По святым местам. Гусёвский Ахтырский монастырь Урюпинской епархии

16 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Малая Оптина - так называют Гусёвский Богородице-Ахтырский женский монастырь. Ведь становление обители связано с именем святого Амвросия Оптинского: вплоть до кончины старца в монастыре все решалось по его благословению и совету. Сейчас в Гусёвке ждут, что в монастырь придут те, кто хочет послужить Богу.

Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Волгоградской митрополии. Знали ли вы, что здесь есть своя Малая Оптина? Именно так иногда называют Гусёвский Ахтырский женский монастырь. О  нем наш сегодняшний рассказ.

Монахиня Сергия (Назарова), насельница Гусёвского женского монастыря в честь Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы:

– Икона Ахтырской Божией Матери, которая сейчас перед нами, – это и есть начало нашей обители. Я немного скажу, от чего началось название «Ахтырская». Это было в 1739 году в селе Ахтырка Харьковской области. Батюшка Даниил вышел косить траву вокруг своего храма и вдруг увидел совершенно необыкновенное явление: огромный огненный столп, который восходил от земли к небу. Батюшка со страхом Божиим, с крестным знамением подошел к этому месту и узрел иконочку: она лежала в траве ликом в небо. Икона пронзительная, незабвенная, даже трагическая от того, что на ней изображены последние страдания Господа Иисуса Христа, пригвожденного ко Кресту всеми нашими грехами (прошлыми, настоящими и будущими), а у Креста стоит Царица Небесная, вечная Страдалица, Заступница усердная рода христианского. Вот такую необыкновенную иконочку нашел батюшка в траве.

Первообраз после революции находился в Америке, но в 2010 году был доставлен в Воскресенский монастырь Санкт-Петербурга. Гусёвский же образ Ахтырской иконы Божией Матери был привезен с Афона в XIX веке схимонахом Никодимом.

Монахиня Сергия:

– Был такой послушник в одном из северных монастырей Архангельской губернии. Он был трудником, очень большим молитвенником и очень любил Афон. Старцы северные благословили его пешком идти на Афон. Однажды от этого образа на Афоне был голос: «Несите меня домой». А дом – это, конечно, Россия, которую Матушка возлюбила превыше всего. Не долго думая, они снарядили в путь схимонаха Никодима, дали ему в руки образ Ахтырской Божией Матери и отправили в Россию.

И вот через четыре года пути (а началась эта дорога в 1861 году) схимонах прибывает в эти края и встречает здесь местного священника протоиерея Иоанна (Левицкого).

Монахиня Сергия:

– Он к тому времени уже был старец, овдовел, имел кое-какое состояние, но, как сам говорил, носил в сердце святую мечту. Чаепитие этих двух светозарных старцев затянулось до утра. То есть в эту самую святую преблагословенную ночь и было решено здесь, в нашей глубинке, в отдалении от промышленных духовных центров, устроить русскую женскую православную обитель.

Благословение на устройство монастыря отец Никодим и отец Иоанн получили в Оптиной пустыни у известного в XIX столетии старца Амвросия. В то время в России только отменили крепостное право, внешних препятствий для поступления в святую обитель стало меньше, поэтому вдовы солдат войны 1812 года, лишние рты (так называли девочек из многодетных крестьянских семей), а также одинокие женщины потянулись сюда, в Гусёвку. Сама обитель находится в полустепной зоне, поэтому для нормальной жизни монастыря необходимо было найти родник.

Монахиня Сергия:

– Батюшка Иоанн несколько раз обходил имение с молитвой к Господу, чтобы Он показал место источника. Когда на одном месте батюшка молился со всхлипами, до слез, очевидцы помнят, что он был поднят на воздух на несколько локтей. Они, конечно, испугались: как это простой и земной человек вдруг на воздухе? Закричали: «Батюшка, ты куда?» А он говорит: «Этот случай утаите до смерти моей. А это место источника Господь показал».

Также в наследство от дореволюционного монастыря остался вот этот дуб: ему около 200 лет; он был свидетелем многих исторических событий. Осенью 1878 года в святую обитель приехала Елизавета Годейн, чтобы поселиться здесь. О Елизавете Годейн следует сказать отдельно. Она была духовной дочерью Амвросия Оптинского, состояла с ним в переписке. И вот в ее душе родилось желание оставить мир и уйти в Шамордино в монастырь. А в то же самое время здесь, в Гусёвке, обитель из-за недостатка средств находилась на грани закрытия. Сестрам приходилось очень трудно, пожертвований не хватало, а земли и без того были заложены в банках и кредитных учреждениях. И общину от ликвидации спасла Елизавета Николаевна Годейн – дворянка, дочь генерал-майора и фрейлина Ее императорского величества.

Монахиня Сергия:

– Лизонька воспитывалась в самом роскошном, фешенебельном, прекрасном, богатом дворце посреди Москвы. Она получила гениальное домашнее образование, знала естественные, гуманитарные науки, пять языков в подлиннике. Когда приходит время выходить в свет, она противится воле своих высокосветских родителей. Отраду, утешение она находит в уединении, в псалмопении, молитвах. Когда у Лизоньки умерли ее горячо любимые родители и единственная сестричка Александра, она со своим несметным богатством, а еще вернее – с Господом пошла в Оптину пустынь к батюшке Амвросию. Он сказал ей тогда одно маленькое, очень доброе, теплое, ласковое слово: «Гусёвочка». Лизонька по благословению, по смирению приняла это как дар Божий, как перст Божий и вложила все свое состояние, весь свой титул, всю себя, все, что знала и могла, в нашу святую обитель.

Тогда у нас началось строительство целой лавры, которая до революции называлась «Жемчужина Волгодона» (и женская православная лавра). Здесь было два златокупольных собора – Ченстоховской Божией Матери и Ахтырской Божией Матери, был свой кирпичный завод, ткацкая фабрика, кожевенная фабрика. Сама Лизонька по слабости физического здоровья (тогда у нее уже были первые признаки чахотки) занималась интерьером обители, то есть украшением ее внешнего вида. Каждая кочка здесь цвела невиданными заморскими цветами, а по двору гуляли павлины. Такое благолепие Лизонька устроила для того, чтобы люди, пришедшие из юдоли плача, вечных скорбей и печалей – мира, могли обрести здесь потерянный рай.

Благодаря письмам старца Амвросия обитель строилась по подобию Оптиной пустыни. В некоторых документах монастырь так и называется: Малая Оптина.

Монахиня Сергия:

– Письма сейчас читаем, очень много поднято из архивов, напечатано. Он пишет в письмах с такой лаской: «Как там мои гусенята: и белые, и сероватые, и хорошие, и плоховатые?»

Но процветание продолжалось лишь до 1917 года. В документах остались имена тех, кто нанес первый урон святой обители.

Монахиня Сергия:

– Ванька Борзый, Нинка Кобыла, Митька Домник – даже страшно произносить вслух и при людях. Конечно, они всю свою злобу обрушили на храм: выбили окна, двери, крушили иконы, топтали, сквернословили, плевали, а из алтаря сделали нужник.

Десять лет монастырь был сельскохозяйственной артелью, но в 1927 году и ее закрыли.

Монахиня Сергия:

– Когда мы пришли, здесь было как после войны: здания стояли с проломленными крышами, выбитыми окнами, сломанными дверями. Скот гулял в зоне обители. Трава была выше человеческого роста. Кругом – мусор в виде бутылок, банок, изношенной обуви. Мы думали, никогда не восстанем из этого пепла и праха. Только чудом Божиим, подвигом Пресвятой Богородицы все происходит. Главное, у нас нет ни одного спонсора, чтобы можно было сказать, что этому человеку мы благодарны. Все собирается по копеечке, по крупице.

Первая литургия прошла в домовом храме святого Амвросия Оптинского 14 сентября 1994 года, в день начала нового церковного года. В наши дни восстановлением монастыря занимался архимандрит Василий (Захарич). Он был родом из Республики Беларусь, приехал сюда в 1996 году. Два десятилетия батюшка посвятил тому, что строил храм, восстанавливал здания и монашескую жизнь. Одновременно с этим стали искать останки инокини Елизаветы (Годейн), которую здесь ласково зовут Лизонька.

Игумения Серафима (Каштанова), настоятельница Гусёвского женского монастыря в честь Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы:

– Есть книжечка о Елизавете (Годейн), где написано, что ее захоронили в северной части алтаря. Храм в честь Ченстоховской иконы Божией Матери стоял на территории, где сейчас расположена средняя школа. Директор школы была добрым человеком, сказала: «Копайте, пробуйте». Мы копали, но не нашли. Потом она сказала, что преподаватель хотел построить физкультурную площадку, и когда экскаватором копали в одном месте, попали именно на склеп, где было захоронение.

Сейчас останки Елизаветы (Годейн) находятся на экспертизе, а на месте склепа будет установлен памятный знак. В старых корпусах построили воскресную школу, планируют устроить музей. Все сделано добротно, на века. Здесь развивают детские таланты, устраивают музыкально-литературные вечера для учителей, а для людей, желающих монашеских подвигов, есть свой отдельный корпус.

Игумения Серафима:

– Все кельи одинаковые: кровать, шкаф, стол, полочки и святой уголочек. Молись, плачь, делай поклоны, как это подобает монахине. То есть в одиночестве, в уединении ты спасаешься, здесь ты с Богом. Все эти кельи ждут. Кого мы ждем – не знаю. Мне уже много лет хочется, чтобы пришел кто-то, кому можно передать любовь к монашеской жизни. Сколько лет я здесь настоятельница и все жду, что кто-то придет и скажет: «Я пришла спасать свою душу».

Первый этаж заселен, а на втором пока не слышно ничьих голосов.

Монахиня Сергия:

– Вы увидите здесь людей преклонного возраста. Самой молодой – 65 лет, другим – 70, 75, 80, но все находятся в монашеском строю. Ранний подъем, поздний отбой – и весь день труды, молитвы. Нам хотя бы несколько молодых лиц увидеть! Ведь это же так прекрасно, когда молодежь идет к Богу, принимает это все из наших рук! Но потом думаю, что старость – это тоже великая и священная пора: люди уже прожили жизнь, знают цель жизни, знают, что самое главное – это душа, и умеют молиться. У нас есть ектения в литургии, чтобы Господь послал нам благочестивых инокинь, трудолюбивых, трудоспособных, адекватных, боголюбивых; ну, и молодых, конечно.

Монашеская трапезная очень красивая и уютная.

Игумения Серафима:

– Мы поставили трапезную, и она тоже украшение нашего монастыря, визитная карточка. Владыка, как приходит, говорит: «Какая у вас трапезная!» Она большая получилась.

Даже посуда здесь с изображением маленьких гусят.

Игумения Серафима:

– Многие к нам едут, особенно почему-то медицинский мир, профессора; они к нам едут с такой глубокой верой! Думаю, проснется народ. Мы помогаем: у нас бывают дни для малоимущих, инвалидов войны, труда. Мы разносим продукты, постельное белье и плюс кладем небольшую денежку. Нас встречают, нас любят, но нужно прийти и поблагодарить Бога. Меня не надо благодарить; это Матерь Божия нам дает. Я всегда говорю монахиням: «Мы все положили на стол, они уедут, а у нас опять закрома будут такие же полные».

Люди говорят: «Матушка, мы так спали! Такая благодать у вас!» По какой причине сердца касается благодать? Если ты с чистым сердцем приехал, благодать обязательно будет. Приезжайте, побудьте в этой благодати немножко, и, мне кажется, этого заряда хватит на много-много лет.

Монахиня Сергия:

– Монастырь – это счастье на земле. Конечно, жить очень трудно, но уходить в вечность – блаженно. Монастырь намоленный, старинный, настоящий русский православный. И он стоит такого поклонения.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 09 мая: 15:15
  • Пятница, 10 мая: 23:45
  • Воскресенье, 12 мая: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем наше путешествие по Славгородской епархии. Вспомним дореволюционные храмы, церкви, построенные в советские годы, и современные монастыри и храмы. И еще раз вспомним некоторые вехи истории православия на Алтае.      

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать