Плод веры. Управляющий директор фонда продовольствия "Русь" Виктория Крисько. Часть 2

28 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Кто может получить продовольственную помощь? Что для этого нужно сделать? Какие продукты могут получить нуждающиеся? На эти и другие вопросы отвечает управляющий директор фонда продовольствия «Русь» Виктория Крисько.

– В предыдущей программе Вы очень подробно рассказали об основных направлениях деятельности фонда, о Вашей мотивации, почему Вы этим занимаетесь. Вы вскользь упомянули про один очень важный проект; мне бы хотелось, чтобы Вы подробнее о нем рассказали. Вы сказали, что не так давно стали помогать одиноким бабушкам, хотя раньше больше помогали многодетным семьям и семьям, нуждающимся в такой поддержке. Но тема одиноких бабушек, конечно, всех волнует, потому что мы знаем, какие пенсии наши бабушки получают, на что они идут. В чем эта поддержка выражается? Если можно, расскажите, как воспринимается эта помощь. 

– Для начала небольшое отступление, статистика. Двадцать пять процентов пенсионеров у нас в стране (это официальная статистика) живут одиноко. Они потеряли, возможно, своего партнера (бабушка потеряла дедушку, дедушка потерял бабушку), детей не стало по разным причинам. И вот они проживают одни. 

Более чем два года тому назад как раз на майские праздники мы первый раз решили помочь именно одиноким бабушкам и дедушкам Тверской области и проводили в Нескучном саду сбор продовольственной помощи для них. Естественно, мы собрали несколько историй. И когда мы уже поехали к бабушкам и дедушкам с собранными продуктами, мы увидели гораздо более печальные ситуации, нежели читали в тех историях. Полусожженный дом, дедушка один живет. Как правило, пожилые люди не хотят уезжать никуда, они хотят жить там, где выросли, где прожили последние годы своей жизни, потому что для них это родные стены. Туда, где он живет, в заброшенное село, лавка продовольственная приезжает не так часто. И он живет там в половинке дома, радуется жизни, и когда мы приходим, он нас обнимает и говорит: «Оставайтесь, я вас накормлю, напою, и вы еще на лето останетесь, будете приезжать, потому что у нас погода отличная!» И таких историй много. 

Под Коломной мы были уже в следующем году и решили, что эта акция должна стать регулярной, постоянной и масштабной. Помог наш партнер «X5 Retail Group» – это магазины «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель», во всех этих магазинах мы собирали силами волонтеров продовольственные наборы. Еще присоединялись «Дикси» и «Билла». Это был декабрь прошлого года, 2 декабря практически все магазины Москвы собирали продукты. И четырнадцать тысяч одиноких бабушек и дедушек в Центральном федеральном округе – и Калужская область, и Смоленская, и Тульская, и та же Тверская (к тому же дедушке мы ездили), и Рязанская область, и в Ржеве мы были – получили эти продукты. 

Но еще один очень важный элемент работы есть в этом проекте. Мы очень хотели привлекать волонтеров на раздачу (и продолжаем это делать). В том числе чтобы они вместе с нами, представителями социальных служб и епархий того или иного региона, через которые идет этот проект, приходили к бабушкам и дедушкам и с ними общались. Потому что это одиночество не «разрубить», не завершить тем, что вы один раз пришли, продукты принесли. Их может быть порядка пяти килограммов (это продовольственный набор из нескоропортящихся продуктов), и больше чем на месяц бабушке или дедушке хватает. Но еще очень важно общение, и это как раз запоминается и на год, и на два. Вот в Тверской области к одной бабуле мы уже второй год приезжаем, она помнит и говорит: «Приезжайте в следующий раз!» Она нас уже во дворе дома встречает: «Ой, я рада! Я помню, девчонки, вы у меня были!» Действительно, это запоминается надолго. 

И сейчас благодаря партнерам фонда, нашим торговым сетям мы решили такие акции организовывать во всех городах-миллионниках: в Екатеринбурге, в Казани такая акция проходит, дальше идем в другие города. Все магазины города собирают продукты, соответственно, волонтеры, в том числе в большом количестве православные волонтеры, присоединяются. Они оказываются самыми активными (по моему опыту). Да, есть студенты вузов, есть и «серебряные волонтеры», но, как правило, самыми отзывчивыми оказываются молодые православные ребята. И в Москве такая же история была, и в Екатеринбурге. 

Дальше вместе с ребятами мы едем к бабушкам и дедушкам. Очень хочется, чтобы такими масштабными акциями была покрыта вся Россия. Потому что действительно бабушек и дедушек много, и хочется частичку добра, теплоты передать им. 

– В предыдущей программе Вы сказали, что ваш фонд – это двадцать с небольшим прекрасных девушек. 

– Да. 

– Сразу возникает вопрос: средства, которые вы привлекаете, идут в том числе на зарплаты ваших сотрудников, на логистику? Как вообще распределяются те средства, которые вы получаете? 

– У нас есть уникальный учредитель, Константин Константинович Лобода. Он бизнесмен с очень щедрой душой, православный. Он математик, как и я, и мы здесь с ним сошлись. Его идея была в том, чтобы иметь построенную качественную структуру, которая помогала бы большому количеству людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Он осуществляет регулярные пожертвования, на которые фонд существует. Помимо этого мы, и я в том числе, ведем большую фандрайзинговую работу, чтобы логистический процесс работал гладко, без сбоев, чтобы осуществлять какие-то информационные проекты. 

Также мы привлекаем наших партнеров, безусловно. Когда мы делаем такие большие общегородские акции, естественно, нужно четкое и грамотное информирование, здесь уже участвуют в финансировании партнеры. И по акции «Любятово», о которой мы тоже с вами говорили, конечно, в информационной поддержке участвовал наш партнер «Любятово». 

– Насколько я понимаю (чтобы мы уже четко это определили), те… даже не средства, (так как средства вам никто не передает из благотворителей – обычных граждан), а непосредственно продукты питания, если это собирается в магазинах, – все напрямую стопроцентно попадает адресату. 

– Однозначно. Для этого, собственно, фонд (как, наверное, любая благотворительная структура) проходит раз в год аудит, и эти документы всегда доступны. Все, что мы получили от производителей, либо от частных лиц, либо от рестораторов, мы передали благополучателям. Это для нас естественный и очень важный элемент нашей работы. 

– Вы сказали о той большой роли, которую играют волонтеры. Как наши телезрители могут поучаствовать в вашей работе? По шагам: что могут делать, куда обратиться и насколько это регулярно происходит? 

– Стать волонтером фонда очень легко. У нас есть координатор волонтеров, замечательная Настя Калинина, которая постоянно, двадцать четыре часа в сутки, либо в «ВКонтакте», либо в Facebook общается с волонтерами, регистрируя их на разные акции. 

Регулярная активность всегда есть, это наш «Народный обед». Каждые выходные в двадцати четырех точках по всей территории России можно пофасовать народные обеды. Это в воскресенье, как правило, происходит, с часу либо с двух, идет час или полтора. Потом, как правило, бывает чаепитие, общение и так далее. 

Далее, практически каждые выходные в разных городах проходят наши продовольственные марафоны, когда ты можешь в торговых точках пособирать нескоропортящиеся продукты. Это вторая такая активность, которую фонд организует. О ней тоже можно узнать на сайте фонда. 

– Как это происходит, давайте поясним. Что значит «пособирать»? Нужно походить, подергать народ, сказать: «Дай какой-нибудь продукт»? 

– Хороший Вы вопрос задаете! Фактически да, подергать потенциальных покупателей или жертвователей. Это, кстати, легко. Мы заметили, что пожертвовать пачку печенья гораздо легче, чем те же сорок-пятьдесят рублей положить в корзину... Вот ты купил печенье, ты знаешь, что этим печеньем помогаешь. Многие люди приносили по два килограмма сахара, даже тележки продуктов привозят; соответственно, они понимают, что сделали нечто конкретное. 

Как происходит эта акция? Как правило, в магазине два волонтера, один тебя встречает у входа и говорит: «Сегодня ты можешь поучаствовать в такой благотворительной акции». У всех волонтеров всегда есть шпаргалки – это листовки, на которых написано, что можно пожертвовать. Соответственно, они к тебе приходят, даже оставляют тебе эту листовочку, ты можешь все что угодно купить: пачку чая, пачку муки, то же печенье. И потом уже возле кассы пожертвовать второму волонтеру. Задача волонтеров – рассказать об акции и потом собрать продукты. 

– В основном это позитивно воспринимают или есть какой-то негатив? 

– Знаете, бывают разные истории. Но подобные акции у нас идут уже больше двух лет, и в целом все-таки я вижу положительный настрой. И тренд положительный. То есть люди привыкают, как я сказала, жертвуют продукты гораздо легче, чем денежные средства, потому что видят эту конкретную помощь. Вы знаете, это такое действие милосердное, и мне кажется, оно очень положительное, потому что это движение, хотя бы первый шаг в направлении каких-то добрых дел. 

– При всем том сейчас очень много существует мошеннических организаций, которые под видом благотворительности собирают средства на улицах, в Интернете и так далее. Как вас узнают, как отличают от тех мошенников, которые в итоге ничего никуда не доводят? И как вы можете убедить людей в том, что то, что они дают, реально доходит до нуждающихся, а не оседает где-то и не перепродается впоследствии? Каков механизм убеждения тех же благотворителей в том, что все это дошло до конечного получателя? 

– В первую очередь в рамках каждой акции, когда ведется продовольственный сбор, мы четко определяем, кому этот сбор будет предназначен. Есть очень интересная схема, когда мы делаем эти продовольственные сборы в городах, в Москве в том числе, и у нас очень часто волонтерами являются либо прихожане того же храма, для нуждающихся которого мы собираем, либо члены ассоциации многодетных семей, для которых мы впоследствии собираем эти продукты. Да, бывают разные истории, но сейчас такой тренд очень хорошо наметился: те люди, которые собирают продукты, собирают их для того, кого они уже знают, и они со спокойной душой, с легким сердцем рассказывают конкретные истории. 

Кроме этого, те, кто жертвует, естественно, могут позвонить в фонд. На всех листовках телефоны фонда указаны, причем можно позвонить в тот же день, когда проходит акция, и спросить: «Как я могу узнать, кому ушли эти продукты?» 

У нас достаточно жесткие условия с нашими торговыми сетями по отчетности. Мы должны предоставить отчет в течение десяти дней после акции. Что это означает? Мы предоставляем ведомость, в которой указаны имя, фамилия и отчество тех людей, которые продукты получили. Мы, естественно, не разглашаем персональные данные, но для нашей отчетности перед органами власти, перед проверяющими органами вся эта информация есть. 

– Люди расписываются? 

– Да, они расписываются в получении этой продукции. Мы, естественно, делаем кросс-проверку, прозваниваем их через неделю. То есть у нас на отчетность десять дней, через неделю мы прозвонили, уточнили: да, получили в таком-то количестве такие-то продукты. Это очень кропотливая работа, это такой механизм, который достаточно долго выстраивается, и здесь нам тоже нужна помощь волонтеров, на прозвоны, на организацию этого контроля. 

Мы также приглашаем волонтеров, когда осуществляем раздачу продукции, чтобы волонтер делал фотографии, заметки, что это именно та семья пришла, они показали паспорт, свои данные, почему нуждаются. Это тоже очень важно. 

– Вы ведете большую работу еще и на уровне законодательства. В одном из материалов, который я прочитал, было сказано, что, в частности, во Франции принят законопроект, запрещающий крупным супермаркетам уничтожать нераспроданные продукты питания и, более того, обязывающий их передавать такие товары на благотворительные цели. В нашей стране, насколько я понял опять же из ваших материалов, производителям, а тем более торговым сетям очень невыгодно передавать эту продукцию. Если можно, поясните, в чем сложность и насколько наши власти готовы услышать такой запрос, в том числе со стороны общественных организаций, на изменение законодательства? 

– Вначале о барьерах, в чем они выражаются. Собственно, благотворительная передача у нас в стране – это то же самое, что продажа, ты платишь все те же налоги. Соответственно, для производителя идентично: что он продал, что он передал на благотворительность. То есть ты показал всю чистую прибыль, ты заплатил все налоги, передавая этот продукт разным категориям нуждающихся. Для торговой сети это финансовое бремя вдвойне тяжелое. Они уже один раз налог заплатили, покупая продукт у производителя, и вот второй раз, передавая его на благотворительность. Естественно, никому это не интересно. Это серьезный барьер, который в разных странах был преодолен. В данном случае Вы рассказываете историю французскую, там даже обязали торговые сети передавать товар с ограниченным сроком хранения на благотворительность. 

У нас история иная. Мы объединились в экспертный совет... Мы подготовили документ, на основании которого сделали письмо. В этом документе мы как раз анализировали и те объемы, и те сложности, с которыми сталкиваются производители и ведущий наш ритейл. Соответственно, мы сделали короткое заключение, подтвержденное ведущей аудиторской компанией, и направили письмо Ольге Юрьевне Голодец. 

Инициатива заключается в следующем, упрощенно: чтобы благотворительные передачи продуктов питания были освобождены от налогов. Ольга Юрьевна поддержала эту инициативу, сейчас мы находимся в стадии переговоров и доработок на уровне Минфина, то есть уже следующий этап начался. Мы прорабатываем более подробную аргументацию как с нашими партнерами-производителями, так и с ритейлом. Мы более четко прописываем то, что у нас и без того работает в фонде и что мы с вами обсуждали: как мы ведем контроль за раздачей продуктов, какие есть лучшие практики минимизации рисков (например, иждивенчества). То есть процесс ведется. Все законотворчество имеет долгий характер, то есть ты долго-долго что-то делаешь, и в итоге все-таки результат налицо. Я верю в то, что процесс все-таки успешно будет завершен. 

– То, что Вы рассказали, звучит очень ярко, красиво, но складывается впечатление, что это работает только в тех регионах, где есть ваши партнеры и энтузиасты: в Москве, Екатеринбурге, других крупных городах. Но у вас есть претензия (в хорошем смысле слова) на то, чтобы масштабировать такую деятельность на всю страну. Ну хорошо, вот сейчас наши телезрители узнают, вы выступаете в других средствах массовой информации – к вам потечет миллионный поток запросов. Насколько это возможно? Потому что есть же какие-то ограничения, в том числе с производителями продукции, которые готовы ее передавать. Не получится ли так, что вы не сможете удовлетворить тот спрос, который появится? 

– Абсолютно верный вопрос, и таких запросов действительно поступает все больше и больше, потому что о фонде узнают все больше людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Естественно, мы сейчас очень сильно ограничены теми производителями, которые имеют возможность передавать продукцию. Но я очень надеюсь, что законодательно она будет, так или иначе, решена, и даже маленьким российским производителям, маленькому или большому ритейлу станет выгодно остатки продукции передавать, а не утилизировать. 

Система существует, и скопировать то, что делает фонд, небольшие организации на местах реально могут. Единственное, очень важен, как мы с вами говорили, контроль и правильная организация. Мы со своей стороны готовы научить и показать, как это делается. А сделать это действительно легко. Главное, ты должен очень четко оценить, что берешь, как берешь и кому передаешь. И здесь алгоритм очень прост. В тот момент, когда большое количество даже маленьких производителей, маленьких торговых сетей будут иметь возможность передавать эту продукцию, то я думаю, что если не во всех селах, то уж точно во всех городах такой процесс наладить возможно. 

Я вижу, как это делается на других континентах, и уже не первый год. Потому что такое движение, поддержка продуктами питания (это называется «банки еды»), существует уже более пятидесяти лет и действует успешно как в Европе, так и в Америке. Люди из малообеспеченных семей, нуждающиеся на регулярной основе получают продукты. То есть масштабирование не является каким-то ноу-хау, система уже работает, мы должны ее грамотно организовать и локализовать для условий России. Мне кажется, это возможно. 

– Складывается впечатление, что в России все так плохо, что людям нужно помогать с едой. На самом деле, как Вы говорите, даже в Соединенных Штатах Америки существует много таких организаций. Может быть, чуть подробнее сможем коротко рассказать, чтобы мы не чувствовали себя какими-то отщепенцами? 

– Мы в данном случае не являемся какой-то уникальной державой, где такая проблема существует. Она существует везде: и в Азии, и в Китае... Кстати, в Китае сейчас тема банков еды очень активно развивается. Там еще более сложная задача, потому что все очень раздроблено. В азиатских странах это очень активно, в Латинской Америке, где также очень большое количество нуждающихся, мы видим это из новостей постоянно. В Америке... Одни из первых банков еды как раз в Америке и появились. Я сегодня рассказывала о проекте «Народный обед», вот с этого как раз банки еды получили свое развитие. Там и производители, и ритейл в каждом штате, даже в каждой земле передают продукты банкам еды, и у них есть склады. У нас в России складов нет, мы, как я рассказывала, «с колес» передаем. В Америке и Европе есть склады, куда на регулярной основе продукты привозятся, люди получают эти продукты. 

Иждивенчество там минимизировано, потому что по номеру социальной карты тебя можно, что называется, отследить, понять, что ты сегодня здесь получил, завтра там. Соответственно, ты можешь получить определенный набор только раз в определенный промежуток времени, и твоя семья так же. Такая система работает достаточно активно и в Европе в том числе, мы видели несколько удачных примеров. Вопрос в том, чтобы это действительно было выгодно, чтобы правильно это делали и производитель, и ритейл. И была налажена система передачи: кому, как, насколько регулярно. 

– Давайте в завершение программы напомним, где можно получить эту важную информацию о ваших проектах и где можно оставить запрос на помощь, если наши зрители нуждаются. 

– Достаточно легко: зайти на сайт фондпродовольствиярусь.рф. Там есть и телефон, и форма обратной связи. Если сложно дожидаться ответа, можно позвонить в любой момент. Также у нас есть странички во всех известных соцсетях, там тоже ведется живое общение. Можно оставить свою просьбу и получить какой-то комментарий. 

Ведущий Александр Гатилин 
Записала Екатерина Самсонова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 00:05
  • Вторник, 30 апреля: 09:05
  • Четверг, 02 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать