Плод веры. Руководитель Камерного театра «Диалог» Рамис Ибрагимов. Часть 2

12 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сложно ли быть православным режиссером? Какие ограничения вера накладывает на работу в театре? Рассказывает актер, режиссер, руководитель Камерного театра «Диалог» Рамис Ибрагимов.

– В прошлой программе Вы очень подробно и интересно рассказали о том, как пришли к вере. Вы – актер, снимавшийся в известных фильмах, – вдруг решили принять православие. Сейчас я хотел бы задать вопрос о том, какие фильмы, работа с какими режиссерами повлияла на Вас как на человека и как на актера? Что Вам запомнилось из тех киноработ, в которых Вы принимали участие?

– Самое запоминающееся для меня (и, наверное, таким останется на всю мою жизнь) – это встреча с теперь уже ушедшим Алексеем Юрьевичем Германом-старшим. До этого были встречи с Г.Н. Данелией. Когда он меня пригласил на маленький эпизод, я впервые видел, как он работает в содружестве с оператором. А оператор был потрясающий, Вы, наверное, о нем знаете, может, даже видели, общались, – это Лебешев Павел. Паша Лебешев учил меня ходить, разговаривать перед камерой. Помню, как он все время говорил: «Ты улыбайся больше!» Они с Георгием Данелией все время кричали: «Да улыбнись ты, у тебя хорошая улыбка!» А я все время как-то был зажат перед камерой, это все время меня смущало, на сцене мне было проще.

До этого была первая встреча в Перми с режиссером Никитиным из Питера. Это был 1989 год, я работал в Пермском ТЮЗе. И приехала съемочная группа фильма «Мой боевой расчет» Свердловской киностудии. Знаете, кто был художественным руководителем этой картины? Хотиненко. Тогда был такой период, когда маленькие студии что-то пытались снимать. И вот из всех артистов Пермского ТЮЗа выбрали меня. Я тогда был очень худой, занимался чуть-чуть йогой, держал себя в форме, и меня взяли в эту военную картину. Там был военный, который возвращался из госпиталя в тыл. Меня посадили в поезд, поставили у окна и сказали: «Сейчас Вас будут снимать крупным планом. Только ничего не играйте». Я сказал: «Хорошо». Поставили у окна, поехал поезд, я стою, смотрю. И вдруг: «Стоп!» Я думаю: «Ну все…» Режиссер говорит:

– Я же тебя просил: ничего не играй.

– Я ничего не играю.

– Еще раз!

Три раза гоняли состав (ну, не полный), и три раза он кричал: «Да не играй ты ничего!» Последний раз, когда он отснял, сказал: «Вот теперь ты ничего не играл». Я тогда не понимал, ведь я действительно ничего не играл, но, видимо, что-то происходило.

Я это начал понимать позже, когда в 1999 году в отрывках на Высших курсах попал на курс к Алексею Юрьевичу Герману. Тогда я был директором учебного театра, педагогом. В «Щуку» пришли два человека – один из них теперь киношный режиссер Мирбала Салимли, ученик Германа, и еще один режиссер с его курса – и предложили мне сыграть в отрывке на Высших курсах. А мне до этого говорили, что это Герман и его курс. Знаете, у актеров есть такой страх: а вдруг увидит, что ты плохо сыграл, и больше никогда к нему на пробу не попасть! И вот я пришел, мы подготовили отрывок, сработали, и это, как я считаю, тоже было чудом. Ко мне прибежали его ученики и сказали: «Алексей Юрьевич хочет с Вами поговорить». Я переоделся, вышел в коридор – стоит Герман. Он был такой крупный, высокий. Стоит, как я его называю, мэтр, смотрит на меня сверху вниз и говорит: «Вы хотите сняться у меня в кино?» Саша, это был шок. Я отвечаю: «Да». Я действительно не ожидал! Он говорит: «У меня для Вас ничего нет, но я напишу». Вы знаете, на всю страну могу сказать, что это был первый и, на мой взгляд, единственный режиссер, который сказал: у меня для Вас ничего нет, но я напишу, – и сдержал свое слово. Честно! Вы правильно улыбаетесь, я тоже к этому отношусь с улыбкой. Я думал: «Ну хорошо, многие же так говорят». А до этого я уже снимался в фильме «Черная акула» и много чего делал. Я сказал:

– Алексей Юрьевич, я готов у Вас бесплатно…

– А вот этого не надо. Вам позвонят, все с Вами определят, но вот бесплатно – не надо.

– Хорошо!

И ушел. И Вы не поверите, через месяц мне звонит человек и говорит:

– Вы в Москве, Рамис?

– Да.

– Вы могли бы подъехать в Министерство культуры?

Я тогда не имел к нему отношения и спрашиваю:

– А кто это?

– Это продюсер от Алексея Юрьевича Германа. Нам нужно с Вами обсудить и подписать контракт.

– Вы знаете, пробы же должны быть.

– Нет, ничего. Приезжайте.

Я приехал, он мне все рассказал, я подписал бумагу на определенную сумму. Не буду разглашать какую, это коммерческая тайна, как сейчас говорят. И потом мне сказали:

– Надо будет приехать…

– Вы знаете, я, как зампредседателя жюри, скоро должен быть в Петербурге, только не знаю, когда…

– Ничего, Вас найдут, когда Вы там будете. Если что, Вам позвонят. Сможете подъехать?

– Да, смогу.

Саш, вот это какое-то второе чудо. Я приехал в Питер, как зампредседателя жюри госкомиссии на просмотр дипломных спектаклей в ЛГИТМиК, нас поселили под Питером. Устраиваюсь – и вдруг звонок. Меня приглашают на ресепшн, как сейчас говорят, к телефону. Мне звонит Оля Багирова, ассистент по актерам.

– Рамис?

– Да.

– Алексей Юрьевич Герман просит, если у Вас есть время… За Вами сейчас приедет машина, Вас привезут, Вам надо приехать померить костюм и определиться, как и что.

И дальше – семь лет работы. Это было чудо, масса впечатлений, это было море удовольствия. Потому что, кто бы сейчас что ни говорил, я всем говорю одно: «Так, как он любил актера, так, как он с ним работал, – это редкость». Как он искал, как работал с массовкой, как учил меня работать на крупный план, – это действительно чудо. Я действительно у него научился работать на крупном плане.

– Давайте напомним нашим зрителям, о каком фильме идет речь.

– Это картина Алексея Юрьевича Германа «Трудно быть богом» по Стругацким.

– Давайте вернемся к театру, который Вы создали и которому в этом году исполняется пять лет. В репертуаре у вас четыре или пять постановок, по крайней мере я видел столько на сайте.

– Вообще-то семь!

– Уже семь постановок. Я хотел спросить: что сейчас более востребовано? В прошлой программе Вы очень подробно рассказывали о сложном и тяжелом спектакле «Рядовые», посвященном войне и тому, как война входит в людей. Я знаю, что у вас есть очень популярный спектакль «Свадьба» по одноименному произведению Зощенко. Наверное, веселые, добрые, хорошие спектакли более популярны у зрителей?

– Хорошая фраза, Саша, – «добрые, веселые, хорошие». Добрых и веселых, на мой взгляд, сегодня должно быть больше. Не обязательно веселых, а именно добрых. Вы знаете Царскую башню Казанского вокзала, галерею, где Дмитрий Анатольевич Белюкин и многие художники выставляют свои произведения. Когда ко мне на премьеру туда пришло сто тридцать человек, мы не ожидали, не знали, как вместит. А на вторую премьеру пришло сто двадцать. Это для меня было неожиданно. Но не в этом дело. Некоторые посмотрели и сказали: «Мы шли на комедию, а тут надо размышлять. Она добрая, вроде бы веселая, но мы уходим и начинаем думать. Нам хочется узнать, что дальше, а все закончилось». Я говорю: «А вот и приходите дальше. Потому что я стараюсь с моими ребятами находить такой материал, чтобы все время ставить вопросы, чтобы вы размышляли, а не я вам что-то говорил».

Вот так у нас звучит Зощенко. Спектакль идет час десять без антракта. Можно посмеяться, можно улыбнуться. Там есть очень хорошая фраза, которую говорит отец: «Вот вам три дня знакомства». И это тоже наша с вами тема христианского отношения к тому, что происходит сегодня. Мы стараемся понять наших молодых людей, разговаривать с ними, но они говорят: «Мы поживем и поймем, насколько нужны друг другу». Как-то все скоропостижно, быстро. Так же и в «Свадьбе». Три дня. Он видел ее в трамвае одетой и не может ее узнать! Ведь это тоже сегодняшняя тема! Насколько все мимолетно, все это проходит, и, может быть, повзрослев, мы начинаем что-то понимать. Вот такая история, такая линия взаимоотношений.

Сегодня я стараюсь не делать комедию ради того, чтобы зритель пришел, посмеялся и ушел. Я хочу, чтобы даже в этой доброй, как Вы говорите, комедии человек все равно подумал: что сегодня с ним так, а что с ним сегодня не так? Мы стараемся все спектакли делать такими. Я могу и дальше рассказывать про свои новые спектакли, но Вы спросили по поводу комедии…

– Я хотел уточнить про этот спектакль: приходит ли на него молодая аудитория и есть ли у вас какая-то обратная связь?

– Приходит. Обратная связь – очень сложно. Я пытаюсь вернуть мои любимые 80-е и 90- годы. И сейчас мои любимые годы: я люблю жизнь, у меня молодые артисты. Я занимаюсь, хочу быть в форме, ведь не могу же я сидеть на репетиции и спать. Артисты тогда просто разбегутся, скажут: «Ну что это за режиссер». Как иногда говорят: «В Вас столько энергии, на Вас хватит в два и три раза больше». Я говорю: «Ребят, об этом не надо говорить, давайте вместе друг друга дополнять. И вы, пожалуйста, на моих репетициях не засыпайте, а работайте».

Я пытаюсь вернуть, но, к сожалению, видимо, не хватает пока меня, моего понимания, может быть, мне пока сложно, или время… Наверное, не время, а мы как-то сложны. Я предлагаю зрителям оставаться и разговаривать. Вот Вы совсем молоды, но когда-то в наших театрах был педагог, который выходил перед спектаклем и разговаривал со зрителем, и после спектакля, если было желание, зрительный зал оставался, и они вместе обсуждали спектакль. В нашем театре это произошло только один раз. Я пытаюсь все время сказать: оставайтесь, даже говорю об этом. Но спектакль заканчивается, кто-то остается, но такой междусобойчик, поговорят и уходят. Не происходит так, чтобы мы сели и поговорили.

Один раз был человек с вокзала, у которого было еще много времени до поезда, встал после спектакля и сказал: «Давайте мы останемся и поговорим!» Многим стало неудобно, но все сорок человек, которые были на спектакле, остались, и мы начали разговаривать. Я попросил выйти актеров, и мы тоже присели.

– Какой это был спектакль?

– Это была премьера спектакля «Странный мир театра», почти четыре года назад, когда мы только вошли в Царскую башню Казанского вокзала. И это было просто прекрасно!

В театре должна быть творческая и человеческая дисциплина, поэтому я в этом плане очень жесткий. Но, как сказал отец Николай Соколов: «Ты имеешь право». Я все время мучаюсь, знаете, чем? А вдруг я как-то очень жестко разговариваю? С людьми же так нельзя! Батюшка говорит: «Ну как же так? Ты в своей профессии, можешь от них требовать. Ты же их не унижаешь, не оскорбляешь?» Я отвечаю: «Батюшка, упаси Господь, нет, никогда!» Я никогда не касаюсь личного, личностного, мы так договорились в театре со всеми актерами. Касаюсь только творчества, только того, что связано с профессией. Саша, мне кажется, это здорово, когда мы не переходим на личности, когда не унижаем и не оскорбляем. Вот так надо жить, и в театре тоже.

– Однако о спектакле «Странный мир театра», о котором Вы уже сказали, в аннотации на вашем сайте написано: «Пьеса дает картину нравов современной индустрии развлечений, где правит жестокая конкуренция, определяющая стремление к дешевой популярности». Почему Вы выбрали эту пьесу?

– Да. Но чем она заканчивается? Вот это важно. Заканчивается она крахом. Потому что актер, который из-за популярности мечется между двумя женщинами: одна из них – примадонна, у которой этот театр, и которая его воспитала, а вторая женщина через него пытается сделать себе карьеру. Он не знает, как быть в этой ситуации, потому что там молодость, но не популярность, а тут рядом все. И он не хочет, казалось бы, ничего менять. Этот конформизм заканчивается тем, что он не остается ни там ни сям. И это драма, а в театре так часто бывает, если ты перестаешь понимать, чему ты служишь. Ведь в театре каждый на своем месте чему-то служит.

Я этот материал взял не для того, чтобы этому следовать. Ну как мы понимаем? Я же делаю это не для того, чтобы вы так жили, я хочу, чтобы, уходя, вы понимали, как не надо жить. Наверное, сегодня это сложно, не все же думают: «Хорошо, я тоже так буду жить». Но я не могу войти в головы этих людей. Чтобы этого не было, я стараюсь, чтобы они просто размышляли и не делали этого. А иначе как? Ставить о том, что все прекрасно? Но тогда, выходя на улицу, с чем ты будешь сталкиваться? Как ты тогда будешь вести себя? Ты же будешь выходить и говорить: «Слушайте, мне же только что говорили, что все хорошо».

Как я всегда говорю: любовь – это не вздохи на скамейке. Сейчас я ставлю материал, который тоже об этом. Вчера у меня актриса заплакала, просто по-человечески. Я сказал: «Понимаете, любовь – это тоже труд, это работа, служение, это конфликт, но над этим надо работать». Надо трудиться, чтобы по-настоящему любить, по-настоящему быть в союзе. Это огромный, тяжелый труд. Мы сегодня не хотим этого. Особенно сложно молодым, и мы должны им просто помогать. Они потом это поймут, но сейчас надо не упускать этого момента, и через наши спектакли я это пытаюсь делать.

Если можно, коснусь Островского. Мне говорят: «Зачем ты это взял? Кому это сегодня нужно? Это же такое старье!» Но он зазвучал! Пришли Мягченков с международного театрального фестиваля «Золотой Витязь», Полукарова, директор этого фестиваля. Мягченков смотрит, говорит: «Я три часа сижу (спектакль идет с антрактом) на первом ряду, вглядываюсь: ни единой фальши у артистов». А там ведь тоже выбор.

– Давайте напомним, какая пьеса.

– Пьеса Островского «Последняя жертва». Сюжет в том, что молодая вдова влюбляется в молодого человека, а он оказывается аферистом. Она об этом не знает и ради любви к нему, жертвуя собой, отдает последние деньги. Унижая себя, она идет к человеку, перед которым встает на колени и вымаливает эти деньги. Но оказывается, что он живет обманом, играет ею. Все говорят: ой, она такая чистая, она любит. А я говорю: вы вдумайтесь, о чем она говорит. В финале Флор Федулович приходит и говорит ей: «Вы понимаете, что вы сделали? Он же вас обманул!» Она отвечает: «Нет, я все понимаю, я хочу ему отомстить. Верните те деньги, которые я ему отдала». Она не говорит: «Я все равно буду его любить, я попытаюсь помочь, чтобы он стал другим…» Нет! Это страшно.

Мои профессора и учителя Андрей Александрович Гончаров, Поламишев, Попов, Симонов говорили: читай автора, у него все есть. И когда мы пытаемся переделать автора, и еще как-то его осовременить… Автор всегда современен, вы только прочтите правильно, мне так кажется. Все имеет право на существование, ты можешь принимать или не принимать, однако это другой вопрос. Но вчитывайтесь в автора, и там есть одно понимание. В этой пьесе Флор Федулович оказывается самым чистым. Казалось бы, богатый человек, но он пытается ей помочь, наказывает этого обманщика и спасает ее. Он предлагает ей руку и сердце, и делает это при всех. Это потрясающий материал!

– В завершение нашей программы буквально несколько слов о том, почему вообще имеет смысл ходить в театр? Сейчас люди все-таки больше ходят в кино, зачастую смотрят фильмы дома, у всех хорошие телевизоры. Ради чего стоит прийти в театр?

– Как в знаменитой пьесе у Булгакова, «не любит Савва Лукич аллегорий», но я скажу, может быть, не впрямую. Сегодня очень многие закрыты: мне лучше побыть в одиночестве, поразмышлять, и чтобы в мой мир, мое сердце никто не вмешивался. Сегодня, кажется, столько всего вокруг, но я хочу быть один, я закрыт. Я призываю всех: приходите в театр, чтобы быть вместе с нами. И не только в мой театр, ищите, смотрите, есть много всего. Есть и что-то плохое, но для того чтобы понять, где есть хорошее, надо, может быть, увидеть и то, что сегодня вам не понравится.

Открывайте свои сердца, открывайте души, потому что если это настоящее, оно заставляет вас сопереживать! И когда вы потом начнете это обсуждать открыто с вашими знакомыми, друзьями, даже сидя где-то в кафе, вы не будете молчать, вы будете разговаривать, тем самым вы себя будете открывать. Вы настолько сейчас замкнулись, настолько сегодня в себе… Вот я сяду в своем мирке, дома, с любимой женой, даже и с ней не всегда поговорю. Надо, конечно, и помолчать – это тоже иногда важно. Мы же иногда молчим, но это не значит, что мы не любим друг друга. Нам иногда надо побыть в этом молчании, паузе. Но приходите и открывайтесь. Мы сегодня закрыты, а я хочу видеть ваши глаза!

Ведущий Александр Гатилин

Записала Екатерина Самсонова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 00:05
  • Вторник, 30 апреля: 09:05
  • Четверг, 02 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать