Плод веры. Священник Петр Коломейцев. Часть 2

16 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Специалист в области дефектологии, священник Петр Коломейцев, рассказывает о том, как Церковь относится к психологам, что такое христианская психология, в каких случаях православным стоит обращаться к психологам, с какими психологическими сложностями чаще всего сталкивается современный человек, почему растет число детских самоубийств, как определить, что ваш ребенок задумывается о суициде, в чем опасности психотренингов и что такое настоящий личностый рост.

- Какие наиболее типичные проблемы существуют у современного человека и в семьях? С чем приходится сталкиваться чаще всего?
- Мне кажется, самая большая проблема – возникновение зависимостей. У нас даже есть специальный предмет «Аддиктология», где мы рассматриваем, как возникают зависимости и как с ними работать. Это не только алкогольная, но и другие зависимости: наркотики, игромания, так называемые «нетоголики», «сексоголики», зависимость человека от виртуальной порнографии.
В этом мире зависимостей человек теряет прежде всего свою душу. Когда мы говорим о тех восьми пагубных страстях, которые ведут к смерти души, или, как говорят в Западной Церкви, о семи смертных грехах, то можно сказать, что их большая часть – это те зависимости, которые порабощают человека. Как раз здесь и существует самая большая нужда в психологе, чтобы помочь человеку преодолеть это.
Исторически так сложилось, что самым успешным путем борьбы с зависимостями является путь, где соединяются усилия психолога и священника. Сами психологи говорят, что на сегодняшний день преодолеть зависимость без помощи Божией невозможно.

- В одном из своих интервью Вы с некоторым осуждением говорили о современном телевидении, кино и том воздействии, которое они оказывают и на подрастающее поколение, и на взрослых людей. Вы сказали, что экономически успешны только сомнительные жанры. Почему?
- Так и есть. Мы видим, что монетаристская политика в области культуры приводит к тому, что именно такие жанры и пользуются спросом, так как они дают хороший экономический эффект.
Чтобы читать книгу, нужно владеть грамотой, чтобы наслаждаться серьезной музыкой, нужно знать язык этой музыки - у каждого искусства есть свой язык. Когда началась моя богослужебная практика, я стал заниматься собственным голосом и несколько раз его срывал. После занятий с педагогом такого больше не происходило. Я стал ценить оперное искусство и с удовольствием смотрю оперы.
В нашем Центре равных возможностей «Вверх» мы с детьми-сиротами устроили литературный клуб. Когда вместе с замечательным литературоведом Михаилом Игоревичем Свердловым мы рассматриваем литературные произведения, то открываем каждый рассказ как шкатулку с драгоценностями внутри. Еще мы организовали там киноклуб и стали с удовольствием смотреть многие фильмы арт-хаусного направления. Но для этого нужен труд. Труд нужен, для того чтобы изучить язык произведения, чтобы уметь его прочитать. И еще нужно обязательно уметь делать все это самому, хоть чуть-чуть себя в этом попробовать. А.С. Пушкин говорил: «Славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит».  Если никто не будет писать стихов, то поэт будет уже не нужен. Пока в юности люди будут пытаться писать стихи, они будут понимать, как это замечательно получалось у Пушкина.
Наше время – это время неких полуфабрикатов. Теперь никто не занимается домашней кухней - в микроволновку бросили – съели. Точно так же мы потребляем и суррогатную культуру - то, что не требует никакого труда, никакой работы. И поэтому, к сожалению, все это и является востребованным. Однако эта продукция человека никуда не ведет. Поэтому, мне кажется, самое главное – это эстетическое воспитание ребенка с самого детства.
Проводилось такое исследование, когда сравнивались дети, живущие в исторически красивой и богатой культурной среде, и дети из унылых грязных кварталов. Уровень криминализации подростков был выше у тех, кто живет в унылой среде. Нужно воспитывать у детей эстетический вкус с раннего детства. Я в школе посещал Клуб юных искусствоведов в музее Пушкина, и для меня изобразительное искусство – это такая радость! А кто-то лишен этого.
Мне кажется, если «вложиться» в эстетическое воспитание ребенка, то высокие жанры искусства у нас будут очень даже успешны и востребованы.

- Сейчас на государственном уровне обсуждается концепция воспитательной деятельности. Насколько она может быть эффективна и каких аспектов должна касаться: воспитания только в школе, или же воспитания в семье тоже?
- Вообще мы стоим за то, чтобы воспитывать личность. Но личность может быть воспитана только личностью, поэтому нужно прежде всего не растерять тот потенциал, который есть. И тех людей, которые занимаются работой с молодежью нужно всячески поддерживать. Интересный педагог иногда может дать гораздо больше, чем хорошо профинансированная программа. Воспитание неким образом преемственно. Нам очень важно не потерять эту преемственность, очень важно поддерживать таких воспитателей, которые «зажигают» детей. Как вера – она распространялась от апостолов, как от закваски. Мне кажется, это одна из важных проблем.
Что касается семьи, конечно, мы видим, что происходит в семьях, где интересные родители, ведь самое лучшее воспитание – это пример. Можно сколько угодно говорить о чем-то человеку, но если ему этого не являть, то все это будет пустым звуком, а в крайнем случае человек будет уверен, что весь мир живет достаточно лицемерно, и сам будет учиться тому же. Поэтому очень важно, чтобы родители были готовы образом своей семьи воздействовать на детей. У нас пока получается сплошная трансляция травм: дедушки и бабушки транслировали свои травмы отцам, те - своим детям и так далее. Психология помогает хотя бы на себе в этом остановиться и не транслировать дальше все те травмы, которые сам перенес. Если мы их в себе переживем, то наши дети будут счастливее. Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Мне кажется, здесь важно, чтобы Церковь оказала помощь прежде всего родителям, потому что духовно зрелый и содержательный, эмоционально уравновешенный родитель – это уже почти залог счастливых детей.

- Возможно, отсутствие в том числе и эстетического воспитания приводит к тому, что растет число детских самоубийств? С чем это связано? На что нужно обратить внимание нашим зрителям, чтобы не допустить таких трагедий?
- Ребенок прежде всего нуждается во внимании и понимании. Если в этой семье нет взаимопонимания, а только показной фасад, если все только декларируется, то есть от ребенка требуется какое-то определенное поведение, послушание, но в самой семье нет любви, то дети в такой семье просто потеряны. Вот, например, целый культ «эмо» - такой виктимный, страдальческий – он действительно является отражением той атмосферы, в которой эта субкультура зародилась.
Родители должны четко видеть цель, куда они идут. Не промежуточную цель – наказать, унизить, дать что-то понять – а конечную, например, изменить поведение, и тогда уже идти к этой цели, отбрасывая промежуточные. Надо помогать ребенку, а не унижать, наказывать или обвинять.
Я общался со многими детьми, которых ко мне приводили родители по причине возникающих трудностей в поведении, в частности детской клептомании. Дети были просто поражены тем, как я с ними говорил: «А давай подумаем, что тебе это дает? Зачем тебе это нужно? А эта радость, она хорошая, долгосрочная или нет? А может, надо поискать что-то другое?». Для ребенка был важен сам факт того, что на него не кричат, а уважительно с ним беседуют и понимают, что у него есть проблемы. Понимают, что на самом деле его клептомания - способ что-то для себя получить, и с ним просто это обсуждают и советуются. Для многих детей такой способ общения был просто шоком, они не знали, что с ними могут так говорить. Мне кажется, что нашим родителям нужно больше терпения, больше внимания и любви.
Сейчас очень многих детей усыновляют из детских домов, и с ними очень серьезные проблемы. Они каждый день испытывают родителей на прочность. Такое впечатление, будто они не верят, что их взяли насовсем - они нарываются постоянно на какие-то пакости и колкости. Для них это незнакомое благо иногда хуже знакомого зла, в котором они живут.
Конечно, у детей очень высокий ресурс выживаемости, потому что они молодые и ко многому могут привыкнуть. Но и у них тоже бывают силы исчерпаны, и это ужасно, когда ребенок не видит для себя возможности продолжать свое существование. Значит, у него разрушено все, и он не чувствует свою защищенность, безопасность, не видит возможности как-то влиять на события, у него нет постоянства. Даже если бы ему постоянно было плохо, то это было бы уже хоть какое-то постоянство. Родитель, который сегодня кричит, а завтра говорит добрым голосом – это тоже непостоянство. Уж лучше бы был все время строгим, нежели то строгим, то ласковым. Это выбивает почву из-под ног. Когда ребенок понимает, что у него не остается никакого средства контроля над ситуацией, кроме одного – ухода из этой жизни – он делает этот ужасный выбор.

- Существуют ли какие-то признаки, по которым родители могут определить, что ребенок находится в такой сложной ситуации?
- Ребенок отказывается разговаривать с родителями. Если он прибегает и взахлеб о чем-то рассказывает, даже когда родители от него отмахиваются (а зря!), если он хочет общаться, делиться, то это уже хорошо! А когда ребенок замкнут, ничем не делится, уходит целиком в интернет, есть повод задуматься. Кстати, полезно посмотреть в этом случае, какими сайтами он пользуется. Я не знаю, как это допускается, но есть сайты, где подробно рассказывают, как покончить с собой, и пропагандируют это…

- Вы говорили о личностном росте, духовном возрастании. Мы знаем, что в 1990-е, да и в 2000-е годы было достаточно много психотренингов, направленных на духовное возрастание. Как Вы к ним относитесь, насколько нужно быть с ними аккуратными?
- Есть тренинги так называемого «личностного роста», например, «Как стать успешным за 3 или 5 дней» и так далее. Это деструктивная практика. У нас есть специальный курс «Деструктивные психотехники и психопрактики», где мы как раз изучаем все эти «успешные» семинары. Суть их сводится к тому, что надо уметь проглатывать любую обиду и не обращать на нее внимания, надо самому научиться легко обижать других людей и никак не обращать внимания на их реакцию по поводу тех или иных твоих действий. Это курсы о том, как стать толстокожим эгоистом и идти к цели, невзирая ни на что. Это порочный путь, разрушающий личность человека, ведь все равно человек, даже став таким, не будет этим доволен. Противопоставить этому можно работу с обидой, работу с конфликтами. Надо, чтобы человек умел всё переносить, сохраняя в то же время свое достоинство, чтобы он понимал: то, что он получает от людей, не всегда бывает связано именно с ним - иногда это бывает проблемой самих людей. Когда человек смотрит на того, от кого получает много обид, и понимает, что на самом-то деле тому нужна помощь, тогда он по-другому относится к ситуации. Тогда он уже и все свои действия пропускает через фильтр любви и уважения. По отношению к себе нужно воспринимать то, что идет с любовью и уважением, даже критику. Но и то, что идет от тебя, нужно тоже пропускать через этот фильтр.

- Расскажите коротко о сути деятельности Центра равных возможностей «Вверх».
- У нас много выпускников детских домов, которые нуждаются в том, чтобы как-то «включиться» в общество. Понятно, что детские дома делают все, что могут, но зачастую, когда выросший ребенок оказывается за порогом детского дома, то у него все равно очень абстрактные представления о его возможностях, о мире. Видя, как печально развивается жизнь выпускников, мы решили как-то помочь им найти свое место в жизни, получить профессию, создать семью. Мы сосредоточились на образовательных программах: как помочь человеку получить аттестат о среднем образовании, закончить колледж или институт, и попутно решать многие другие проблемы: как выпускнику детдома узнать, что такое семья, если он в семье не жил; какие существуют отношения между людьми в обществе. Мы решаем это самыми разными средствами, а на меня возложена духовная миссия - мы ездим с ними в паломнические поездки, так что у нас есть и духовная работа, есть литературный клуб, есть страноведение – каждый год у нас посвящен какой-нибудь стране, например, Франции или Италии, люди пробуют подготовить материалы о культуре страны или познакомить остальных с национальной кухней. Очень интересно проходит преподавание истории, где каждая эпоха создается в виде портрета, то есть каждый рисует свою картинку, где пытается изобразить, что эта эпоха для него значит. Некоторые наши дети и сами уже стали родителями много у нас выпускников уже и с высшим образованием, наверное, скоро будут уже и педагоги, пришедшие оттуда. Это центр неформальный, очень живой, и люди остаются бесконечно благодарны тому, что они прошли через этот центр.

Расшифровка: Татьяна Башилова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 03:00
  • Воскресенье, 28 апреля: 00:05
  • Вторник, 30 апреля: 09:05

Анонс ближайшего выпуска

О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать