытии мощей святителя Филарета Московского в Троице-Сергиевой лавре, я получил частицу мощей Иннокентия Московского (также есть и икона), Герасима Болдинского и Аркадия Болдинского, Иоанна Крестителя; также есть мощи Иоанна Златоустого и Василия Великого.
Есть и мощи святителя Василия Великого и матушки Матроны Московской. Сразу приходят на ум строки псалма: Дивен Бог во святых Своих, – ведь приходя сюда, и паломники, и прихожане могут попросить помощи и заступничества у тех угодников Божиих, которые зримо пребывают здесь. Паломник, пришедший сюда, сразу отметит и так называемую эмпору, а именно галерею, расположенную вверху. Интересно, что именно в этом храме она есть только с одной стороны. Своеобразный балкон, кстати, имеет и весьма практическое значение.
А справа на балконе находится еще один придел. Он посвящен святой Татиане Римской. Когда в основном здании храма шли реставрационные работы, здесь проводились богослужения. Позже сюда стали собираться на раннюю литургию.
Протоиерей Марьян Позунь:
– Придел мученицы Татианы был освящен в 1995 году игуменом Меркурием (ныне митрополит Ростовский и Новочеракасский). Здесь начало собираться молодежное общество, и оно существует до сих пор.
– Молодежи здесь и правда много, а еще из этого храма вышло немало священников. Местные батюшки также окормляют тех, кто приходит молиться в больничный храм святых Космы и Дамиана.
Протоиерей Марьян Позунь:
– Храм еще окормляет детский дом «Надежда», который находится неподалеку, мы сотрудничаем, и каждый день – служба.
Если вновь углубиться в историю, то можно вспомнить, что, когда еще здесь была немецкая кирха, в церкви стоял орган. Первый музыкальный инструмент был подарен иудейской общиной, а в 1929 году его заменили на новый орган работы известной фирмы «Фуртвенглер и Хаммер».
Еще важно сказать, что этот храм как кирха действовал вплоть до депортации немецкого населения в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века, даже несмотря на то, что здание пострадало во время штурма Кенигсберга в 1945-м. Во время освобождения Пруссии советскими войсками здание храма было повреждено. После 1946 года кирха была национализирована – в ней располагался склад, а позже спортивный зал «Шторм». Советская власть закрывала храмы повсюду: и в средней полосе России, и на новых западных рубежах. Церкви предавали запустению, поруганию, выносили и уничтожали святыни, делали все, чтобы вера в людях угасла. Но этого не произошло, ведь не зря говорится, что Церковь не в бревнах, а в ребрах.
Протоиерей Марьян Позунь:
– Каждый человек хотя бы раз в жизни видел русскую, византийскую, суздальскую архитектуру – это известнейший факт, а здесь готический стиль. Храм немножко похож на гроб: крыша напоминает о том, что человек смертен, а византийская, русская культура напоминает о бессмертии, купол – это вечность. И поэтому, конечно, сначала люди не воспринимали. Но если логически мыслить, мы прекрасно осознаем, что не от архитектуры зависит сама молитва, а от нашего духовного состояния. История помнит, где люди молились: и в катакомбах, и на пне совершалась литургия.
Была разная архитектура в разное время, и сегодня это осознается народом. Конечно, лучше видеть свою «родную» архитектуру, но есть и культура, которая была раньше. Мы сегодня хотим, конечно, чтобы была русская культура, и мы все на это настроены. А вот храм нам напоминает об истории. Мы не можем это вычеркнуть, как нельзя убрать из истории советское время. Нельзя из истории вычеркнуть некоторые вещи: была немецкая культура и храмы остались.
Вспомним, что Святейшего Патриарха Кирилла, когда он был еще митрополитом Смоленским и Калининградским, благодарили большинство лютеран за то, что мы берем эти храмы и доводим до совершенства. Почему? Потому что здесь были разрушения. С исторической точки зрения это все было очень печально, поэтому дай Бог, чтобы мы все молились, и сегодня нет такой проблемы, что надо поехать в храм русского стиля, а не в этот храм. Я думаю, что здесь в основном все зависит от людей, священника, общины, хора, который украшает храм, семейной радости; люди общаются, молятся – все это результат молитвы.
Автор и ведущая Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 26 апреля 2024
КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ: Агния Совостенкова — участница крестного хода СВЯТАЯ РУСЬ. 1 часть
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА. Вифания: воскрешение Лазаря и Русская школа
Вопросы веры. 25 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
У книжной полки. Простые чудеса
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!