Плод веры. Встреча с профессором Московской консерватории А.М.Рудневским. Часть 1

8 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Декан факультета симфонического и хорового дирижирования Московской консерватории им. П.И. Чайковского Алексей Рудневский рассказывает о роли духовных песнопений в истории России, о знаменном распеве, Московской Синодальной школе и о том, как лучше знакомить детей с классической музыкой.

– Мы нечасто говорим о классической музыке в наших программах, да и в целом складывается впечатление, что интерес к классической музыке угасает. Пожалуйста, разубедите в этом меня и наших телезрителей.

– С одной стороны, я могу согласиться, что интерес к классической музыке отчасти угасает. С другой стороны, есть очень обнадеживающие моменты, которые позволяют говорить об обратном. Я могу об этом судить по тому интересу, который испытывает молодое поколение, приходя на концерты, в том числе в залы Московской консерватории, по отношению молодежи к классической музыке. Мне кажется, для них еще не все потеряно.

- С чего лучше начать знакомство с классической музыкой?

– Мне кажется, здесь было бы уместно вспомнить высказывание великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова о том, что музыка должна идти от сердца к сердцу. Я бы начал с сочинений нашего гениального соотечественника Петра Ильича Чайковского, например увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта». Это фактически вся история любви юных сердец, воплощенная в нескольких минутах музыкального развития. Мне кажется, представителям молодого поколения, которые, возможно, не читали «Ромео и Джульетту» в подлиннике, но наверняка слышали об этих юных созданиях, будет очень интересно.

Из сочинений С.В. Рахманинова можно выделить знаменитый Концерт №2 для фортепиано с оркестром либо его прелюдии для фортепиано. Он был замечательным пианистом, равно как и дирижером. Как русский человек, я бы посоветовал русским молодым людям знакомство именно с этими двумя величайшими композиторами России.

Если говорить о последующих поколениях композиторов, то это могут быть Прокофьев, Свиридов. У Сергея Сергеевича Прокофьева та же история Ромео и Джульетты имеет совершенно иное воплощение: в ней чувствуется стилистика свежести, броскости, элегантности, которая присуща Прокофьеву. Георгий Васильевич Свиридов уже при жизни стал классиком. Можно вспомнить его музыку к «Метели» Пушкина.

Обращая внимание на западноевропейских композиторов, отметим творчество Иоганна Себастьяна Баха и его сочинения для орга́на: они никого не оставят равнодушными. Есть и такие шедевры, которые у всех на слуху, например фуга ре минор. Также можно обратить внимание на музыку Эдварда Грига к пьесе «Пер Гюнт», музыкальный импрессионизм Клода Дебюсси или «Болеро» Мориса Равеля.

– Расскажите о Вашем обучении в хоровом училище, которым руководил знаменитый Александр Васильевич Свешников. Застали ли Вы его, что это был за человек и какой вклад он внес в нашу современную культуру?

– Мне очень приятно поделиться своими воспоминаниями о годах обучения в хоровом училище. Это был старый особняк на Большой Грузинской (рядом с зоопарком), который стоял очень долгое время, пока, наконец, Александр Васильевич Свешников в тяжелом военном 1944 году не основал в нем училище. Он понимал, что война закончится, но уже сейчас можно делать то, что впоследствии даст очень важные и ценные результаты. Свешников хотел возобновить традиции, прерванные Октябрьской революцией, когда было закрыто Синодальное училище церковного пения и эпицентр музыкальной духовной жизни не только Москвы, но и России был разрушен. Александр Васильевич фактически воссоздал его на тех же началах. Конечно, это было уже не церковное учебное заведение, каким являлось Синодальное училище, это было светское учебное заведение. В годы советской власти мальчики пели духовную музыку с измененными текстами, но так они имели возможность знакомиться с величайшими сочинениями русской духовной музыки рубежа XIX–XX веков. Тексты писала, в частности, педагог Московской консерватории и хорового училища Кира Сергеевна Алемасова, замечательный человек, концертмейстер. Она играла в классе дирижирования, где я обучался у Юлии Николаевны Василиани, и была концертмейстером в классе дирижирования консерватории. Она писала тексты о природе, и они позволяли маленьким школьникам знакомиться с духовной музыкой.

– Правильно ли я понимаю, что можно условно говорить о двух видах хорового пения – духовных песнопениях и народных песнях? Как развивались эти виды?

– Вы абсолютно правы. Ветви народного творчества и церковной музыки всегда шли рядом, переплетаясь и обогащая друг друга. С принятием на Руси христианства в X веке была принята и традиция церковного пения, адаптированы тексты, мелодии, которые впоследствии на протяжении многих веков отшлифовывались распевщиками, талантливыми русскими певцами. Напевы, которые мы получили от Византии, под воздействием народного творчества и мастерства распевщиков приобрели другие черты, получили местные традиции, толкования в зависимости от того, где они звучали – в различных монастырях, регионах. Основой же является знаменный распев, который зиждется на византийском пении.

– Как простым языком можно объяснить отличие знаменного распева от того, который мы слышим сейчас?

– В современной церкви мы слышим знаменный распев в обработке более поздних композиторов, то есть в гармонизации. Хотя есть старообрядческие церкви, которые практикуют пение по знаменам в исконном виде. Основное отличие знаменного распева – одноголосие. Первый этап развития многоголосия – это строчно́е пение, когда возникали некие созвучия, уже не являвшиеся унисоном. Впоследствии происходила гармонизация. Более поздние эпохи Западной Европы, в частности барокко, привнесли очень много нового: это была своеобразная революция в духовной музыке. Однако некоторые устои показали свою фундаментальную живучесть, и уже в начале XX века композиторы обратились к старому знаменному распеву и стали его гармонизовать на принципах, которые в нем заложены изначально – мелодизм, голосоведе́ние.

– Насколько народное хоровое пение было традиционно для России?

– Мне кажется, нет такого народа, который бы не пел. Есть профессиональная музыкальная культура и народная музыкальная культура. На мой взгляд, русский народ в этом плане отличается песенным богатством, как и другие народы, населяющие Россию. Их очень много, и это богатейший пласт нашей общей культуры.

– Можно ли сказать, что сейчас немного утрачена культура хорового пения?

– Отчасти согласен: условия нашего времени не вполне комфортны для такого пения, хотя подчас в тяжелые периоды нашей истории народная песня объединяла людей. В моменты безысходности, жутких условий существования, например во время эмиграции в годы гражданской войны, народная песня очень помогала.

– До революции большое значение имела Московская Синодальная школа. В чем была ее специфика?

– На рубеже XIX–XX веков Синодальное училище и Синодальный хор были достопримечательностями Москвы наряду с Большим театром. Это учреждение возглавлял Степан Васильевич Смоленский, исследователь и музыковед. Он поставил перед собой задачу обучиться знаменному пению, слушал старообрядцев и в совершенстве овладел этим видом песнетворчества. Потом он стал изучать древние письмена и создал огромную библиотеку певческих рукописей всех регионов России. Он собирал многих педагогов, направлял их в русло творчества, в котором они отталкивались от древних знаменных напевов. Думаю, будет уместно такое сравнение: на рубеже XIX–XX веков (в период русского ренессанса) архитектор Щусев проектировал новые сооружения и церкви с использованием мотивов древнерусского зодчества, и в том же направлении работали музыкальные педагоги, которых Смоленский побудил к созданию современных сочинений на основе древних распевов.
В первую очередь хотелось бы отметить среди них Александра Дмитриевича Кастальского, Александра Тихоновича Гречанинова, Павла Григорьевича Чеснокова и, конечно же, гениального Сергея Васильевича Рахманинова, который написал своё «Всенощное бдение» как раз на основе древних распевов. Последователи Смоленского создали настоящую школу, и репертуар многих церковных хоров в основном состоит из сочинений этого круга авторов.

 Продолжение в следующей программе.

 

Ведущий: Александр Гатилин
Расшифровка: Екатерина Федотенко

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 00:05
  • Вторник, 21 мая: 09:05
  • Четверг, 23 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

Почему успешные жители Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда едут в Тульскую область, чтобы расчищать завалы полуразрушенного храма? Возможно ли всем миром возродить жизнь в опустевших деревнях? Рассказывает руководитель по информационному сопровождению проектов фонда "Белый ирис" Анна Кузьминых.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать