Плод веры. Беседа с протоиереем Павлом Великановым. Часть 3

12 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Протоиерей Павел Великанов, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, главный редактор научного богословского портала "Богослов.Ru", рассказывает о Русском дворце интересов, который организован в Сергиевом Посаде.

– В прошлой программе Вы очень подробно рассказали об истории создании портала bogoslov.ru, о его целях и задачах и упомянули, что портал стал одной из главных площадок для обсуждения документов Межсоборного присутствия. Какие в текущий момент документы обсуждаются, какие считаются наиболее актуальными?

– Сейчас три документа наиболее активно обсуждаются: это документ, связанный с церковной рецепцией возможных экономических моделей, документ, связанный с Положением о монастырях и монашестве, и документ, связанный с образовательной концепцией Русской Православной Церкви. То есть образование, экономика и своего рода духовный авангард Церкви – монашество – сегодня являются самыми злободневными темами, которые с разных сторон получают либо содержательную критику, либо, наоборот, поддержку, одобрение тех вопросов, которые в них рассматриваются.

– Существуют ли какие-то временны́е ограничения для этой дискуссии? Смогут ли наши телезрители в этой дискуссии поучаствовать или хотя бы прочитать о ней?

– Насколько я понимаю, до того момента, как пленум Межсоборного присутствия будет принимать эти документы для рассмотрения и утверждения, дискуссия совершенно открыта. Любой человек без всякой регистрации, без каких-либо явок и паролей может в ней спокойно участвовать, при этом понимая меру ответственности: надо не взбивать какую-то словесную пену, а содержательно либо предлагать, либо критиковать, но чтобы это была конструктивная критика. Если я не ошибаюсь, ближайшее заседание пленума планируется либо в конце декабря, либо в начале января следующего года, то есть времени еще предостаточно. О том, что какая-то дискуссия будет прекращаться, у нас нигде не говорится.

Даже по тем документам, которые уже были приняты, утверждены, легитимированы Церковью, мы все равно не прекращаем дискуссию, потому что, как мы уже говорили в прошлый раз, для нас сам факт дискуссии порой значит больше, нежели текст документа. Если есть возможность развивать дискуссию, то пусть она развивается. Если она приведет к появлению какого-то нового измерения документа, пусть это будет, как это, например, произошло с документом о подготовке к Божественному Причащению. В какой-то момент стало совершенно понятно, что небольшой абзац, посвященный специфике подготовки детей к Евхаристии, совершенно недостаточен. Это должен быть самостоятельный, отдельный, полноценный документ. Я не знаю, есть ли он в ближайших планах деятельности Межсоборного присутствия, не готов сказать сейчас, но, учитывая, что на это было обращено внимание и Святейший Патриарх на это тоже обратил внимание, я думаю, этот документ когда-нибудь появится. Причем на практике оказалось, что подготовить этот документ гораздо сложнее, нежели сам документ о Евхаристии.

 – Я прочитал у вас на сайте, что существует проект «Школа научной информации». Ради чего он создавался и почему это актуально?

– Да, это интересный проект, который создавался нашим порталом совместно с ИНИОН (Институт научных исследований в области общественных наук). Мы все знаем трагическую историю, связанную с библиотекой ИНИОН. А идея была очень простая. Этот проект реализовывался для того, чтобы студенты духовных школ, которые являются частыми посетителями нашего портала, получили в свои руки краткое руководство по работе с теми массивами научной информации, которая существует в библиотеках, в том числе в ИНИОН. Это проект был задуман именно как инструмент обучения наших студентов методологии научной деятельности, как один из фрагментов. Дальше пока мы не продвинулись. Там были опубликованы лекции Юрия Черного, который читал их в том числе и в Московской духовной академии нашим студентам. Мы завершили эти лекции, и пока этот проект остановлен.

– На телеканале «Союз», в том числе в интернете, выходит созданная по Вашей инициативе программа с интересным названием «Разговор на “ты”». Что это, кто принимает в этом участие? Почему Вы решили, что это важно? Правильно ли я понимаю, что это не просто беседа двух хорошо знакомых людей, но попытка поговорить об актуальных вопросах современности, о том взгляде Церкви, который может быть на эти вопросы?

– Предыстория этого проекта была следующей. В рамках нашей киностудии «Богослов» однажды мы решили предложить молодым батюшкам, совсем недавно окончившим духовную школу, пообщаться со своим же бывшими однокурсниками, которые, в отличие от них, священниками не стали. Так получился у нас цикл передач, очень коротеньких, с названием просто «На “ты”»: вот батюшка и его друг разговаривают друг с другом на «ты», то есть между ними нет отчуждения, пафосной иерархичности и назидательного тона. Они прекрасно знают друг друга, поэтому могут говорить о разных вопросах, в том числе таких, о которых простой человек, как правило, батюшку не спрашивает.

И вот, когда эти небольшие ролики были опубликованы на портале bogoslov.tv, мы задумались над более глобальным проектом с участием Владимира Романовича Легойды, создателя, инициатора, вдохновителя, по сей день главного редактора одного из ключевых изданий Русской Церкви журнала «Фома». Я попросил Владимира Романовича поговорить в формате непринужденной беседы, где он бы представил свой взгляд как давнего редактора этого журнала, обращенного прежде всего к людям малоцерковным, и я со своей стороны, как преподаватель основного богословия, апологетики в духовной школе, поделился бы какими-то своими размышлениями. И главное для нас, что мы не хотели по тональности разговор превращать в проповедь. Два человека, которые хорошо знают друг друга, беседуют о том, что им интересно. И, как нам показалось, этот разговор должен быть небезынтересен для внешнего наблюдателя и слушателя, потому что мы главное внимание постарались обратить на те вопросы, которые зачастую просто отторгаются, выпадают из круга обсуждаемых тем. Например, Церковь и технократия, гаджеты: это плохо или хорошо? Социальные сети: то же самое. Половые отношения в браке, за пределами брака: что хорошо, что плохо? Культ успеха для православного человека: это нормально или совершенно неприемлемо? Проблема здоровья – это проблема вообще? Есть ли духовное измерение у проблемы правильного питания, участия в различных видах спорта, может ли православный человек ходить в фитнес-клуб? И так далее. Круг этих тем мы постарались ввести в наш разговор. Насколько это удачно или неудачно – как говорится, не нам судить, что сделали – то сделали.

– Вы являетесь автором и соавтором такого количества проектов, что даже становится удивительно. В частности, Вы являетесь автором и одним из руководителей проекта «Мир. Человек. Слово». Он уже много лет существует на «Радио России». Расскажите, как он создавался и чего удалось достичь.

– Прежде всего, здесь хочется сказать слова благодарности митрополиту Рязанскому Марку, который был инициатором и вдохновителем всего проекта на протяжении, наверное, более десяти лет. В свое время владыка Марк предложил мне попробовать подготовить тексты для передачи с названием «Религиозная энциклопедия». Что сразу надо отметить, владыка Марк поймал очень точную стилистику передач, которые надо было готовить. Я помню, первую передачу, посвященную религии, которую я ему прислал, он забраковал: «Совершенно не то!» Меня это где-то задело, думаю: «Ну как так? Я вроде бы что-то в этом понимаю, почему я не могу так написать?» Написал текст совершенно по-другому: «Отлично, вот это то, что надо!» И вот таким образом, путем проб и ошибок, постепенно удалось найти формат рассказа скорее художественного, нежели богословского, о каких-то основных истинах христианской веры. Для меня это было очень близко и интересно просто по причине того, что предмет, который я преподаю в духовной семинарии, – это основное богословие, то есть богословие, которое затрагивает ключевые понятия веры и жизни.

Владыка Марк смог не только вдохновить и создать круг участников этого проекта, но и на протяжении десяти лет его постоянно курировать, развивать, добавлять новые проекты. На сегодня, насколько я помню, там порядка десяти различных передач, и все это развивается. Для радио вообще нехарактерно сохранение одного и того же формата передач на протяжении многих лет. Один, максимум два года, ну суперпередача три года держится, а потом полностью меняется, потому что уже не считывается. Тут благодаря тому, что, с одной стороны, подобрался коллектив авторов, с другой стороны, очень хорошо была произведена ранжировка самих проектов, они просто сделались очень «вкусными». Поэтому по сей день мы слышим их и на «Радио России», и радио «Вера» их транслирует. Более того, не так давно усилиями владыки Марка возобновилась публикация всех этих передач в формате подкастов, что тоже очень удобно, особенно тем, кто пользуется соответствующими гаджетами: есть возможность скачать и прослушать их в машине, где угодно. Так что честь и хвала митрополиту Марку.

– Отец Павел, я знаю, что все материалы проекта «Мир. Человек. Слово» представлены в том числе и на сайте. Как его найти?

– Да, с самого начала мы все материалы размещали на подсайте «Богослова» с доменным именем mir-slovo.ru. Сегодня и эти материалы, и новые размещаются на другом сайте, адрес которого можно найти в любом поисковике, если ввести «мир человек слово». Конечно, мне хотелось бы особые слова благодарности сказать одному из активных участников этого проекта – Людмиле Васильевне Борзяк, благодаря которой общая тональность, общая стилистика проекта состоялась. Потому что каждый материал – это полноценный мини-радиоспектакль. Настолько он удачный, что когда мы в рамках нашей киностудии сделали на основании этого радиоспектакля небольшой фильм в жанре песочной анимации «Любовь», то сразу заняли несколько призовых мест на кинофестивале православного кино. Оказалось, что даже без каких-то особых, иных вложений можно этот материал превратить в хороший фильм.

– Еще один ваш проект, замечательный и удивительный, называется «Русский дворец интересов».

– Да, это очень интересный проект, самый последний. Он появился не случайно, а как результат развития деятельности нашего подворья, нашего прихода. На приходе как-то появились у нас две молодые девушки, в то время студентки отделения анимации ВГИКа. Я им предложил: «Дети болтаются во время службы, не могут три часа стоять, ходят кругами вокруг храма, кто чем занимается. Давайте вы будете с ними чем-то заниматься». Когда они чем-то с ними позанимались, на следующую неделю у меня дети сами побежали в храм на полчаса раньше, лишь бы только с ними встретиться. Оказалось, что наши девочки, Лиза Харченко и Маша Орлова, очень увлекательно могут научить детей делать мультфильмы, причем полностью своими руками. Сначала они делали рисованные мультики, дети сами создавали сценарии, сами озвучивали, сами рисовали, сами делали анимацию. Девчонки только собирали все уже в мультик. Сейчас они перешли к пластилиновой анимации, а в пластилиновой анимации, в отличие от рисованной, вообще не имеет значения, какого возраста ребенок начинает принимать в этом участие. Когда он ручками из пластилина «рисует» елочку, вешает на нее какие-то игрушки, у него полный восторг. А потом, когда он видит, что все это стало частью мультика, у ребенка счастье!

Потом появились у нас курсы каллиграфии – именно как одна из разновидностей, не побоюсь сказать, духовного делания. Мой хороший близкий друг, художник-график, иконописец Виктор Новиков ведет эти курсы и любит говорить, что каллиграфия как таблетка: достаточно пятнадцать минут в день заниматься каллиграфией для приведения внутреннего состояния в покой. Это на самом деле работает. Когда я предложил моим сотрудницам храма посидеть, пописать, они сначала посмотрели на меня с очень большим подозрением: все ли с батюшкой в порядке? Я сказал: «Попробуйте, посидите». Когда через два часа я к ним подошел, они смотрели на меня почти влюбленными глазами и говорили: «Батюшка, а на самом деле как хорошо!» Проблема нашего современника в том, что нас тщательно приучают любить быстрые и короткие удовольствия. Что такое телевизор? Включил – и забылся, тебе хорошо, выключил – тебе плохо. А куда это дальше растет? Никуда. Курсы каллиграфии оказались очень привлекательными для наших прихожан. Потом появились курсы по акварели для всех, вне зависимости от того, учился человек в художке или не учился. Опять оказалось очень востребовано.

И все это нас навело на мысль: почему бы не создать некую среду, которая будет открыта не только для прихожан, но и для любых людей, которые хотят этим заниматься, с предельно простой идеологией: мы хотим людям привить любовь к настоящему. Церковь всегда за все настоящее, в том числе настоящее в плане овеществленности. У меня дома есть несколько предметов, которыми я очень дорожу, в том числе небольшой шахматный столик, изготовленный моим прадедом, который был краснодеревщиком. Для меня это реликвия, я знаю, что эта вещь была сделана руками моего предка, она вобрала в себя его любовь к дереву. Я эту вещь с удовольствием передам своим детям. И тут же я задаю себе вопрос: а я что, безрукий? Я не могу ничего сделать? А я тоже хочу.

У этой идеологии появился лозунг: «Настоящие ценности будущего», то есть будущее – в руках тех людей, которые знают, что такое настоящее как временно́е измерение и настоящее как качество бытия в настоящем времени. Это стало своего рода средоточием проекта под названием «Русский дворец интересов». Благодаря тому, что мы получили средства президентского гранта, мы смогли организовать полноценную бесплатную деятельность по трем крупным направлениям. Первое направление – это то, что мы назвали «Артель»: каллиграфия для взрослых, каллиграфия для детей, занятия акварелью, занятия художественным рисунком как инструментом для решения внутренних психологических проблем (арт-терапия), скульптура и художественная лепка. Второе направление – это «Ремесленная слобода», куда у нас вошло гончарное ремесло, столярное ремесло, ткацкое ремесло, этнографическое ткачество, радиоэлектроника.

И последнее – это лекции и дискуссии. У нас ведутся занятия по прикладной психиатрии и психологии, так называемая «Психиатрия для непосвященных, или Курс христианской любви», по истории Сергиева Посада как города до образования города. Также это лекторий с названием «Школа выживания» о том, как выживать человеку, оказавшемуся в сложных экстремальных ситуациях как в городе, так и вне его. Это очень интересный лекторий, который у нас ведет Владимир Иванович Матвеев, на протяжении не одного десятка лет являющийся руководителем медицинской службы альпинистского лагеря «Безенги» в Безенгах, крупнейший специалист в этой области, сам много испытавший, поэтому уже не из теории, а из практики рассказывающий. Есть очень интересный лекторий под названием «Основы информационной и мировоззренческой безопасности», куда мы приглашаем разных преподавателей. Сейчас у нас лекции там читает известный кинорежиссер Алексей Пищулин. Задача этого лектория в том, чтобы помочь человеку научиться разбираться в тех инструментах и способах, которыми сегодня формируется общественное сознание. Причем не просто разбираться, а понимать, как можно, с одной стороны, этому противодействовать, а с другой стороны, на что можно опираться, какие сегодня есть произведения в литературе, в музыке, в кинематографе, которые тем или иным образом помогают понять, а что же такое Евангелие, что же такое христианские истины в действии в сегодняшнем мире.

Конечно, мы планируем заниматься этим проектом не только в рамках нашего прихода, но мы видим этот проект как своего рода модель, которую потом можно транслировать, в том числе на регионы. Наша задача – возродить ценность ручного труда и вовлеченности самого человека в производство. Много к нам приходит родителей с детьми. Очень приятно смотреть, когда папа вместе с ребенком начинает что-то мастерить. И я вдруг в какой-то момент понял, что это важнейший инструмент не для того, чтобы они что-то сделали, а это для них прекрасный посредник в общении. Они оказываются в другой ситуации, и отчуждение, какие-то вопросы снимаются. То есть все это не только для того, чтобы чему-то научиться, но мы прежде всего смотрим на наш проект как на среду, в которой настоящие ценности будут доминировать, хотим оторвать молодежь и взрослых от телевизора, от компьютера, сказать: друзья мои, оторвите глаза от голубых экранов, посмотрите, насколько жизнь интересна, сложна и как вы можете активно участвовать в этой жизнедеятельности!

Один из наших лекторов, Константин Ольховой, публиковал на портале bogoslov.ru замечательную статью с названием «Homo habilis или homo sibaritus», то есть «Человек производящий, умеющий, или человек потребляющий». С его точки зрения, одно из сильнейших напряжений нашего современника заключается в том, что он имеет, с одной стороны, склонность к маниакальному возвеличиванию себя, а с другой – такую же склонность к полному неверию в самого себя. Когда человек начинает работать руками, учится ставить цель, маленькую цель, ее добиваться, получать удовольствие от того, что он смог это сделать, тогда эти «качели» сразу уменьшают амплитуду существенным образом.

– Я знаю, что очень важное направление – это работа с пожилыми людьми.

– Да, специально для пожилых людей уже по ходу реализации проекта мы добавили две программы: «Основы компьютерной грамотности для пенсионеров» и «Шитье, вязание и кройка». Это оказалось необычайно востребовано среди тех лиц, которые уже имеют достаточно много времени, чтобы заниматься таким рукоделием. Но хочу сказать, что при этом многие наши пожилые ходят в том числе на все остальные занятия: и на рисование, и на акварель. Милость Божия, что к нам стянулись люди, которые не просто могут что-то делать, а безумно влюблены в свое дело. Вокруг каждого из них образовалась маленькая группа, своего рода маленький клуб, и они живут этими занятиями, ожидают этих занятий. Скоро у нас будет выставка работ, которые удалось сделать. Для меня это очень большое утешение. Мне кажется, подобные проекты позволяют человеку внешнему прийти в Церковь и увидеть, что Церковь может конкретно ему дать без того, чтобы он обязательно становился прихожанином конкретного храма.

Ведущий: Александр Гатилин
Расшифровка: Екатерина Самсонова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 00:05
  • Вторник, 30 апреля: 09:05
  • Четверг, 02 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать