Ответы на вопросы

25 августа 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш), настоятель храма Иваново-Вознесенских святых г. Иваново. Передача из Москвы.

 

Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях клирик Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).

Здравствуйте, отец Макарий. Благословите наших телезрителей.

 

- Здравствуйте, дорогие телезрители. Господь да благословит всех вас.

 

- Сегодня мы будем отвечать на вопросы наших телезрителей с форума.

«В нашем приходе одна прихожанка-активистка стала распространять листовки одного старца, имя которого не называется, с призывом к соборной молитве об Украине. Обращение распечатано с сайта, на котором очень много лжи в адрес Святейшего Патриарха Кирилла, кроме того, ведь есть обращение Его Святейшества и молитва, которую он благословил. Надо ли жаловаться, или я лезу не в свое дело, каждый сам решает, что читать и кому доверять: старцам или Патриарху. К этой прихожанке за советом не пойду: побаиваюсь ее авторитета в храме».

 

- Вопрос очень серьезный и своевременный. Начнем с конца. Страшно опасное заблуждение: "лезу не в свое дело", Церковь - это все мы. Когда же некая прихожанка, да еще с авторитетом, распространяет настоящую ересь, как может христианин стоять в стороне. Ересь - это не нечто внецерковное, это заблуждение внутри Церкви: ложь под маской православия. Если где-то пишут ложь о Патриархе, значит это не православный сайт, который финансируется врагами Церкви и России под видом православия. Это волк в овечьей шкуре, а в результате действий этой прихожанки внутри православного храма ведется антихристианская работа. Как можно говорить, что это не Ваше дело. Надо сразу написать об этом заявление - просто, без эмоций, но и без всяких уклончивостей - настоятелю, правящему архиерею и копию в Патриархию по адресу: Москва, Чистый переулок, дом 5. Это будет Ваш христианский ответ.

Некоторые говорят, что это нехорошо - доносить на ближнего, надо было с ней поговорить по-дружески. Друзья мои, не надо путать разные вещи. Приведу такое сравнение. Если вы попали в концлагерь, а там услышали, что кто-то готовит побег, и подумали, а не надо ли рассказать об этом охране лагеря, то это донос. Потому что Ваше отношение к охране - это отношение к врагу, противнику, с которым следует бороться. Другая картинка - дети в детском саду устроили себе развлечение: разожгли на коврике костер. Всем очень интересно, а один мальчик думает: не надо ли рассказать воспитателям, пока все тут не сгорели. Вот наша картина. Это костер, который разводят внутри нашего дома люди. Может быть, что, они так глупы, что не понимают, что делают, а может быть, и наоборот: так умны, что прекрасно это понимают. Этого я не знаю, но, что они разожгли костер в нашем доме, и ему грозит гибель - это факт, и его надо спасти немедленно, всеми средствами.

 

- Как распознать "волков в овечьей шкуре", и как понять, что это ересь?

 

- Телезрительница сама сказала, что на этом сайте пишут гадости о Патриархе, что еще можно распознавать. Иногда бывает, что это более скрытый, закамуфлированный обман. Если это нормальный православный сайт, на нем должна стоять ссылка на Патриархию, на епархию или соответствующий епархиальный отдел. На сайте нашей епархии, который я веду, сразу стоит портрет Патриарха, портрет архиерея, ссылка на сайт патриархии. Если это сайт благочиния или храма, там обязательно стоят контакты в епархии. Любой человек может позвонить по ним и уточнить, точно ли это православный ресурс. Открытость контактов служит для того, чтобы обеспечить информационное единство Православной Церкви.

Если Вы открываете сайт, а там нет ни телефона, ни адреса, ни указания на правящего архиерея, ни ссылок на страницу епархии, это очень верный сигнал, что здесь что-то не то. Пишите письма в Епархиальное управление, Патриархию, Синодальный Информационный отдел, выясняйте, узнавайте. Распространяйте сведения, как о нормальных православных ресурсах, так и подлогах, обманщиках, которые делают антицерковное, антихристианское дело.

 

- Если обманщики будут выявлены, какие меры будут к ним предприняты?

 

- Не думаю, что можно принять какие-то меры: мы живет в свободной стране, и интернет - свободная среда. Я могу открыть сайт, сказать, что я получил откровение, что 2*2=5, и теперь я всех буду учить, что это так. А если вы дураки и не понимаете, что 2*2=5, вы все будете гореть в аду. Такую страничку я могу открыть, и никто, ни ФСБ, ни президент РФ, никто не собьет меня с этого совершенно безумного мероприятия. Это относится и к этим лжецам. Но одно им угрожает безусловно - это свет истины. Если Вы узнаете, сообщите в письмах в епархию, в соцсетях, где Вы участвуете, корреспондентам, уже это одно сделает очень много.

Как сказано в Евангелии от Иоанна, всякий, делающий добро, идет к свету, чтобы явны были его дела, всякий делающий зло прячется, ищет тьмы, чтобы спрятать свои дела. Эти свет и тьма нагляднейшим образом видны в интернете.

 

- "Я человек, далекий от религии, но никогда не вступал в споры с верующими людьми. Живу в тихом районе Москвы. Недавно прямо напротив моего дома построили храм, и теперь мне, человеку, далекому от религии и православия, приходится регулярно слушать звон колоколов. Получается, что религия приходит в мою жизнь против моей воли".

 

- Это тонкий вопрос. Здесь не закончена последняя фраза. Если говорится, что "религия приходит в мою жизнь против моей воли", значит, она не права, делает что-то плохое, насильно пытается переломить людей. Я логически развиваю посылку, заложенную в вопросе. Значит, нельзя строить храмы, нельзя звонить в колокола, потому что религия не должна входить в мою жизнь против моей воли.

Призываю всех телезрителей быть очень внимательными: такую позицию заняли сейчас противники Церкви, противники христианства и пытаются воздействовать на нас. Эту позицию надо разбить, как во время военных действий, только не насильственным путем, а логически, рационально, разумно. И мы сейчас сделаем это. Но сначала приведу несколько ошибочных ответов на этот вопрос.

Первый ошибочный ответ. Таким людям начинают давать советы: поставьте двойные рамы или даже так - пойдите к настоятелю попросите, чтобы звонили тише или в другое время. Люди вроде пытаются помочь, а на самом деле очень мешают: пускаясь в такие рассуждения, люди тем самым соглашаются с тем, что религия нуждается в изоляции. Такие люди найдут меры для этого и без нас, но мы не должны им содействовать, подтверждать своими ответами, что религиозная жизнь, в том числе колокольный звон, требуют изоляции. Нет, мы не согласны с этим.

Другой опасный ошибочный ответ, когда религиозную жизнь начинают сравнивать с какими-то неприятными явлениями. Я реально слышал такой пример:

- Вот вам не нравится слушать звон колоколов, а у меня сосед все время играет на скрипке и фальшивит.

Или другой:

- У нас идет строительство, такой высокий уровень шума, что все мучаются, мы жаловались, но ничего не поделаешь, приходится терпеть.

Сравнивать колокольный звон с фальшивыми звуками или с индустриальным шумом, который, действительно, может превышать допустимый законодательством уровень, то есть злокачественными факторами, выражаясь образным языком, это лить воду на мельницу дьявола. Мы показываем сопоставимость религиозной жизни со зловредными факторами. Человек, не дав себе труда размыслить, причиняет огромный вред и Церкви, и всей нашей стране.

Теперь попытаюсь дать примеры правильных ответов на исходный вопрос в виде нескольких аналогий. Первый пример: я человек, далекий от коммерции, мне все это неинтересно, но рядом с моим домом поставили рекламный щит, и теперь, проходя, я каждый раз вижу рекламу того или другого предмета. Получается, что коммерция против моей воли входит в мою жизнь. Мне это не нравится.

Второй пример. Я человек, далекий от семейной жизни, и жениться не хочу, и дети мне не нужны, а рядом с моим домом открыли детский сад, и каждый день там ходят дети, родители, поют, что-то делают. Каждый день против своей воли я вынужден смотреть на них, получается, что семья и семейная жизнь против моей воли входят в мою личную жизнь. Мне это не нравится, я с этим не согласен.

Третий пример. Я человек, далекий от музыки, музыку не люблю, люблю тишину, а рядом с моим домом разбили сквер, и каждый вечер там играет музыка. Получается, что музыка против моей воли входит в мою жизнь, мне это не нравится.

Четвертый пример. Я не люблю цветы, но против моего дома насадили цветник, и каждый день я должен против моей воли смотреть на розы, фиалки, флоксы, и эти никудышные цветы против моей воли входят в мою жизнь. Это очень плохо, я этим недоволен.

Почему примеров четыре? Четыре сферы, четыре области человеческого бытия: коммерция, семья, эстетика и окружающая среда, природа. Эти четыре сферы существуют объективно, то есть, помимо моей воли и желания. Никто никогда всерьез не воспримет жалобу гражданина на одну из этих сфер, существующих с определенной целью в рамках установленных законом ограничений. Цели у всех разные. Они могут нравиться или не нравиться, но они объективно существуют в мире, и любое нормальное общество принимает их как факт бытия.

Нормальная, традиционно укорененная в жизни народа также принимается обществом, как объективный факт бытия. Излишне громко колокольный звон, нарушающий санитарные нормы - это совершенно иной вопрос. Точно так же, как реклама может нарушить уровень шума или цветы могут загородить проезд. Но традиционно существующие в данной стране религии составляют норму нашей жизни. Если кто-то с этим не согласен, это его личная проблема, но в обществе точно так же есть место религии, как коммерции, семье и всему, о чем мы говорили.

Исходя из этого, мы и опрокидываем позицию "против моей воли". Против своей воли увидишь рекламу, цветы, детей, услышишь музыку, потому что ты человек, гражданин и живешь в этом обществе. Захочешь жить вне его, можешь уехать в вечную мерзлоту.

 

- А если такая ситуация: мне не нравится, что у меня под окном собираются люди, выпивают, поют, а я не могу уснуть. Ведь люди имеют право на отдых, это тоже объективная категория.

 

- Это иное, такие вещи регулируются местным и даже федеральным законодательством: петь песни они могут до 23 часов, кроме того, есть допустимый уровень шума, а если они сквернословят, то нарушают другое законодательство.

Представим, что кто-то решил отметить свой юбилей прямо во дворе. Поставил столы, включил музыку, думаю, что с этим придется смириться до 23 часов, а уже после этого они должны разойтись, иначе придется вызывать полицию. Есть время шуметь, и есть время молчать. Эти времена и рамки определяются законом.

Что касается колокольного звона, можно измерить шумомером. По ночам, кроме пасхальной ночи, колокола обычно не звонят. После 7 утра колокол не нарушает никакого шумового уровня.

 

- Такая логика рассуждения может привести к печальным выводам. Например, если ювенальную юстицию подвести подо что-то объективное, необходимое, можно сказать, что люди могут легко вмешиваться в семейную жизнь, отбирать ребенка?

 

- Нет, ведь существует и Семейный кодекс, и понятия семьи в обычном и гражданском праве. Синодом принят документ о ювенальной юстиции, где очень четко определено, что под одним термином подразумеваются два абсолютно разных явления. Одно - это легальное, легитимное наведение порядка в семейно-общественных отношениях, а другое - недопустимое, противозаконное вторжение тех или иных внешних сил, чиновников от МВД, Министерства образования. Работая в г. Иваново в комитете "Колыбель", случаев из первой категории мне приходилось видеть достаточно, а из второй - не приходилось. Нас поддерживают и Служба опеки, и МВД. Очень часто приходилось видеть, когда матери и отцы не заслуживают такого имени, и с каким огромным трудом, достаточно медленно и неуверенно органы опеки осуществляют социальную защиту от пьяниц, наркоманов, проституток, рожающих детей с единственной целью - получить на них пособие.

 

- В продолжение предыдущего вопроса: "Как Вы думаете, отец Макарий, будет ли рад русский человек просыпаться от призыва муэдзина к мусульманской молитве?"

 

- Да, вопрос связан с предыдущим, и можно ответить на него в связи с уже сказанным. Надо заметить, что этот вопрос, как говорится, провокационный. Настоящий православный человек скажет так: если я живу в Казани или Грозном среди моих мусульманских соседей, и услышу призыв муэдзина к молитве, я буду рад, буду раз благочестию своих мусульманских соседей, буду рад тому, что они молятся Богу. И напоминание им муэдзина о молитве, будет напоминанием и мне о моей молитве. Тем самым я, с одной стороны, буду поддерживать свой христианский образ мысли и молитвы, а с другой, добрососедские, братские отношения со своими согражданами и соседями.

К сожалению, бывало, что люди, и даже люди в священном сане, впадали в ошибки, действуя вопреки документу, принятому в 2000 году "Основы отношения Русской Православной Церкви к инославию". Когда вместо внимательного и доброжелательного отношения к иным вероисповедованиям, разжигается даже неприязнь к мусульманам. Порой приходится слышать бред, вроде "они не тому богу молятся: Аллаху молятся, а надо Богу!". Спросите православных арабов, ведь они тоже молятся Аллаху, потому что Аллах по-арабски означает Бог.

 

- Михаил, 31 год: "Не исповедовался больше полугода, не причащался год, готовлюсь к исповеди. Пытаюсь от молитв на русском языке перейти к молитвам на церковно-славянском, но ничего не понимаю, меня трясет, на днях ударил кулаком по молитвослову, выругался матом, швырнул на пол. Ходил к батюшке, каялся, он сказал, что скоро все будет хорошо: понимание придет. Он жестоко ошибся: понимание местами выходит смешное или даже богохульное. Например, как можно понять "жезл Твой и палица Твоя та мя да утешиста". Ведь жезлом и палицей так можно утешить, что мозги разлетятся. И так уже везде, читаю с ненавистью, с издевкой. Причащаться явно недостоин, получается порочный круг: ни помолиться, ни причаститься шансов нет, а ведь я хочу исправиться, хожу в храм, но слушаю и понимаю только, что я "медь звенящая".

 

- Это типичный случай, когда человек ломится прямо в открытую дверь. Кто заставляет читать по-церковнославянски? Читайте по-русски. Ваша личная молитва на Ваше личное усмотрение. У нас есть православные молитвословы на русском языке и на татарском, а также на всех языках народов России. Молитва должна быть православной по содержанию, но на каком языке, в каком составе и количестве - дело Ваше.

Второе - готовиться к исповеди не надо. Если человек ощущает за собой грех, значит он уже готов к исповеди. Большинство из нас готовы к исповеди, потому что все мы знаем за собой грехи. Надо немедленно идти на исповедь.

Далее возникает вопрос подготовки ко Святому Причастию, вот там человек должен помолиться. Это уже более обстоятельный вопрос. Надо сказать, что состав молитв молитвослова очень неоднородный, и церковнославянский язык, церковнославянская лексика и грамматика разных молитв очень разная. Молитвы ко Святому Причастию наиболее прозрачны, близки пониманию неподготовленного человека, особенно молитвы Василия Великого, Иоанна Златоуста. Потому что они самые древние. Почему так? Потому что древние тексты, написанные некогда по-гречески, наиболее просты и прозрачны. Но затем, примерно с X века в Восточно-Римской империи возникла тенденция к усложнению литургических текстов, даже можно сказать, словесные излишества: то, что мы называем поздневизантийской поэтикой. Трудно понимаемые в оригинале, после перевода слово в слово на церковнославянский язык, эти молитвы стали совсем непонятными и не соответствующими русскому эстетическому и ментальному строю. К сожалению, это факт. Возьмите богослужебную книгу "Минеи", службы большинства великих праздников, например Рождества, Богоявления. Если Вы будете читать стихиры, каноны, то ничего не поймете по-церковнославянски. В современных изданиях две трети страницы занимают примечания о том, как понимать все витиеватые, запутанные выражения. И дело не в церковнославянском языке, а в содержании. Таков молитвенный строй части молитвословий.

На то и существует личная молитва, чтобы человек подбирал себе молитвы по своему строю, желанию. Как коротко и ясно писал святитель Феофан Затворник, не будьте рабом Вашего молитвенного правила, пусть молитвенное правило будет Вашим рабом. Не Вы должны служить молитвам с непонятными формулировками, а молитвы должны служить Вам.

Идите на исповедь, готовьтесь ко Святому Причастию, а Ваше понимание церковнославянского языка будет развиваться постепенно. Думаю, что священник, которого Вы цитируете, хотел сказать Вам то же, что и я: читайте молитвы, как можете, и у Вас все наладится.

Чтобы войти в строй церковнославянских молитв, не всех, а хотя бы части, для этого требуется усилие, навык, привычка. Особенно хочу сказать о Псалтири, поскольку это основа православного молитвенного и богослужебного строя, и понять ее необходимо. Хотя это трудно, поскольку там много трудных и непонятных слова. Надо взять книгу профессора П. Юнгерова "Перевод греческой Псалтири на русский язык", которая служит прекрасным подстрочником к славянской Псалтири. Книга продается в книжных магазинах, есть в интернете. Псалтирь, которая публикуется с Библией в синодальном переводе, не подходит для такой задачи, поскольку она является подстрочником с древнееврейского языка. А древние евреи исправили такие непонятные места еще в I-II веках, поэтому русский синодальный перевод и не объясняет трудностей Псалтири славянской.

 

- Что обретает человек, когда, приложив труд, постигает  церковнославянский язык?

 

- Человек обретает единение с Церковью. Господь Бог создает на этой земле Церковь. Церковь - некое возвышение, и наше восхождение к Богу отчасти это вхождение в церковь, соединение с общей молитвой, церковными Таинствами, церковными богослужениями. Требуются усилия, просветительская работа, и это приносит огромные плоды. Не просто: не понимаю, как это " насытишася сынови оставиша останки младенцем своим ". Что это: сынов своих съели, косточки обглодали, да еще младенцам оставили? Как только человек возьмет книгу, он поймет, что в оригинале это так называемый родительный-разделительный, и означает это "насытились некоторые из сынов". Из таких мелочей складывается и наше понимание Псалтири, и знание славянского языка, вхождение в Церковь.

 

- Если человек осваивает сложности церковнославянского языка и обретает единство с Церковью, что тогда он обретает в результате?

 

- Венец - союз с Господом. Церковь - богочеловеческий организм, возглавляемый Богом. Альтернатива: "зачем мне церковь, у меня Бог в душе". Понятно, что это гордое, самонадеянное заявление, и на 90% ложное, потому что у меня в душе грех, ошибки, заблуждения, много того, чего не должно быть.

Бог везде, но, прежде всего, Он создает Церковь как наш общий дом, и мы должны в этот дом войти, стать живыми частями этой Церкви. Это происходит разными путями. Мы уже говорили, что раньше люди были в основном малограмотные, в большинстве своем не понимали церковнославянской речи, о чем с большой печалью писали многие авторы XIX века. Наше овладение  славянским языком - важный элемент, но не единственный. Надо двигаться разными путями: и эстетическим, и историческим, и музыкальным. Эстетика икон, архитектуры, эстетика и символика службы. У многих хороший музыкальный слух - овладевайте гласовым пением. Церковная история, богословие - все это крайне важно, и нам даются все возможности.

 

- "Работаю инструктором, веду группы здоровья, преимущественно у пенсионеров, но батюшка в монастыре сказал, чтобы я ушла с работы, что это не христианская работа. Раньше я занималась йогой, потом воцерковилась раскаялась, но в нынешних занятиях продолжаю использовать некоторые элементы йоги".

 

- О гимнастике йога мы уже говорили, что если речь идет о физических элементах, никакой проблемы нет. Здесь опасность в ином: если телезрительница живет в миру, работает, является гражданским лицом, по какой причине кто-то может диктовать, где ей работать? Есть определение Священного Синода, где прямо сказано о недопустимости того, чтобы священнослужители указывали мирянам, где им работать, с кем общаться, включая брак и развод.

Процитирую архимандрита Ефрема, настоятеля Ватопедского монастыря, когда он говорил в Москве на эту же тему с верующими:

- Монаху жить по-мирски не полагается, мирянину нельзя жить по-монашески, он должен жить так, чтобы своим умом определять, где ему работать, что делать. Понятно, что если христианин пойдет работать в казино или торговать наркотиками, ему скажут, что этим заниматься не стоит.

Но группа здоровья для пенсионеров, и если там есть элементы упражнений, которые он считает нужными включить с точки зрения пользы для здоровья - кто ему может диктовать, что делать. Опасность в том, что люди, к сожалению, склонны к такому раболепию. Это недостаток христианской жизни - утрата свободы, ищут, кто бы запряг и хлыстом отхлестал. Это внутренний дефект личности, от которого надо освобождаться.

 

- Как не осуждать и выполнять заповедь "Не давайте святыни псами и не мечите жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали ногами своими и, обратившись, не растерзали вас". Ведь чтобы определить человека, как свинью и пса, надо его осудить".

 

- Нежелательно сразу ставить знак равенства между человеком и свиньей или псом. В контексте речи Спасителя эти животные, скорее, представляют собой злонамеренные силы. Речь идет о действии бесовских сил, воплощенных в каких-то негодных людях. "Попрать ногами", то есть причинить какое-то зло, а в людях мы видим, прежде всего, своих братьев и сестер. Как говорит апостол Павел: пытайтесь быть в мире со всеми, насколько это возможно с Вашей стороны. Мы должны стараться, но, к сожалению, это не всегда возможно. Тот же апостол говорит: еретика - то есть человека самодовольного, упрямого и невосприимчивого - после первого и второго вразумления, отвращайся. Если результат моего общения с тем или иным человеком или группой является бесполезной, тогда я отвращаюсь или выхожу из этой среды.

Что касается осуждения, здесь тоже бывают недоразумения. Иногда приходится слышать от верующих: я не хочу никого осуждать, если кто-то украл или пришел домой пьяный. Я специально рассмотрел все книги Нового Завета, и у всех новозаветных авторов, в сочинении каждого из них я нашел резкие, бескомпромиссные определения тех или иных грехов. Кому интересно, может посмотреть на сайте "Священникотвечает.рф". Привожу по памяти слова апостола Павла, который пишет: Александр Медник много сделал мне зла, берегись его и ты. Что это, как не осуждение? И также Павел пишет: все меня оставили, да не вменит им Господь греха. Там, где допустимо проявить доброту, снисходительность, там он так и делает, но где требуется информация о каком-то зле и его проявлении, там новозаветные авторы так и говорят. Так должны делать и мы.

Осуждение не есть произнесение какой-то негативной информации, осуждение - это увеличение и распространение зла. Вспомним пророка Исайю: горе тем, кто называет доброе злым, злое добрым, черное белым, а белое черным. Это будет наше большое горе, если мы потеряем способность отличать доброе от злого и передавать это знание нашим близким, не говоря уже о наших детях. В наших передачах мы не раз упоминали и врагов Церкви, и проходимцев, и оборотней в рясах, и мы обязаны это делать. Откройте любое обращение Патриарха, определение Синода, и вы увидите четкие и яркие формулировки, касающиеся доброго и злого.

 

- Что надо еще делать, чтобы отделить грех от грешника?

 

- Абстрактно мы можем определить грех достаточно просто, вот грех осуждения, грех взяточничества, скандальности и прочее. Мы представляем себе эти качества абстрактно и обсуждаем, осуждаем. Абстрактно, то есть, не называя конкретно, кто именно этот взяточник или скандалист.

Когда же мы говорим о человеке, грешнике, то узнать личность гораздо труднее, чем какое-то греховное качество. Может быть, среди зрителей есть судьи, полицейские или работники федеральной службы исполнения наказания, кому приходится соединять грех и грешника, но они имеют свои должностные инструкции и знают, что делать. Все остальные люди, в обязанности которых не входит управлять обвиненными или осужденными людьми, должны проявлять сдержанность и осторожность в своих суждениях о человеке.

Если приходится сказать, что Иванов украл, но не надо говорить, что он вор, потому что вор - характеристика личности, а украл - характеристика поступка. Мало того, я сделаю какой-то вывод: если он украл, то я не поставлю работать его кассиром, но это не значит, что я его проклинаю и не протяну ему руку.

 

- Хотелось бы больше узнать об обряде соборования. Мнения о нем разделились, раньше считалось, что соборование совершается только над тяжелобольными перед смертью, сейчас в некоторых храмах во время Великого поста совершается соборование всех желающих. Как должно быть?

 

- Коротко отвечу, но сразу адресую людей к сайту Московской Патриархии Патриархия.ru Сравнительно недавно, около года назад, было принято соборное определение, разъясняющее подробности Таинства соборования. Речь идет не об обряде, но о Таинстве. Был принят специальный документ с исторической справкой, пояснениями о его совершении и даже некоторым уточнением касательно ускоренного чина его совершения, в случае, когда человек находится в реанимации или палате интенсивной терапии.

Надо различать общее и частное соборования. Общее соборование сравнительно новое явление, оно уже совершалось в XIX веке,  в XX веке приглашение священника на дом было дело рискованным, и поэтому оно распространилось еще больше.

Принцип совершения соборования одинаков: молитва о здоровье людей, прощении грехов, избавлении от бремени грехов и болезней, которые отягощают человека, но обстановка самая разная. Как правило, при общем соборовании люди в целом здоровы, но это не означает, что они здоровы совершенно. У каждого из нас, особенно у людей пожилого возраста, есть недуги, от которых они хотели бы освободиться, и одновременно просят Господа об освобождении от бремени греха.

Слово "соборование" происходит от понятия собор, то есть совокупность священников. Это Таинство по первоначальному устройству совершает собор священников. В Требнике записано, что иереи по очереди читают молитвы, помазывают маслом. Сейчас в большинстве случаев, это один, два священника. Когда на соборовании стоят сто человек, то один священник читает, а другой помазывает. Это объяснимо: иначе Таинство будет длиться очень долго, что будет тяжело для людей.

Люди, принимающие участие в соборовании, приносят свое масло, и некоторым кажется, что главное не Таинство соборования, а унести потом баночку с маслом. К этому надо относиться со снисхождением, это не суеверие, а уклонение от главного направления. Когда соборуешь больного дома, то масло остается, и его можно употреблять в пищу (не жарить на нем, конечно) и продолжать помазывать больного, но не надо хранить годами, чтобы оно стояло прогорклое. Надо все материальные предметы, оставшиеся от Таинств, потреблять без задержки.

 

- Большое спасибо, отец Макарий. Время нашей передачи подошло к концу, благословите наших телезрителей.

 

- Господь да благословит вас всех. До свидания. До новых встреч.

 

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать