Плод веры. Протоиерей Александр Доколин

25 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Протоиерей Александр Доколин, настоятель храмового комплекса Подворья Патриарха Московского и всея Руси при Центральной клинической больнице святителя Алексия, митрополита Московского, рассказывает о своей светской карьере и приходе в Церковь, о работе директором церковного детского дома и служении на Подворье Патриарха при единственной в России церковной больнице.

– В одной из бесед с прихожанами Вы сказали такую интересную фразу: «Первый ответ, который мы будем держать на Страшном Суде, – за семью». Почему Вы так сказали? Можете ли как-то это аргументировать?

– Само Священное Писание и Откровение Божие о жизни человека на земле говорит о том, что наше спасение – в Церкви Христовой, и Церковь определяет семью как «малую Церковь». Поэтому, естественно, раз я живу в семье, это и будет мой ответ перед Богом на Страшном Суде. Священнику еще сложнее: ему придется отвечать и за приход и за своих духовных чад. А в семье муж будет отвечать не только за себя, но и за жену и детей, за то, как их воспитал. Это серьезный ответ. Не за трудовые показатели, не за те или иные подвиги человеческие, а именно за семью! Это действительно единица, в которой человек находит спасение и реализует ту полноту любви, которую Господь вложил в него.

– Насколько я знаю, Вы достаточно часто проводите встречи и беседы, посвященные именно воспитанию детей, и, насколько я понимаю, даже сформулировали какие-то основные принципы воспитания. Если коротко, как это можно обозначить?

– Это не совсем так. В моей жизни был период, когда я 10–11 лет был директором сначала приюта, потом детского дома, который был государственным, а потом его учредителем стала Русская Православная Церковь. Поэтому у меня чисто жизненный опыт. Я сам семейный священник, из белого священства, не из монашествующих.

– Сколько у Вас детей?

– На момент, когда я был директором детского дома, было пятеро детей. Сейчас у меня четверо: один по болезни умер в возрасте двадцати одного года, он был инвалидом детства по астме. Это очень тяжелое заболевание, и в кризисный момент заболевания у него просто не выдержало сердце, он скончался. Сейчас у меня четверо дочерей, старшая уже вышла замуж, у нее трое детей. Первенца они назвали как раз в память о брате, нашем с матушкой сыне, – Алексеем.

Опыт у меня практический, и меня действительно приглашают на курсы предполагаемых усыновителей, где я провожу беседы продолжительностью 3-3,5 часа. Мы беседуем на тему особенностей детей, которых они хотят взять в семью. Я делюсь практическим и, как пастырь, церковным опытом. Курсы длятся около двух месяцев, и я прихожу на встречи раз в два месяца. Это церковные курсы. Хотя они, безусловно, имеют государственную аккредитацию, но существуют при церковной организации – Марфо-Мариинской обители. Так что москвичи вполне могут туда обратиться. На курсы приходят совершенно разные люди: и светские, и священники, семейные, те, у кого есть свои дети или нет, но есть желание взять на воспитание маленького члена нашего общества, чтобы он обрел семью и мог прийти к Богу. В основном, конечно, приходят церковные люди.

– Такие школы приемных родителей есть в каждом регионе, в каждом городе, в каждом населенном пункте. Но так как многие наши телезрители физически не смогут прийти на Ваши занятия, поделитесь своим опытом: в чем основные принципы, отличия детей, которых приемные семьи собираются взять из детских домов?

 – Мы уже сказали в начале беседы, что будем держать перед Господом ответ за семью. Поэтому люди, которые хотят взять детей, должны реализовать эту цель в той семье, которую они создают для этого ребенка. Создать не просто атмосферу, а действительно церковность. И главный принцип – Господь должен пребывать в этой семье. Конечно, очень важно, чтобы все уровни этой семьи были едины в Духе Святом: бабушки, дедушки, мама, папа (где кто есть).

Начинать, безусловно, надо с самих себя. Должно быть единство родителей: они должны жить церковной жизнью, таинствами, молиться. И я советовал по опыту детского дома, который вполне переносится на семью. Например, одной прихожанкой храма Царевича Димитрия (детский дом как раз окормлялся этой общиной, а владыка Пантелеимон был духовником этого детского дома) была написана молитва для воспитателей о воспитанниках. Каждый, кто устраивался на работу, получал текст этой молитвы. И мы включали ее в свое утреннее и вечернее молитвенное правило. Конечно, родителям надо обязательно молиться, обязательно духовно окормляться.

Жизнь не должна быть какая-то искусственная, насильная. Нельзя насильно загнать ребенка в храм. Когда он маленький, он еще послушается, для него это как игра, все очень интересно, все умиляются, а в дальнейшем для него такая жизнь закончится. Владыка как раз очень переживал, что одно преподавание традиционных дисциплин в воскресной школе, таких как Закон Божий, Ветхий Завет, Новый Завет, не дает живого общения с Богом. Родители, которые пришли в Церковь, это выстрадали. Мы с моей матушкой тоже выстрадали приход в храм. А как это передать дальше? Просто тащить детей за руку – это ничего не даст. И конечно, у детей должны быть интересы, и в их рамках церковные, естественные интересы.

В этом году на Пасху исполнится двадцать лет со дня моей иерейской хиротонии. Молодым священником я много ездил в миссионерские поездки. Мы ездили небольшой группой, человек десять-пятнадцать, где все были задействованы. Ездили и на Сахалин, и в Хакасию, и в Архангельскую область, и в Карелию, посещали совершенно разные точки нашей страны. И одна из целей была – показать местному населению, что к ним из Москвы приехали не исключительно катехизаторы и миссионеры, а обычные люди, которые так же поют, так же кушают, одеваются, как и они, но не включают в свою речь мат, пошлости. Они готовы ставить спектакли на совершенно обычные темы, и на церковные сюжеты, и нецерковные, и исторические. То есть дать возможность увидеть, что люди, живущие христианской жизнью, – это нормальные люди. Вот такая проповедь должна быть и в семье, и, повторяю, начинать родители должны с себя, тогда это будет выстраиваться.

Когда дети были еще маленькие, я был мирянином. После воскресной школы в храме Царевича Димитрия всегда организовывалась небольшая трапеза, и я очень благодарен владыке за это: люди после службы могли перекусить и отправиться дальше по своим делам. А иногда мы сами брали бутерброды и термосы, выходили на какой-нибудь станции метро в старой Москве, и часа два-три я гулял с детьми, рассказывая им о столице. Им это было интересно. То есть воскресный день для них становился действительно праздником. Мы заходили в храмы, где-то попадали на чтение акафистов, где-то шел молебен. Зашли как-то в храм иконы «Всех скорбящих Радость», где отец Олег Стеняев вел огласительную беседу, постояли, послушали, детям было интересно.

Воспитание в семье – это пот, кровь, труд. Воспитание детей – одна из составляющих того, чем спасется мать, потому что она преемник Евы, куда ей деться: чадородием спасется, а не работой.

– Я читал Вашу биографию, очень интересно. Вы специалист в технических науках, окончили очень серьезный технический вуз. Расскажите, о чем Вы вообще мечтали в детстве, почему стали специалистом именно в технических науках, кто Вы по профессии, чем занимались и как пришли в Церковь?

– В советское время в анкете была такая графа: откуда вышел человек. Там писали «служащий» и так далее. Я был «синим военнослужащим». Мой папа был человек очень собранный, пунктуальный, ответственный, и эти стороны проявляются в точных науках, там непросто растекаться мыслью по древу. Поэтому с детства очень любил математику, мне это все было любо. Я окончил серьезную физматшколу № 2 в Москве, после которой многие мои друзья поступали на физтех, куда поступил и я. Конечно, тогда это было, скорее, стадное чувство, но там я понял, что поступил куда надо.

– А какая специализация?

 – У меня была газовая динамика и гидродинамика, физика плазмы. Это были расчеты по физике на вычислительных машинах, не экспериментальные, но как раз в области физики. Сама система физтеха базируется на институтах Академии наук, и я попал в структуру Академии наук – один из центральных вычислительных центров. Он так и назывался – «Вычислительный центр Академии наук». Директором тогда был ныне почивший академик Анатолий Дородницын. Там я поступил в аспирантуру, защитился, то есть имел степень кандидата наук. Но учился, уже работая на заводе. Пришел в конструкторское бюро министерства авиационной промышленности (тоже интересное направление), где было прикладное проектирование газовых турбин, оптимизация профиля лопаты газовой турбины. То есть я окончил физтех и уже работал в прикладной области.

– В какие годы?

– В 1975 году я окончил школу, в 1981-м ­­–­ институт, в 1984–1985 годах поступил на завод и проработал там десять лет в конструкторском бюро. В последние годы работал уже на совместном советско-швейцарско-шведском предприятии «ABB», где занимались модификацией газовых турбин.

В эти годы произошел переломный момент. Я не был крещен в детстве, видимо, это было связано с тем, что у меня военная семья, папа, естественно, был партийный. Ездили по гарнизонам и в какой-то момент осели в Москве. Когда я создал свою семью, то матушка у меня тоже была некрещеная. Родилась старшая дочь, потом сын, потом вторая дочь, и когда сыну было три года, выяснилось, что он тяжело болен. Мы начали ходить с ним по врачам. И одна из врачей (в дальнейшем я пригласил ее в наш детский дом, когда стал его директором) сказала:

– Что же вы лечите сына, а сами к Богу не обращаетесь?

– А как это можно сделать?

– Надо креститься.

И вот тогда моя матушка и дети крестились, а я не был крещен. Но я исправно, как послушный муж, водил их в храм. Леша до десяти лет у нас не ходил, только на коляске мог перемещаться. Крестились они в известном московском храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, мы недалеко живем. Я их туда отвозил на коляске, садился на скамеечке, а они молились в храме, потом выходили (я не знал, что они там делали, для меня это было сокрыто), и мы ехали домой.

Как-то осенью мама подруги моей старшей дочери сказала: «Сейчас открылся новый храм в Первой Градской больнице, там небольшой приход, и службы идут тихо, спокойно. Не начать ли нам туда ходить?» Мои дети и матушка впервые туда попали, и я тоже исправно начал ходить. Храм только-только передали, вместе с небольшими помещениями в подвале. Я стал разговаривать с мужчинами, которые дежурили там, сторожами, и они меня привлекли в помощь в разборке помещений. Мы разбивали заложенный подвал, выносили мусор.

Потом я начал ходить туда на огласительные беседы и уже, пройдя их, принял крещение. Не сразу я понял, что крестился на Сретение Господне, то есть в этот праздник действительно произошла моя встреча с Богом. Удивительно! Это был 1992 год. Через три года меня рукоположили в дьякона, а еще через полтора года – в священники.

Вот так Господь сохранил меня в чистоте для служения престолу Божию. Когда я стал воцерковляться, то начал понимать, что мое служение идет не во славу Божию и не на славу Отечества, потому что я работал в совместном предприятии и все труды уходили за границу. Да, платить стали хорошо, потому что было перестроечное время, 90-е годы, когда мы сидели на воде и хлебе, в нашей семье ничего не было, а тут появились какие-то деньги, мы могли поехать куда-то отдохнуть. И тогда я спросил отца Аркадия (до епископства он был протоиерей Аркадий Шатов), возможно ли послужить во славу Божию в Церкви? И в этот момент как раз возникла необходимость в директоре приюта детского дома. Он говорит: «Есть возможность – переходи. Перейдешь?» Я говорю: «Хорошо, как благословите». Я перешел. Так я стал служить на церковном поприще. И там владыка Пантелеимон благословил меня принять сан – я стал дьяконом, а через полтора года, в 1997 году, на Пасху, стал священником в храме Царевича Димитрия. Я нес церковное послушание директора детского дома, имел сугубое попечение о домовом храме во имя святых Веры, Надежды, Любови, Софии, который находился в детском доме, и, естественно, был клириком центрального храма Царевича Димитрия.

– Какую роль в Вашей жизни сыграл тогда протоиерей Аркадий, ныне владыка Пантелеимон?

 – Во-первых, он меня родил духовно. Огласительные беседы я проходил как раз у той прихожанки, которая написала молитву для детского дома, – Оли Комаровой. Замечательная была прихожанка, она неожиданно погибла в автомобильной катастрофе. И отец Аркадий меня крестил, то есть я принял крещение от его рук. Это было в 1992 году, в субботу, а через воскресенье я венчался. Я пришел, даже не зная, что это такое. В этот день венчались три пары. Я стал прихожанином храма Царевича Димитрия, эти пары тоже приходили несколько лет, а потом наша связь потерялась.

В дальнейшем, когда детский дом чудесным образом стал церковным, перешел из государственного статуса, меня благословили, и я стал здесь настоятелем патриаршего подворья, здесь началось как бы самостоятельное служение. И я еще год совмещал директорство и настоятельство, а потом уже полностью передал дела другому директору.

– Вы сказали, что передача детского дома Церкви была практически чудом. Я прочитал, что помимо молитвы о воспитанниках была написана еще молитва о начальствующих. И Вы очень осторожно рассказывали об отношениях с государственными структурами, когда детский дом был передан Церкви.

 – Детский дом возник в 1994 году, это было время, когда на территории Москвы было очень много сект. Он располагался и сейчас располагается в здании детского садика. В свое время этот детский садик был передан корейской миссии, но они в чем-то, скажем так, проштрафились перед властями предержащими, поэтому первый этаж был у них изъят, а второй сохранили за корейцами. Первый этаж передали детскому дому. Помещение – это всегда очень важно, тем более в городе Москве. Это не просто дорого, а вообще дефицит. Поэтому общине его не отдали, а структуру создали. И, пока шли какие-то свои неурядицы в руководстве округа, директором приняли того, кого предложили. А предложили меня. Потом выяснилось, что я человек хотя и номенклатурный, но не «свой»: я стал дьяконом, священником. Более того, там есть храм. Это вообще нонсенс в системе образования: храм в детском учреждении. Закрыть – скандал: первый российский храм, закрытый при перестройке, прозвучит нехорошо. Уволить меня тоже вроде как не получалось. А потом просто привыкли, я был как «свой среди чужих». Уже говорили: «А у нас есть директор-священник», на меня уже показывали как на слона, которого «по улицам водили». Главное, что дети не страдали от этого. Я, конечно, там ходил в светском, это было необходимо для сохранения атмосферы. Если были службы, тогда, безусловно, уже надевал священническую одежду.

Мы понимали, что при такой структуре дети все равно имеют небольшое влияние со стороны государства в плане отдыха, школы. Нас заставляли отдавать детей, ехать куда-то отдыхать. И лучше было бы, если учредителем была Церковь. Но все упиралось в то же помещение, о чем я и говорил.

Как-то на каникулах (это было в 2002 году) мы были в Псково-Печерском монастыре. Мне не удалось встретиться с отцом Иоанном (Крестьянкиным): он был в немощи, устал очень и не встретился со мной. Но его келейница Татьяна Сергеевна предложила: «Напиши письмо». Я написал письмо, где одним из моментов был как раз детский дом. При отъезде она передала его ответ, который хранится у нас в семье. Он написал, что надо обязательно переходить в церковные структуры, там оставаться нельзя, и «я буду молиться». Это было в марте. А в мае меня вызвали в городской департамент и сказали: «Мы делаем вам предложение: не хотите ли вы перейти в негосударственный статус, церковный?» Я считаю, что это чудо произошло по молитвам отца Иоанна. На то, чтобы все это оформить, ушел год, надо было и устав сделать, и недвижимость перевести. Тем не менее это произошло, и тогда я уже мог спокойно перейти в церковное служение по сану, как благословила Церковь.

– Чем отличается атмосфера церковного детского дома от тех государственных детских домов, в которых Вы наверняка бывали? В любом случае с 1994 года Вы фактически возглавляли детский дом и создавали определенную атмосферу. На что Вы обращали в первую очередь внимание?

 – Я не бросал бы камни в саму структуру, и в первую очередь в тех, кто работает в детских домах. Это очень тяжелый труд и в основном неблагодарный. Там работают не только энтузиасты, а люди, которые любят детей. Но сама атмосфера, в которой воспитываются дети, конечно, не дает того источника, который позволял бы ребенку как личности, как созданию Божьему не только отвернуться от зла, но и устоять, приобрести какой-то совершенно другой навык. В обычном государственном учреждении это либо невозможно, либо крайне тяжело. Мы как раз старались показать детям радость общения с Богом и как жить чисто. У нас был домовый храм, дети каждое утро начинали с молитвы в нем, дверь в храм всегда была открыта, даже ночью. Было особое детское правило, очень простое: «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», «Ангелу Хранителю» и молитвы о родных и близких.

Никто не скрывал имена родителей. Если надо было искать родителей, то искали. Дети должны были знать, потому что человек не должен быть безродным и заменить родных на «люби батюшку, духовника, всех остальных забудь» неправильно. Русский человек имеет отчество. Отчество – это родители. Это всегда было открыто детям, мы за этим следили.

Те пороки, которые дети, к сожалению, приобретали в среде нецерковной, мы, безусловно, старались как-то пресекать. Дети сложные. Были и побеги, кому-то хотелось просто прийти, переночевать, немножечко отоспаться, отогреться – и дальше в бега: ну совершенно другая жизнь у человека. Чем ребенок младше, тем легче передать добрый навык, но мы же не выбирали, это было государственное учреждение. К нам поступали дети и двенадцати, и четырнадцати, и шестнадцати лет, и поступали они не от хорошей жизни. А отказаться мы не могли: кого давали по путевке, того и брали.

Ведущий Александр Гатилин

Записала Екатерина Самсонова

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 03:00
  • Воскресенье, 28 апреля: 00:05
  • Вторник, 30 апреля: 09:05

Анонс ближайшего выпуска

О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать