Плод веры. Беседа с Виктором Петровичем Легой. Часть 1

19 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Виктор Лега, заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, руководитель департамента культурологии МФТИ, размышляет о христианских основаниях науки и на собственном примере рассказывает, как сочетаются научное мышление и вера.

– Мы беседуем с Вами в кулуарах конференции «Наука. Философия. Религия». Как возможен диалог представителей столь разных направлений науки? Если наука выделена отдельно, а философия отдельно, то философия не является наукой? И как находят общий язык богословы, философы и представители естественнонаучных дисциплин?

– Я всегда очень рад приезжать на эту конференцию и с удовольствием участвую в ней каждый год. По первому образованию я физик, представитель науки, по второму – представитель философии, а по третьему образованию я богослов, окончил Свято-Тихоновский университет, где сейчас и преподаю. Я постоянно веду этот диалог внутри самого себя. Хотя бы небольшой факт этого диалога внутри себя, как мне кажется, иногда успешного, показывает, что диалог возможен, и даже более того – необходим.

Современная цивилизация стала слишком сложной, мы стали узкими профессионалами в своих областях, даже очень узкими профессионалами. Но мы все равно остаемся людьми, нам интересно узнать: а что там у соседей? А почему это так? А зачем это так? И мы понимаем, что на вопрос «Зачем?» лучше, наверное, ответят богословы, на вопрос «Почему?» – философы, а на вопрос «Как это происходит?» замечательно отвечают представители естественных наук. И вот мы собираемся здесь для того, чтобы послушать другие точки зрения, посмотреть на свою проблему со стороны, чтобы и в своей научной области двигаться дальше. Как раз представители физики, одной из наиболее сложных и современных ее областей – ядерной физики, явились инициаторами создания такой конференции. Я очень рад, что они это поняли и стали организаторами, потому что они понимают: нормальным ученым можно быть, только если ты смотришь на проблему широко. Если ты будешь простым ремесленником, умеющим тупо решать дифференциальные уравнения или собирать экспериментальную установку, может быть, ты и будешь хорошим кандидатом наук, но совершить прорыв в науке можно, только взглянув на нее со стороны.

– Вы являетесь выпускником знаменитого физтеха, поступление в который в советское время был мечтой многих школьников. Как Вам как преподавателю дисциплины «Религия, наука, христианская апологетика» живется в физтехе сейчас? Как Вас воспринимают? Чьей инициативой было введение такого курса и как это было воспринято студентами и преподавателями?

– Инициатива введения этого курса принадлежала прошлому ректору, ныне, к сожалению, покойному, – Николаю Васильевичу Карлову. Он лично позвонил мне домой, сказал: «Я узнал о существовании Вашего курса, ознакомился с его программой. Я согласен не со всем, что Вы там пишете, но очень хочу, чтобы Вы рассказывали об этом студентам». Я сразу поразился таким словам, понял, что Николай Васильевич действительно замечательный ученый, который и на собственные взгляды может посмотреть весьма критически.

Приход на физтех, как и мое существование на физтехе в настоящее время, воспринимается по-разному. На физтехе, как и везде, есть и радикальные атеисты, которые какое-то время пытались выжать меня отсюда, подняв на весь Интернет вой, что теперь сюда произойдет нашествие попов и лучший вуз России, видимо, тут же рухнет под ударами мракобесов. Но, придя на физтех, я увидел, что там есть и серьезная православная студенческая община. Студенты сами организуются, проводят внутренние чаепития, на которых читают Священное Писание, обсуждают проблемы, приглашают специалистов. Я там увидел уже готовую среду.

На мои лекции ходят как православные, так и интересующиеся. Иногда приходят и радикальные атеисты, стремясь быстренько вывести меня на «чистую воду», опровергнуть, высмеять, правда, многие потом уходят, задумавшись, потому что оказывается, что все не так легко, как им казалось.

– А к чему в основном придираются те, кто хотят вывести Вас на «чистую воду»? Приходят и говорят: «Нет, все не так, а вот так»?

– По-разному. Иногда люди думали, что, если я ушел в религию, значит, плохо знаю физику. Приходили на лекции, а потом признавались: «Вроде бы физических ошибок мы не видим, нормально знает дисциплину». Хотя это, конечно, не лекция по общей физике, тем более не по теоретической физике, но в научных концепциях я стараюсь не ошибаться. Иногда ко мне подходят студенты и говорят: «Ну, вроде бы логично, но подождем, когда Вы будете рассказывать нам сказки про Шестоднев: про шесть суток творения, про соответствие свободной воли человека и Божественного предопределения, про сотворение человека». А потом: «Ну, оказывается…»

В чем беда современного человека, а не только студентов физтеха? Беда современного человека в том, что он живет в своем выстроенном мире мифов, у него уже есть готовые ответы. Откуда он их получил? Часто случайно: от какого-то учителя в школе, от родителей, друзей, от прочитанной где-то брошюры, блоггера в Интернете. И все, он этой мифологической картиной живет, считает, что так оно и есть, поэтому любая другая точка зрения воспринимается им как покушение на его уютный мир. Почему я и люблю преподавать на физтехе: там должны быть люди, которые не живут в своем уютном мире, но готовы всегда его разрушить, перейти от ньютоновской механики к эйнштейновской или квантовой, от стационарной Вселенной к расширяющейся ­– только так движется настоящая наука. Вообще, настоящий мыслитель должен быть готов отказаться от своих взглядов и с интересом посмотреть на другие взгляды.

Поэтому прежде всего я не стараюсь воспитывать в студентах православие. Когда студенты приходят на первое занятие и смотрят так подозрительно, будто я сейчас их заставлю молиться, ходить в храмы, я говорю: «Мой курс не катехизический, а образовательный. Именно под таким условием меня и пригласили в физтех, это светский вуз. Я даю вам точку зрения религиозных философов, точку зрения Православной Церкви, чтобы вы ее знали из уст профессионала, человека, окончившего философский факультет МГУ и имеющего ученую степень кандидата богословия Русской Православной Церкви. То есть я не буду говорить вам ереси, какие-то на кухне придуманные, глупые философские концепции. Я буду вас учить нормальным философским, нормальным научным и нормальным богословским взглядам. Пожалуйста, если вам не нравится – критикуйте». И привожу им пример: «Вам же на математическом анализе не говорят: ”Поверьте в истинность теоремы Коши”. Нет, вам говорят: ”Если вы не согласны с Коши, опровергните теорему. Если не можете опровергнуть, тогда расскажите ее доказательство”. Так же и здесь: не согласны со мной – опровергните, не можете – хотя бы знайте альтернативную точку зрения».

– Вы сказали, что многие ставят под сомнение Ваши знания как физика, когда Вы начинаете рассказывать о каких-то вопросах с позиции богословия. Такие люди наверняка задаются вопросом: может ли быть великий ученый верующим человеком? Вы приводите примеры верующих ученых? Кого бы Вы могли назвать?

 – Конечно. Когда начинаешь изучать историю науки, то понимаешь, что практически все великие ученые – верующие, начиная с момента создания науки. Кто создавал науку? Имена нам известны: Николай Коперник, Галилео Галилей, Рене Декарт. Они были христианами. Коперник вообще был каноником, управляющим церквями, занятия математикой и астрономией было его хобби. Дальше – Ньютон, который более всего интересовался богословскими вопросами и в меньшей степени научными, писал комментарии на Книгу пророка Даниила, на Откровение Иоанна Богослова (знаменитый Апокалипсис). Лейбниц, который не только открыл закон сохранения энергии и создал дифференциально-интегральное исчисление, но главной своей работой считал теодицею, где доказал, что Бог – не создатель зла. Великий Андрей Ампер, как известно, постоянно читал псалмы, находя в них успокоение от каких-то житейских проблем. Майкл Фарадей, Джеймс Максвелл, Макс Планк… Практически все великие ученые были людьми верующими.

– Я прочитал в одной из Ваших статей цитату Эйнштейна, и она меня, честно говоря, поразила. Вы пересказываете: «Эйнштейн утверждает необходимость религии для того, чтобы наука имела твердое основание: “Там, где отсутствует это чувство (религиозное чувство), наука вырождается в бесплодную эмпирию”, и поэтому “в наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди”». Очень парадоксально звучит и неожиданно!

– Парадоксально только на первый взгляд, потому что, если задуматься, в науке существует следующая проблема. Чем занимается наука в своем максимуме? Она стремится открыть законы природы. Возьмем известный любому современному человеку закон всемирного тяготения: любые два тела притягиваются друг к другу с силой, пропорциональной их массам и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Любые два тела в любой момент времени! Солнце и Луна, наша галактика и другая галактика. Сейчас, миллиард лет до нас и через миллиард лет после нас. Откуда я это знаю? Есть проблема: как перейти от нескольких наблюдений к обобщению на всю Вселенную на любой момент времени. Вот об этом и пишет Эйнштейн. Иначе наука превращается в бесплодную эмпирию, бесплодное собирание фактов. Вот я измерил силу тяготения на Земле, на Луне, на Юпитере – и что дальше? Тем более что любой эксперимент всегда приблизителен. Любой студент, обучающийся в каком-либо физическом вузе, в первом семестре всегда сначала изучает правила проведения эксперимента: как вычислять погрешность, какова она, от чего она зависит (от прибора, от наблюдателя). В конце концов он всегда выводит какую-нибудь приблизительную формулу. А почему формула вдруг принимает вид строгого математического равенства, которое можно дифференцировать, интегрировать, то есть эта функция будет непрерывной? Откуда это? Вот это Эйнштейн и замечает.

Правда, я бы назвал Эйнштейна трагической личностью: он не смог понять настоящую, теистическую религию. Он говорит: «Мой бог – это бог Спинозы, я не верю в Бога милующего и наказывающего». Эйнштейн понимает Бога милующего и наказывающего так, словно это некий человек, который сидит на облаках и говорит: «Этого я помилую, а этого я накажу». Он прекрасно понимает, что это примитивно, и от такой веры он и отказывается. Но он понимает, что без религии науки быть не может. В материалистической системе наука просто вырождается в собирание фактов, вывести закон природы из нее невозможно. Однако объяснить Бога-Личность Эйнштейн не может и потому находится где-то посередине: понимает, что религия является основой науки, но подразумевает под ней свою религию – пантеистическую.

– Как Вы пришли к вере?

– Мой путь – это, как говорят, «путь Фомы», путь от разума. Если говорить очень просто, то в последних классах школы я был убежден, что физика ответит на все мои вопросы. Я ее любил до невозможности, все свободное время проводил в решении задач по физике и математике, мечтал поступить в физтех. Когда я поступил туда, это был, наверное, самый праздничный день в моей жизни. Но курсу к четвертому я стал понимать, что есть масса других вопросов, на которые физика не отвечает. Да и в физике есть вопросы, которые вызывают у меня некоторое недоумение. Я вдруг стал понимать, что вообще-то я свободное существо, а в физике сплошной детерминизм, сплошные законы. А что объясняет меня как свободное существо? Наверное, философия.

Тогда я решил, что надо искать ответы на эти вопросы в философии. Где искать? Разумеется, в лучшем вузе – на философском факультете МГУ. У меня всегда был простой принцип: если хочешь найти ответы, надо найти место, где тебе гарантированно дадут ответы. В лучшем вузе – физтехе, в лучшем философском вузе – МГУ. Но к старшему курсу МГУ я стал понимать, что философы друг с другом спорят, противоречат друг другу, и каждый очень убедительно доказывает свое. Наверное, истина должна где-то возвышаться.

Кстати, одним из значительных факторов для меня был курс научного атеизма, который я слушал в МГУ. Я не пропустил ни одной лекции, ходил туда с некоторым внутренним трепетом. Я уже немножко понимал, что такое наука, физтех меня, мягко говоря, немножко научил. Я думал, что сейчас в курсе научного атеизма мне наконец-таки научно объяснят, почему Бога нет. Такими размышлениями я, оказывается, совершил элементарную научную ошибку. И когда я вышел после последней лекции, то про себя сказал: «Спасибо, товарищ лектор, Вы меня теперь точно убедили, что Бог есть, потому что весь год Вашего пустословия привел к тому, что я увидел: никакой науки, извините, у вас нет». Научно мыслить меня в физтехе вроде бы учили, а какой-то там диалектический марксистско-ленинский бред – это софистика, но никак не наука.

– Что же, получилось методом от противного?

– В какой-то степени да, методом от противного.

– А дальше?

– Я сказал, что всегда старался серьезно относиться к вопросам, которые себе ставил. В какой-то момент на старших курсах философского факультета я понял, что да, все-таки Бог есть. Какой Он, я не знаю. Я стал читать разных философов, в том числе буддийских, увлекся буддизмом. Но отрезвление пришло очень быстро. Если в буддизме мир – это майя, иллюзия, то какой смысл мне разговаривать с вами? Вас нет, вы иллюзия. А мне почему-то вдруг хочется помочь ближнему человеку. Зачем помогать тому, кого нет? Иллюзия буддизма для меня развеялась быстро. Но в буддизме и вообще в индийских религиях меня привлекала какая-то мистика: вот именно там должна быть какая-то истина мистическая?! Нет, мистики никакой нет. Есть настоящий мир, и он познается законами физики. Вот, наверное, в католицизме: там схоластика, Фома, там серьезные ребята. Увлекся католицизмом пока что на рассудочном уровне, читаю. Другое меня смущает: это же не религия, это именно наука. Науку-то я знаю уже неплохо, извините, ребята.

И вдруг, не помню как, ведь в 80-е годы не было ни литературы, ни таких друзей, но мне попалась какая-то православная книга. И я почувствовал: здесь какая-то золотая середина – и мистика на месте, и разум приветствуется. Ну все, православие! Я понимал, что надо мной будут смеяться, скажут: «Искал-искал, нашел у себя под носом, потому что храм православный поближе». Я понял, что в какой-то степени это будет подвиг юродства: нашел религию, которая действительно под носом.

Ну а если я решил стать православным, значит, надо креститься. Зачем, почему? Совершенно не знаю, но надо. Крестился. Потом думаю: зачем крестился? Какая-то глупость. Через пару месяцев потянуло в храм, через полгода вдруг себя ругаю, почему посты не соблюдаю. На себе почувствовал действие благодати после крещения. До крещения был чистый путь разума, а после него началась какая-то совершенно другая жизнь.

– Как Вы пришли в Свято-Тихоновский институт, потом университет?

– Узнал от знакомых священников, хороших, умных, которых у меня тогда уже появилось несколько, что создается богословский вуз. И я себе сказал, что буду там преподавать. А где еще мне работать? Это мечта моей жизни. И так, видимо, Господь устроил. Не знаю, почему отец Владимир, бессменный ректор нашего института, теперь университета, взял меня, но я благодарю Бога и отца Владимира за это. Преподаю с самого первого дня, способствовал созданию кафедры философии, выработке программы. Объясняю студентам, зачем нужна философия православному богослову, священнику, да и просто православному человеку. Нужно не просто тупо повторять молитвы, быть фанатиком, а нужно понимать. Как, передавая нам слова Спасителя, Господа Иисуса Христа, писал апостол Матфей, мы должны идти и научить все народы. А как учить, особенно в современном мире? Просто кричать: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»? Тебя, как фанатика, тут же изолируют от общества, скажут: «Ты тут сеешь религиозную рознь, у нас законодательство, в котором Церковь отделена от школы и от государства». Я вижу путь только через разум, через философию, через науку.

Ведущий Александр Гатилин

Записала Екатерина Самсонова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 00:05
  • Вторник, 30 апреля: 09:05
  • Четверг, 02 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать