Плод веры. Председатель правления Фонда Патриарха Гермогена Галина Ананьина. Часть 1

18 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Какова роль женщин в современном обществе? Какова роль женщин в установке памятника патриарха Гермогена в Александровском саду? На эти и другие вопросы отвечает Галина Ананьина, кандидат исторических наук, председатель правления Фонда патриарха Гермогена, сопредседатель Союза православных женщин.

– Хочу начать с Союза православных женщин, с Вашей роли в этой организации. Но прежде скажите: принято считать, что женщина – это в первую очередь мать, жена, следом идет по порядку ее профессиональная деятельность. Насколько у современных женщин хватает сил и времени для общественного служения?

– Я думаю, что если бы Вы мне задали такой вопрос в XIX веке (я за девятнадцатый буду отвечать), то и в XIX, и в ХХ, и в XXI веках ответ был бы одинаков: и женщина, и мать, и профессионализм. И хочу сказать, что в XIX веке (а мы говорим о Союзе православных женщин России) очень большое количество дворянок высшего сословия занимались огромной общественной и благотворительной работой. Не от того, что у них времени было много, – это было принято, была такая традиция. Мы, наверное, не назовем практически ни одной выдающейся женщины, которая в тот момент не занималась бы благотворительностью, начиная с Царской семьи, с Александры Феодоровны.

Это было и в период Елизаветы Алексеевны Романовой, супруги Александра I, которая как раз создала первую женскую организацию в России. Она была создана в 1812 году и образовывалась не как феминистская, а как благотворительная. У меня есть издание, которое было подготовлено к столетию этой организации, и когда мы читаем, то встречаем там абсолютно все нам известные фамилии женщин. И они не просто номинально входили, но и занимались конкретными делами по воспитательной и благотворительной работе.

И если говорить о сегодняшнем дне, то, наверное, картина все-таки такая же. Очень много тех, кто, несмотря на работу в Союзе православных женщин, занимается огромной социальной деятельностью, возглавляя общественные фонды. Масса общественных организаций, в том числе те, которые впервые создавались в 1990-х годах. Как вы помните, очень много женщин пришли и возглавили благотворительные организации, потому что, как бы мы ни говорили, но, наверное, какие-то социальные провалы, которые есть и были всегда, больше понимают все-таки женщины, они больше сочувствуют детям. И известные фонды все-таки возглавляют женщины.

– Каков был Ваш путь в благотворительность? Какой момент стал для Вас переломным и Вы посчитали, что Вам необходимо этим заниматься?

– Вы знаете, у меня путь был очень сложный, как говорят, «до и после». Я защитила диссертацию по художественной интеллигенции, работала в знаменитой Строгановке. Потом, в конце 1980-х, я ушла в протест, не буду говорить куда, уже неважно. Я год проработала в мавзолее Ленина, о чем сегодня вспоминают и говорят: «Как ее качнуло, от Ленина до патриарха Гермогена». Но я абсолютно не жалею, я очень много узнала того, чем и сейчас можно поделиться: почему мавзолей, почему сохранили. Вот эти знания были даны.

А в новой жизни, начиная с 1990-х годов, создала Российскую палату высокохудожественных производств, Гильдию ювелиров России, Национальный коллекционный центр. Вот такими художественными проектами занималась. Выступила консультантом по установке памятника Александру II, который стоит у Храма Христа Спасителя.

Гораздо позже ко мне подошел «Народный собор», общественное движение, и меня попросили создать и возглавить Фонд содействия инициативе общественных организаций по постановке памятника патриарху Гермогену. На тот момент я знала о патриархе Гермогене только имя и то, что это XVII век, 1612 год. Я для себя сказала: «Гермогеном я буду заниматься, а Смутой – никогда», потому что для меня Смутное время – это было что-то страшное и непонятное.

Хочу сказать, что тот путь, пройденный с Фондом по установке памятника патриарху Гермогену, наверное, и есть то ли моя третья докторская диссертация, то ли еще что-то. Потому что поставить памятник – одно, надо было, кроме известных Минина и Пожарского, это имя возвращать, имя такого же защитника и спасителя Отечества со стороны Русской Православной Церкви. До сих пор широко не известен тот факт, что когда в 1803 году было принято решение установить памятник Минину и Пожарскому, то инициатива звучала так: «Минину, Пожарскому и патриарху Гермогену».

В ходе всей большой просветительской работы удалось написать книгу «Люди Смуты» (я выступила научным редактором, составителем), она даже выдвигалась на премию «Литературной газеты». И вот тут-то меня Господь заставил изучить Смуту, и не просто изучить, а по всем персоналиям, которые были в то время. Я благодарна этому проекту и Господу, что этот для меня тогда неизвестный или плохо известный период так раскрылся. Хочу сказать, что, когда был установлен памятник в 2013 году, к столетию канонизации святого, это был памятник патриарху Гермогену и Русской Православной Церкви, потому что ее роль в преодолении Смуты столь огромна! Она просто была, к сожалению, недооценена.

Но перед тем как был создан этот фонд, было создано Императорское женское патриотическое общество. Оно в свое время было создано в 1812 году по указу императора Александра I, его возглавила и была его первой попечительницей Елизавета Алексеевна Романова. Это первая женская благотворительная организация в России, которая сохранилась до 1917 года. И беспрецедентно, что все эти годы, с 1812-го по 1917-й, попечительницами этой организации были императрицы, и последней была Александра Феодоровна Романова.

– Давайте все-таки напомним нашим телезрителям о личности патриарха Гермогена. Может быть, не все знают, какую роль он сыграл в нашей истории.

– Он был вторым патриархом на Руси после патриарха Иова, с 1606 по 1612 год, в период Смуты. Именно он, когда уже был заточен поляками в подземелье Чудова монастыря, передал последнюю грамоту в Нижний Новгород. Я долго думала: почему именно в Нижний Новгород? Можно было передать куда угодно. А потом оказалось, что патриарх Гермоген еще окормлял тогда Нижегородскую губернию, поэтому он посылал грамоту своей пастве.

Все знают о том, что эта грамота дошла до Нижнего Новгорода, и есть много живописных картин, где Минин зачитывает грамоту – это именно послание патриарха Гермогена. То есть фактически патриарх Гермоген благословил создание народного ополчения, он благословил идти с Казанской иконой Божией Матери, которую просил передать из Казани.

Хочу напомнить и о роли первого ополчения. Знаете, как говорят, если не было бы первого, может, не было бы и второго. К сожалению, судьба первого ополчения была трагичной. В первом ополчении участвовали и Дмитрий Пожарский (был ранен), и, конечно, Прокопий Липунов. Вот роль Липунова была огромной. Собственно, патриарху Гермогену было предложено либо отозвать Липунова, либо быть заточенным в Чудовом монастыре, и он выбрал второе.

Вот такой его пламенный призыв, абсолютно понятный, когда иноки Троице-Сергиевой лавры день и ночь писали грамоты… Вообще сегодня, конечно, очень сложно рассуждать, потому что когда мы прошли по пути первого и второго ополчений, вот этот долгий путь, я думаю: ну как люди шли этими лесами, как возможно было эти грамоты передавать? По всей России ведь больше ста двадцати городов участвовало. Как это возможно? Вот сейчас СМС, другая связь… А оказывается, это было возможно, когда день и ночь писались эти грамоты и рассылались по всей стране.

– Возвращаясь к Союзу православных женщин. Уже много лет существует...

– С 2010-го.

– Ну, наверное, еще раньше была создана организация Союз женщин России. Почему понадобилось создавать именно Союз православных женщин?

– Ну, тогда мы скажем, что было еще раньше. А еще раньше, в 1918 году, когда продолжался Поместный собор, столетие которого и восстановление патриаршества мы с вами будем отмечать, был создан Союз православных женщин, благословленный патриархом Тихоном. Это тоже мы не так давно узнали, факт был неизвестен, но, наверное, было промыслительно восстановление этого Союза.

Почему он тогда был создан? Вы знаете, что на Поместном соборе, на одном из первых заседаний, уже обсуждалась роль женщин, роль мирянок в Церкви, в церковном служении. И в 1918 году, когда был создан этот Союз, первой просьбой патриарха Тихона было навещать священнослужителей, которые были заключены в тюрьмы.

Мы вспоминаем уже более поздние годы, но 1918 год начинался так. Роль этого Союза была невелика, но сам факт создания его тогда, в 1918 году, очень важен, это надежда на православных женщин, которые всегда придут, всегда помогут. Я думаю, что Императорское женское патриотическое общество и Союз православных женщин, созданные в 1918 году, – все это шло от жен-мироносиц, от традиции, заложенной тогда. Поэтому жены-мироносицы являются, наверное, самым важным, путеводным примером для православных женщин России.

Если говорить о Союзе женщин России, то это светская организация, которая существовала и существует по сегодняшний день, она делает очень большую работу в разных направлениях. Союз православных женщин все-таки отличается тем, что здесь создано сегодня очень много отделений, по всей России ведется огромная работа. Вот сейчас, когда уже было отмечено двадцать лет восстановления церковной жизни, мы с вами рассуждаем, мы называем любой монастырь, и нам кажется, что он всегда был и ничего не исчезало. Всего-то двадцать лет, а обители стоят, как будто и стояли, они восстановлены на месте заводов, там, где были ужасные цеха и тому подобное.

Одной из первых задач Союза православных женщин была просветительская работа по увековечению памяти святых жен Руси. Выпускалось очень много изданий, просветительских календарей. Это тоже надо было возвращать. Так же, как возвращалась память о святой Евфросинии Московской, как мы знаем спустя очень много столетий, собственно говоря, матушке Москвы. И сейчас такая просветительская задача остается, но тогда это было очень важно, потому что фактически нет местности либо губернии, где бы не было своей местночтимой святой. И вот сегодня благодаря Союзу православных женщин мы видим интерес к этой женской святости в прямом смысле слова, потому что за каждой святой женщиной идет вот такая благотворительность.

Мы с вами сегодня начинали с патриарха Гермогена, и я хочу сказать, что в период его земной жизни была святая Иулиания Лазаревская, это тоже одна из первых благотворительниц России. Мы ее вспоминаем с других сторон, а ей досталось вот это Смутное время, сложное время, когда она, фактически обманывая семью, ложилась спать, а потом выходила на улицы и раздавала еду, прячась, занималась такой благотворительной работой.

Хочу сказать также, что у нас много просветительских конференций, большая благотворительная деятельность. Кто входит в Союз? Вот то, с чего мы с вами и начинали. Это, может быть, не замечается, но в моем любимом XIX веке очень многие светские дамы были настолько духовно высоки! Есть примеры, когда был просто монашеский образ жизни. И все-таки, наверное, основа Союза православных женщин – это светские женщины, но глубоко верующие. Есть матушки, очень много общественных организаций. То есть Союз объединил на сегодня вот этот пул общественных женских православных организаций.

– Помимо просветительских проектов, что за годы существования Союза Вы бы отметили как главные достижения? Что состоялось благодаря вашему участию?

– Первое – то, прошло несколько больших форумов. Любой форум – это еще круглые столы, рабочие группы. Собирается фактически вся Россия. Например, у сообщества не было возможности донести свои достижения и проблемы на уровне Москвы. А мы с вами прекрасно знаем: если что-то обсуждается в Москве или есть какое-то решение, то это уже идет по всей стране. Союз православных женщин предоставил такую площадку.

Хочу сказать, что Союз православных женщин создан по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и на нескольких форумах присутствовал Патриарх Кирилл с глубокими выступлениями, в том числе о роли жен-мироносиц. Когда он говорил о роли жен-мироносиц, мне показалось, что Патриарх только этой темой и занимался – настолько глубоко он смог это до нас донести, что, казалось, человек всю жизнь изучал этот вопрос. И вы сами представляете: опять же для регионов присутствие Патриарха, возможность выступить и обсудить что-то еще раз на рабочей секции и это донести до Московской Патриархии или до Патриарха – это уже огромный плюс.

Очень много конференций проводилось, и одна из первых, во Влахернском монастыре, была посвящена Покрову. Светлана Николаева Тягачева, Оситис Анастасия Петровна, сопредседатели – на примере этих женщин можно сказать об их личном вкладе в благотворительность. Светлана Николаевна полностью подняла Влахернский монастырь из таких руин. Если вы сейчас поедете и посмотрите, то скажете: «Такого быть не может, это все стояло». На самом деле не стояло ничего.

Вот эта женщина по благословению патриарха Алексия II подняла такой монастырь с огромной историей – женской, кстати. Анна Головина была основательницей этого монастыря, а благословил ее на это дело Филарет Московский. Он сыграл огромную роль в женском монашестве. С этим монастырем у нас, у Союза православных женщин, особая связь. Сейчас по нашей инициативе там проходят Влахернские чтения. Мы их назвали детскими чтениями, тем не менее и младшие школьники, и старшие изучают как раз историю Влахернского монастыря.

Также очень много поездок по регионам: это и Екатеринбург, и Белоруссия, где сейчас будет конференция, посвященная Венценосной семье. Вот недавно была поездка в Муром. Даже уже сложно назвать регионы, где бы не присутствовал сегодня Союз православных женщин.

Создан юбилейный оргкомитет, который возглавил владыка Савва, наместник Новоспасского монастыря. И я думаю, что это время, до июня 2018 года, даст нам возможность в связи с юбилейными событиями поразмыслить над этим столетием: как было тогда, как смогли женщины в такой сложнейший период 1918 года подставить Церкви «плечо». И на сегодня получается, что появление нашего Союза – это воссоздание того Союза.

– В 2013-2014 годах, благодаря Вашим усилиям и усилиям Ваших соратников, в знаменитом Александровском саду рядом с Кремлем появились два новых памятника и был восстановлен один обелиск. О памятнике патриарху Гермогену мы уже немножко поговорили. Что за второй памятник вы восстановили и что за обелиск?

– Я часто бываю в Александровском саду и сейчас уже заканчиваю книгу «Александровский сад Кремля. Два века в истории России». И конечно, она будет заканчиваться этими монументами. Вот когда напишешь диссертацию, она у тебя лежит, ты читаешь, а потом думаешь: ой, неужели это я? И вот здесь: я часто езжу мимо сада и иногда даже не приписываю эти памятники себе, потому что кажется, что это невозможно было сделать.

Потому что в течение пяти лет мы шли к проекту патриарха Гермогена (я все-таки к нему вернусь). Памятник должен был в 1914 году стоять точно на месте мавзолея Ленина, при участии Уваровых были собраны деньги, которых хватало на постановку памятника. И вдруг вот такое отношение: жюри конкурса сказало: «Нет, мы еще поработаем, еще посмотрим проекты» – и продлили сроки. И Первая мировая война не дала возможность памятник установить.

Памятник патриарху Гермогену – это было продолжение проекта тех, кто шел до нас. И уже в наше время это невозможно было не сделать, но все было очень трудно. Замахиваться на Красную площадь – и так было понятно, что невозможно, ставить где-то в отдалении от Минина и Пожарского очень не хотелось. Я сейчас приведу пример, и будет понятно, почему я это рассказываю. Когда памятник должен был стоять на месте мавзолея Ленина, то думали, что это будет такой «духовный треугольник»: Казанский собор, Минин и Пожарский около Средних торговых рядов и здесь патриарх Гермоген и архимандрит Дионисий. Вот такой треугольник.

Сейчас у нас точно такой же треугольник, только гораздо больше, шире и проходит по Кремлю. И я думаю, все заметили, что постамент у патриарха Гермогена специально сделан таким же по цвету мрамора и размеру, как у Минина и Пожарского, то есть мы их объединили. То, что памятник стоит именно в этом месте, в Александровском саду, это, конечно, огромная заслуга Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и нашего президента Владимира Владимировича Путина. Своя заслуга у общественности, фонда, народа, который долго шел к этому. Общими заслугами памятник стоит.

Обелиск в Александровском саду, посвященный революционерам-мыслителям, который был первым переделан в 1918 году (снят двуглавый орел, были стесаны все имена царей) как-то незаметно стоял у грота. И когда был поставлен памятник Гермогену, он вдруг стал заметен. Здесь восстановление государственности и так далее. Встал вопрос о том, что обелиск, конечно, незаслуженно переделан. Если говорить об истории, традициях через запятую, то ведь Гермоген и восстанавливал ту государственность. Михаил Феодорович Романов и стал первым царем из династии Романовых. Мы писали в Московскую городскую думу, и достаточно быстро было принято решение о том, чтобы вернуть прежний вид монументу. И вот сейчас он уже стоит с двуглавым орлом.

Хочу сказать, что с Александром I история несколько другая. Я не назвала еще одну организацию, которая внесла огромный вклад в то, что эти памятники стоят, и которая не просто приняла деятельное участие, а руководила всеми техническими работами, – это Управление делами Президента Российской Федерации. Сейчас Александровский сад находится в его ведении. И когда еще ставились Романовский обелиск и памятник патриарху Гермогену, я поднимала вопрос о памятнике Александру I, но тогда мне сказали: «Галина Васильевна, пока помолчите». И вдруг Божиим Промыслом после романовского обелиска было сказано: «Вот теперь не молчим».

Ведущий Александр Гатилин

Записала Екатерина Самсонова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 января: 21:30
  • Понедельник, 22 января: 02:05
  • Среда, 24 января: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

Как Русская Православная Церковь участвует в создании законов? Учитывается ли мнение Церкви при принятии тех или иных государственных решений? Об этом рассказывает Сергей Гаврилов, Председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, координатор Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей.  

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы