Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– В прошлой программе мы подробно поговорили о том, как Вы пришли к исполнению вокальных проповедей (так Вы называете свое творчество). Вы рассказали о некоторых авторах, на стихи которых исполняете песни, в частности об иноке Всеволоде.
– Я живу в деревне, а служу в городе (это рядом). Когда в деревенском почтовом ящике я увидел письмо от инока Всеволода из Америки, то, с одной стороны, это было удивительно, а с другой стороны, не очень, поскольку к тому времени уже был написан ряд песен на стихи инока Всеволода и они были признаны успешными. С этими песнями в конце 90-х годов я участвовал в конференции о концепции духовных песен. На нее приехали исполнители из Франции, Америки. По-моему, далеко не все они были русскими, но не исключено, что среди них был кто-то из эмигрантов (вообще эмигранты очень любят петь, играть на русских инструментах, на домре, балалайке, пилах, тем самым сохраняя некую русскую сущность). Многие знали инока Всеволода: он курировал печать первого издания «Закона Божия» Слободского, преподавал патрологию в семинарии Джорданвилля (некоторые мои друзья окончили эту семинарию), которая давала хорошее образование. Но их удивило, что сам инок Всеволод в прошлом москвич, россиянин, так как в то время он уже достаточно давно жил в Джорданвилле.
И вот по почте инок прислал мне сборники своих стихов и попросил: «Батюшка, давай помолимся, и, Бог даст, у нас родится альбом духовных песен». Митрополит Лавр и наш Святейший Патриарх поддержали проект. И альбом родился почти тут же.
Это Промысл Божий, потому что далеко не всегда так получается. Творческий процесс достаточно сложный. Возможно, где-то я вымучиваю из себя, чтобы что-то создать, тем не менее, если вообще говорить о духовной песне, все приходит от благодати, от образа жизни. Видимо, образ жизни инока Всеволода и мой в то время совпали. Причем песни сложные: в то время инок был достаточно молодым человеком, философски настроенным, очень грамотным. Не могу сказать, что писать песни на его стихи было тяжело, но без Божьего дара это было просто невозможно, обычно я подбирал классическую поэзию. Я исполню песню на стихи дореволюционного поэта Александра Федоровича Ипполитова-Иванова «Благовещенье святое». Это именно та музыкальная концепция, которая жила у меня в душе, ведь каждый по-своему видит специфику жанра.
(Исполняется песня «Благовещенье святое».)
– Получается, ваше сотрудничество развивалось до объединения двух ветвей Русской Православной Церкви.
– Я почувствовал, что я маленький священник в маленькой церквушке большой Русской Церкви и могу внести свой маленький вклад. В то время я еще не готовил никаких диссертаций, не думал, что это приобретет такой массовый характер, но понимал, что это не может быть не востребовано. Творчество инока Всеволода меня взволновало до глубины души. И не только меня: его стихи запели многие музыканты, в том числе рок-певцы, оперные исполнители. Но, видимо, священник больше чувствует священника, поэтому я понимал, что на мне лежит особая ответственность. И то, что я делаю, дошло до своего слушателя. Мне позвонили с американского Бродвея и сказали: «Отец Геннадий, мы слышали, это здорово!» Я, конечно, удивился, но в то же время понимал, что это Богу угодно. Инок Всеволод в то время был советником митрополита Лавра, проводил великолепные экскурсии, которые снимались на видеопленку, но в то же время чувствовалась определенная грусть, потому что далеко от дома он продолжал любить свою столицу, Россию, свой отеческий дом. Я не могу назвать это скорбью – мы очень молодыми были, но была некая удрученность. Но чем мы становились ближе, тем были сильнее, а враг у нас один – безбожие.
Я благодарен всем, в первую очередь своему духовнику (к сожалению, ныне покойному) протоиерею Николаю Васечко. Он создал первую кафедру теологии в России, в нашем Тверском университете, принимал активное участие в открытии Киево-Печерской лавры. Батюшка был удивительным человеком, кандидатом богословия. Он был немногословен, хотя беседовать с ним можно было долго, но его удивительная духовность и манера общения оставляли в нашей памяти фундаментальный отпечаток. Достаточно редко можно запомнить что-либо из того, что говорят люди, а его слова я запомнил. Он мне сказал: «У тебя с твоим голосом будет большой приход». Он был очень скромным, многие считали его глубоким духовным наблюдателем человеческих душ (так и было), при этом молитва батюшки была всеобъемлющая, широта его души очень обогатила меня: я работал скромным врачом и не предполагал быть известной личностью, тем более за пределами России. Но благословение таких удивительных людей, которыми наша епархия богата и которые, слава Богу, поддержали меня, дало возможность воплотить в жизнь этот проект.
Когда наши Церкви объединились, это был триумф веры, триумф нашего творчества. Тогда я впервые глубоко задумался и понял, что не зря прожил жизнь, не зря родился. Меня очень тяжело рожала мама. Старший брат скончался маленьким, и я появился, когда мама уже была в возрасте. Она бывшая пленница немецкого лагеря, ее не успели увезти в Германию, наши войска освободили их подо Ржевом. И когда она восьмилетней девочкой шла вместе с еще одной девочкой помладше, люди выносили последний черствый сухарь, последнюю одежду. В ней сохранилась удивительная жертвенность этих людей. В любое время ее спроси, она бы сказала: «Я все отдам ради тебя». Мне кажется, я далеко не такой. Но этому надо учиться всю жизнь, и их наверняка жизнь учила. Мама говорила: «Сынок, верь в наш народ, он у нас добрый». Эта народная доброта была и у русских эмигрантов, у наших молитвенников в России и за рубежом (не только в Америке, но и в Париже, где я выступал с концертами). Звучит не очень скромно, но все мои встречи и выступления были благоприятными, каждая встреча – как невидимая награда. Меня это все обогащало, и то, что я сегодня пою, – это впечатления всей моей жизни.
Мое дело – пастырское, и я пытаюсь делать его по-разному. В том числе, как мы уже говорили, и в науке. Мою диссертацию принимали 24 академика, и все сказали, что это действительно то, что сегодня нам всем реально нужно. Я не придумал ничего нового, но я пытался выразить свое видение позиционирования песни. Хотелось, чтобы в определенном смысле слова она была современной (кстати, фольклор и народность песни этому не мешает). Кроме того, я пытался поднять все, что делал в духовной музыке, на более высокий профессиональный уровень. Сегодня мы доросли до того, что вместе с нашей Тверской филармонией, с государственным камерным оркестром «Российская камерата» записали альбом духовных песен, в который вошли стихи инока Всеволода (Филипьева), протоиерея Димитрия Дудко, игуменьи Таисии (Леушинской). Я пишу не так много песен на стихи этих людей, тем не менее в моем репертуаре они есть. Конечно, я не просто передаю пласт переживаний людей исторической эпохи; я пытаюсь показать святость этих людей, чистоту души, искреннюю детскую радость празднования тех или иных праздников, а также скорбь, которую мы все естественно переживаем для того, чтобы к чему-то прийти, так как жизнь наша, к сожалению, далека от святости.
(Продолжение в следующей программе.)
Ведущий Александр Гатилин
Расшифровка: Екатерина Федотенко
О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!