Аудио |
|
Скачать .mp3 |
(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)
– Хочу начать наш разговор с далекого 1989 года. В тот год Вы сняли свой первый, дебютный художественный фильм с достаточно сложным названием «Колоброд». Я прочитал на одном из сайтов, что этот фильм предвосхитил события 90-х годов. Давайте расскажем нашим телезрителям, что же это за фильм, который предвосхитил такие сложные события.
– Это был дебютный фильм на экспериментальном молодежном творческом объединении «Дебют» Мосфильма. Сценарий написал мой друг Владимир Кононенко; его, к сожалению, уже с нами нет, он умер. Мы с ним вместе задумали эту картину, пробили ее в производство и получили возможность снять такой фильм.
Володя окончил ВГИК, а я – ГИТИС. Тогда было, видимо, веянием времени приглашать театральных режиссеров в кино: «новая кровь», новое время... И в итоге мы, запустившись с трехчастевкой, выпустили полнометражный фильм.
– Следующий Ваш художественный фильм был не менее сложным, наверное, для восприятия. Он достаточно эксцентричный, по произведению Михаила Булгакова «Роковые яйца». Но я хотел задать вопрос даже не об этом фильме. Очень часто мы спрашиваем, как наши герои пришли к вере. Когда я смотрел Вашу фильмографию, смотрел фрагменты этих фильмов, для меня было удивительно, что человек, который в начале 90-х снимал такие достаточно эксцентричные, вполне светские художественные произведения, сейчас занимается сугубо религиозной тематикой, создает документальные фильмы, очень глубокие, сложные по содержанию, рассчитанные на аудиторию, заинтересованную в этой теме. Каким образом произошла Ваша трансформация как человека, как художника, как творческой личности?
– Ну, это как бы вопрос времени. В течение какого-то времени меняются взгляды, представления. Но основной и серьезный поворот произошел после того, как мне мой друг, который проживал тогда в Тольятти, заказал фильм про целителя из Тольятти. Это был успешный, продвинутый целитель. Когда я приехал, чтобы познакомиться с ним, начать работу над этим фильмом (заказным, по сути дела), то стал входить в эту тему. А я был до этого совершенно неверующим человеком. И когда я прикоснулся к этой теме, она меня заинтересовала. Действительно, что такое человек? Почему происходят такие необъяснимые процессы, сталкиваясь с которыми, входишь в какое-то непонимание и недоумение? В итоге этой работы я познакомился, наверное, со всеми целителями города Москвы, вошел в эту тему и уже стал ее исследовать по-настоящему.
Затем один из целителей посоветовал мне съездить в Сергиев Посад, познакомиться с отцом Германом, который там совершал отчитку и до сих пор ее совершает. Я побывал три раза на отчитке, в итоге снял про это фильм и понял, что действительно происходит что-то невидимое для нас, то есть нами руководят какие-то высшие силы.
В итоге я сделал фильм для своего приятеля, отдал ему, а сам попутно сделал фильм, который называется «Человек духовный». О духовной природе человека. И при работе над этим фильмом, собственно, произошел этот прорыв. То есть я уверовал в Господа, причем очень основательно. Монтировал «Отчитку», а обычно, работая над фильмом, раз пятьсот его смотришь, что-то там начинаешь понимать... В итоге я сделал своей жене предложение повенчаться, она с радостью приняла мое предложение. Мы с ней повенчались, и таким образом произошло вот это обращение.
– Отчитка – очень сложная тема, и даже когда видишь какие-то фрагменты, что происходит, или слышишь пересказы, то очень сложное восприятие. Как Вам с точки зрения даже психического здоровья и самочувствия удавалось там находиться такое долгое время? Что с Вами происходило? И неужели не было страшно?
– Нет, нет. На самом деле никакого страха или какого-то отторжения от этого процесса не было. Более того, отец Герман (тогда он был игумен, теперь уже архимандрит) – потрясающий молитвенник, и это самое главное. То, что у него есть, – это, конечно, дар Божий. Я не знаю, что происходило в другие отчитки, но когда мы снимали, вообще не было никаких криков, лишнего шума, никто не кудахтал, не крякал, то есть все было очень хорошо и все прекрасно шло.
Более того, вначале отец Герман воспротивился съемке: «Нет, не надо, не надо». Я его уговорил, потому что мы приехали с тремя камерами. Мы поставили их заранее, он сказал: «Нет, все убрать!» Мы одну камеру убрали, а одну все-таки оставили в центре храма.
Мы сняли полностью всю отчитку. У нас на три камеры получилось по два часа, то есть смонтировали практически без купюр. Это было в 1997 году. В этом году двадцать лет, как «Отчитка» прекрасно распространяется. Это вообще бестселлер. Мы распространили его, наверное, в количестве двадцати тысяч по стране.
(Показывается фрагмент фильма «Отчитка».)
– В чем же тогда состояла драматургия фильма? Почему его смотрят и так им интересуются?
– Действительно, там внешних эффектов не было, но основное действующее лицо – это архимандрит Герман. Он, как я уже говорил, прекрасный, потрясающий молитвенник, и когда люди смотрят, вольно или невольно они воспринимают эти молитвы. А молитвы действительно очищающие, это молитвы IV века, они очищают человека помимо его воли. Были такие звонки (несколько человек говорили), что, допустим, ребенок заболел ангиной или еще чем-нибудь – ставят фильм «Отчитка», и ребенок выздоравливает на следующий день. Я не хочу вторгаться в эти разговоры, но тем не менее факт остается фактом.
Когда он совершает это действие, отчитку, естественно, он и маслицем помазывает, и водой окропляет, и само действо идет непрерывно, с определенной очередностью. Смотришь за этим, и это производит впечатление.
Кроме того, не знаю, хорошо это или нет, но я туда вмонтировал демонстрации, нищих 90-х годов – нашу Россию 90-х годов. И получается такой образ: он «отчитал» всю Россию в этом фильме, произошло это действо. Может быть, скромный вклад этого фильма в том, что мы начали исправляться к лучшему.
– То есть Вы художественный взгляд творца вносите и в документалистику.
– Обязательно, без этого никак нельзя. Вообще я больше склоняюсь к тому, что мое кино – не документальное, а научно-популярное, потому что там есть какие-то богословские мотивы, поиск животрепещущих ответов на какие-то важные вопросы. Поэтому оно не вполне документальное. Документальное кино что-то фиксирует, в лучшем случае обобщает, а научно-популярное все-таки вторгается в природу явления и пытается его понять, как-то определить.
– Те документальные фильмы, которые Вы создаете сейчас, достаточно сложные для восприятия по ритму, по сценарию, по темам, в конце концов, которые Вы поднимаете. Часто ли Вы сталкиваетесь в общении с руководством телеканалов, с менеджерами с понятием «неформат»?
– Постоянно. Знаете, я делаю кино не для телеканалов, конечно. Потому что если бы я делал кино для телеканалов, то тогда действительно возникли бы вопросы о продолжительности фильма, о скорости подачи материала и так далее. Нет, я делаю кино для верующих людей, которые купят DVD-диск, вставят его у себя дома в компьютер или DVD-проигрыватель и будут смотреть кино, сосредоточатся на нем. Поэтому если надо было бы делать фильмы для телевидения, то они были бы совершенно другими, конечно.
– Сейчас, так или иначе, все подстраиваются под этот телевизионный формат. Вы понимаете, что Вам придется в конце концов тоже к этому прийти?
– Потихоньку уже начал перестраиваться. Вот последний фильм сделал, он называется «Возвращение в Святую Землю». Один вариант у меня полуторачасовой, как обычно (они час двадцать, полтора часа, меньше практически не бывает). А второй, сократив, я сделал на пятьдесят семь минут – для телеканала «Союз», для телеканала «Спас», то есть для православных телеканалов. Я надеюсь, фильм пройдет в скором будущем на этих каналах, и тогда зрители смогут увидеть ту недвижимость, которая хранится на Святой Земле с XIX века. Та Русская Палестина, которая была приобретена нашими соотечественниками для нас, ждет, когда мы придем и начнем с ней что-то делать.
– Постепенно идет процесс возвращения Сергиевского подворья…
– Да, поэтому фильм и называется «Возвращение в Святую Землю». То есть процесс начался, но он идет медленно, трудно и будет трудным, потому что такие процессы не бывают легкими. Но огромный айсберг нашей российской недвижимости, Русская Палестина, пока находится как бы под водой. Внешняя сторона есть, есть какие-то успехи, но еще больше находится внизу, под водой.
(Показывается фрагмент фильма «Возвращение в Святую Землю».)
– Я знаю, что Вы много создавали фильмов, посвященных Святой Земле. Тема Русской Палестины неизменно связана с именем архимандрита Антонина (Капустина).
– Да.
– Как много внимания Вы уделяете этой личности? И каково Ваше отношение к нему?
– Почитание. Почитание архимандрита Антонина (Капустина), потому что этот человек внес наибольший вклад в создание Русской Палестины. Собственно, с него она началась. Он ее своей мудростью, хитростью, прозорливостью начал создавать. А дальше уже Императорское православное палестинское общество, другие начальники Русской духовной миссии в Иерусалиме ее добавляли, они туда приплюсовывали свои свершения. А с него она началась, конечно.
– Если бы нужно было выбрать место, связанное с Русской Палестиной, которое, может быть, не так известно нашим паломникам, на какое место Вы обратили бы внимание наших телезрителей, потенциальных паломников в Святую Землю?
– Ну, там много мест.
– Давайте все-таки одно выберем; первое, что приходит на ум.
– В этот раз, когда мы снимали этот фильм, мы жили на Елеоне, в монастыре. И это было самое прекрасное. То, что мы жили на Елеоне, и вдохновляло нас, и помогало нам. Каждый день мы шли на литургию, после литургии вместе с монахами, монахинями и паломниками шли на трапезу, после этого ехали на съемку. И это было в течение двух недель. Ну что еще лучше может быть? В течение двух недель каждый день. Поэтому Елеон, конечно.
– Какова дальнейшая судьба Вашего фильма «Возвращение в Святую Землю»? Он будет показан на телеканалах «Союз» и «Спас», а дальше?
– Мы выпустим фильм на DVD, будем его распространять. Дело в том, что этот фильм сделан по гранту фонда «Русский мир», и по условиям этого гранта мы должны отпечатать тысячу экземпляров и распространить их благотворительно. Вот мы их распространим.
– Замечательно!
– Помимо того, что его покажут на телевизионных каналах, мы распространим этот фильм. Мы будем показывать его. Я уже договорился с МГУ, еще с кем-то на показ, с ИППО (Императорское православное палестинское общество). Будем там фильм показывать и одновременно распространять.
Ведущий Александр Гатилин
Записала Екатерина Самсонова
Как родившийся в Париже потомок эмигрантов первой волны впервые оказался в России, как общался с соотечественниками в 90-е годы и как способствовал объединению двух ветвей Русской Православной Церкви? Рассказывает архиепископ Русской Православной Церкви Заграницей Михаил (на покое).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!