Плод веры. Беседа с иереем Тимофеем Чайкиным

8 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Современные казаки - кто они? Как служат государству и обществу, как строят семьи и воспитывают детей? На эти и другие вопросы отвечает иерей Тимофей Чайкин, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

–  Очень серьезная и интересная тема – современное казачество. В конце 80-х – начале 90-х была, можно сказать, мода на казачество. У кого-то были предки-казаки, у кого-то просто интерес к истории и культуре привел к тому, что люди стали объединяться. Это были стихийные объединения, и часто люди, далекие от этой темы, воспринимали это как что-то очень странное: ходят люди в каких-то погонах непонятных. Как сейчас обстоит дело? Я знаю, что в двухтысячные годы государство активно взялось за работу с казачеством, Церковь активно стала принимать участие в духовном окормлении казачьих войск. Как Вы видите сейчас эту ситуацию? Насколько из таких «самозваных» объединений казачество превращается реально в общественную силу?

– В первую очередь мне бы хотелось вспомнить начало ХХ века, когда, к огромному сожалению, наша страна претерпевала различные потрясения, которые были сформулированы на почве, наверное, каких-то внешнеполитических взглядов. Церковь и казачество терпели гонения, и, в принципе, казачество было полностью уничтожено. В 1919 году была принята директива, подписанная Яковом Свердловым, о политике расказачивания, которая, к огромному сожалению, привела к тем последствиям, которые мы наблюдали с вами в течение всего ХХ века.

Божией милостью, с Божией помощью в начале 90-х годов ХХ столетия мы уже увидели, что казачество начало свое становление. Как и Церковь наша Святая, которая вместе с казачеством была гонима, истребляема, также в начале 90-х годов получила расцвет. Появились те люди, которые стали надевать на себя казачью форму. Конечно же, это были представители абсолютно разных казачьих объединений, структур, называющие себя по-разному, к которым было совершенно разное отношение и со стороны государства, и со стороны нашего российского общества. Это были люди, считающие себя преемниками казаков. Во многих действительно текла и до сих пор, слава Богу, течет казачья кровь их предков: тех, которые погибли, были уничтожены, или тех, кому запрещали вообще говорить о казачестве, надевать форму из-за той политики расказачивания, о которой я сказал выше.

В наше время, с начала 90-х годов, эти люди стали заниматься патриотическим воспитанием детей, различными направлениями деятельности относительно помощи государству в охране общественного порядка. И постепенно государство стало обращать внимание на этих людей, которые надели на себя форму.

Конечно же, нужно отметить, казачество – это общество, имеющее очень серьезную самоорганизацию, у него есть своя иерархия. Есть высший орган казачьего управления –Казачий круг. Туда по историческим традициям приглашается священнослужитель, который благословляет этот Круг, и если нет священнослужителя, то Круг считается нелегитимным. Поэтому вместе с Церковью казачество стало постепенно в начале 90-х годов возрождаться. Конечно же, государство обратило на это внимание, и со временем был создан Совет при Президенте по делам казачества, который сегодня возглавляет Александр Дмитриевич Беглов, полномочный представитель Президента в Северо-Западном федеральном округе.

Вместе с тем были воссозданы реестровые казачьи войска (их одиннадцать на данный момент), располагающиеся в различных субъектах Российской Федерации, в которые входят представители казачества. Это, к примеру, Центральное казачье войско, организованное как раз в начале 90-х годов; исторически такого войска не существовало. Мы знаем те перипетии, которые потрясли нашу Родину, нашу Россию, очень многие люди переезжали, в том числе люди, имеющие казачьи корни, приехали и проживают в субъектах Российской Федерации Центрального федерального округа. Поэтому, конечно же, очень много представителей казачества сегодня проживает именно здесь, на территории Центральной России. Потому было принято решение о создании Центрального казачьего войска.

Существует исторически и Всевеликое войско Донское на территории Ростовской области, именно в традиционных местах проживания донских казаков. Кубанское казачье войско, Уссурийское, Забайкальское, Волжское... Всего одиннадцать таких реестровых казачьих войск существует, в главных городах находятся их штабы.

И, конечно же, Церковь, всегда заботящаяся о своих верных чадах как мать, тоже видела процесс возрождения казачества. И многие казаки, сохраняя те традиции, о которых мы уже поговорили (о том, что необходимы священнослужители для благословения, духовного окормления), постепенно стали обращаться к своим правящим архиереям и в итоге обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, чтобы казачество было под духовным окормлением Церкви. Святейший Патриарх в 2009 году в Новочеркасске принимал участие в заседании Совета при Президенте по делам казачества и объявил о том, что он берет казачество под свое духовное водительство. Уже в марте 2010 года был создан Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, председателем которого был  назначен в то время епископ Павлово-Посадский Кирилл, викарий Святейшего Патриарха, ныне митрополит Ставропольский и Невинномысский.

Исторически никогда не существовало синодальных структур, отвечающих за духовное окормление казачества. Были определенные священники, войсковые священники, которые вместе с казаками и на войну ходили, и в повседневной жизни окормляли их и их семьи, но вот именно такой церковной определенной структуры не было. Конечно же, мудрое решение Святейшего Патриарха связано с тем, чтобы казачество как духовное воинство (потому что казак без веры – не казак, сами казаки такую истину сформулировали и ее исповедуют) было как можно ближе не только по своему внешнему поведению, но и по внутреннему духу к Православной Церкви, к таинствам Церкви Христовой. Поэтому такая синодальная структура была создана.

Уже в этом году, в марте, будет восемь лет, как существует Синодальный комитет. За это время с Божией помощью удалось создать 174 епархиальных подразделения по взаимодействию с казачеством, где работают руководители епархиальных отделов, их сотрудники. Уже на сегодняшний момент распоряжениями правящих архиереев, священноначалия более тысячи священников официально закреплены за духовным окормлением казачества. Это только на территории Российской Федерации, но мы знаем, что под юрисдикцию Православной Церкви Московского Патриархата подпадает и Украинская Православная Церковь, Белорусский Экзархат, Митрополичий округ в Казахстане. Там везде также существуют окормляющие священники.

Более того, при Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством создана коллегия войсковых священников. Как раз священники, отвечающие за духовное окормление одиннадцати этих реестровых войск, самые главные, так сказать, священники. Они вместе с войсковым атаманом отвечают за духовное развитие и иные направления деятельности войска, входят в состав коллегии войсковых священников. И по благословению Святейшего Патриарха включены еще и представители Украинской Православной Церкви, Белорусского Экзархата и Казахстанского митрополичьего округа. Мы на собраниях этой коллегии принимаем определенные решения по духовному окормлению казачества, различные методические материалы. У нас разработано достаточно много методических материалов. В 2015 году была принята Высшим Церковным советом и Святейшим Патриархом «Концепция по духовному окормлению казачества». Это самый главный документ, который регламентирует деятельность Церкви по отношению к нашему казачеству и на епархиальном уровне, и на благочинническом уровне, и на уровне приходском.

– Все-таки если упоминать об исторической традиции, мы говорим, что казак – это образ жизни. Это не профессия, это даже не общественное служение – это образ жизни. Исторически казаки всегда были связаны с землей. Сейчас и общество изменилось, все изменилось. Чем занимаются казаки в повседневной жизни? Это же не их профессия. Насколько этот образ жизни влияет на их семейный быт, на то, как они формируют свои семьи? Насколько члены семьи разделяют те ценности, которые они как казаки проповедуют? Вообще это сохраняется как образ жизни? Или сейчас это некая общественная служба?

– Конечно же, казаки всегда в первую очередь были защитниками Отечества, веры православной, и жили они на границах нашего Отечества, для того чтобы охранять эти рубежи. Конечно же, казаки занимались землей и даже вместе с семьями перебирались на те места, куда их посылал казачий долг служения нашему Отечеству. Безусловно, семейное воспитание, семейные традиции, которыми всегда славилось наше казачество  (многодетность, традиции уважения к близким, к своей православной вере, к заповедям Христовым),  на сегодняшний день сохраняются. Какие-то традиции были, естественно, размыты в годы того периода, о котором мы уже с вами говорили, – годы богоборческой власти, гонений на само казачество.

Сегодня задача и Церкви, и государства, и всех людей, ответственных за казачество, его духовное и общественное развитие, – сохранить и приумножить те традиции, которыми было сильно казачество в прошлом. На сегодняшний день у казаков ведется большая патриотическая работа, военно-патриотическая работа, казачество организовывает множество различных военно-спортивных клубов, если говорить о работе с молодежью.

Очень интересным является проект, который осуществляет сегодня Первый казачий университет. Он называется Университет технологий и управления имени Разумовского, находится на Таганке, имеет восемнадцать филиалов. Молодые казаки благодаря современным технологиям занимаются борьбой в Интернете с различными неоязыческими организациями, с теми процессами, которые, как «Синий кит», приводили молодежь к суициду и так далее. В современном обществе казаки все равно занимаются охраной нашей веры, наших внутренних чувств, сохраняя свои традиции.

Уже немножко видоизменилась, может быть, эта охрана, потому что, конечно же, не только на границах нашего Отечества сегодня стоит враг, приходящий к нам. Мы знаем политическую ситуацию, и казаки встроены сегодня в различные государственные структуры, в административную жизнь нашей страны. В Государственной думе присутствуют казаки, в иных министерствах и ведомствах, где принимаются различные законы в отношении развития нашей страны. И везде необходимо, конечно же, то веское слово, которое ведет не к разъединению, не к разобщению нашего современного общества, а к тому, чтобы оно было целостным, единым, чтобы наша страна процветала.

Во многие эти процессы сегодня встроено наше казачество благодаря Совету при Президенте Российской Федерации, при котором существуют различные комиссии, в том числе комиссия по взаимодействию с Русской Православной Церковью, которую возглавляет наш владыка, митрополит Кирилл. Много иных комиссий по взаимодействию с зарубежными казачьими учреждениями, комиссия по кадетскому образованию, по сельскому хозяйству, комиссия по взаимодействию с МЧС, с различными министерствами и ведомствами, для того чтобы приумножать и сохранять то, что было в нашем славном казачестве.

– Сколько у нас сегодня реестровых казаков?

– Называют разные цифры. Порядка 700 тысяч казаков, которые сегодня проверены Минюстом, зарегистрированы. И, конечно же, мы говорим только о конкретных членах казачьих обществ. На самом деле, если возьмем их семьи, их детей, возьмем общественные казачьи организации, которые не входят в реестр, то казаков намного больше. Сегодня даже называют цифру порядка семи миллионов, если взять территорию всей Российской Федерации.

Хотел еще добавить. Если в человеке казачья кровь течет, не всегда он придет в какое-то казачье общество и зарегистрируется, будет членом казачьего общества. Многие просто в своем сердце хранят свое казачье преемство: дед, прадед, прапрадед были казаками, а сегодня это уже молодые современные люди, которые необязательно вступают в казачьи общества, тем не менее по роду, по духу они являются казаками. Поэтому исчислить их, наверное, невозможно.

– Вообще с какой целью создавался реестр и чего ожидает государство от казаков? Какие дает полномочия и что ждет в ответ?

– В первую очередь реестр создавался, наверное, для того, чтобы, как я уже сказал, мы могли не просто как-то размыто говорить об укреплении нашей Родины, о каких-то казачьих традициях и укладах, сохраненных в жизни казаков, но и для того, чтобы, как Вы правильно заметили, можно было действительно через какие-то государственные органы, государственные законы привлекать казачество к государственной службе. Ведь те казаки, которые вступили в реестр, поступают на службу нашему государству. Они могут принимать участие в различных охранных мероприятиях, помогают охранять общественный порядок.

На сегодняшний день это очень хорошо развито в Кубанском казачьем войске, в Терском казачьем войске, во Всевеликом войске Донском, то есть в местах компактного проживания казаков. Сегодня вместе с полицейскими они ходят и патрулируют улицы. Если приедете на Кубань, на юг, даже на постах ДПС вам могут встретиться два-три казака, которые с полицейскими вместе; и таможенники. Благодаря такой деятельности казаков на сегодняшний момент увеличилась возможность пресекать различные правонарушения. Я сейчас не буду апеллировать к статистике, но такая статистика очень велика. Если взять Краснодарский край, например, то когда проходила Олимпиада в городе Сочи, благодаря казачьим патрулям было пресечено достаточно большое количество различных правонарушений. Также казаки сегодня хорошо встроены в охрану лесов, водоемов, охрану природы. То есть казаки имеют на это полные законные права.

Сегодня существует, как я уже сказал, Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, а также сегодня за различные подзаконные акты, которые создаются в отношении российского казачества, отвечает Федеральное агентство по делам национальностей. Оно формирует различные законы и дает возможность казакам принимать участие в той или иной деятельности на службе нашему Отечеству.

– К вопросу о делах национальностей. Каковы межнациональные отношения на Кубани, в Ставропольском крае? Мы знаем, насколько там сложная и многообразная ситуация. Насколько казаки способствуют урегулированию, умиротворению ситуации?

– Безусловно, казачество в этих регионах было исторически. Каждый молодой человек, каждый младенец уже знает, что он не просто гражданин того или иного края, но он рождается для того, чтобы отстаивать интересы своей страны и защищать их. Поэтому, конечно же, казачество всегда настроено с горением внутри, потому что понимает, что проживает в регионах стратегического назначения. Особенно это касается сегодня нашего «огнедышащего Кавказа», как там говорят. Но хотелось бы сказать, что с Божией помощью преодолеваются различные сложные отношения, потому что казаки в этих регионах встроены в охрану нашей границы. Мы прекрасно понимаем, что казаки служат в различных подразделениях и воинских частях нашей страны. Это Кантемировская дивизия в городе Москве. И на Кавказе в различные боевые подразделения поступают казаки, которые охраняют границы нашей Родины – не только в иносказательном, но и в прямом смысле. Казаки поступают в ряды Вооруженных сил.

Я думаю, слыша различные сведения и от окормляющих священников, и от казаков, проживающих на тех территориях, о которых мы с вами говорим, местное население и то население, которое находится за границами нашей Родины, зная, что казачество территориально проживает там, более уважительно и осторожно относятся к нашей Родине, к нашим регионам, к нашим людям. Они знают, что казаков обижать нельзя. Когда, к сожалению, недавно совершилось большое горе, расстреляли женщин в Махачкалинской епархии, то именно казак помогал защищать этот храм, вызывал на себя этот огонь и даже обращался к преступнику: «Стреляй в меня!» И в то время, пока он общался с преступником, удалось закрыть изнутри храм – и многих жертв удалось избежать. Это явный пример. И средства массовой информации, и наш окормляющий священник свидетельствуют о том, что казаки помогают.

– Наверняка нашим зрителям (мне, например, точно) интересно, как проходит обычно Казачий круг. Вы наверняка на нем присутствовали.

– Да, конечно.

– Как это происходит, какие вопросы обсуждаются, как принимаются решения, допускаются ли споры, существует ли накал страстей? Опишите атмосферу.

– Казачьи круги, во-первых, бывают разными по своему масштабу. Бывает войсковой Казачий круг, когда приезжают делегаты из различных областей данного войскового казачьего общества. К примеру, взять Центральное казачье войско, когда в Москву приезжают делегаты со всех областей Центрального федерального округа. Бывают Круги, которые проходят в хуторах и станицах. Бываю Круги, которые собирают людей из более дальних регионов, объединяют их. К примеру, у нас 15 февраля прошел такой большой Казачий круг в Храме Христа Спасителя в Зале церковных соборов; он был предварен богослужением, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в праздник Сретения Господня. То есть Круги бывают разные по своему назначению, по своей иерархии, по количеству людей.

Соответственно, повестка бывает тоже абсолютно разной. Как правило, обсуждаются текущие вопросы казачьего общества. Если это выборный Круг, когда раз в пять лет избирается атаман того или иного казачьего общества, то он полностью посвящен избранию нового атамана. Или оставляют старого, переутверждают его. Это происходит с определенными традициями: старейшины проходятся ему нагайкой по спине в знак наказа. Или же это Круги, которые определяют внутреннюю жизнь казачьего общества. На них говорят о финансово-хозяйственных вопросах, об избрании и включении в свое казачье войско новых членов казачьего общества. После этого Круга уже и верстание, и присяга казачья, которая проходит в церкви, и казаки принимают ее на Кресте и Евангелии. Разные абсолютно вопросы обсуждаются.

– Существует ли какая-то присяга, клятва, которая дается?

– Конечно. Мы и говорим, что казак без веры – не казак. Не из-за того, что мы хотим как-то за уши казачество притянуть к Православной Церкви, а потому, что исторически сложилось так: все казаки, вступая в казачье общество, принимают присягу, и присяга эта принимается в храме Божием на Кресте и Евангелии. Казаков от всех остальных отличает именно это. Только казаки и еще священнослужители, принимая присягу о служении Церкви Божией, принимают ее на Кресте и Евангелии, больше никто: ни врачи, ни преподаватели, ни даже военные.

– Какие планы Синодального комитета? Вы уже сказали, как много создано региональных структур. Есть куда расширяться, развиваться?

– Мы сейчас считаем, что нужно думать уже не о количестве, а о качестве. Как государство сегодня думает уже о качестве самого казачества, о качестве казачьего образования, так же и мы думаем о качестве духовного состояния современного казачества. Казак, который назвал себя православным христианином, принял присягу на Кресте и Евангелии, конечно же, должен быть не тем человеком, который говорит: «Да, я верующий, я на Пасху и Рождество приду в храм, на какой-то крестный ход схожу», – и на этом все завершает. Наша самая главная задача – Церкви, священнослужителей, окормляющих казаков, и Синодального комитета в том числе – сделать так, чтобы каждый казак стал настоящим православным христианином, прихожанином храма, чтобы он принимал участие в таинствах Святой Церкви, главным образом в исповеди и таинстве Святого Причащения.

Нам очень важно думать сегодня о казачьих семьях, чтобы люди вместе со своими семьями приходили. Святейший Патриарх в ноябре благословил наш храм для казаков города Москвы, это храм иконы «Отрада и Утешение» Божией Матери Ватопедской на Ходынском поле, метро «Беговая». Всех казаков приглашаю туда. Конечно же, у нас планы по созданию различных кружков для детишек, семейно-досуговых центров, организация бесед с казаками, участие в таинствах. Уже с ноября, я думаю, несколько сотен казаков побывало: и казачью присягу принимали, и освящали знамена, освящали оружие. То есть это такое интересное действо. Если к нему подходить с полной серьезностью, то, конечно же, это имеет очень большое духовное значение. И значение в поддержке нашего государства в наше очень непростое время.

Ведущий Александр Гатилин

Записала Екатерина Самсонова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 00:05
  • Вторник, 30 апреля: 09:05
  • Четверг, 02 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать