Плод веры. Беседа с протоиереем Павлом Великановым. Часть 2

5 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Протоиерей Павел Великанов, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, главный редактор научного богословского портала "Богослов.ру", рассказывает о том, какие темы обсуждаются на портале "Богослов.ру" и почему они могут быть интересны самому широкому кругу читателей.

– Ваш портал называется «Научный богословский портал bogoslov.ru» .

– Абсолютно точно.

– Почему для вас так важно слово «научный» в названии?

– Чтобы понять, откуда появилось именно такое название портала, надо рассказать небольшую предысторию. Появлению портала предшествовала полуторагодовалая работа по продумыванию: а зачем он вообще нужен? В то время я был секретарем ученого совета академии и изнутри представлял, что такое богословская жизнь в стенах академии и за ее стенами. У меня сложилось очень четкое впечатление, что огромная проблема русского богословия сегодняшнего дня – это крайняя разобщенность всех сил. Пожалуй, едва ли можно найти такую духовную школу, пусть это даже не центральная школа, а какая-нибудь региональная семинария, в которой не было бы хотя бы одного очень интересного специалиста по какой-то узкой теме. И вот сидит этот специалист где-нибудь в Екатеринбурге, он хочет развиваться. Развитие науки невозможно без соответствующей качественной рецепции того, чем ты занимаешься. Где он эту рецепцию может получить? Внутри своей семинарии он и так «царь и бог» (почти). В светской среде на него смотрят как на оглашенного: «Ты кто такой, ты что здесь делаешь? И вообще мы не понимаем, о чем ты говоришь». В итоге получается, что он вынужден вариться в собственном соку без реального продуктивного роста.

Когда мы стали проговаривать эти вещи с нашими друзьями, постепенно сформировалась мысль о том, что надо создать такую среду, в которой можно было бы и светскому, и церковному ученому чувствовать себя одинаково комфортно. Чтобы светский ученый, со своей стороны, не чувствовал доминирования людей верующих, церковных, чтобы он не ощущал выталкивания себя этой церковной средой. С другой стороны, чтобы церковный человек понимал, что он находится на площадке, где просто одним благочестивым разговором об общих вещах уже не обойтись. Тебе могут задать конкретный вопрос, и ты на него должен дать аргументированный, логически выверенный, как требует того научная дискуссия, подкрепленный, фундированный ответ. И вот так появилась мысль о создании портала bogoslov.ru. В его название мы действительно включили два отдельных слова: «научный», так как научность для нас универсальна, касается как любой гуманитарной отрасли, так и точных наук, и «богословие», которое для нас не просто одна из наук, это действительно особый путь, особая форма переживания отношений человека с Богом. Она воплощается в те или иные тексты, памятники: это могут быть и иконы, и богословие образов, богословие любой формы человеческой деятельности.

Поэтому три наших основных кита, условно говоря, на которых мы постарались опереться в самом начале и которыми мы стараемся руководствоваться по сей день, следующие. Первое – академичность. Все наши публикации должны соответствовать определенному уровню научной достоверности. Мы не можем публиковать даже проповеди хорошего батюшки просто потому, что это хороший батюшка. Если эти проповеди выводят гомилетическую проблематику на какой-то новый уровень – вопросов нет; если не выводят – извините, никакой научной новизны здесь нет и материала для обсуждения здесь тоже нет.

Второе – доступность. Что такое доступность в нашем понимании? Это возможность в одном месте получить предельно сжатую информацию по ключевым вопросам, связанным с вопросами богословия, с персоналиями, по сей день актуальными для богословия, получить подробные биобиблиографические справки по тем людям, которые сегодня являются, с позволения сказать, основными игроками на международном богословском поле. Информацию об учебных и исследовательских заведениях, о книжных новинках, которые издаются как в русскоязычных странах, так и за рубежом. В свое время мы очень много сил и внимания потратили на то, чтобы вывести на поверхность те книги, которые сегодня активно публикуются в различных христианских и нехристианских издательствах, но для нашего современника, тем более если он не владеет иностранным языком, это просто terra incognita. Мы переводили аннотации, делали краткие резюме, краткие рефераты интересных, на наш взгляд, статей.

Последний кит – это актуальность. Мы должны показать, что богословие – это не наука, которая обращена назад, это не богословие одного большого музея под названием «Церковь», – это богословие жизни. Именно поэтому, как я могу предположить, наш портал был избран в качестве главного информационного партнера Межсоборного присутствия, где происходит обсуждение всех актуальных проектов документов. Конечно, очень разные документы, очень разные дискуссии. Мы уже упоминали дискуссию о Евхаристии, идет очень непростая и очень долгая дискуссия по проектам документа «О монастырях и монашестве». Для меня все эти дискуссии – прежде всего не просто инструмент, чтобы отточить язык того или иного документа до предельного совершенства, для меня гораздо важнее сам факт дискуссии. Почему? Потому что наличие разговора, вовлечения в этот разговор очень разных людей, как просто монашествующих, не имеющих даже богословского образования, так и крупнейших богословов, позволяет немножко разбить эту отчужденность, дистанцированность разных слоев нашего церковного социума друг от друга. Потому что богословы все видят со своей точки зрения, а когда человек приезжает на приход, он говорит: «О, слушайте, проблема-то совсем в другой области находится».

– Как Вы видите аудиторию портала? Как я понимаю, качественно Вы высоко его оцениваете, а как оцениваете количественно? Насколько те вопросы, которые поднимаются у вас на сайте, интересны широкой аудитории?

– Очень хороший вопрос, спасибо. Вы знаете, мы с самого начала поставили перед собой задачу (хотя она прозвучит безумно, но я скажу): мы не стремились и не стремимся по сей день к количественному увеличению наших посетителей. Объясню, почему. Всю аудиторию портала я бы поделил на несколько окружностей. Самая большая окружность и по численности самая крупная – это, условно говоря, захожане, те люди, которые заглядывают на наш сайт тем или иным образом. Чаще всего это происходит при подготовке каких-то рефератов, сочинений, работ. Человек вдруг выясняет, что существует такой портал bogoslov.ru. на котором можно чем-то поживиться. Он заходит, решает свою проблему, куда-то еще заглядывает и уходит. Таких людей больше всего, и это, условно говоря, поле нашей миссионерской деятельности.

Второй слой – это люди, которые в силу своих профессиональных обязанностей и интересов регулярно ходят на наш портал, иногда заходят даже в очень узкий сегмент. Когда мы разрабатывали структуру портала, мы попросили наших программистов сделать возможность использования фильтров: человек может задать параметры, например «библеистика» в разделе «Книжные новинки», и у него сразу происходит фильтрация абсолютно всех материалов, которые существуют на портале, только по этим двум критериям. Он может положить эту ссылочку куда-то в свой браузер, и в следующий раз, когда приходит обновление или рассылка, он сразу видит новость только в этом узком сегменте. Понятно, что мы стараемся отслеживать максимально широкий круг богословских новостей, книг и так далее, но наши возможности тоже не безграничны.

Третий круг – это самый капризный, самый маленький, но в то же время самый пассионарный круг, которым мы дорожим больше всего. Это люди, которые являются профессионалами в своей области, узкие специалисты. Всех этих людей можно пересчитать буквально по пальцам. Но когда мы сталкиваемся с какой-то сложной дискуссией, в которой, как мы видим, разговор заходит в тупик, просто пробуксовывает, и эта дискуссия не имеет реального выхлопа в виде повышения качества обсуждения вопроса, мы обращаемся к этим людям, зная, что это наши постоянные авторы, что они регулярно участвуют в деятельности нашего портала, – и они помогают нам рассмотреть этот вопрос с какой-то принципиально другой точки зрения. После того как мы делаем подобную публикацию, конечно, вдыхается новая жизнь в разговор, и таким образом мы достигаем своей цели. Я бы вот так их разделил.

Мы не стремимся к тому, чтобы делать портал публицистическим и популярным, для этого существует немалое количество других ресурсов. Единственное, что мы стали в последнее время активно делать, это развивать видеонаправление. У нас есть своя киностудия с таким же названием и, соответственно, параллельный нашему bogoslov.ru портал bogoslov.tv, где мы публикуем материалы, сделанные нашей киностудией. Там в свое время мы делали достаточно большой обзор видеоинтервью с современными богословами мира, участвовали в патристической конференции в Оксфорде, где собирается вся богословская элита современного христианского мира, и не только христианского. Очень хотелось показать в первую очередь нашим же студентам, кто такие современные богословы, начиная с архиепископа Кентерберийского и заканчивая пастором, который приехал из какого-нибудь университета Уганды и занимается патристикой, или какого-нибудь вообще светского специалиста, даже не христианина, который в Токийском университете возглавляет отделение или кафедру древней патристики. Это очень много значит, потому что одно дело, когда ты читаешь книгу, и другое дело, когда ты видишь живого человека и можешь о нем понять что-то больше, нежели чем просто из сухой биографии.

Конечно, мы постарались не забыть профессуру Московской духовной академии, делали проект под названием «Лица академии», где постарались взять всех лучших преподавателей, доцентов, профессоров нашей академии, чтобы в неформальном разговоре они раскрылись. Очень интересно мне было наблюдать, поскольку я брал все эти интервью, насколько по-разному наши преподаватели раскрываются, когда они не вещают сверху, с кафедры аудитории, а разговаривают с тобой очень непосредственно, вживую. Совершенно потрясающие были интервью с нашими старейшими профессорами Константином Ефимовичем Скуратом, Владимиром Дмитриевичем Юдиным. Люди мне потом многократно присылали благодарные слова: «Как хорошо, что мы наших любимых профессоров увидели как живых людей. Они в нашей памяти теперь навсегда останутся такими замечательными, “вкусными” (не побоюсь этого слова)». Конечно, мы продолжаем работу в этом направлении настолько, насколько позволяют возможности.

– Если вернуться на шаг назад, кто является теми самыми вашими ценными соратниками, к которым вы обращаетесь в случае каких-то затруднений? Может быть, несколько фамилий назовете, представите авторов?

– Я бы не стал этого делать, потому что второй круг, который все-таки достаточно большой, и самый маленький внутренний круг – они ведь динамические. Человек, который сегодня находится где-то посерединке, завтра может очень легко переместиться в центр. Если мы начнем фиксировать, говорить: «Вы знаете, для отца Павла такой человек является главным специалистом в церковной истории», то другой скажет: «А, ну что мне там делать?» У нас все решается ситуационно, поэтому я бы не стал конкретизировать.

– Правильно ли я понимаю, что Вы призываете наших телезрителей, в том числе тех, кто профессионально занимается теми или иными вопросами, участвовать в этой дискуссии?

– Да, Александр, абсолютно верно. Более того, выскажу, может быть, крамольную мысль для наших московских слушателей и зрителей, но мне кажется, что в региональных духовных школах, университетах и других высших учебных заведениях нашей страны зачастую скрыты такие «бриллианты», которые, если удается отыскать, мы очень любим и которыми очень дорожим. Причем эти «бриллианты» сами зачастую не знают, что они такие. Как они всплывают на поверхность? А вот не в последнюю очередь благодаря публикациям. Просто обращаются к нам:

– Можно у вас опубликовать такую-то статью? Я занимаюсь такой-то темой.

– Пожалуйста, присылайте!

Смотрим.

– Устраивает?

– Нет, не устраивает.

– А почему не устраивает?

– Вы знаете, надо поработать с тем-то, тем-то и тем-то. Пожалуйста.

Для меня удивительно то, что примерно каждый третий автор соглашается с критикой и потом присылает на самом деле хорошего уровня богословскую статью. Он ее опубликовал, и вот тут начинается самое интересное. На него набрасываются с разных сторон и непрофессионалы, и профессионалы. Он, хочет или не хочет, уже вынужден вступать с ними в какой-то диалог. Потом это приводит к тому, что между ними выстраиваются уже какие-то личные отношения. Собственно говоря, наша задача выполнена: мы их соединили, мы повысили качество взаимодействия между специалистами и плодами этого пользуемся.

– Вы сказали, что очень активно на портале обсуждается документ Межсоборного присутствия. Я хотел бы об этом чуть подробнее поговорить. Каков статус комментариев, которые вы получаете? Не тех статей, которые вы, по сути, заказываете как некий комментарий к документу, а комментариев, которые пишут обычные посетители вашего сайта. Насколько они принимаются, рассматриваются, что они для вас значат?

– Конечно, мы на портале проводим предварительную модерацию всех комментариев. У нас есть круг лиц, которым предоставлена возможность публикации без модерации, – это только те люди, в которых мы уверены на сто процентов. Всем остальным мы даем возможность публиковать комментарии только после просмотра нами того, что там написано. На самом деле не такой большой процент отбрасывается. Чаще всего мы руководствуемся очень простым принципом: любой комментарий, который не имеет содержания, а несет исключительно эмоционально заряженную волну со стороны того, кто его написал, нами отсекается. Зачем нам ненужное возбуждение? Если не можешь ничего содержательного сказать, лучше помолчи. Все остальные комментарии мы стараемся публиковать вне зависимости от того, насколько они соответствуют или не соответствуют общей тональности документа.

Потом все комментарии, которые были нами опубликованы, превращаются в сводный текст. В секретариате Межсоборного присутствия есть группа, которая занимается анализом всех этих комментариев, и на основании этих комментариев готовятся те или иные поправки и предложения. Я знаю, насколько приятно человеку, который даже не имеет какого-то специального богословского образования, когда он видит, как его комментарии или часть тела его комментария вошла потом в итоговый текст документа, – это для него выше всяческих похвал. А почему? Да, он простой человек, но он смог сформулировать какую-то проблему или какой-то вопрос очень кратко, емко и ярко, и в конечной редакции документа этот кусочек остался. Мне кажется, это опять-таки слова благодарности самому инструменту, который это позволяет делать. Поэтому я бы хотел призвать всех тех, кто пишет нам на портал, очень внимательно думать и предварительно формулировать то, что вы хотите сказать, и никогда не ограничиваться исключительно критикой. Любая критика интересна тогда, когда она содержательна и конструктивна. Вы считаете, что этот абзац должен быть переписан другим образом, – так перепишите его! Что его критиковать? Или вы считаете, что недопустима такая формулировка? Не просто критикуйте, предложите другую, и она вполне может оказаться потом в готовом тексте.

– Давайте расскажем о том, что собой представляет в принципе Межсоборное присутствие. Может быть, не все наши зрители это знают.

– Межсоборное присутствие – это, не побоюсь сказать, уникальный институт, который существует только в Русской Православной Церкви, он появился по инициативе, благословению и всяческой поддержке Святейшего Патриарха Кирилла. Это институт соборной подготовки важных решений, формализованных в виде тех или иных текстов. Если зайти на сайт Межсоборного присутствия или patriarchia.ru и посмотреть список вопросов, которые поднимаются Межсоборным присутствием, то нетрудно заметить, что это абсолютно все самые важные проблемы, перед которыми сегодня стоит Церковь, причем масштаб этих проблем вовсе не является чем-то блокирующим разговор. Есть некоторые документы, некоторые проекты документов, которые уже более пяти лет находятся в работе, в движении. Почему? А потому что настолько сложна сама тематика, что к ней так быстро не подойдешь.

– Например?

– Простой пример. Комиссия, в которую я сейчас вхожу, занимается разработкой документа, который призван помочь священникам на приходах и прихожанам правильно проводить исповедь, подготовку к исповеди, духовному руководству. Легче всего было бы сделать что? Какой-то умный человек садится и пишет из своей головы, из своего опыта этот документ. Потом его дает всем остальным, все его ругают, пишут что-то свое, и в конце концов получается документ. Самый простой, понятный путь. Но было принято решение пойти совершенно иным путем. Мы сформулировали круг проблем, которые, на наш взгляд, существуют сегодня с темой духовного окормления (потому что исповедь – это всего лишь фрагмент более крупного вопроса), и Управление делами Московской Патриархии обратилось ко всем правящим архиереям, ко всем ведущим духовным школам с тем, чтобы они прислали свои комментарии по этим вопросам. А как они у себя на местах видят возможные направления решения этих вопросов? Что нужно было бы изменить? На что нужно было бы обратить особое внимание? Теперь представьте себе, сколько у нас епархий, сколько, кроме епархий, людей, искренне заинтересованных в этих вопросах, какой объем информации соответственно получается. Естественно, требуется время, чтобы все это проанализировать, изучить, понять, обобщить. Но, с другой стороны, мы получаем уникальный фундамент реальной церковной жизни, а не чьей-то головы, на который можно опереться и от которого можно дальше уже отталкиваться. Поэтому я не вижу проблемы в том, что Межсоборное присутствие не выдает на-гора каждый год кипу документов. Документы, по большому счету, могут быть и неактуальны, гораздо важнее процесс перебраживания какого-то решения, в результате которого сама Церковь становится другой. Задача поставлена, вопрос поставлен, и сам процесс, пока он идет, делает Церковь другой, есть развитие.

– Правильно ли я понимаю, что эти документы развивают фундаментальный документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»?

– Отчасти да, потому что есть некоторые главы, разделы «Социальной концепции», которые сегодня уже видятся несколько по-иному. Те же самые средства электронной идентификации личности – насколько сейчас все стало совсем иначе, нежели было даже пятнадцать-двадцать лет тому назад. А с другой стороны, появляются вопросы, которые в «Социальной концепции», естественно,недостаточно проработаны. Например, та же самая тема экологии. Сегодня мы знаем, что в Московской области, в том числе в нашем храме, установили экобоксы, которые позволяют собирать ртутные градусники, энергосберегающие лампы, батарейки. Для нас это было событием, потому что мы все это уже собирали еще за полтора года до того, как появилась возможность установить этот экобокс ,– просто потому, что это правильно. Но это тоже лишь маленький фрагмент огромного направления, связанного с изменением отношения человека к природе. Мы не отказываемся от призвания возделывать и хранить этот мир, но мы понимаем, что ситуация сейчас гораздо сложнее и тоньше, нежели была сто-двести лет тому назад.

И таких вопросов много: это Церковь и глобальный мир, Церковь и экономические процессы современного мира, это и очень сложные, тонкие вопросы, связанные с тем разрывом, который существует между святоотеческой аскетической традицией и современной психологией. В какой-то момент они стали дистанцироваться друг от друга, при этом и светская психология получила очень сильное развитие в ХХ веке, и святоотеческое учение не устаревает – оно как было актуально, так и остается актуальным по сей день. Огромное количество вопросов! И сегодня, конечно, требуется большое усилие, усердие со стороны наших светских и церковных ученых, чтобы эти вопросы превратить в рабочую дискуссию, чтобы это не просто был красивый декларативный документ, который все положили на полочки, зачитали на приходах и ничего в жизни не изменилось, а чтобы эти документы на самом деле были руководством к действию.

– Спасибо огромное за беседу, надеюсь на продолжение нашего разговора.

– Всего доброго, помощи Божией!

Ведущий: Александр Гатилин
Расшифровка: Екатерина Самсонова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 00:05
  • Вторник, 30 апреля: 09:05
  • Четверг, 02 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать