Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ведущий Александр Гатилин.
– Денис Валерьевич, Вы преподаете очень серьезные и важные дисциплины в Институте международных отношений. Один из ваших курсов называется «Религиозная конфликтология». Как Вы оцениваете ситуацию с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда и последующие события во Франции?
– Негативно оцениваю этот поступок и само издание, которое дважды имело дело с Европейским Судом и признавалось виновным. Раньше журнал назывался «Камикадзе» и являлся порнографическим изданием, где печатались недопустимые материалы, касающиеся политических деятелей. После переименования в «Шарли Эбдо» издатели стали заниматься больше духовной сферой, при этом ходили по краю, действуя на грани фола. Последние полтора года они получали всевозможные угрозы, но не относились к ним серьезно. Произошло то, что произошло. Это, конечно, надо осудить. Убивать или калечить людей, какие бы ни были оскорблены чувства, недопустимо, и оправдывать это нельзя. Но надо разобраться в причине. Во Франции порядка 400 различных изданий, из двух наиболее скандальных один - «Шарли Эбдо». Оба эти издания провоцируют на самые жесткие формы протеста. В интернете можно посмотреть, какие у них были обложки. Удивительно, что так конформистски ведет себя христианское население Франции. За то, что печатается в этих журналах, в средние века их редакции, если бы не были отправлены на костер, как минимум «удостоились» фразы «Гореть вам в аду!».
Последствия еще будут. Во Франции разворачиваются цивилизационные конфликты и столкновения. Благодаря этим действиям, традиционное христианское белое население стало сплачиваться; начинается резкая поляризация и конфронтация. По большому счету, классическая война богатых и бедных превращается в войну с религиозным оттенком: показывается некая «невежественность» мусульманского Востока и «просвещенность», «тонкий юмор» Европы, христианского Запада. Это только начало: учитывая, что сейчас во Франции работают достаточно серьезные исламские группировки, этот регион становится полем цивилизационных столкновений. Это необходимо пресекать, и, думаю, французские спецслужбы будут защищать свое население. Но странно, что с их стороны не было ни одного осуждения подобных провокационных картинок.
– Вы также преподаете курс «Информационные войны». Эта тема актуальна только для общества XXI века или они были всегда? И какова роль средств массовой коммуникации в современном мире?
– Я бы не согласился с тем, что эта тема актуальна только в последнее время. Если брать сам характер развития средств коммуникации, то, безусловно, после появления телеграфа технические средства массовой информации шагнули далеко вперед. Тема информационных войн существует довольно давно, в том числе в нашей стране.
Известно, что все нашествия Тамерлана сопровождались серьезными информационными кампаниями, которые зачастую помогали ему без «единого выстрела» (звона меча) завоевывать территории и города. Примерно за месяц до похода он рассылал специальных агентов, которые на рыночных площадях распускали слухи о кровожадности и жестокости армии Тамерлана среди торговой элиты - она формировала мнение руководства этого города. Когда он подходил к городу, все уже боялись и сами открывали ворота, были согласны платить дань, лишь бы не быть истребленными.
Эрих Рыжий, когда открыл Гренландию, назвал эту территорию «Зеленой землей», для того чтобы вербовать своих сторонников, и они шли якобы завоевывать «пахотные» земли, хотя на самом деле там были льды.
Наполеоновская кампания, или действия семейства Ротшильдов – это была первая по большому счету спланированная медиакампания, после которой появились информационные агентства, например, «Рейтер».
Тема интересная, необходимая студентам для понимания того, что в нашей жизни значит информация, как работать с открытыми источниками информации. Качественная информация и хороший анализ – это залог правильного прогноза, который позволяет определить свою линию поведения в будущем. Кроме того, есть, что рассказать об информационных войнах из собственной практики.
В православном пространстве информационные кампании и войны тоже есть, и довольно серьезные. У Русской Православной Церкви есть целый отдел по взаимодействию со СМИ, который создает медиаповоды, медиакампании и в хорошем смысле делает пиар для Русской Православной Церкви, ее руководства, Святейшего Патриарха. Это необходимо, потому что мы живем в этом мире и играть нужно по тем правилам, которые существуют, иначе мы всегда будем на обочине. Бытует мнение, что церковь для бабушек, а у молодежи есть другие формы и способы досуга и планирования жизни. Но современным языком СМИ мы можем говорить с молодым населением и завоевывать позиции. К сожалению, в наш век жесткой информационной конкуренции приходится именно завоевывать пространство.
– Есть более мирный термин «информационная политика». Насколько этот термин, на Ваш взгляд, применим к Русской Православной Церкви, и в чем она тогда должна выражаться?
– Информационная политика существует и в Русской Православной Церкви и выражается во всевозможных просвещенческих миссиях, функциях и акциях. Сейчас я наблюдаю крен на массовость. Цель ее показать, что Церковь - это огромная масса самых разных людей: представителей творческой элиты, бизнес-элиты и простых граждан. Все акции, связанные с принесением мощей, Пояса Богородицы, постоянные, в том числе ночные, очереди к ним создают положительный фон для Церкви, показывают, что все мы в едином порыве чтим свою культуру, традиции, корни.
Другой момент связан с развитием новых медиа: это интернет, активность руководителей синодальных отделов или видных иерархов в социальных сетях. Также есть конкуренция с другими Православными Церквями. В связи с предстоящим Всеправославным Собором в 2016 году только в двух странах по-настоящему ведется информационная политика – в Греции и в России. Частично она есть и в Болгарии, но это связано с целью окончательно преодолеть раскол, который случился там в 90-х годах. Достаточно интересно наблюдать, как эта конкуренция происходит и как будет восприниматься населением. Есть два мощных центра, два лидера - Греческая Православная Церковь и Русская Православная Церковь. В преддверии Собора оба центра заявляют о себе, прежде всего, в информационном пространстве.
– Ваш журнал является частью информационной политики Русской Православной Церкви и называется «К единству». Насколько сейчас, особенно в свете сказанного Вами, можно говорить о единстве православных народов? В чем оно выражается? Как Вы видите миссию журнала в этой связи?
– Думаю, что по сей день нет ничего актуальнее проповеди апостола Павла, который говорил о единстве Церкви в Таинстве Евхаристии. Любой православный человек, в какой бы стране ни находился, может прийти в православный храм и приобщиться Даров Святого Духа, получить благодать, надежду на спасение и воскресение через Таинство Евхаристии, которая является сердцем Церкви. Мы стараемся с братской любовью подходить к этой заповеди, поэтому наш журнал является международным, освящая жизнь не только Русской Церкви. На его страницах выступили все иерархи, предстоятели всех Православных Церквей мира, видные деятели, главы правительств, государств; некоторые по несколько раз. Все говорят об одном и том же: для нас Православие и христианские ценности живы, нужны, это основа нашей культуры и цивилизации. Мы гордимся тем, что в нашей стране есть журнал, который может за рубежом освящать позицию Русской Православной Церкви и доносить позицию зарубежных представителей православного мира до наших русскоязычных читателей.
Миссия журнала заключается в том, чтобы современному читателю на современном для него языке показывать, что Православие живо, что это современная динамичная религия, за которой стоит тысячелетний опыт и традиция. Нет смысла много говорить, убеждать, агитировать наш клир или епископат – христианство это их жизнь, по-другому они не мыслят. А для светского общества это важно, причем нужно не только донести позицию людей в рясах, но и мнение людей, которые на теле несут свой маленький православный крестик.
– Расскажите, кто является учредителем журнала и как давно он существует.
– В прошлом году журналу исполнилось 15 лет, создан он был в 1999 году. Учредителем является Международный общественный Фонд единства православных народов – одна из старейших организаций, которая занимается проблемами Православия и православного единства. Сам Фонд был создан в 1995 году по инициативе Святейшего Патриарха Алексия II, который и возглавлял его до самой кончины. Сейчас Председателем Попечительского Совета является Святейший Патриарх Кирилл, и эта связь достаточно тесная, не формальная. Святейший Патриарх лично присутствует на заседаниях Правления, лично вручает премии за укрепление единства православных народов, поэтому для нас работа в рамках Фонда – большая ответственность.
Дополнительная информация:
На протяжении 19 лет Международный общественный Фонд единства православных народов, председателем Попечительского Совета которого сегодня является Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, имеет огромное объединяющее и созидающее значение в жизни всеправославного сообщества. Большую роль в жизни Фонда с самого начала его существования сыграл Святейший Патриарх Алексий II; до последних дней своей жизни он принимал деятельное участие во всех мероприятиях Фонда, возглавляя его Попечительский Совет. С момента восшествия на Великий московский Церковный Престол, Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, дав высокую оценку деятельности Фонда, обратил его внимание на новые задачи и перспективы в деле укрепления единства православных народов в современном мире.
Фондом осуществляются многочисленные программы, посвященные укреплению связей между братскими православными народами, ведется разносторонняя деятельность по упрочению позиций православия во многих странах мира.
– Вы говорили о работе с молодежной аудиторией. Что вы делаете сейчас и что планируете сделать?
– С молодежью мы работаем по всем направлениям. У нас есть молодые авторы. Мы устраиваем некоторые благотворительные акции среди малоимущих детей, семей, в сиротских приютах. Не просто привозим подарки, журналы, конфеты - мы приглашаем известных авторов, показываем какой-нибудь спектакль. Ребенку или молодому человеку важно получить ощущение теплоты от того, что он кому-то нужен, и мы должны показать, что его судьба интересна другим, упрочить его мотивацию на дальнейшую жизнь. Вот человеку 18 лет - из приюта его выгоняют, он должен создать семью, но не знает, что это такое. Мы привозим, например, многодетные семьи, которые объясняют, что такое семья, мама и папа. Это очень сердечное, эмоционально тяжелое дело: работать интересно, но непросто.
Другая история – работа с молодыми людьми из обеспеченных семей, из мэйнстрима , в пространстве, например, МГИМО или МГУ. Если людям, пресыщенным различными соблазнами, дать православный журнал – возможно, пролистают… Когда начинаешь рассказывать, что в нашем журнале выступают, например, Том Хэнкс, Дженнифер Энистон, Эмир Кустурица – православные люди из творческого мэйнстрима, которые стремятся максимально глубоко понимать основу православной культуры, – тогда начинают относиться совершенно по-другому: если это «модно», современно, зачем от этого отворачиваться?!
Третья сторона – вовлекать молодых людей в общее дело. У нас нет школы молодого православного журналиста, но мы проводим мастер-классы, встречи на православных ярмарках, книжных выставках, которые проходят в России, а также в Польше и Болгарии. В Польше – это, скорее, католическое мероприятие, но наш стенд никогда не обходят стороной. С нами общаются иногда враждебно, иногда снисходительно, но никто не уходит равнодушным. В основном на эти выставки ходит молодежь. Мы стараемся показать, что мы профессионально делаем свое издание, и уже это вызывает интерес и уважение. Наша задача если не разжечь в душе искру, то хотя бы поддержать. В мире информации у человека много возможностей самому найти то, что ему нужно.
– Поделитесь, пожалуйста, планами на 2015 год - как Фонда, так и журнала.
– Есть обязательный график деятельности журнала и Фонда, который поручен нам Святейшим Патриархом Кириллом. Если говорить о Фонде, это вручение премий, международные конференции (которые проводятся как Фондом, так и совместно с Межпарламентской Ассамблеей Православия), ежегодная программа «Голоса православной России». В прошлом году она проходила в Грузии в довольно непростое время. Мы не делали упор на политическую составляющую, она была нужна именно с точки зрения культурного обмена. Этой программой мы заявили, что не следим за тем, в какую сторону смотрят наши правители - приезжаем к людям, которые нас ждут и рады этой встрече, которые понимают, что мы не отвернулись друг от друга.
Окончательное место проведения программы «Голоса православной России» в 2015 году пока не утверждено, есть два варианта – один в Европе, другой в Азии. От этого будет зависеть и направление работы журнала, так как каждой программе соответствует определенная информационная поддержка журнала и сайта Фонда. Мы стараемся познакомить нашу общественность с яркими людьми этой страны и поработать в той стране, где будет проходить программа, рассказать о хористах (почти 100 человек): кто они, зачем едут. В апреле исполняется 20 лет Фонду, и, я думаю, будут посвященные этому юбилею торжественные события.
Есть у нас и повседневная деятельность, общественно-политические проекты. Фонд создан и действует для того, чтобы лоббировать интересы Русской Православной Церкви в дипломатической, политической сфере мирового масштаба и добиваться значимых результатов для нашей страны и нашей Церкви. Наш Фонд в большей степени имеет интеллектуальную и политическую направленность, нежели благотворительную. Он объединяет ярких ученых, больших политиков и бизнесменов, которые связаны единой целью укрепления лидерства нашей страны в мире.
– Расскажите, пожалуйста, о лауреатах премии Фондом за прошедшие годы. Кто самый яркий представитель?
– В нашем журнале всегда публикуются интервью с лауреатами. Например, беседа с лауреатом 2012 года Святейшим Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всея Африки Феодором II. Героем одного из номеров был Патриарх Петр. Интервью с ним стало событием международной журналистики, потому что именно Патриарх Петр на страницах нашего журнала впервые назвал время, дату и повестку Всеправославного Совещания. Тогда оно планировалось на 2012 год, но через полгода после этого интервью Патриарх трагически погиб в авиакатастрофе, когда летел на Афон. Получилось довольно резкое и откровенное интервью, где была дана оценка различным лагерям внутри Православия и впервые поднят вопрос о том, каким будет критерий голосования на Соборе (как это было во времена Вселенских Соборов или по одному голосу от каждой Церкви).
Лауреатами становились Предстоятели всех Церквей, кроме пока Константинопольского Патриарха. В премии 4 номинации: «Глава Церкви», «Глава государства», «Общественная организация» и обязательно один из представителей России. Среди глав государств были Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко, президенты Ливана, Болгарии, Кипра, Греции. Все они лично приезжают в нашу страну. Непросто организовать визит всех глав Церквей и глав государств в Москву. По традиции их обязательно принимает глава нашего государства, также проходят неформальные встречи лауреатов в Кремле. Это большое международное политическое событие.
Дополнительная информация:
Большим событием в жизни православных народов стало учреждение Фондом международной премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества». Ежегодное присуждение премий государственным, религиозным, политическим и общественным деятелям разных стран за их большой вклад в дело укрепления духовного и культурного единства православных народов, упрочения экономических и политических связей государств, исторически формировавшихся в контексте восточно-христианских традиций, стало важным фактором в жизни всеправославного сообщества и всего христианского мира.
Расшифровка: Екатерина Федотенко
Почему успешные жители Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда едут в Тульскую область, чтобы расчищать завалы полуразрушенного храма? Возможно ли всем миром возродить жизнь в опустевших деревнях? Рассказывает руководитель по информационному сопровождению проектов фонда "Белый ирис" Анна Кузьминых.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 17 мая 2024
Благая часть. 17 мая 2024
У книжной полки. Слово из сердца. О монашестве и священстве
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 17 мая 2024
Санкт-Петербург. Фестиваль «Истоки»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!