Плод веры. Протоиерей Владимир Воробьев. Часть 1

22 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, рассказывает об истории университета, о том, как поступить в это высшее учебное заведение, какие знания можно получить в ходе учебы, насколько востребованы выпускники университета.

Кто может поступить в Свято-Тихоновский университет? Только ли москвичи могут в нем учиться или у жителей из других регионов нашей страны тоже есть такая возможность?

– К нам поступают учиться как москвичи, так жители других городов, более того, к нам приезжают даже из других стран.

– А много ли студентов сейчас учится у вас?

– Смотря как считать, ведь у нас есть студенты дневного и вечернего отделения, заочники, есть те, кто получает дополнительное образование, те, кто обучается дистанционно, многие учатся на подготовительных курсах, кроме того, у нас действует певческая школа, хоровое училище... Так что всего учащихся около трех тысяч.

– Правильно ли я понимаю, что это светское учреждение?

– Понятие «светское» довольно сложное, которое интерпретируется людьми по-разному. Кто-то считает, что это означает «атеистическое», мы же понимаем слово «светский» применительно к нашему вузу так: это такое учебное заведение, которое не является полностью клерикальным, то есть нацелено не только на подготовку священнослужителей или прислуживающих в Церкви, но и на обучение людей, которые, закончив его, смогут работать в нашем обычном обществе. Так что в этом смысле оно светское, и в то же время оно является церковным заведением по своей принадлежности и содержанию: в нем работают православные преподаватели, учатся православные студенты, а все предметы преподаются с позиции православного вероучения.

– Какие факультеты существуют в вашем вузе, и чему можно научиться, придя к вам?

– В нашем вузе действуют десять факультетов: богословский, факультет церковного пения, факультет церковных художеств (или иконописный), исторический, филологический, педагогический, факультет социальных наук, при котором есть экономическое отделение, факультет прикладной математики, факультет дополнительного образования. Кроме того, в нашем вузе есть институт дистанционного образования.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о дистанционном обучении. Я думаю, это будет интересно, потому что нас смотрят зрители из разных регионов. Насколько это доступно для жителей удаленных уголков России?

– У нас обучаются и жители разных регионов России, и иностранцы. И не только учатся, но и преподают.

– А в какой форме это происходит?

– Обучение происходит через интернет, но это не только онлайн-лекции, как многие полагают, считая, что дистанционное образование – это обычное обучение на экране. Мы используем в своей практике и другие формы преподавания. Например, письменные работы, которые рассылаются по интернету. У преподавателя есть возможность проверить полученную работу, исправить ошибки и вернуть ее обратно учащемуся на доработку. Такой диалог является очень интенсивным и продуктивным. Конечно, многое зависит от самого учащегося, но если он активно занимается, то обучение получается качественным, проходит быстро.

– Кто ваши преподаватели?

– В самом начале у нас преподавали в основном священники, имевшие и духовное, и светское образование, потом к нам стали приходить преподаватели из МГУ. Дело в том, что многие наши священнослужители были выпускниками этого вуза. Они приходили сами, приглашали своих знакомых работать у нас. Сейчас, спустя 25 лет после открытия нашего учебного заведения, большую часть преподавателей составляют его выпускники. Хотя, конечно, есть и преподаватели из других вузов.

– Вы сказали, что у вас есть преподаватели даже из других стран. Не могли бы Вы назвать имена тех, к чьим услугам прибегает ваш вуз?

– Это специалисты, которые выражают свой интерес к нам, проявляют желание сотрудничать с нами. Они ведут свою преподавательскую деятельность через интернет. К сожалению, я сейчас не могу назвать фамилии конкретных людей, но они у нас есть.

– Если говорить о ваших студентах, то что это за люди? Можно ли «нарисовать портрет» вашего студента?

– В феврале этого года исполнится 25 лет с момента становления нашей деятельности. Изначально большую часть учащихся составляли студенты-вечерники. Это были люди среднего возраста, обычно уже семейные, определившиеся. Большинство мужчин, пришедших тогда к нам, стали прекрасными священниками. Дело в том, что именно этот контингент не был охвачен духовными школами, потому что все учащиеся должны были во время обучения жить в стенах семинарии или академии, что для человека семейного практически невозможно. На заочном отделении этих учебных заведений могли учиться только те, у кого уже был священнический сан, здесь они получали духовное образование как бы «вдогонку» после рукоположения.

Таким образом, люди семейные, не имеющие священного сана, не могли получить духовного образования, поэтому при создании нашего института мы ориентировались именно на них. Надо сказать, что это были очень хорошие студенты – люди со светским высшим образованием, то есть грамотные, умеющие учиться и работать, твердо выбравшие свой жизненный путь, желающие стать священниками. Это были очень креативные годы.

– А как за это время изменились ваши студенты?

– Нужно сказать, что уровень нашего преподавания тогда был гораздо ниже: мы тогда только начинали и многого не умели. Зато сейчас могу сказать, что он у нас значительно повысился.

– А уровень студентов?

– Студенты изменились за это время кардинально: теперь это в основном выпускники школ. К сожалению, современная молодежь не всегда бывает хорошо подготовлена. В наших школах даже основы элементарной грамотности не всегда дают, не говоря уже о других предметах. Кроме того, молодые люди не всегда бывают целеустремленными и иногда, приходя к нам, не знают, какой факультет выбрать, что дальше будет в их жизни. Порой они еще не определились и со своим семейным положением. Так что у тьюторов, которых раньше у нас не было, возникают свои запросы в воспитательной работе с такими студентами. Мы должны их воспитывать, воцерковлять не потому, что они далеки от Церкви, а из-за того, что они бывают недостаточно воцерковлены, и их нужно водить на богослужения. Это, конечно, интересная и благодарная работа. Из таких студентов тоже получаются хорошие выпускники.

– Кем становятся ваши выпускники помимо священников?

– Они трудятся в самых разных сферах. Довольно многие из них работают преподавателями, хотя сейчас те, кто получают какую-нибудь гуманитарную специальность, обязаны получить еще и педагогическое образование. Наш вуз может им в этом помочь, поскольку у нас есть педагогический факультет. Мы читаем дополнительный курс, выдаем диплом с пометкой об этом.

Есть те, кто идет дальше в науку, например, в аспирантуру, защищает диссертации. Есть люди, которые занимаются более практической деятельностью. К ним относятся, к примеру, иконописцы. Сейчас строится очень много храмов, и наши студенты очень востребованы: они пишут иконы, расписывают храмы, принимают участие в реставрации. Наши ребята занимаются росписью Хотьковского монастыря. Кстати, они же расписывали епархиальный дом нашего университета.

Все наши певчие, не успев закончить вуз, оказываются уже распределенными по приходам! Их не хватает, и к нам постоянно обращаются с просьбой кого-нибудь прислать. Ребята устраиваются регентами, певчими в разные хоры. Сами преподают церковное пение. Наши выпускники работают в СМИ, трудятся в муниципальных и даже федеральных административных учреждениях.

Сейчас, по прошествии стольких лет, я постоянно испытываю радость от встречи со своими учениками. Куда я ни приезжаю, везде найдется такой человек, который подойдет ко мне с приветствием: «Здравствуйте, отец Владимир! Я выпускник (выпускница) Вашего вуза!» Это очень приятно!

– Если вернуться к началу создания института, то кто стоял у его истоков? Какие цели ставились тогда?

– Инициаторами создания катехизаторских курсов, впоследствии ставших православным институтом, были молодые приходские священники из круга учеников или последователей протоиерея Всеволода Шпиллера и старца Павла Троицкого. В феврале 1991 года мы начали вести занятия. На них пришли слушатели наших лекториев, то есть люди подготовленные, желающие учиться, а через год они стали просить и говорить: «А может быть, мы сделаем на базе курсов институт?» Так был образован наш вуз – Свято-Тихоновский институт. Это произошло 12 марта 1992 года, когда был утвержден его первый Устав. Важную роль при этом сыграл наш Святейший Патриарх Алексий II, который согласился стать нашим учредителем. Таким было наше рождение.

– А насколько представители власти в те годы помогали Вам или, может быть, мешали?

– Нам особо не помогали, но и не мешали. В начале нашего становления нам очень помог ректор Московского государственного университета Виктор Антонович Садовничий. Он захотел стать нашим соучредителем, и Патриарх Алексий на это согласился. Мы провели собрание, на котором присутствовали Святейший, Виктор Садовничий, Юрий Лужков, преподаватель Московской духовной академии Алексей Осипов, а также академики вузов и даже посол Греции. Был подписан договор об учреждении нашего института, но Министерство юстиции отказало нам в регистрации, поскольку в стране, где Церковь отделена от государства, государственное образовательное учреждение не может быть вместе с ней в одном договоре. Так что соучредительство не состоялось, и единственным учредителем нашего вуза стал Святейший Патриарх Алексий II.

– В завершении нашей программы не могли бы Вы поделиться своими планами? Какими Вам видятся перспективы развития университета? Ставите ли Вы какие-то новые цели перед вузом?

– Университет за эти годы прошел очень большой путь и явился инициатором изменений в области образования в нашей стране. Вы помните, что в свое время Владимир Ленин издал два декрета, по которым Церковь была отделена от государства и школы. Такая парадигма достаточно прочно сидела в головах советских граждан, где бы они ни находились. Обычным людям казалось, что раз религиозное образование дается в семинарии или академии, то этого вполне достаточно – пожалуйста, в стенах этих учебных заведений можете заниматься, чем хотите.

То, что духовное образование может быть светским, не понимал даже наш закон, в котором было прописано четкое противопоставление светского и религиозного образования. Довольно много времени понадобилось для того, чтобы объяснить, что это абсурдно, поскольку по нашей конституции религиозное мировоззрение равноправно с любым другим: атеистическим, диагностическим. Люди, которые имеют религиозные убеждения, могут быть светскими людьми и могут желать дать своим детям светское образование, но на базе религиозного мировоззрения.

Мы открыли одну из первых православных школ, по окончании которой выпускники получают обычные аттестаты, но это православное учебное заведение. Мы всегда апеллировали к этому. Аттестат обычный? Да. Образование светское? Да, но на базе религиозного мировоззрения. И преодолеть предубеждение со стороны обычных людей было нелегко, на это понадобилось потратить много сил.

Мы стали готовить нормативную базу для светского религиозного образования, прежде всего высшего. Нам удалось разработать и добиться утверждения профессионального стандарта по теологии. Это значило, что образовательный стандарт по теологии существует теперь как куст конфессиональных стандартов по православию, иудаизму и буддизму. Таким образом, каждая традиционная религиозная система, как это принято сейчас говорить, получила возможность осуществлять богословское обучение и по окончании его выдавать диплом государственного образца, конечно, если получит аккредитацию. Вот такой труд по лицензированию был проделан нашим университетом.

Потом этим же путем пошли и другие вузы, и сейчас примерно в 50-ти университетах нашей страны имеются кафедры теологии, где дают высшее теологическое образование. Мы считаем это одним из важнейших достижений деятельности нашего вуза. Но этот процесс пока не является окончательным: он будет завершен тогда, когда наступит защита кандидатских и докторских диссертации по теологии с присуждением соответствующих ученых степеней. И хотя в 2015 году теология была введена в перечень научных специальностей, которыми руководствуется Высшая аттестационная комиссия по присуждению ученых степеней, тем не менее присуждать степени по теологии еще нельзя. Мы надеемся, что этот последний рубеж все же будет преодолен, и, если даст Господь, то я еще доживу до того момента, когда у нас появятся первые доктора теологии, имеющие диплом государственного образца.

 

Ведущий Александр Гатилин
Записала Евгения Осипцова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 00:05
  • Вторник, 30 апреля: 09:05
  • Четверг, 02 мая: 03:00

Анонс ближайшего выпуска

О русской традиции храмового зодчества, уникальной архитектуре соборов эпохи Ивана Грозного рассказывает кандидат исторических наук, заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать