Плод веры. Беседа с Героем Советского Союза иноком Киприаном (Бурковым). Часть 1

4 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Почему Герой Советского Союза, бывший советник Президента России стал монахом? Инок Киприан рассказывает о службе в Афганистане и других "горячих точках", о клинической смерти и потустороннем опыте.

– Я хочу начать наш разговор с несколько неожиданного вопроса. В одном из интервью Вы сказали, что у Вас трижды была клиническая смерть, Вы видели свет в конце туннеля, у Вас были какие-то мистические виде́ния. Вы беседовали об этом со своими друзьями и знакомыми, которые были в схожей ситуации, и эти образы совпадали. Если можно, расскажите чуть подробнее, что это и как это воспринимать.

– Да, это так. Правда, сначала не знал, что у меня была клиническая смерть. Узнал об этом спустя три года от военного хирурга, который оперировал меня в Афганистане, – Владимира Кузьмича Николенко, замечательнейшего хирурга с золотыми руками. Мы сидели на генеральной репетиции фестиваля афганской песни «Когда поют солдаты». Готовясь к нашему выступлению, я вдруг сказал: «Вы знаете, Владимир Кузьмич, у меня в памяти осталось какое-то необычное явление, когда Вы меня оперировали, – свет в конце тоннеля» – и начал ему рассказывать более подробно, что я видел. Он выслушал меня и потом говорит: «А что ты удивляешься: у тебя трижды была клиническая смерть». Вот так я узнал об этом.

Ну а подробнее… В общем, об этом уже много сказано, есть фильмы журналистки Царевой о посмертном опыте людей. И я, и мои друзья действительно имели такой опыт, поэтому я не верю, что загробная жизнь существует, а знаю, что она есть. Знаю, что есть рай, и знаю, что есть ад. И то, и другое довелось повидать.

– Если говорить об Афганистане, то и в советское время, а уж тем более в 90-е годы отношение к той военной операции, которую проводил Советский Союз, было достаточно неоднозначное. Вы на себе как это испытали? Какое отношение было к Вам как воину-интернационалисту?

– Я поехал в Афганистан так же, как и мой отец, погибший там в 1982 году, – добровольно, по собственному желанию. Мотив и у него, и у меня был один – помочь братскому афганскому народу. Так мы были воспитаны – как воины-интернационалисты. Конечно, когда отец и я уже попали туда, стало понятно, что представляет собой эта война и что, может быть, лучше бы нам там и не быть. Но, как говорится, большое видится на расстоянии, и для меня лично Афганистан стал очень полезным. Если до Афганистана во мне не было стержня, а был, как говорят, «шаляй-валяй», то в Афганистане, где я на каждом шагу сталкивался с жизнью и смертью, произошла переоценка ценностей и был сделан определенный выбор. Перейти грань на войне очень просто, за это даже награду дадут. Поэтому выбор там всегда есть: убить или оставить в живых, струсить, о своей жизни больше побеспокоиться или забыть про нее, а беспокоиться о жизни ребят, которые рядом с тобой. Вот этот выбор на каждом шагу, и именно поэтому Афганистан помог мне обрести стержень. Потому в дальнейшей моей жизни, когда я был во власти (советником президента России), когда занимался бизнесом, этот стержень во мне остался. Я благополучно прошел искушения и властью и деньгами и не испортился.

– Хотелось бы, чтобы Вы чуть больше рассказали о своем отце. Я читал, что за две недели до смерти он написал жене такую строку: «Я горел, я горю, я сгораю, но не будет стыда за меня». Что значил отец в Вашей жизни?

– С отцом мы были друзьями, хотя тоже непросто к этому пришли. Было разное, был я и непослушным, и разговоры с отцом в тот период, ненавязчивые с его стороны, помогли мне встать на правильный путь. Потом я поступил в военное училище, пошел по стопам отца, и с тех пор мы с батей были именно друзьями. Я считаю, это огромное счастье, когда сын и отец – друзья.

– Я читал также его высказывание, которое Вы пересказывали: «Он всегда, хотя не был верующим человеком, говорил: “У тебя есть две задачи в жизни – познать себя и победить себя”». Как Вы сейчас интерпретируете эти слова?

– Это же христианский принцип. Мы должны себя познать. Не увидев себя таковым, каков ты есть на самом деле, невозможно двигаться по пути исправления. Еще в 2009 году я думал, что мне есть чем гордиться, что я молодец: в военной науке и практике белое пятно закрыл (это действительно так), социальная политика благодаря тем указам, которые я готовил, в корне была изменена в целом и в отношении к инвалидам; Международный день инвалидов вроде бы была моя инициатива и реализация этой идеи. Я думал, что я молодец, орел, сокол. А когда готовился к первой исповеди, меня как будто кто-то хлестал по щекам, они у меня горели. И я начинал потихонечку видеть себя: оказывается, не гордиться надо, а плакать над тем, как много я не сделал. Господь действительно дал и таланты, и способности, и хорошее физическое здоровье, и я это не использовал в той степени, в которой мог бы. Поэтому видение себя, а точнее видение грехов своих бесчисленных, как песок морской, – это великое благо. Ну а когда видишь свои недостатки, надо бороться, не оставаться же таким, какой есть. В этом христианство, путь исцеления, и когда-нибудь – путь совершенствования в живой любви.

– Какова была миссия Вашего отца в Афганистане и как случилось, что он погиб?

– Он был заместителем начальника штаба 40-й армии, полковником. Уже приехал человек, чтобы его заменить. Более того, на следующий день он должен был вылетать в Советский Союз. Была его последняя боевая операция. В принципе, он мог в ней не участвовать, но он ждал меня. Мы с ним собирались поехать в Афганистан вместе в 1981 году, но я заболел тогда туберкулезом, и меня не пустили, направили на лечение. А когда я все-таки вылечился и мне было дано разрешение врача ехать в Афганистан, то он как раз сидел, ждал меня. Командир полка попросил меня сходить в последний раз в патруль. Я уже сидел на чемоданах, уже был приказ о моем направлении в Афганистан. Когда я пришел с патруля в 12 часов ночи и поднимался по лестнице в общежитии, меня окликнул дежурный: «Вас к телефону». Подошел к телефону: «У Вас погиб отец. Срочно к командиру полка, на аэродром, оформлять отпуск на похороны». Так вот и не получилось мне поехать во второй раз, поскольку погиб отец.

А его последнее письмо действительно прощальное, завещание, в котором он вспомнил абсолютно всех. Оно в стихах, и именно в этом письме указано, как он погибнет: сгорит. Именно так он и погиб, один из всего экипажа вертолета, все остальные остались живы. Отец у меня был жизнелюб, оптимист, а когда я уже был в Афганистане, ребята говорили, что последние три дня он ходил сам не свой, таким никогда его не видели. Даже на его последней фотографии у него глаза были неживые. Я очень удивился, когда увидел эту фотографию: все время такой был живой взгляд, а тут пустые глаза, «стекляшки». Я знаю по себе: опытный человек, прошедший войну, может увидеть, кто сегодня погибнет. Это, как говорят, написано на лице.

– Несмотря на это, Вы все-таки добились того, что попали в Афганистан, и не просто попали, а стали авиационным наводчиком. Это профессия, в которой служат единицы. Почему Вы выбрали именно такую опасную профессию и какие были впечатления, когда Вы участвовали в первой операции?

– Вы знаете, с того момента, когда я выгружал из самолета гроб отца, у меня была мысль: а стоит ли жизни такая поездка в Афганистан? Ради чего? Тем более добровольно. Одно дело, когда есть приказ – мы люди военные, а ехать самому – зачем? Чтобы потом тебя вот так привезли в гробу? У меня был вопрос, стоит ли оно того, и, чтобы это понять, надо все это испытать на себе. Многие почему-то думали, что я еду мстить за отца. Нет, слава Богу, мести никакой не было, более того, было даже, скажем так, более бережное отношение к противнику. Ответ я там на свой вопрос получил: сто́ит.

– Все-таки почему Вы стали авиационным наводчиком?

– Потому что эта работа как раз боевая. Авиационный наводчик изо дня в день ходит на боевые операции. Если, скажем так, в пехоте один батальон воюет, другой на охранении, третий отдыхает в полку, то наводчик сначала с одним батальоном, потом они меняются, и ты с другим батальоном, с третьим, и так далее. У меня максимальный перерыв между боевыми действиями был три дня. Один раз, правда, была неделя, но это было как раз на праздник, были выборы, и я тогда принимал должность.

– Как я прочитал, на всю армию было двадцать с небольшим офицеров боевого управления авиации. И Вы были в числе этих двадцати человек на всю армию?

– Да. По штату нас было больше – тридцать пять, если мне память не изменяет, а «живых», как говорится, тех, кто мог ходить на боевые, было человек двадцать. Потому что остальные – либо убиты, либо ранены, либо болеют. Это действительно очень опасная работа. В наше время, когда я был в Афганистане, вообще было непросто наводить. Тогда не было лазерных средств наведения, и мы это делали так: берешь дымовую шашку и как можно дальше ее от себя выбрасываешь. Противник же видит: раз вертолеты появились, значит, сейчас будут наводить, дым полетел, значит, там авиационные наводчики, и весь шквал огня сразу туда. Первая задача – убить авиационного наводчика, поэтому у нас постоянно были большие потери. Из моей группы в пять человек ни один целым оттуда не ушел, все были ранены. Один очень тяжело: ногу оторвало выше бедра и глаз выбило.

– Вы были ранены тяжелее всех. Как это случилось?

– В 1984 году, 23 апреля, за три дня до моего дня рождения, на горе высотой 3300 метров, в долине Панджшер. Во время боевой операции подорвался на мине, и сразу оторвало ноги. Мина оказалась самодельная, напичканная гвоздями, поэтому тяжелое поражение было. Правую ногу сразу оторвало, а в левую вошли все эти гвозди и сделали из нее месиво. Потом, когда меня тащили к вертолету, я думал: лучше бы ее сразу оторвало, потому что она ни на чем болталась.

– То есть Вы были в сознании?

– Да, я был в сознании, в это время я сам управлял авиацией. Так меня кроме авиации никто не заберет. Если я буду без сознания, никто не сможет завести их здесь на посадку. Я на то и находился в рядах сухопутных войск, чтобы управлять авиацией, в том числе эвакуировать раненых, убитых, больных.

– Что было дальше, когда Вы попали в больницу, и вообще какие были шансы выжить?

– У меня даже песня посвящена моему ранению, точнее, тем людям, благодаря которым я остался жив. Солдатик, который был рядом со мной, чуть не плача, на моих глазах разорвал тросик на три части (нечем было перекусить), так за меня сильно переживал, и наложил жгуты. Вертолетчики-ребята… Там негде было сесть, даже зависнуть было фактически невозможно: острая вершинка и нисходяще-восходящие потоки могли вертолет просто перевернуть и бросить в пропасть. Я, честно говоря, не верил, что меня смогут забрать. И когда ребята подходили – я управлял ими при заходе на посадку, – сразу им сказал: «Вы сами смотрите, потому что нет никаких условий даже для зависания». Я лежал, показывал левой рукой (правая у меня была ранена), потому что им не видно под собой. Я показывал: «ближе, ближе», потом: «стоп!». Они очень близко подошли. Я помню их лица: настолько они были сосредоточены на управлении вертолетом. Просто чудеса пилотирования. Вот где настоящее мужество и профессионализм.

Потом меня подняли в вертолет, правда, не без проблем получилось. Металлическая лесенка, которую прицепили к вертолету, электризуется от работы винтов, и, когда я ухватился левой рукой, меня ударило током, причем так сильно, что бросило на камни: ребята не удержали. В глазах все помутилось, но ничего, пробормотал: «Ребятушки-солдатушки, больше не роняйте только». Второй раз такого удара уже не было: не успел наэлектризоваться вертолет. Вообще, такая эвакуация запрещена, потому что может просто убить током.

Потом полетели в Кабул, в медсанбат. Причем меня не в госпиталь повезли, а именно к тому хирургу, который на весь Афганистан считался самым лучшим. Ребята про него так говорили: «Если Кузьмич скажет, что надо голову отрезать и снова пришить, соглашусь». Он сам так мне говорил: «По всем законам медицинской науки ты жить не должен». Заснял всю операцию на слайды, и потом, когда он защищал свою докторскую диссертацию, я у него фигурировал как главный элемент: жить-то не должен, а все-таки жив остался. И руку он мне сохранил. Рука уже не работала, и ее собирались отнять, но он за нее поборолся и восстановил кровообращение. Правда, рука еще восемь месяцев фактически не работала, чуть-чуть пальчики шевелились.

Всем этим людям – и солдатику, и ребятам-вертолетчикам, и врачам, Владимиру Кузьмичу прежде всего, – низкий поклон за то, как они боролись. Действительно, сам погибай, а товарища выручай. Всю свою душу, и сердце, и профессионализм направили на то, чтобы спасти другого. Вот это, наверное, и есть главное и самое ценное на войне: сам погибай, а товарища выручай. Это опять заповедь Божия: нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя.

– Как проходила реабилитация? Я знаю, что Вы стремились вернуться в строй. Как это было вообще возможно?

– Вы знаете, здесь у меня как раз не было морально-психологических проблем. Утром я очнулся после операции (я потерял сознание, уже когда меня на каталке завозили в операционную и наконец сделали обезболивающие уколы, потому что до этого нечем было обезболить). И когда я увидел себя под простыней, откинул ее левой рукой и увидел загипсованные остатки ног, правая рука тоже в гипсе, возник образ – как бывает образ Девы Марии, а тогда это был Алексей Маресьев. Где-то впереди слева, как икона, явился его образ, и у меня в уме сразу мысль: «Я тоже советский человек, как Маресьев, я тоже летчик, почему я должен быть хуже? Я тоже встану на ноги и буду летать, прыгать с парашютом, вернусь в боевой строй». Махнул левой рукой и сказал: «А, ерунда, новые ноги сделают». И все, у меня как отрезало, я больше не переживал.

Когда ко мне приехало командование, я сразу назвал три просьбы: «Первое – не надо меня представлять к званию Героя». Был вопрос: «Почему?» Я говорю: «А что я потом буду сочинять? Какой я геройский подвиг совершил? Никакого». Я и тогда, и сейчас не считаю, да и все мои друзья, которые удостоены этого высокого звания, тоже не считают, что совершили какой-то геройский подвиг. У нас свое отношение к этому. Вторая просьба была ничего не сообщать о моем ранении маме. На вопрос «почему?» я сказал: «Чем позже она увидит, тем в более крепком состоянии я буду, оклемаюсь». И третья просьба: «Помогите остаться в армии». Все. Потом командующий генерал Колодий, Царство ему Небесное, написал ходатайство на имя министра обороны с просьбой оставить меня в порядке исключения в Вооруженных силах, что в конечном итоге и произошло. Потом я еще тринадцать лет прослужил в армии.

– Я даже выписал для себя фрагмент из письма: «Признать годным к службе вне строя в мирное время. На протезах ходит без трости». Как Вам это удалось, сколько времени потребовалось, чтобы достичь такого результата?

– Очень важно никогда себя не жалеть. Даже тогда, будучи вне Бога (хотя я никогда не отрицал существования некоего Высшего Разума, но далек был совершенно), я был уверен, что человек очень многое может, почти все, но тогда я, естественно, завышал возможности, считая, что все может. Моя любимая поговорка была: «Вера горы двигает». Это сказал философ Демокрит, но опять-таки о вере. И еще о мужестве: «Мужество делает ничтожными удары судьбы». Уже потом, в госпитале, когда мы в палате дискутировали на эту тему, я подумал: ничтожен для меня этот удар судьбы или нет? Ничтожен! Я же не переживаю, верю, что останусь в армии, и так далее. Один только был вопрос: я не знал, как на такие ранения реагируют девушки, потому что тогда был холостяком. Но потом убедился, что нормально реагируют, поскольку для девушек тоже главное не ноги, а сила духа в человеке.

Конечно, потом, когда я лежал в госпитале и сам стал вставать на протезы, то понял, что в фильме об Алексее Мересьеве еще мало показано, насколько тяжело вставать на ноги вначале. Даже тридцать минут просидеть в протезах тяжело: ноги начинают ныть, и в конечном итоге ты их снимаешь. Я пытался и ночью засыпать в них, но тогда это не сон, а непонятно что получалось. А потом, когда я гулял по госпиталю, то понял, что надо бежать из него, потому что всегда есть возможность присесть, отдохнуть, и ты себя жалеешь. Как бы ни заставлял себя, а все равно себя жалеешь.

Я попросился в отпуск на полтора месяца и отказался от сопровождающего. У меня был день, когда я впервые был на протезах всю ночь в поезде из Москвы в Питер, не снимал, потому что было как-то неудобно перед людьми. Ноги утром были как деревянные, я их просто не чувствовал. А в середине дня приехал к друзьям, но их дома не оказалось. Жили они на окраине города, новый район, и не было близко ни автобусной остановки, ничего (туда-то я на такси доехал, а там даже такси было не поймать), еще и снег повалил… Я пошел искать остановку, а это далеко. И в один момент я просто остановился, не мог сделать больше ни шагу. И помню, у меня было такое состояние: в глазах слезы, смотрю: «Где бы упасть? Присесть хотя бы ни минутку! Неужели так всю жизнь?» Ну а деваться некуда. В общем, каким-то чудом (с этим чудом опять все ясно – с Божией помощью) сделал шаг, второй, третий. К вечеру я был немножко как выпивший, так все у меня шумело, я был веселенький такой, но уже не замечал ничего в ногах.

Через неделю я приехал в Киев, в санаторий. Врач, который меня принимал, через десять минут заскочил в палату, куда меня направил, и говорит: «Так Вы на протезах! Что ж Вы не сказали?» – «Ну там же написано в эпикризе». Он даже не заметил. Я вернулся из отпуска, еле-еле доехал, потому что протезы, конечно, были разбиты в пух и прах, но к тому времени были готовы новые. Я их получил, и мы с ребятами пошли отметить в ресторан. Я наплясался в ресторане так, что у меня стопа отвалилась. Потом мне усиливали протезы, потому что они ломались, не выдерживали. С тех пор я хожу без палочки.

– Спасибо огромное за беседу, мы продолжим наш разговор в следующей программе.

Ведущий Александр Гатилин

Записала Екатерина Самсонова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 00:05
  • Вторник, 30 апреля: 09:05
  • Четверг, 02 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать