Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– «Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста „Богородиц” прочтет, тому всё тут – и Афон, и Иерусалим, и Киев» – так говорил преподобный Серафим Саровский о святой Канавке. Сегодня мы пройдем по тропе, где шествовала Царица Небесная, и познакомимся с церквями, что стоят внутри Канавки. Идя по этому пути, вы обойдете несколько корпусов, где живут сестры святой обители, и вот слева от вас окажется здание шафранового цвета. Это монастырская больница с храмом в честь иконы Божией Матери «Целительница». Идя дальше, встретите обшитый деревом двухэтажный дом небесно-голубого цвета – это богадельня с церковью во имя другого образа Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость». С этого храма мы и начнем наш рассказ.
Вера Александровна Шишигина, экскурсовод Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:
– Перед нами старинное монастырское здание – богадельня. Здесь была устроена домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», для того чтобы старицы-насельницы нашей обители могли участвовать в богослужении.
Надежда Калинина:
– Обычно паломники не заходят в этот храм, но у нас с вами есть уникальная возможность увидеть, как внутри выглядит эта небольшая церковь. Такая домашняя, теплая, она вся обшита деревом. Здесь чувствуется тишина, покой и предстательство сонма дивеевских святых.
Говоря об особенностях постройки этой церкви, скажем еще об одном важном моменте.
Вера Александровна Шишигина:
– В алтаре этого храма были устроены два окошечка, которые выходили в кельи самых немощных сестер, для того чтобы они, не выходя из своей кельи, могли участвовать в богослужении.
Надежда Калинина:
– Во время обозрения церквей Нижегородской епархии в 1886 году, когда этот храм посещал епископ Нижегородский и Арзамасский Модест, это место называлось больничной церковью. Но сейчас больничный храм располагается в другом помещении. Несмотря на то что церковь эта молодая, само место, где стоит дом Божий, имеет длинную историю.
Вера Александровна Шишигина:
– На этом месте, внутри Канавки, располагалось монастырское кладбище, на котором хоронили сестер. На кладбище стояла Преображенская церковь, алтарем которой служила дальняя пустынька преподобного Серафима, перевезенная сюда стараниями Мотовилова еще в середине XIX века, вскоре после кончины батюшки Серафима. Ближняя пустынька также находилась в центральной части Канавки – там читали Неусыпаемую Псалтирь. В советское время это кладбище уничтожили и на его месте построили общеобразовательную школу. Когда здание вернули монастырю, там устроили медицинский центр «Надежда» для монашествующих. То есть это больница для сестер нашей обители.
Надежда Калинина:
– Вход в этот храм разрешен для сестер обители, восстанавливающих свои силы в монастырской больнице. Внутреннее убранство этой церкви рассказывает о чудесах исцеления, которые совершал Господь Иисус Христос, Богородица и святой Серафим Саровский. Есть здесь и фреска, на которой написано, как святой исцелил Михаила Васильевича Мантурова, благодаря которому в Дивееве появились рождественские храмы. Другое изображение рассказывает нам о том, как в возрасте двадцати двух лет Николай Мотовилов был исцелен батюшкой Серафимом от тяжкой ревматической болезни с расслаблением всего тела и отнятием ног, длившейся три года. И о современных чудесах, связанных с исцелением у мощей преподобного, здесь не забывают.
Есть в этом храме и реликвии, связанные с дивеевскими святыми. Одна из самых заметных – рукавичка преподобного Серафима Саровского. Также святыни расположены и в Скорбященском храме. Здесь есть предметы со Святой Земли, а также частички гроба, сделанного святым Серафимом Саровским для преподобной Марфы Дивеевской. Напомним: святая Марфа одна из преподобных жен дивеевских, начальница над всеми дивеевскими сиротами в Царстве Небесном. Так о ней говорил святой Серафим Саровский, по благословению которого она в тринадцать лет поступила в монастырь.
Анна Вячеславовна Ольховацкая, экскурсовод:
– Жизнь ее по строгости превосходила жизнь даже старших сестер. Несмотря на такой юный возраст, матушка Марфа была уже в схимническом постриге – это самая строгая ступень монашеского пострига. Вместе со всеми сестрами матушка помогала строить рождественские храмы для обители. И поднимала сразу так много камней от усердия, что надорвалась на строительстве и скончалась в возрасте всего девятнадцати лет. В обители она пробыла шесть лет. Рыдающих сестер отец Серафим утешал, говоря, что душа ее теперь находится рядом со Святой Троицей, и называл схимонахиню Марфу начальницей небесного Дивеево. И на портрете она изображена именно так – на фоне и земной, и небесной Дивеевской обители.
Надежда Калинина:
– Также небольшая Скорбященская церковь памятна для обители важным событием, случившимся здесь.
Вера Александровна Шишигина:
– Именно в этом храме была совершена последняя литургия перед закрытием монастыря, на которой священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский (он также входит в собор дивеевских святых, некоторое время подвизался здесь, в нашем монастыре, перед закрытием обители), на проповеди сказал: «Сейчас нам всем поднесена Чаша; кто насколько ее выпьет – кто-то лишь поднесет к губам, кто-то лишь отопьет четверть, кто-то половину, а кто-то выпьет до конца».
Надежда Калинина:
– После обедни певчие запели, как обычно в Прощеное воскресенье, плач Адама – все сестры прощались, вся церковь плакала, а слова, которые тогда сказал еще архимандрит Серафим, оказались пророческими.
Монахиня Аполлинария (Багрова), смотритель Музея дивеевских новомучеников:
– Историю Дивеевской обители создавали такие замечательные святые, как преподобный Серафим Саровский, преподобные Александра, Марфа, Елена, блаженные Пелагея, Параскева и Мария, но история, созданная ими, представляется неполной без достопамятных имен тех людей, которые вместе с Русской Православной Церковью пострадали за веру в годы неслыханных гонений. В сонм этих святых входят и дивеевские святые: священномученик Серафим (Чичагов), священномученики Михаил и Иаков, преподобная исповедница Матрона, Пелагея и Ксения.
Надежда Калинина:
– В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре создан Музей дивеевских новомучеников. Через судьбы конкретных людей здесь можно увидеть эпоху; глядя на их крестный путь, задуматься о своей жизни.
Монахиня Аполлинария (Багрова):
– Поэтому здесь была открыта эта экспозиция. Бережно, кропотливо собраны вещи, предметы, к которым они прикасались, даже одежда, посуда, мебель. Здесь созданы реконструированные уголки, которые рассказывают об эпохе того времени.
Надежда Калинина:
– Воспоминания о людях, ушедших в горний мир, в монастыре бережно хранятся. Это видно и при посещении музея святой обители, и когда проходишь по святой Канавке мимо храма иконы Богородицы «Целительница».
Вера Александровна Шишигина:
– В память о тех, кто был похоронен на этом кладбище, по числу сохранившихся надгробных плит восстановили несколько могил, они как раз возле алтаря церкви во имя иконы Божией Матери «Целительница», которая находится в этом медцентре.
Надежда Калинина:
– Пока мы с вами паломничали по этим двум прекрасным храмам, на Дивеево стали опускаться сумерки, хотя в темное время суток храмы внутри святой Канавки выглядят как-то по-особенному уютно, так что продолжим наш рассказ.
В 2004 году в будущей монастырской больнице стали трудиться строители. И вот бывшее здание школы начали реконструировать. Делали это в течение четырех лет, к 2008 году храм был освящен, а Великим постом уже следующего года принялись за его роспись. Годом раньше началась реконструкция в храме иконы Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость», а в советское время там, где находились кельи монахинь, располагались жилые квартиры. В конце XIX века здесь еще проживали старицы, которые пришли в монастырь по личному благословению батюшки Серафима. Между этими старицами и жила Варвара Александровна Карамзина, ставшая одной из основательниц Скорбященской церкви.
Еще в 1861 году сестрами Дивеевской обители, вдовой Шишкиной и девицей Варварой Александровной Карамзиной, которая приходилась племянницей известному российскому историку, была устроена в обители богадельня.
И в позапрошлом столетии, и сейчас забота о монахинях почтенного возраста и о тех, кто страдает недугами, важная часть жизни обители. И, несмотря на их физическое состояние, их главный вклад в развитие Дивеевского монастыря – это молитва смиренная, чистая и искренняя.
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!