Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Скифы, сарматы, аланы… Когда-то, еще в I веке, предгорье Кавказа населяли эти народы со своей неповторимой культурой, обычаями и традициями. Вот и Карачаево-Черкесия, куда приехала программа «По святым местам», входила в государство аланов. От тех далеких лет до нас дошли древние христианские храмы: Сентинский, Зеленчукские и Шоанинский. О Шоанинском храме святого Георгия Победоносца пойдет речь в нашем сегодняшнем рассказе.
Протоиерей Александр Нартов, благочинный Северного Карачаево-Черкесского округа:
– Это очень древний храм, он построен ориентировочно в X веке. Это один из самых древних храмов в России.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Сейчас Свято-Георгиевская церковь располагается в Пятигорской епархии, а тогда в государстве Алания была Аланская епархия, центр которой находился в Нижне-Архызском городище, где расположены Зеленчукские храмы и наскальный лик Христа. Так же в состав епархии входили епископства. Историки выделяют Урупскую, Кавказскую, Кубанскую епископии и епископию Ахохия. Центром Кубанской епископии, названной так по реке Кубань, был Шоанинский храм святого Георгия.
Протоиерей Александр Нартов:
– Эти места являются местом скрещения цивилизаций – здесь проходил Великий шелковый путь. Здесь путешествовали люди разных народов и цивилизаций, и древние аланы посчитали нужным поставить в этих местах храмы.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– На территории Северного Кавказа Великий шелковый путь имел два ответвления: Даринский и Мисимианский. Они пересекались близ горы Шоаны. Это сейчас в окрестностях села имени Коста Хетагурова тишина, нарушаемая лишь шумом проезжающих машин. А тогда это было оживленное и густонаселенное место, через которое проходили торговые караваны. Оно надежно защищалось Кумаринским городищем – крепостью на правом берегу реки Кубани. Крепость до наших дней не сохранилась, а церковь стоит до сих пор.
К этому старинному храму в горах ведет лестница, которую окружают живописные просторы. Небольшая церковь длиной и высотой около 13 метров продолжала стоять и после того, как государство Алания прекратило в XV веке свое существование под натиском армии Тамерлана. Но время завоеваний великого эмира прошло, наступил XIX век и территория современной Карачаево-Черкесии вошла в состав Российской империи. Отец знаменитого осетинского поэта Коста Хетагурова Леван Елизбарович Хетагуров в 1870 году основал вблизи храма святого Георгия Победоносца село под названием Георгиевско-Осетинское, позже переименованное в честь поэта.
В самом конце XIX века на Шоане открыли мужской монастырь – Георгиевский скит. Паломники могут увидеть, что осталось от этой обители: остатки построек келий и трапезной. Существовал монастырь недолго, он закрылся в начале XX века после известных событий 1917 года.
У историков есть версия, что в 1929 году специалисты делали замеры этого храма и были поражены прочностью кладки. Считается, что скала, послужившая основой для храма, была неровной и не могла вместить все сооружение. Прежде чем строить храм, зодчему пришлось с западной стороны пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание. Представляете, как сложно было поднимать строительные материалы на такую высоту? Но, как говорится, для сердца верующего человека нет преград.
Протоиерей Александр Нартов:
– Уникальность этого места в том, что здесь мы находимся между небом и землей. Обычно храмы, если это населенный пункт, расположены на самом высоком месте села или города, а в средней полосе России обычно это равнина. Здесь мы видим уникальное явление: храм находится на горе. Диву даешься, как люди поднимали сюда по камешку. Камни речные, а речка внизу, в ущелье. Каждый поднимал сюда по камешку, и люди построили этот храм и здания, которые находятся рядом.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Печально, что сейчас находятся люди, для которых 1000-летний храм не является ценностью. Не раз эта церковь страдала от вандалов, и, конечно, особенной трагедией это становится для местных жителей.
Местный житель:
– Я заплакал, потому что наши деды и наши отцы молились здесь, и вдруг такое издевательство, такая печать всем верующим этого села.
Протоиерей Евгений Субтельный, благочинный Южного Карачаево-Черкесского округа:
– Пусть это будет и не наказание (я не говорю, что надо в тюрьму посадить), но мне очень хочется, чтобы этим людям стало стыдно.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Но как сказал апостол Павел: «Бог поругаем не бывает. Что человек посеет, то и пожнет». И небесный покровитель этого храма уже на протяжении десяти веков непростой истории хранит его.
Протоиерей Александр Нартов:
– Ежегодно в день памяти святого Георгия Победоносца здесь совершается литургия, собирается большое количество людей. У подножия этой горы находится населенный пункт имени Коста Хетагурова, в нем проживают очень много осетин, которые чтят Георгия Победоносца. Каждый праздник и помимо праздника они приходят к этому храму, чтобы помолиться в нем Господу Богу и святому великомученику Георгию Победоносцу.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Святого Георгия особо почитают на Кавказе, осетины изображают его подобно герою нартского эпоса Уастырджи. Культурно-исторические и христианские традиции тесно переплелись в образе этого угодника Божия, небесного покровителя воинов и путешественников. К последним можно причислить каждого из нас, ведь все мы идем по дороге, неся в сердце веру и уповая на заступничество Бога.
Протоиерей Александр Нартов:
– Само место расположения храма уникально. Иногда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Думаю, что это касается как раз этого храма. Лучше один раз приехать сюда, побыть здесь 5-10 минут, обратиться к Богу, к великомученику Георгию Победоносцу, и это будет иметь очень большой внутренний отклик, потому что человек находится здесь в уникальных условиях, в горах. И в этих горах находится рукотворный храм – это уникально.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Три древних храма – Сентинский, Зеленчукские и Шоанинский стоят в горах Кавказа, напоминая нам о древних аланах, когда-то живших здесь и оставивших о себе память, которой уже тысяча лет.
Протоиерей Александр Нартов:
– Эти храмы, как фундамент той культуры, существующей здесь сегодня, потому что каждый живущий здесь человек говорит: «Эти храмы построены нашими предками, и мы должны хранить их и следовать вере наших предков». Поэтому для живущих здесь людей это не просто храм, а еще и памятник национальной, народной и религиозной культуры, которой нужно следовать и которую нужно хранить.
Записала Людмила Моисеева
В праздник святого Алексия, человека Божьего, отправимся в храм его имени в село Ключи Алтайского края. В этом месте есть три церковных здания: помещение дореволюционной церкви, переделанное под жилой дом, храм, где начали собираться в 90-е годы прошлого века, и строящаяся церковь. О прошлом, настоящем и будущем прихода узнают зрители программы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
ЗА ДРУГИ СВОЯ: Пасхальный подарок герою. Главный храм ЦВО. 2 часть
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!