Электронная музыка в церкви

21 августа 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иерей Павел Радин, клирик храма Рождества св. Иоанна Предтечи в деревне Юкки, руководитель Епархиальной школы звонарей. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 21 августа 2014.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях клирик храма Рождества святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки, руководитель Епархиальной школы звонарей иерей Павел Радин.        

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас, по традиции благословить наших телезрителей на начало.

 

- Здравствуйте, дорогие телезрители. Храни всех Господь.

В связи с тем, что теперь у нас митрополия, мы называемся более торжественно "Школа звонарей Санкт-Петербургской митрополии".

 

- Наша сегодняшняя тема "Электронная музыка в церкви".

Скажите, пожалуйста, давно ли появилось в церкви электричество, и насколько широко оно используется?

 

- Достаточно давно, около 100 лет. На соборе 1917 года поднимался вопрос о допустимости электричества в церкви. Как мы видим из практики, употребление электроэнергии допустимо. Ранее была должность "кадиловозжигатель", это была целая группа людей, которые ходили по храму, когда нужно спускали паникадила, зажигали свечи, либо в определенные моменты тушили их, то есть это была целая церковная профессия. Сейчас обычно алтарник подходит к кнопочке: нажал - выключил, нажал - включил.

 

- Насколько я помню, были по этому поводу спору, были противники введения электричества?

 

- Были и, как всегда, говорили о недопустимости с точки зрения духовной. Но и сейчас людям больше нравится огонек свечи, чем лампочка, просто потому, что свеча - это то, что ты приносишь Богу в жертву. Ведь наряду с электричеством у нас остались и свечи, и лампады. Электричество в основном применятся там, куда тяжело добраться: огромные люстры-паникадила под потолком.

 

- Но ведь электричество используется не только в сфере освещения?

 

- Сейчас не только в сфере освещения. Сейчас существуют разные подзвучки храмов на электричестве. В некоторых греческих монастырях на территории и в храме идет трансляция церковной музыки, когда в храме нет богослужения. В большие праздники вводится трансляция богослужения, когда очень много людей, чтобы люди могли и за территорией храма слышать то, что происходит в церкви. Бывает, что в хоре мало людей, а надо озвучить большое пространство, и тогда тоже электричество приходит на помощь, но не заменяет хор. Было бы неправильно поставить жесткий диск, выбирать из него песнопения того или иного напева или композитора, чтобы священник служил под трансляцию. И хор содержать не надо, и с должность регента тот же алтарник справится. Конечно, речь не об этом - электричество не как замена, но в помощь служению людей. Это возможно.

 

- Батюшка, мы хотели поговорить с вами об электронной музыке в ином понимании.

 

- Понятие "электронная музыка" - значит музыка, воспроизводящаяся электронным устройством. Слава Богу, что этого нет, да и, наверное, не будет на наших клиросах.

Но есть храмовая музыка иного рода - это колокольные звоны, которыми я занимаюсь с молодости. К сожалению, в нашем искусстве колокольной музыки электронный звонарь получает все большее распространение.

 

- Расскажите, пожалуйста, подробнее, что такое "электронный звонарь"?

 

- Чаще всего, это самодельное, не заводское устройство - электроприводы подводятся к компьютеру, и он в нужный момент включает определенную последовательность сигналов, и устройство, электро-механически отвечающее за приводы, приводит в действие специальные языки или молоточки. Соответственно, электронный звонарь заменяет собой звонаря - и это основной минус таких устройств. Я бы сказал, это главный минус. Одно дело применять электронные устройства там, где нет необходимых людей, но, с другой стороны, почему их не воспитать в Школе звонарей, ведь это не так долго и совсем не дорого.

Хотя есть такие храмы, где и священнику не до колоколов, и людей не хватает, там ставят "электронного звонаря". Но обычно, где нет возможности воспитать живого звонаря, там нет и денег на нормального "электронного звонаря", поэтому ставят, что попало. Потом, спустя какое-то время, пытаются ситуацию исправить.

Какое-то время я сильно боялся этих "электронных звонарей", как боятся его все неравнодушные люди, все мои коллеги, которых много по России. Но потом я понял, что это не такая страшная игрушка, у нее есть отличное достоинство: он очень быстро ломается и, в общем, не конкурент живому звонарю.

 

- Чем отличаются куранты, которые у всех нас ассоциируются с Красной площадью, от электронной звонницы?

 

- Изначально куранты - это механическое устройство, часовой механизм. Сейчас их проще сделать через электричество. Любой "электронный звонарь" имеет в своем составе и куранты, сегодня это управляется одним устройством.

Куранты принято связывать, особенно на питерской земле, с именем Петра I, хотя куранты имелись еще в XVII веке в Москве. Например, самые знаменитые - на Спасской башне. Надо только понимать, что в Москве и других городах  для курантов строились специальные башни - часозвони. Петр I ввел куранты в храмовое пространство. То есть куранты - неканонические звоны на канонических русских колоколах - были введены в пространство православного храма. Петропавловская крепость - в шпиле располагались куранты. К 1730 году куранты в Петербурге были также в церкви Симеона Богоприимца на Фонтанке, на Исаакиевском соборе, предшественнике нынешнего.

 

Давайте послушаем, как звучат всем нам известные куранты Московского Кремля

 

00:10:39 – Видеосюжет

Сегодня куранты Московского Кремля также управляются электронным устройством: там устроены приводы электромагнитах, соленоидах.

 

- Но там и не могло быть живого человека, который бы следил за часами?

 

- Почему? Всегда был часовщик на часозвоне, который смазывал часы, следил за их состоянием. Когда появляется электричество, все идет по более простому сценарию. То, что менее энергозатратно, менее финансово затратно, то и будет. Гораздо проще поставить электричество, чем воспитывать и кормить человека, который за всем этим будет смотреть.

 

- Возвращаясь к "электронным звонарям": имеют ли они какие-то разновидности, и что еще можно ожидать от введения такого новшества?

 

- Все они далеки от совершенства. Есть более дорогие, и есть более дешевые. К сожалению, о более дорогих мы мало знаем. Хорошие куранты на соленоидах, электромагнитах. В Петербурге есть специалисты, которые занимаются установкой курантов на соленоидах, они используют итальянские ударники, итальянские электромагниты. Для больших колоколов изготавливают серьезные электромагниты.

Есть куранты на веревочках, где задействованы переделанные отопительные моторчики от автомобилей, которые дергают за веревку, привязанную к языку, и производят звон. Эти устройства гораздо дешевле - около 200-300 тысяч. Есть фирма "Черноголовка", которая производит эти куранты, стоимость непосредственно у них гораздо ниже, чем у перекупщиков. Когда для установки приезжают специалисты из самой "Черноголовки", то они несут какую-то ответственность за функционирование системы. Специалисты выезжают, не ленятся - и это хорошая черта. Если же вы купили у перекупщиков, вас отправят к заводу-изготовителю, а там скажут, что договора с вами не заключали. Колокола делают навечно, но делают их, к сожалению, фирмы-однодневки, которые потом бывает сложно найти.

Я противник "электронного звонаря", но если ты не можешь предотвратить безобразия, тогда возглавь его. Мне приходится заниматься "электронными звонарями" в Петербурге. Не их устройством, для этого есть фирма. Но ведь "электронный звонарь" не только устройство, но и музыкальное содержание. Минус дешевых "электронных звонарей" заключается в том, что их устанавливают и программируют на звоны люди, не имеющие даже начального музыкального образования. Поэтому звоны, которые издает это устройство, это что-то страшное.

Что бывает с веревочным "электронным звонарем", если его не обслуживать продолжительное время. Веревочки мокнут от воды, сушатся под солнцем, рвутся, от ударов может съехать колокол - любая техника требует обслуживания. Послушайте, как может звучать благовест, если настройщика не было год на колокольне. Самое "интересное" будет в конце, надо дослушать это.

00:15:50 - Видеосюжет.

Благовест - это равномерные удары в колокол. Сначала все хорошо. Благовест - призыв к богослужению. Такое впечатление, что его раскачало ветром, но нет, это делает электронное устройство. Это было записано в одном из храмов Тверской области.

Представьте, если колокол не один, а пятнадцать, и у каждого веревочка по-своему ослабла, и нет человека, который бы за этим следил.

 

- Наверное, если подумать предварительно, то обучить хорошего звонаря будет и дешевле, и лучше, чем обслуживать такую технику.

 

- Я надеюсь, что потратив сотню, другую рублей просто так и не найдя концов, у настоятеля не будет другого выхода, как снова идти к звонарю.

Конечно, по большому счету это игрушка, но раз уж мы говорим о них, давайте говорить и о хороших. Ведь важно и внутреннее содержание. И дешевое устройство может вполне прилично играть, если в него запрограммировать  достойные звоны. Другое дело, что у веревочных - как я их называю - "электронных звонарей" есть ограничения. Например, нельзя дважды подряд ударить в один колокольчик, что-то происходит с мотором. Он не может триоль, не может делать акценты, разгонять темп, замедлять его. Послушаем, какой звон идет обычно с электронным звонарем:

 

00:18:44 - Видеосюжет

Это трезвон, достаточно простенький перебор. Зазвон, затем трель на двух колоколах, исходящий трезвон. Все ровно. Но потом начинаются проблемы: несовпадение ударов по вертикали, то есть неодновременное звучание аккордов. Самая примитивная ритмика.

 

Самое печальное, что когда делают такие звоны, то за основу берут такие известные звоны, как ростовский, псково-печерский и как кальку перекладывают на тот или иной звукоряд. Но ведь так делать нельзя, потому что звонница звоннице рознь, у всех разные звуковысотные связи, количество колоколов. Важно понимать, что так, как звучит в Псково-Печерском монастыре или Троице-Сергиевой Лавре, у тебя не получится никогда. То есть ты должен адаптировать этот исторический звон под имеющийся звукоряд, сделать это очень сложно, а бывает, и невозможно. На той колоколенке, что мы слышали сейчас, сыграть ростовские звоны будет смешно и бессмысленно. Что-то угадывается, но это какое-то примитивное звукоизвлечению, и я считаю, этому не место в церкви. Надо смотреть не на электронику, но на внутреннее содержание, что "электронный звонарь" будет играть на твоем очень хорошем, красивом соборе.

 

- Батюшка, правильно ли я понял, что то, что мы сейчас слышали, это так называемые "наборы в коробке", то есть звоны в устройстве по умолчанию. Возможна ли доустановка звонов, создание звонов "электронного звонаря" под конкретную звонницу?

 

- Как я уже говорил, мне приходится заниматься и этим, то есть я ни в коем случае не занимаюсь продажей или перепродажей "электронных  звонарей", но люди обращаются, для того чтобы написать тот или иной звон. А у меня есть прекрасная книжечка "Со своей колокольни", я являюсь лишь ее собирателем, а авторов у нее много - это прекрасные кампанологи, питерские и московские звонари, ноты со всей России.

Для "электронного звонаря" на соленоидах, который может исполнить этот звон, я использовал звон церкви Знамения Пресвятой Богородицы в г. Москве по состоянию на момент записи в 1975 году, а расшифровку делал Александр Сергеевич Ерешко, я только свел это в приемлемую для звонарей партитуру, а потом переложил ее для "электронного звонаря". Когда звонит механическое или электрическое устройство, то все настолько ровно, что сразу понимаешь, что что-то здесь не то, либо, когда все разболтано, с колокольни звучит ералаш, тоже понимаешь, что нормальный звонарь так звонить не может.

Более дорогой "электронный звонарь" на соленоидах может делать небольшие неровности, присущие живому человеку. Может делать крещендо - диминуэндо, то есть увеличение - уменьшение звука, может расставлять какие-то акценты. То есть он достаточно подвижен, может  накладывать двуоли на триоли.

Если мы что-то делаем, мы должны делать это хорошо. Если решили, что у нас на храме не должно быть человека, а должно быть нечто более надежное, то пусть оно будет более надежно. Все равно, конечно, оно сломается, понятно, что починить его тогда будет уже некому, поскольку время теперь скоротечное: технологии меняются и тому подобное, а поставщики "электронных звонарей" не могут заниматься техобслуживанием.

Конечно, "электронный звонарь" никогда не сможет заменить человека, потому что, как бы ни был хорош набор звуков, издаваемых электронным устройством, он всегда будет один и тот же. Звонарь же приходит с разным настроением, а иногда его прорывает на импровизации.

Что такое проникновение исполнителя и инструмента друг в друга? Даже к другому фортепиано надо привыкнуть. Но представьте себе инструмент, практически полностью независимый. Тот и другой звенит, но ты не знаешь их гармонических связей, раскрывать их достаточно тяжело.

В стенах нашего епархиального управления, где проходят занятия звонарей, стоит учебный инструмент, ничем не примечательный, простенький, правда, колокола хорошие. И вдруг, спустя три года, он выдает мне сюрприз, можно найти два таких сочетания, которые можно разрабатывать и прорастать в них дальше, и, наконец-то, спустя три года сочинить звон, который не просто пройдет фоном, но встанешь и заслушаешься. Не до всего сразу дорастаешь. Конечно, никакой "электронный звонарь" не будет эволюционировать, а там где звонят тринадцатилетние мальчишки, они подрастут и будут звонить гораздо лучше.

 

- Насколько сильно переделывается под "электронного звонаря" сама звонница?

 

- Не сильно, плюс этого устройства в том, что сохраняется возможность ручного звона, но лишние веревки, лишние ударники выглядит урбанистически. Ко мне приехал гость из Екатеринбурга, поднялся бить на "Символ веры" пятьдесят ударов, и не смог: запутался в веревках, и пока шел, "Символ веры" закончился.

 

- В принципе, демонтаж может быть осуществлен в любое время?

 

- Обычно демонтаж не требуется. Например, в Петропавловской крепости куранты вышли из строя, а ударники так и висят, никому не мешают.

Давайте теперь послушаем, как звучат колокола, когда звонит живой человек, мэтры колокольного звона Владимир Марьянович Петровский, хотя я не учился у него ни одного часа, но считаю себя его учеником. В определенный момент в 90-е годы он вывел наше исполнительское искусство на достаточно высокий уровень, и его наработками мы пользуемся сейчас, продолжая дальше совершенствовать наше искусство.

 

00:30:19 - Видеосюжет

Изначально все простенько играется на системе так называемой "тройки". Хотелось бы дождаться момента, когда он разойдется, начнется импровизация, и мы увидим, как мастер работает, какие чудные звуки идут из-под его рук.

 

00:31:13 - Видеосюжет

Вот как раз этот момент, и это все в пределах одного звона.

Смогу ли я переложить такой звон для "электронного звонаря"? У нас, слава Богу, в России много звонарей такого уровня. Когда ученики дорастают до уровня учителя - это только в плюс учителю.

 

- Как бы Вы могли сравнить тенденцию развития звонарного искусства и звонарей либо внедрение практики внедрения "электронных звонарей"?

 

- Если практика "электронного звонаря" будет повсеместна, как сейчас теплые столы, то есть при сдаче храма обязателен "электронный звонарь", то искусство просто вымрет. Но я надеюсь, что такого не случится, уж слишком это затратное дело. Ведь на многих церковках висят один-три колокола, и проще позвонить человеку. Но, вообще, это проблема. Я не сторонник, а противник, и решил сделать хоть что-то более или менее приемлемое. В Петербурге на исторических храмах какое-то дикое засилье дешевых электронных устройств, какой-то кошмар звучит с колокольни нашей Лавры. Исаакиевский, Кронштадтский собор... Это беда не только моя, но и многих звонарей. Был бы здесь президент Ассоциации колокольного искусства Старостенков Сергей Алексеевич, старший звонарь храма Владимирской иконы Божией матери Сергей Степанович Кайчук, старший звонарь Московского кремля Коновалов Игорь Васильевич и многие, многие, но беда в том, что нас никто не слышит.

 

- К сожалению, мало кто всерьез воспринимает всерьез звонарное искусство в церковных кругах.

 

- Очень странно тратить огромные деньги на покупку колоколов, а потом наплевательски относиться к ним, к тому, кто там звонит и что там звонится.

Так для храма в честь святого равноапостольного князя Владимира был сделан колокол в 300 кг. Лил, конечно, литейщик, но мы с отцом Романом предложили настоятелю взять профиль старого колокола Ростовского Кремля "Баран". По деньгам то же самое, вес колокола тот же, но будет не современная отливка, а профиль того старинного колокола. "Бараном" колокол назван потому, что он как бы "блеет", потому что у него разные стенки. Отец Роман предложил этот профиль сразу на литейную фирму, а литейщик сделал не копию, а именно профиль. Можно по-разному относиться к старым колоколам, лично я считаю, что колокола, отлитые по старинным профилям, веков расцвета литейного искусства, звучат лучше, чем современные колокола. Те колокола современных литейщиков, которые делаются по старинным профилям, звучат лучше. Кто-то не согласится, уважаемые мной люди из литейщиков могут считать иначе.

Когда фирма "Вера" сделала колокола по профилю, которые предложил Игорь Васильевич Коновалов, получился совершенно потрясающе, совершенно не похоже на то, что звучало у фирмы "Вера", например, в 1991-ом году отливки. Колокола зазвучали. Это потрясающий опыт для литейщиков, но кто я такой, чтобы учить их? Я лишь за то, чтобы мы восстанавливали старые профили. Здесь целый комплекс проблем, как можно несерьезно относиться к "электронным звонарям"?

 

- Батюшка, не кажется ли Вам, что это какое-то веяние моды? В 90-е годы, когда появилась возможность храмы, их строили и восстанавливали. Теперь же, вместо того, чтобы заниматься приходской жизнью, начинается процесс восстановления колоколов? Восстановили колокола, решили поставить "электронный звонарь", чтобы совсем забыть об этом.

 

- Здесь дело в другом, это происходит от беды и нищеты. Потому что "электронные звонари" ставят себе не бедные храмы, но ведь можно выучить звонаря за гораздо меньшие деньги. У нас обучение стоит 15 тысяч рублей в год, по 2 тысячи рублей в месяц, это 4 занятия в месяц с сентября и до конца Великого поста. Сэкономьте эти десятки и сотни тысяч на другое дело. Понимаю, что вы получите не звонаря-виртуоза, но ведь он будет развиваться, расти, дальше все будет лучше и лучше, после себя он оставит учеников. У Вас будет храмовая традиция колокольного звона, свой устав и множество других интересных вещей.

Не сказал бы, что это средство что-то бесконечно строить. Я встречаюсь со священниками, когда просят адрес конторы, которая их действительно изготавливала, а не перекупщиков. Адрес я даю, сам не лезу, поскольку ничего не понимаю в электронике, но пытаюсь уговаривать. Кто-то прислушивается, по крайней мере, звонари из нашей митрополии есть каждый год, они проходят обучение и идут на свои колокольни.

 

- Как обстоит ситуация со звонарями на Западе, в Европе, ведь колокола на Западе тоже очень распространены?

 

- На Западе есть устройство, чем-то похожее на орган, карильон, на котором играет карильонер, играет руками и ногами. Конечно, мелодии исполняет в основном живой человек. Есть моменты, когда используется "электронные устройства", как в случае с колоколами раскачивающимися. Раскачивается колесо, на котором висит колокол, у каждого колеса своя амплитуда колебаний, и можно маленький колокольчик колебать чаще, а большой более медленно. Все вместе это издает гул, который очень красив.

Путешествуя по Европе, я слышал звучание множества благозвучных колоколов. Это звучание каждого колокола в свое время, в своем ритме, и все вместе составляет потрясающую небесную мелодию. Там бывает и электронный, и ручной звон. Но это абсолютно другой принцип: каждый человек тянет за свою веревочку, а там наверху все происходит. Либо ты кориолинер, и тогда у тебя от 20 до 50 колоколов. Но если ты умеешь играть на фортепиано, то все просто: более или менее ты сможешь играть и на карильоне. У нас все иначе - один человек управляется с 15 колоколами.

Когда я приезжаю к моему другу в Ярославль, я даже не берусь там звонить, потому что у него своя система натяжения. Это просто иной инструмент. Конечно, у меня есть свой концертный инструмент, там у меня тоже свой хват, и его тоже мало кто освоит. Все сложно с колокольнями, звонницами. У нас в каждом городе есть серьезное общество звонарей, которые болеют и переживают за свое дело.

 

- Может быть, для популяризации звонарского искусства стоит устанавливать звонницы где-то на площадях, чтобы люди могли подойти позвонить, устраивать какие-то мастер-классы?

 

- Все это есть, есть и серьезное фестивальное движение: ездят со звонницами, устраивают мастер-классы. Наверное, это очень хорошо: показать ту же бинарную ритмику. Звонарям, которые приходят к нам, мы год объясняем, что к чему, правда, подключаем подзвонные колокола, учимся диагональному мышлению, то есть смешивать линии трезвона. Но за один-два урока этого не расскажешь, просто подергать за веревки - толку в этом мало. Но есть и детские школы звонарей. Все это есть, но есть и такое зло, которое основывается на коммерческих вещах, корыстных интересах господ-перекупщиков.

 

- Для меня это поразительный вопрос, ведь колокола могут быть рассчитаны на эпохи, а у нас в связи с тенденцией к стремительному восстановлению все делается в режиме новостроя. Мало кто столь скрупулезно подходит к колоколам, подбору созвучий.

 

- Когда мы реставрируем исторический храм, мы разве замазываем живопись XVIII масляной краской, вешая сверху литографии? Мы же так не говорим, а если попробуем, то куча инстанций скажет, что ты не имеешь ржавого гвоздя вынуть, если он исторический. Почему же мы это делаем здесь?

Пока мы не поймем наконец, что не имеем права пускать на самотек церковные деньги, обращаясь в какую-то псевдофирму, которая сама не занимается отливкой колоколов, не является юридическим лицом, не платит налогов, это самозванцы. Обратитесь прямо на завод, заказав определенный вес, звон. При всех обещаниях "историчности" колоколов фирмами-перекупщиками это простые стандартные колокола, где историческим является лишь украшение, перенесенное со старинного колокола. Снять профиль надо уметь.

Сейчас мы снимаем профили с колоколов Софийской звонницы, для этого мы поднимали их, чтобы иметь понятие о звучании этих старинных колоколов, о том, можно ли использовать их старинные профили для отливки. Праздничный колокол Софийского собора отлит псковским кузнецом, и он разностенный, кривой, даже стоит криво, а звучит здорово. Такой работы мало, она почти не производится. Надо смотреть на это, тем более, если это за одни и те же деньги.

Если же необходим стандартный набор колоколов, то обращаться надо напрямую на заводы-изготовители: есть фирма "Вера" (г. Воронеж), "Пятков и К" (г. Каменск-Уральский), есть завод Николая Шувалова, "Литэкс" (г. Москва). У каждой свои особенности, достоинства и недостатки. Все остальное - это работа специалистов. Например, я считаю, что нельзя брать колокола у одного литейщика, надо набирать колокола у разных фирм, чтобы это походило на историческое звучание русской звонницы. Редко когда покупался и вешался весь набор целиком. Все время подбиралось по одному, два колокольчика, именно поэтому наши звонницы звучат по-другому, чем европейские.

 

- Мне сказали, что мы можем послушать куранты Вашего храма в Юкках.

 

00:49:28 - Видеосюжет

Исполняет "электронный звонарь": сначала колокольчики поменьше. Вторую тему я изменил: у Московских курантов четыре раза одно и то же. В четвертом проведении будет ускорение темпа. На часовом колоколе у нас поставлен семитонный.

Часовым у нас, конечно, будет не семитонный, а колокол "Кореец", весом 1 тонна 100 кг. Это наш грандиозный проект: один колокол "Варяг", другой "Кореец" - не очень большой, прорезной, он и будет часовым. Колокол-памятник крейсеру "Варяг" и сопутствующей канонерской лодке "Кореец".

 

- Мы хотели поставить Ваши звоны, батюшка.

 

- Это слишком долгий звон, тем более что мы уже ставили хороший пример ручного звона в исполнении Владимира Марьяновича Петровского.

Такой простой вывод нашей передачи: конечно, ставьте на звонницу, что хотите, но помните, что это все только на время, и лучше поставьте лишь на то время, пока ваш звонарь не научится хорошо звонить.

Обращайтесь к изготовителям колоколов, а не во всякие "центры", которые просто торговцы не своей продукцией.

Дать звонарям шанс звонить, и лет через 20-30 у нас будет плеяда замечательных звонарей. На моей памяти подрастают прекрасные екатеринбургские звонари, им пока по 15 лет, но они уже играют дай Бог, а спустя 20-30 лет это будут мастера. Мы же стараемся, чтобы в церкви были не литографии, а иконы, написанные на досках. Так же надо стараться и здесь.

 

- Большое спасибо, батюшка. Прошу Вас назвать координаты "Школы звонарей", чтобы люди могли обращаться.

 

- Название нашего сайта www.дин-дон.рф. На сайте "Школы звонарей" Вы увидите, кто учится, у каждого ученика есть страничка с видео-уроками с моими комментариями. Там же на доске объявлений будет объявление, когда будет набор. Сейчас каникулы, но с сентября мы начнем. Ресурсы нашей Школы, к сожалению, ограничены: слишком мало педагогов и слишком много желающих, но мы стараемся принять всех, а потом уже оставляем тех, кто может и хочет.

Находимся мы по адресу: Санкт-Петербург, наб. р. Монастырки, д.1, Епархиальное управление, Бирюзовый зал. Занятия проходят 2 раза в неделю.

 

- Спасибо, батюшка. Благословите наших телезрителей.

 

- Благослови Господь. До свидания.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать