По святым местам. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Калининграде

6 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Покровский храм Калининграда строился целых 12 лет: с 1914 по 1926 год. Правда, тогда Дом Божий назывался кирхой Розенау, по имени предместья, в котором церковь стояла. Позже перипетии истории превратили кирху Розенау в заводской склад, ну, а после - в его стенах обосновался православный приход Покрова Пресвятой Богородицы.

Храм, о котором сегодня пойдет речь, строился в Калининграде, а тогда в Кенигсберге, с 1914 по 1926 год. О том времени нам напоминает внешний вид церкви, а внутреннее убранство говорит о современном этапе развития Покровского прихода.

И вот мы снова в Калининграде. Город этот появился стараниями тевтонских рыцарей. На землях язычников-пруссов они построили крепость Кенигсберг, что в переводе с немецкого означает «королевская гора». Архитектура города – сплав современной и советской застройки и зданий в готическом стиле. Улочки Калининграда – главное очарование этого города и в центре, и на окраине. Вот на окраину мы с вами и отправимся. Хотя, если быть точным, местечко Розенау – ныне часть Московского района – было пригородом до 1908 года. И вот здесь в начале XX века на Домнауер-штрассе начато строительство храма – лютеранской кирхи. «При чем же здесь Покровский храм, о котором мы начали говорить?» – спросите вы. Ответ прост.

Протоиерей Вадим Неткачев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы:

– Вы знаете, что до 1985 года Калининградская область была самая атеистическая в нашем бывшем Советском Союзе, там не было никаких православных храмов и первые церкви образовались из переданных немецких разрушенных или полуразрушенных кирх, в том числе и этот храм, который у немцев носил название «храм из предместья Розенау». Это был рабочий район Кенигсберга, и, если вы обратили внимание, этот храм, хотя и был лютеранским евангелическим, был посвящен Святой Троице, что очень интересно.

В 1990 году под крестом в барабане шпилей кирхи была найдена грамота, которая содержала сведения о строительстве здания. Там было написано, что три двери из белого песчаника на портале кирхи символизируют Святую Троицу, а красный цвет храма в сочетании с зеленым – это цвета любви и надежды. «Пусть это сочетание цветов будет символом общины на все времена», – помечено в грамоте. Работы были начаты 23 июня 1914 года, а через 35 дней началась война.

Протоиерей Вадим Неткачев:

– Когда началась Первая мировая война, в связи с трудным финансовым положением строительство было прекращено и возобновлено лишь в 1925 году. Завершилось оно в 1926 году, освящение было совершено 12 декабря.

Из той же грамоты мы узнаем, что строители просили прощения у потомков, если со временем обнаружится какой-либо брак, так как кирха строилась в трудное время и очень быстро. Строительных и плотницких дел мастер Альберт Квадзель в грамоте лично отмечал: «Когда 2 апреля 1925 года я начал строительство, предполагалось, что денежные средства удастся собрать без особого труда. К сожалению, сразу это не удалось… Неоднократное повышение жалованья, а также увеличение размеров конфирмационного зала и высоты сооружения на один метр привели к возрастанию стоимости строительства с 158 тысяч марок до 187 тысяч марок».

Какая честность, точность и скрупулезность, ответственное отношение к потомкам! Хотя если бы архитектору храма Пфлауму сказали, что он строит православную церковь, этот господин, наверное, очень бы удивился, а его внук, который как раз и привез это фото, был свидетелем того, как здесь возник православный приход. А лютеранская община молилась здесь до 1945-го.

Это кадры из фильма «На пути в Берлин», здесь главного героя – старшего лейтенанта Ивана Зайцева – временно назначают комендантом взятого немецкого города, а за его спиной – кирха Розенау. А вот еще кадры из фильма: к коменданту Ивану Зайцеву приходит пастор местной церкви. Уж не прообраз ли это пастора Вагнера из кирхи Розенау? Но это все фантазии и домыслы. А вот что правда: первое – рядом с Покровским храмом в 1967 году действительно снимался фильм «На пути в Берлин»; второе – супруга последнего пастора приезжала сюда в 1990-е годы.

Протоиерей Вадим Неткачев:

– Была поражена и очень обрадована тем, что кирха не разрушена, жива, и что здесь совершается богослужение, молитва. Последние прихожане-немцы до 1946–1947 годов, пока оставались здесь, посещали этот храм, но затем кирха была превращена сначала в военный гараж-склад, потом была передана заводу Рыбтехцентра: здесь хранилось оборудование. В 1990-х годах прихожане стали обращаться с требованиями, чтобы храм передали Русской Православной Церкви, и в 1991 году был зарегистрирован приход. Первая Божественная литургия была совершена митрополитом Кириллом (ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси).

Активный этап восстановления храма начался в 1996 году. Тогда перед глазами прихожан предстала безрадостная картина: окна были заложены белым силикатным кирпичом, своды крыши протекали, отопления не было. А та красота, которую вы видите, – результат труда многих людей. Хорошо, что тогда недостатков в помощниках не было: на самодельных лесах трудились десятки добровольцев, и чудо не заставило себя долго ждать. Через два года на месте ветхого аварийного здания стоял полноценный православный храм.

Протоиерей Вадим Неткачев:

– Часы на колокольне были восстановлены несколько лет назад. И слава Богу, сейчас есть часы с колокольным звоном, с колокольным боем.

И раз уж мы с вами здесь оказались, давайте послушаем, как звучат эти часы.

Протоиерей Вадим Неткачев:

– У каждого храма есть свой иконостас. Если вы проедете по другим храмам, то увидите, что у каждой бывшей кирхи есть свой иконостас. В нашем храме иконостас выполнен в древнерусском стиле, так называемый тябловый иконостас; все это совершалось по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Полное освящение иконостаса и самого храма произошло в 1998 году.

Говоря о святынях этого храма, отметим, что здесь очень много православных реликвий: старинных икон, частиц святых мощей. Хотелось бы подробно рассказать о каждой святыне, но, к сожалению, времени нашей программы может не хватить, поэтому давайте так: мы начнем рассказ, а вы, когда приедете в Калининград, сами сможете его дополнить.

Протоиерей Вадим Неткачев:

– Хотелось бы сказать, что все старинные иконы, которые находятся у нас в храме, были переданы нашими прихожанами. О чем это говорит? Что люди не потеряли свою веру, что, приезжая сюда, они везли с собой и свои иконы, и свои святыни; передавали сюда и книги.

А вот икона Сергия Радонежского с частичкой мощей.

Протоиерей Вадим Неткачев:

– Наша прихожанка удачно вышла замуж за одного бизнесмена, который очень много помог лавре. Он позолотил лаврский купол, много пожертвовал, сделал, и наместник спросил: «Что бы вы хотели?» Этот человек спросил у супруги, а мы как-то с ней говорили, что у меня мечта иметь икону преподобного Сергия с частицей мощей. И наместник повелел, чтобы написали икону и вложили частицу мощей; это было еще в 1997 году.

А старинная икона великомученика Георгия Победоносца была привезена сюда из Москвы.

Протоиерей Вадим Неткачев:

– Эта икона была привезена спортсменами-хоккеистами (есть в Москве такая команда, носящая бренд СССР), они играют по всей стране, интересные ребята. Я с ними дружу, и вот они решили привезти икону сюда. Она была в полуразрушенном состоянии, мы ее отреставрировали. У меня есть друзья в Греции, с которыми мы вместе когда-то учились, оканчивали Московские духовные школы, они там несут послушание. Во время встречи с ними и с митрополитом Верейским, Наусским и Кампанийским Пантелеимоном (Элладская Православная Церковь. – Прим. ред.) была рассказана история этой иконы, и владыка передал нашему приходу частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца. Так она прибыла к нам сюда.

Но святыни, большие и малые, пожалуй, найдутся в каждом храме, а вот такое увидишь не везде. Это традиционное фото прихода, его делают каждый год. Вот те люди, благодаря которым и стоит этот храм, а они надежно укрыты под Покровом Матери Божией.

Протоиерей Вадим Неткачев:

– Когда я окончил Московские духовные школы и приехал сюда, то столкнулся с кирхами. Все, конечно, было непривычно: служить в таких кирхах, видеть их. И многие переселенцы и жители области, которые здесь родились, тоже часто об этом говорили, выражали некое возмущение и даже протест: «Вот видите, они какие-то не наши. Вот если бы как в России, с маковками, белые храмы, тогда бы нам было тепло и хорошо». Я в этом случае говорил: «Придите, что-то сделайте, хотя бы пылинку уберите, внесите что-то свое – частицу своей души, – и для вас он будет самым теплым и радостным храмом».

История христианской Церкви свидетельствует о том, что в IV веке, когда были прекращены гонения и Церковь из подполья пришла к нормальной жизни, встал вопрос, что делать с языческими капищами, и императора Феодосия Великого спросили об этом. Эти капища просто передали Церкви, и она наполнила их новым содержанием. Вспомните известный Пантеон в Риме (в 609 году языческий Пантеон был освящен как христианская церковь святой Марии и мучеников. – Прим. ред.) и многие другие. Поэтому для тех, кто приходит сюда и совершает молитву, наш храм является самым теплым.

Автор и ведущая Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 19 декабря: 07:45
  • Пятница, 21 декабря: 23:45
  • Воскресенье, 23 декабря: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

Родовая вотчина инокини Марфы, матери первого русского царя из династии Романовых. В ХХ веке местный храм подвергся разорению и поруганию, постепенно превратился в руины. Но в этом году ситуация стала меняться к лучшему. Благодаря деятельному участию Угличского Богоявленского женского монастыря начинается возрождение святыни.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы