Плод веры. Российский политический деятель Сергей Гаврилов. Часть 1

20 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Как Русская Православная Церковь участвует в создании законов? Учитывается ли мнение Церкви при принятии тех или иных государственных решений? Об этом рассказывает Сергей Гаврилов, председатель Комитета Государственной думы Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, координатор Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей.

– В одном из недавних интервью Вы сказали, что в период с 2013 года церковные учреждения участвовали в подготовке поправок к тридцати пяти законопроектам.

Как происходит взаимодействие по согласованию поправок? Насколько по закону церковные учреждения могут участвовать в законотворческой деятельности и вообще много это или мало – тридцать пять законопроектов с 2013 года?

– Я считаю, что это не много и не мало, а столько, сколько нужно. Более того, за двадцать лет, в течение которых действует закон о свободе совести, и депутатами, и президентом, и Церковью было сделано немало. Главное, что наш закон совершенно четко расставил акценты о природе нашего государства и во многом отразил существующие у нас мнения и позиции о характере взаимодействия государства и Церкви. Уже в преамбуле указана уникальная роль православия в создании нашей уникальной русской культуры.

За эти двадцать лет, особенно в последние годы, нам удалось выстроить душевное, откровенное, очень полезное сотрудничество с Церковью; подчеркну – с Церковью как с институтом. Конечно, мы прекрасно знаем, что Церковь – это не только юридическое лицо, но и, как говорил Алексей Степанович Хомяков, это благодать, разлитая во множестве ее членов. Но, общаясь с Церковью, Патриархом, мы прежде всего ставим задачу нравственного измерения нашего законодательства. Мы хотим, чтобы интересы Церкви, которые отстаивают традиции с большой буквы – а наше государство и наш народ как раз являются наследниками большой традиции, – могли реализоваться в конкретные дела.

Конечно, и в Синодальный период, и в последующие годы такого взаимодействия не было. Сегодня мы хотим достичь взаимодействия в самых разных сферах. Например, в законодательстве в области образования, когда мы признаем важность преподавания, по сути дела, истории Русской Православной Церкви, истории христианства, в том числе среди  истории других религий. Когда мы признаем научные степени богословия. Когда принимаем решения, что государство может не просто бесплатно передавать Церкви имущество: прежде всего бывшие храмы, земли, храмовые территории, но и бюджетно участвовать, безвозмездно в реставрации церковной собственности. Когда мы принимаем решение об упрощении отчетности, налогообложения, возможности традиционного миссионерства, чтобы наши священники могли исполнять свой долг и нести слово Божие в том числе в местах лишения свободы, в воинских частях, других государственных учреждениях.

Мы приняли целый блок вопросов, который защищает наши нравственные ценности, явленные православием, от надругательства бесовского. Для этого существуют соответствующие изменения в Уголовном кодексе. Мы приняли изменения в законодательстве о миссионерстве, чтобы покончить с безудержной вакханалией разных тоталитарных сект на наших улицах, которые зачастую занимались явным наступлением на права человека: на его свободу жить в своей стране, быть членом своей семьи, исповедовать взгляды, которые присущи нам и нашим предкам. Зачастую эти секты не только похищают души, не только ломают судьбы, раскалывают семьи, не только выманивают имущество, деньги у наивных зачастую неофитов, но являются прикрытием для, мягко говоря, недружественной, а часто просто открытой враждебной деятельности против нашей страны. Я уже не говорю о том, что часто эта деятельность является прикрытием спецслужб западных государств. Поэтому мы приняли соответствующие изменения, которые наводят хотя бы минимальный порядок в этой сфере.

Мы выстраиваем блок законодательства, на основе которого принимаются конкретные решения. И на основе этих конкретных решений восстанавливается то, что Патриарх назвал соработничеством. Вспоминая слова Патриарха Кирилла, я бы хотел сказать, что это явлено во множестве решений: и в помощи приходским кружкам по защите семьи, по защите сирот, воспитанию детей; это связано и с проводимыми нами культурными мероприятиями по защите семьи, уважению памяти величайших предков, жизнь положивших за наше Отечество.

Я считаю, что мы не спеша, не торопясь, но систематично и упорно выстраиваем то здание, которое наши далекие предки назвали бы симфоничным взаимодействием, без отсутствия доминирования. Мы прекрасно понимаем, что для Церкви, пережившей синодальные и советские годы, очень важно быть независимой от государства, отделенной от него, чтобы у нее была свобода нести своей пастве слово Божие. Мы уважаем эту позицию и поддерживаем ее, поэтому для многих из нас слова, сказанные Святейшим Патриархом, его наставление и благословение на добрые дела являются ключевыми в определении своей политической линии.

Кроме того, очень важно осознать глубину тех проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня, – это кризис семьи, демографические проблемы, нищета, экономические неурядицы. Это не только санкционное, но прежде всего и идеологическое наступление со стороны Запада. Либеральное наступление, которое считает, что Россия – это объект для колонизации и у нас не существует никаких нравственных свобод, ни принципов, ни культуры, ни цивилизации, ни веры.

С другой стороны, мы, безусловно, видим активность псевдоисламистского радикализма, экстремизма, пытающегося расколоть наше общество, которое веками строилось на гармонии, взаимоуважении, соработничестве основных конфессий, прежде всего православия и ислама, радикализовав ислам, прежде всего бросив в эту топку множество молодых душ, с тем чтобы поставить под угрозу территориальную целостность нашей страны, мир, стабильность в ней. Думая о природе этих конфликтов и будущем нашей страны, мы, конечно, должны ответить на судьбоносные, стратегические вопросы об основах нашего будущего развития, которое неизбежно вытекает в качестве рецептов из правильного понимания нашего настоящего и прошлого.

В этой связи я не могу не опереться на очень важные для меня высказывания Патриарха, президента России Владимира Путина и лидера коммунистов Геннадия Зюганова о том, что мы должны иметь в сознании наших детей не историю несчастных поколений, не историю поражений, угнетений, а счастливую историю, драматичную, но судьбоносную. Историю страны, которая создала уникальную православную цивилизацию. Эти три эпохи: имперская Россия, советская Россия и современная демократическая Россия – это единый сплав, основанный на единых глубочайших и нравственных ценностях, на стремлении к свободе, справедливости, братству, соработничеству, любви к ближнему, уважению к старшим, заботе о Родине.

Понимая этот уникальный сплав, эту уникальную рецептуру, мы можем построить современное будущее, которое должно особенно органично сочетать – и в истории России это органично сочетается – передовые технологии, передовые методы хозяйствования, передовые экономические инструменты с фундаментальными ценностями православия, которое бережет семью, воспитывает человеческую личность в страхе Божьем и любви к Отечеству. Я думаю, что это сочетание и должно породить тот уникальный путь, ту уникальную модель, которая позволит нам не просто сохранить в XXI веке суверенитет страны, а реально стать одной из ведущих стран, ведущих не только в экономической и военной мощи, но прежде всего с точки зрения нашего уникального духовного потенциала. Того потенциала, который мы можем предъявить не только русскому миру, но и всему человечеству. Не в качестве экспортного товара в глянцевой упаковке, который приносится на крыльях бомбардировщиков, а того идеала, которому могут следовать не только страны и цивилизации, но и страны в общении между собой. Это уважение к чужой культуре, равноправное взаимодействие с другими культурами и цивилизациями, это сотрудничество во имя мирного решения общих, глобальных проблем: терроризма, экстремизма, наркомании, климатических изменений, проблем голода.

Я думаю, что об этом надо думать в первую очередь, при этом не забывая о тех текущих вопросах, которые, к сожалению, стучатся в дверь. Эти вопросы наверняка задают и наши с вами телезрители, и избиратели на наших встречах. Это последствия ряда факторов: и внешних санкций, и внутренних неурядиц, которые привели к тому, что страна, защищая свои границы и помогая нашим единомышленникам, единоверцам на Ближнем Востоке, прежде всего христианам, страна, которая несет идеалы справедливости, при этом во внутренней экономике, конечно, испытывает серьезные проблемы. То, что у нас до 20 миллионов выросло количество нищих, бедных, – это, конечно, беда, это следствие непродуманной политики в экономике. Я думаю, что мы должны совместно решать все эти вопросы. Нельзя допускать того, что минимальная оплата труда в России более чем в два раза ниже, чем в Китае. Нельзя допускать раскола общества, о чем недавно говорил Патриарх Кирилл, что он достиг угрожающих размеров.

Вопрос не в том, что общества могут быть более или менее богатыми, а в том, что степень раскола, кстати говоря, похожая на столетний опыт, когда один процент населения владеет более чем 70 процентами национальных богатств, приводит к тому, что значительная часть населения чувствует себя брошенной. По разным оценкам, до 50 процентов наших граждан имеют огромную проблему не только с товарами длительного пользования, одеждой, но и просто с пропитанием. А кто эти люди? Это наши с вами единоверцы, наши братья во Христе. Это пожилые люди, пенсионеры, ветераны, но это и молодые семьи. Мы прекрасно понимаем, что рождение каждого ребенка ухудшает материальный уровень жизни семьи, и многодетные семьи попадают в зону риска, стоят на грани нищеты. Дело доходит до того, что многодетным семьям отказываются давать ипотечные кредиты, потому что уровень доходов не позволяет оплачивать высокие проценты по ипотеке для приобретения жилья.

На мой взгляд, не только экономическая, но и глобальная стратегическая задача в том, чтобы пример здоровых многодетных семей, пример уважения к детям войны, ветеранам был не только вопросом социальной политики, но и политики воспитательной. На этих факторах мы должны воспитывать наших детей не только выдающимися профессионалами: учителями, рабочими, офицерами, банкирами, но прежде всего должны воспитывать их патриотами, которые останутся в нашей стране, будут делить вместе с ней и ее беды и неурядицы, и победы. Эти люди должны опять возродить нашу страну.

На мой взгляд, проблема нищеты – опаснейшая. Поэтому мы ставим вопросы о самых разных мерах: о прогрессивном налогообложении, о материальной помощи бедным семьям, об изменении экономической политики. Чтобы не резервировать возрастающие доходы от экспорта нефти и газа за рубежом, в Соединенных Штатах, в облигациях Федеральной резервной системы, а направлять их на развитие передовой промышленности: авиации, космонавтики, биотехнологий, электроники. Мы считаем, что это путь вполне органичный для нашей страны. Если не наши деды, то отцы-то точно, как раньше говорили, вкалывали, давали план, для того чтобы сделать нашу страну одной из лидеров мира.

Напомню, что не так давно, в начале 90-х годов, Советский Союз занимал двадцать процентов мировой экономики, а Китай – меньше двух. Двадцать и два. А теперь все наоборот: Китай – 18 процентов в мировой экономике, а Россия меньше двух – 1,8 процента. Мы должны понять, как случилось, что мы не только потеряли лидерство в образовании, науке, культуре, духовной сфере, в области солидарности, взаимопомощи, трудовой этике, но и в экономике. Думаю, нам нужно честно и нелицеприятно извлечь из этого уроки. И задача и политиков, и священников общая – мы должны извлекать уроки из побед и поражений.

К счастью, в нашей истории побед было гораздо больше, чем поражений, но мы понимаем, что из этого драматического прошлого и настоящего мы должны не просто извлечь уроки и рецепты, но и воплотить эти рецепты в жизнь. Потому что нынешнее развитие, к сожалению, несет все возрастающие риски и для нашей страны, и для нашего вселенского православия. Мы понимаем, что не только для нашей страны, но и для многих свободомыслящих народов мира, в том числе и неправославной традиции, Россия является символом свободы, символом суверенитета, символом сохранения своих уникальных моральных, нравственных, духовных ценностей. Ценностей, которые, модернизируясь, тем не менее сохраняли свои традиции, – это прежде всего семья, понимание добра и зла, отношения к своей стране. И мы должны оправдать доверие тех, кто во всем мире испытывает если не ярость, то неудовольствие от нового колониального катка, которым Соединенные Штаты пытаются пройтись по планете. Здесь Россия своим уникальным духовным опытом, своим примером, моделью своего развития, в том числе и в области обороны, конечно, показывает пример. Мы должны понимать нашу вселенскую миссию и пытаться оправдать это доверие и эти надежды.

– Очень часто Вы говорите о социальной справедливости. Я выписал Ваши слова, которые Вы произнесли в 2017 году, когда мы все вместе вспоминали события столетней давности, приведшие к гражданской войне и одновременно к восстановлению патриаршества на Руси. В одном из выступлений Вы процитировали слова Геннадия Зюганова: «Принципиальная основа модели дальнейшего развития России – это сплав Святой Руси и советской справедливости». Вы в это верите? Это реально?

– Я считаю, есть примеры. Например, наша Россия, выходя из кошмара 90-х годов с его варварским капитализмом, валом грабежей и насилия, атомизацией общества, разрывом не только коллективных, но даже семейных связей, расколом общества на сферу богатых и сферу бедных, взрывом национализма, нищеты, смогла в том числе на основе этого уникального и драматичного опыта выйти в сегодняшние годы. Ведь надо понимать, что многие наши принципы и ценности не омертвевшие, часто они носят характер душевных влечений, питаются примерами духовных подвигов, они развиваются. Часто многие люди, которые искренне верили в идеалы 90-х, искренне пытаясь жить по правде и со своим народом, выросли и теперь с большей уверенностью и опытом строят современное великодержавное настоящее России.

Так же и с нашими недавними и давними соседями – многими азиатскими странами. Это не только такие восточноазиатские тигры, как Корея, Малайзия, Сингапур, Япония. Это и Китай, где могли соединить традиционные ценности: общинность, коллективизм, коллективный труд, ответственность перед страной с возможностью индивидуального развития личности, развития талантов в области высоких технологий, в сфере того, что мы называем цифровой экономикой. И этот сплав, в котором одно не противоречит другому, создало уникальную силу этой нации.

Напомню дискуссии не столь давнего прошлого о том, что якобы наша православная культура препятствует, противоречит духу предпринимательства. Я должен сказать, что это глубочайшая ошибка. Посмотрите на наше купечество, которое осваивало весь Восток на вере, на доверии. Посмотрите на трудовые подвиги людей, которые строили страну и в XVII, и в XVIII, и в XX веках. Строили космос, строили энергетику, строили оборонную промышленность. И это во многом было основано на духе коллективизма, взаимовыручки, на духе справедливости и духе глубочайшего патриотизма. Эти качества не исчезли. Они, конечно, может быть, были не в чести, но они как нравственный код нашего народа и неизбежно проявляются.

Задача государства состоит в том, чтобы поддержать эти народные чувства, не мешать им, не дискредитировать создаваемыми за счет того же бюджета, тех же народных средств всякими погаными, псевдокультурными проектами, фильмами, выставками наше прошлое и наше настоящее. Потому что это не просто плевок в наше прошлое, это плевок в наше будущее.

Я абсолютно уверен, что наши принципы, как недавно отметил Президент России Владимир Владимирович Путин, проявляются в самом разном: и в подвиге в годы Великой Отечественной войны, и в освоении Сибири Ермаком, и в битве на Куликовом поле, и на Прохоровке. Нам важно, чтобы наша страна развивала эти традиции, эти ценности, укрепляла их, воспитывала детей членами своей семьи, своего общества, гражданами нашей великой страны, воспитывала в труде, молитве, готовности к подвижничеству, подвигу. И тогда, я смею уверить, наши потомки будут вспоминать свое счастливое прошлое с неменьшей теплотой и улыбкой, чем мы наше прошлое. Например, я вспоминаю, как, будучи пионером или октябренком, вместе с одноклассниками ходил помогать ветеранам убирать дома, приносил продукты. И мне это нравилось, я считал, что это правильно; и сейчас так считаю.

Наша  уникальная страна  смогла переварить самые разные западноевропейские доктрины, часто чуждые ей, – и в XIX веке после наполеоновских войн, в духе серьезных кризисов,  включая и мятеж 1825 года, и в XX веке. Страна не просто переварила, но ассимилировала этот, в том числе доктринальный, опыт и выращивала свою модель. Совершенно понятно, что наша советская история уникальна. И когда президент Путин говорил о мавзолее Ленина, о его захоронении, о том, что не надо тревожить эту память, он имел в виду (но не стал акцентировать), что страна через тридцать лет после революции не просто коренным образом изменила эту модель, с которой все начиналось, а пришла к победе в сорок пятом году, пришла, по сути дела, к Вселенскому Собору сорок восьмого года. Москва является Третьим Римом – не просто центром русского мира, а центром морали, нравственности, духовности, света Христова для всей планеты. И мы должны из этих примеров вычленять то положительное, что вполне может быть полезным и сегодня, и завтра, и послезавтра.

Я глубоко убежден, что наша связь поколений, которую не удалось разорвать ни телерекламой, ни пропагандой 90-х годов, ни Интернетом, сыграет свою роль. Потому что я абсолютно убежден в правоте своего деда, защищавшего Брестскую крепость, или своего отца, искренне строившего оборонные щиты России. Они были русскими людьми из крестьян, они любили свою страну и верили в нее, заботились о своих детях и считали, что они люди долга. Понятно, что мой отец был глубоко верующим человеком, офицером, а дед, наверное, нет, но все равно и тот, и другой в душе несли примерно один и тот же идеал – идеал братства, идеал любви. Поэтому когда мы говорим о справедливости, я все-таки считаю, что в нашей традиции, традиции и XIX, и XX веков, и всей исторической Руси это идеал любви и соборности.

Любовь выше справедливости, если мы рассматриваем справедливость лишь как социальную категорию. Справедливость важна для нас как проявление и следствие любви к Богу и ближнему своему. Мы не должны навязывать справедливость доктринами или насилием, а порождать ее в душе каждого человека. Тогда наш многоконфессиональный мир России будет более прочным и надежным.

Работая во главе комитета, который отвечает за развитие законодательства о религиях, в поддержку прежде всего нашей конфессии (в моем понимании это Русская Православная Церковь), считаю, что межконфессиональный мир, согласие с основными конфессиями для нас очень важны. Поэтому очень много внимания я уделяю работе с реализацией предложений, наставлений, пожеланий Русской Православной Церкви и других конфессий.

(Продолжение следует.)

Ведущий Александр Гатилин

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 00:05
  • Вторник, 30 апреля: 09:05
  • Четверг, 02 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать