Плод веры. Беседа с протоиереем Павлом Великановым. Часть 1

29 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Протоиерей Павел Великанов, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, размышляет о том, может ли быть польза от социальных сетей.

– Вы активный участник разного рода дискуссий...

– Я побоялся бы сказать, что активный!

– Позвольте мне все же дать такую оценку тому, что я наблюдаю со стороны, в частности в социальных сетях. У Вас есть страничка в социальной сети Facebook, Вы делитесь своими новостями, своими соображениями о текущих событиях. Не так давно Вы написали интересную фразу, которая вызвала широкий резонанс, по крайней мере в социальных сетях. Вы написали: «Девяносто пять процентов исповедей – это жалобы на свое некомфортное психическое состояние, и только пять процентов – плач о преданном и оставленном Боге». Поясните, пожалуйста, что имеется в виду и как вообще Ваши знакомые и друзья на это отреагировали?

– Вы знаете, иногда пастырь тоже бывает человеком. Бывают ситуации, когда что-то наболевшее изливается в виде того или иного сообщения в социальных сетях, и с этим сообщением была именно такая история. Не так давно я поймал себя на мысли, что не только наши прихожане, но и многие другие прихожане большей частью озабочены своим, с их точки зрения некомфортным, душевным состоянием и ради этого они приходят в храм на исповедь, общаются с батюшкой, надеются получить определенный пластырь, который излечил бы душу…

– Что Вы имеете в виду под некомфортным душевным состоянием?

– Например, человек хочет спокойно общаться со своими домашними, при этом, когда он переступает порог дома, у супруги возникает только одно желание: сказать ему какую-нибудь пакость. Ей от этого некомфортно, она видит проблему не в том, что это в принципе неправильно и что у нее в какой-то глубине есть ненормальное, неадекватное отношение к своему самому близкому человеку, а ее беспокоит этот неконтролируемый с ее точки зрения процесс.

Здесь как раз, мне кажется, есть очень важная и тонкая грань: настоящая исповедь, настоящее покаяние всегда должно иметь конкретный результат. Если мы говорим о покаянии с точки зрения Ветхого Завета, это всегда не легкая, тоненькая шлифовочка, это радикальный поворот. Человек совершил убийство: он находится в этом грехе, раскаивается, плачет, поворачивает свою жизнь в другое русло – это покаяние. То же самое существовало и в христианской Церкви в первые века. Тогда, как мы знаем, были три главных греха, в которых люди каялись публично и которые в первую очередь именовались грехами: убийство, прелюбодеяние и оставление веры, предательство Бога, Христа, Самого Главного из того, во что ты веришь. Все остальное в прямом смысле слова грехом в общем-то не считалось, и это я, скорее, поддержу. Почему? Потому что именно эти грехи рассматривались как абсолютное препятствие для общения человека с Богом в таинстве Евхаристии. Сегодня, после многих сотен лет сложных внутрицерковных движений, не в последнюю очередь обусловленных монашескими практиками, у нас произошло смещение акцентов. Когда человек приходит на исповедь, зачастую приходится слышать, что в одном ряду находятся мелочи и очень серьезные, крупные вещи. В сознании человека все это выстраивается примерно в тождественный ряд: «Подумаешь, я совершил серьезный грех измены на стороне. Это единственный такой грех, а кроме этого, смотрите: я и молитвы невнимательно читаю, и в храм нерегулярно хожу...» И все это как бы примерно одной и той же степени тяжести. А иногда вообще приходится сталкиваться с такой хитрой позицией, когда человек в исповеди, как профессиональный режиссер, имеет введение, затравочку, кульминацию, слезы, а потом – оп! – подбрасывает на самом деле единственный грех, от которого он чувствует, что его как будто кошки грызут, ему плохо от того, что он знает: это было преступление против Бога. Потом он аккуратно выходит, и в конце концов все это завершается.

Конечно, моя публикация была вызвана болью от того, что крайне редко приходится сталкиваться с тем, что человек смотрит на исповедь не как на некий инструмент разрешения своих душевных проблем, прежде всего психологических, а именно как на очередную ступеньку в изменении личных отношений с Богом. Потому что если этого не происходит, то можно на исповедь ходить годами и десятилетиями, и позитивного процесса, духовного роста не будет.

А еще происходит страшная вещь, с которой тоже, к сожалению, приходится сталкиваться, особенно с ее последствиями. Это так называемая созависимость между исповедником и исповедующим батюшкой, когда каждый из них начинает играть свою роль. Батюшка прекрасно знает, что Марфа – женщина почти святой жизни, особо сильно не грешит, а Марфа знает, что если она придет на исповедь и ничего батюшке не скажет про то, какая она плохая, то батюшка не будет к ней относиться с особой лаской, вниманием, теплом и так далее. В итоге получается и с той и с другой стороны игра. Им-то, конечно, комфортно зачастую быть в таких отношениях, но с Богом это практически никак не связано.

– Как подобного рода дискуссии и вообще настолько серьезные вопросы воспринимаются в социальных сетях? Насколько это уместно, какую реакцию Вы получили? И каково в целом Ваше отношение к социальным сетям, насколько это вред, польза?

– Сложный вопрос. Если говорить конкретно об этой публикации, то реакция была полярной. Сразу налетели несколько «православных коршунов», которые отчитали батюшку, сказали: «Ах ты, такой-сякой, да ты на себя посмотри! Каков поп, таков и приход. Из этой публикации можно сразу сделать вывод, что если ты и священник, то плохой священник». Хотя и это сразу было поставлено под вопрос: «Какой же это священник? Да вы что, это не священник. Хороший Батюшка (прямо с прописной буквы) так писать не будет!» Хорошо, «приемлем и ничесоже вопреки глаголем». Но бо́льшая часть духовенства и тех людей, которые достаточно глубоко участвуют в жизни приходов, поддержали эту тему, сказали: «Да, действительно, нам такой взгляд открывает какие-то язвы, потому что мы многократно ходим на исповедь и в то же самое время даже с хорошим духовником чувствуем какое-то пробуксовывание».

Почему? У нас сегодня исповедь превратилась в один из инструментов допуска к Причащению, и это прекрасно, плохого в этом нет совершенно ничего. Но со стороны пастырей зачастую происходит незаметная подмена: мы считаем, что если человек приходит на исповедь и ему не в чем каяться, значит, он не просто грешник, он супергрешник, с ним надо особенно работать. А может быть, на самом деле человек жил праведно в меру своих сил и возможностей, он не совершил ничего такого, что стало бы преградой между ним и Богом. В чем он будет каяться? Он может каяться только в одном: в том, что он берет стандартный перечень всех грехов и все их зачитывает, потому что все мы, естественно, абсолютно далеки от идеалов христианского совершенства. Но проблема-то в том, что их можно зачитывать каждые три минуты.

Здесь, мне кажется, есть одна очень важная проблема нашего русского церковного сознания: мы крайне зависимы от определенных ритуальных действий. С одной стороны, это прекрасно, потому что создает именно тело религиозности. С другой стороны, мы совершенно забываем, что все это не более чем инструмент. Я очень люблю разные инструменты, для меня нет большей радости, чем купить новый электрический рубанок, стамески какие-нибудь, но при этом очень хорошо знаю, что этим реально пользоваться не буду. Беда, когда мы, православные, оказываемся со всех сторон окруженными самыми лучшими, самыми изысканными, дорогими во всех смыслах слова инструментами и сидим довольные: у нас все есть, но мы ничем не пользуемся. Так вот, исповедь – это же мощнейший инструмент, который можно сравнить в обычной жизни, пожалуй, только с капитальным ремонтом. Я часто привожу своим студентам такой пример: «Вы когда-нибудь жили на стройке? Это ужасно. А представьте себе, что вы живете на стройке всю жизнь: одну комнату отремонтировали, еще не успели ее покрасить, сразу сносите стенки и начинаете что-то делать по-другому». Понятно, что в таком состоянии долго человек жить не может. Так вот, настоящая исповедь – это капитальный ремонт души, храма, в котором живет человеческая душа. И безумием будет требовать от прихожанина, чтобы он еженедельно производил такой капитальный ремонт. Он, конечно, должен следить за тем, что происходит. Конечно, мы каждый день убираемся, подметаем и так далее, но это не капитальный ремонт. Если человек старается внимательно жить и наблюдает, что за эту неделю на самом деле он против Бога совершил один, второй грех, и все, то ему не надо заниматься придумыванием и навязыванием самому себе тех поступков, которые он не совершал.

Поэтому я думаю, что сам факт подобных дискуссий и разговоров свидетельствует об очень сильном оживлении церковной жизни, причем не внешнем, не формальном, а именно на очень большой глубине. Сегодня Церковь, не побоюсь этого слова, постоянно омолаживается – и не за счет того, что священноначалие требует от нее этого, нет, просто запущены какие-то глубинные процессы обновления самого тела церковной жизни, которые неизбежно будут выбрасывать подобные вопросы на поверхность.

На нашем портале bogoslov.ru была очень показательна дискуссия вокруг проекта документа «О подготовке к Божественному Причащению». Чем показательна? Тем, что по сравнению со всеми предыдущими дискуссиями это было, в прямом смысле, небо и земля. Когда шла дискуссия о церковнославянском языке, о необходимости введения определенных корректив в существующие богослужебные тексты, мы с ужасом наблюдали два лагеря: одни стоят на том, что священный церковнославянский язык неприкасаем, и точка, а вторые говорят: «Ребята, давайте все-таки будем говорить с Богом на языке, который хотя бы нам самим будет понятен». Ни первые, ни вторые слушать друг друга не хотели. Было жесткое сопротивление, противостояние до проклятий в адрес друг друга в том или ином смягченном виде. Когда пошла речь о Евхаристии, мы обратили внимание, что вдруг люди захотели слушать друг друга, они оказались заинтересованными в том, чтобы понять позицию другого, при том что он свою позицию грамотно отстаивает. Эти наши любимые методы ведения дискуссий, когда цитаты Священного Писания, выдержки из творений святых отцов превращаются в такие шарики для пинг-понга, здесь уже не работали. Потому что бросали этот шарик туда-сюда – и что? Пожалуй, впервые люди стали проговаривать определенные смыслы: а зачем исповедь должна предварять Причащение? А могут ли быть ситуации, в которых священник, хорошо зная свое духовное чадо, зная его жизнь, может разрешить причаститься на Светлой седмице несколько раз в неделю без исповеди, если не произойдет ничего такого, что отягчает совесть готовящегося к Причащению? А как быть с постом? А в чем смысл поста? И вся эта дискуссия, слава Богу, позволила подготовить документ, который, после утверждения Архиерейским совещанием, очень органично вошел в тело церковной жизни. То есть никакого отторжения, бунта, расколов не было. Конечно, он очень корректно был составлен, но он позволил легализовать те практики, которые и без этого существовали на многих приходах. С другой стороны, он позволил многим пастырям увидеть, что можно немного расширить «коридор возможностей» для обычных прихожан.

Я думаю, что сегодня очень важно уметь правильно общаться друг с другом, в том числе посредством социальных сетей. Если посмотреть на подрастающее поколение, хотим мы или не хотим, но они все там сидят. Это их основное пространство общения и взаимодействия. Ну уйдем мы оттуда – и что? Они-то оттуда не уйдут. Конечно, здесь тоже есть определенные опасности, проблемы, с которыми надо как-то уметь бороться, противодействовать, но в целом я считаю, что социальные сети, возможность общения в различных формах позволяют нам проговаривать смыслы и находить ответы гораздо интенсивнее и эффективнее, чем это происходило ранее. Та же самая дискуссия по документу о подготовке к Божественному Причащению, думаю, велась бы не менее лет десяти-пятнадцати, если бы это было в обычном стандартном печатном виде, без интернет-коммуникаций. То, что это произошло за полгода, – прекрасный результат.

– Говоря об этой дискуссии, не могу не упомянуть Ваш развернутый комментарий о практике отлучения от Причастия. В частности, Вы написали: «Прежде чем отлучать от Причастия, надо приучить человека регулярно причащаться». Прокомментируйте, пожалуйста. Что Вы имели в виду?

– Абсолютно верно. Невозможно лишить человека того, что у него и так отсутствует. Институт отлучения от Причащения – это, пожалуй, самый суровый церковный институт, и он всегда был актуален в среде, где люди понимали и ощущали острую потребность участия в Божественной Евхаристии. Сегодня таковых не очень много даже среди церковных людей. Есть очень ревнивые пастыри с действительно горящим сердцем. И есть люди, только переступающие порог храма и, естественно, ничего не понимающие, живущие, прямо скажем, антихристианской жизнью, но желающие хотя бы за что-то зацепиться. И вот человек чуть-чуть приподнимается от своей суеты, от этого греха в надежде, что, может быть, Причастие ему поможет вдохновиться, захотеть этого, и тут ему раз – и отрубают: «А ну, как ты смеешь? У тебя есть такой смертный грех! Этот грех имеет епитимью – двадцать пять лет отлучения, а то и до смерти. Вот когда будешь помирать, тогда и придешь причащаться». Ну и что? Чего мы добиваемся тем самым? Человек как не ходил в церковь, так и не будет ходить. Хоть маленькую возможность зацепиться мы ему оторвали.

Поэтому, конечно, неспроста в комиссии Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизнедеятельности идет предварительная подготовка документа, который призван регламентировать использование существующих церковных канонов, правил святых отцов в соответствии с реалиями сегодняшней жизни. Речь идет вовсе не о какой-то хитроумной интерпретации, а о том, чтобы дать удобопонятный алгоритм, который может сделать эти на сегодняшний момент бесконечно далекие от наших реалий Божественные правила руководством к действию. Сегодня практически каждый второй молодой человек уже имеет опыт супружеской жизни без заключения брака, что называется гражданским браком. Это повсеместно, повально – что мы с этим будем делать? Это однозначное основание для отлучения человека от Причастия? Или это возможно посредством какого-то переосмысления отношений? Тут разные могут быть варианты. Хотелось бы надеяться и просить молитв, чтобы этот документ получился реально работающим. Как мне кажется, документ о Евхаристии попал в точку. Такой редкий случай, когда воля руководства входит в резонанс с ожиданиями тех, кем руководят. Мне кажется, здесь произошел всплеск интереса к Божественной Евхаристии. Это можно судить даже по числу причастников. Я служу в Пятницком подворье рядом с Лаврой, у нас очень маленький храм, но я знаю статистику по самой Лавре: число людей, участвующих в богослужениях, в Лавре за последние двадцать лет совсем не стало больше (если не наоборот), а вот число причастников увеличилось приблизительно раз в пять-шесть.

– Обращаясь еще к одному Вашему достаточно давнему интервью, позволю себе процитировать Ваши слова. Они как раз идут в развитие того, о чем Вы говорили чуть раньше: «Наши православные прихожане очень закрыты в своей реальной жизни, в своих бытовых нуждах, в своих проблемах». В чем это выражается и как это преодолевать?

– Да, я это понял, когда на нашем приходе мы попробовали реализовать проект безденежной взаимопомощи между прихожанами под пафосным названием «Тягомотина». С чем мы столкнулись? С тем, что число желающих помогать несоизмеримо с числом тех, кто готов принимать эту помощь. Я прекрасно знаю, все в той или иной мере нуждаются в этой помощи, у них есть проблемы, с которыми они предпочитают справляться сами. Почему? Потому что им страшно открыть свою немощь, свою несостоятельность материальную, человеческую, несостоятельность в плане наличия достаточного круга друзей, знакомых, тех, кто им дорог и кому они дороги, открыть перед другими членами своей же общины.

Меня это заставило очень серьезно задуматься: почему, с чем это связано? Я пришел к такому размышлению, что, к сожалению, мера вовлеченности в церковную жизнь для нас измеряется сегодня исключительно участием в таинствах и вообще наличием человека в храме. А то, насколько человек включен в жизнь других, – это желательно, хорошо, но вовсе не является определяющим. Мне кажется, мы сделали искусственный разрыв между духовной составляющей и душевно-материальной. На самом деле ни у какого человека этого разрыва нет, у нас все одним клубком завязано. Человек, когда приходит в храм, красиво одевается, говорит о правильных вещах, о духовных проблемах. А придет домой – и у него там валяется сын-алкоголик, с которым эта несчастная женщина просто не знает, что сделать. Она не может сдать его куда-то на лечение, потому что средств на это нет, не может как-то ему помочь устроить свою жизнь, чтобы он перестал пить. Но про это она говорить не будет, она считает: зачем грузить всех остальных, зачем свои проблемы, свою головную боль делать болью других? Мне кажется, это такое направление, над которым надо правильно работать. Мы не можем вынудить других людей рассказывать о своих проблемах, о своей боли, о тех потребностях, которые у них есть, но необходимо создать такую атмосферу, в которой человеку перестанет быть стыдно говорить о том, что у него не все в порядке. Мне кажется, это как раз та самая интонация, тональность, которая должна отличать именно православный храм от какого бы то ни было другого места. Здесь должны быть заинтересованы в человеке вне зависимости от того, насколько он финансово состоятелен, насколько он активный прихожанин. Человек должен приходить и понимать: ты кому-то нужен, скорее всего, ты будешь нужен именно в рамках этой общины.

– В завершение программы, если можно, коротко расскажите о храме, где Вы служите. Насколько понимаю, это Троице-Сергиева Лавра?

– Да, это очень древний храм, середина XVI века. Два храма были построены для того, чтобы удовлетворять потребности жителей прилежащих к Лавре слобод: это храм в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы и соседний – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Один из них был зимним храмом, другой – летним. Очень интересна сама история этих храмов, чего там только не было: и женский монастырь, и просто приходской храм, в подклете Введенского храма даже располагалась темница для клириков, осужденных за те или иные серьезные преступления. Потом, в советское время храмы были закрыты. Только уже во время общих реставрационных работ в Троице-Сергиевой Лавре под руководством В.И. Балдина, поскольку храмы являются своего рода визитной карточкой – раньше все паломники проходили между этими храмами по пути в Лавру, – они были включены в программу и отреставрированы. В этом году мы празднуем двадцать пять лет того, как храмы были отданы Церкви и там начались богослужения.

Для меня эти храмы – в первую очередь такое домашнее пространство, в котором мы стараемся создать атмосферу дружелюбия и заинтересованности не на словах, а в конкретных делах. У нас реализуется, на наш взгляд, интересный проект под названием «Русский дворец интересов» – это пространство созидательного досуга для всех членов семьи.

– Спасибо Вам огромное, мы обязательно продолжим наш разговор.

– Спасибо и Вам!

Ведущий: Александр Гатилин
Расшифровка: Екатерина Самсонова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 00:05
  • Вторник, 30 апреля: 09:05
  • Четверг, 02 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать