Ответы на вопросы

7 августа 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Иоанн (Неврюев), благочинный Важеозерского мужского монастыря. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 7 августа 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий – Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях благочинный Важеозерского мужского монастыря иеромонах Иоанн (Неврюев).

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

 

- Бог благословит всех нас.

 

- Наша сегодняшняя программа выходит в записи, мы будем отвечать на вопросы, которые поступили к нам через интернет.

Первый вопрос: "Возможно ли монашество в миру, а не в монастыре?"

 

- Монашество в миру возможно. Сейчас нашим Соборным Присутствием готовится документ "Положение о монастыре и монашествующих". Надо немного подождать, пока он будет принят, сейчас он уже разослан по епархиям для сбора отзывов. Там будет прописана более полная и обоснованная концепция.

Лично я думаю, что в исключительных случаях монашество в миру возможно, но это не должно носить массового характера. Исторически у нас сложилось так, что было время, когда у нас не было монастырей, но желающие жить монашеской жизнью были всегда, и то, что можно было в советское время, было востребовано и актуально.

Сейчас у нас открыто много монастырей, и мужских, и женских, с разными уставами, с разным образом жизни: и сельские, и городские, поэтому сейчас, мне кажется, более актуально, чтобы монахи были в монастырях.

 

- Если говорить о том, где лучше для души монаха: в какой-то глуши или в городе?

 

- У каждого человека своя предрасположенность, свои черты характера, которые можно лучше реализовать или в городе, или в деревне. Большой разницы в качестве монашества нет. Монахи в городе - это такие же монахи, те, кто хотят посвятить свою жизнь Богу, молитве, аскезе, собственному духовному совершенствованию. В городе и деревне разные послушания. В деревне это сельскохозяйственные работы, в городе это может быть издательская или миссионерская деятельность. Где монах может лучше себя реализовать, больше сделать для блага Церкви, там он и должен подвизаться.

 

- Вопрос: "Можно ли креститься на людях, ибо в Нагорной проповеди сказано, что молитва на улице есть грех?"

 

- Креститься на людях можно, но смотря где. Если молодой человек будет креститься в пабе, это будет шокирующе. Если человек идет мимо храма и перекрестился, это естественно и нормально, и уже никого не шокирует в наше время. Когда мы крестимся в храме, мы ведь тоже на людях.

 

- Вопрос: "Помогите, пожалуйста, развеять сомнения и утвердиться в правильном мнении. Давно борюсь с желанием обратиться к так называемым магам и целителям, есть на то причины".

 

- Причин для этого быть не может. Обращение к магам и целителям - это обращение к темной силе, оно всегда было греховным, и всегда наказывалось. В Ветхом Завете есть сюжеты, когда за это наказывались даже смертью. Никогда никакие святые отцы никому не советовали обращаться к магам, экстрасенсам, целителям. Это обращение именно к тем падшим духам, которые обитают в нас, которым служат эти маги и целители, пытаясь достичь успехов в этой земной жизни.

То, что Вы называете причинами - надо просто постараться разобраться с ними чуть глубже, чем Вы пытаетесь это сделать. Может быть, Вы не можете оторваться и посмотреть на ситуацию со стороны. Надо заставить себя подумать, как можно решить эту проблему иначе. Обращаться надо к Богу, Божией Матери, они всегда слышат и всегда помогают. Если Господь медлит в исполнении Ваших прошений, значит, Он приберег для Вас что-то иное. Надо довериться Богу, ни одна молитва у Бога не пропадает. Сказано: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам” (Мф.7:7). Надо просить у Бога.

 

- Вопрос: "Является ли грехом смотреть фильмы других конфессий или других христианских исповеданий?"

 

- Это зависит от того, с какой целью Вы смотрите фильмы. Я не вижу ничего плохого, если человек смотрит фильмы. Мы, монахи, понятно, никаких фильмов не смотрим. Какие-то православные фильмы показывают по воскресеньям в библиотеке.

Если фильмы других конфессий рассказывают о добре, о любви, каких-то добродетелях, если это фильмы хорошие, то их можно смотреть.

 

- Наверное, это помогает помочь другую культуру?

 

- Точка зрения для понимания других культур - это важно. Потому что в таком городе, как Санкт-Петербург, соединено и переплетено множество культур. Город многонациональный, многоконфессиональный, и невозможно понять других людей, не зная их установок, подоплеку их действий, духовных в том числе.

 

- Вопрос, связанный с воцерковлением и окружением. Человек до воцерковления был связан со средой, в которой сквернословили, когда же он воцерковился, его это начинает смущать. Как быть?

 

- Обычно после воцерковления постепенно меняется и среда, окружение. Это произойдет само собой, Вы сами поймете, с кем Вам интереснее общаться, многие из окружения уходят, появляются другие люди.

Если это работа, и по-другому нельзя, приходится как-то с этим смиряться, стараться не замечать. Можно просить, можно договариваться, чтобы люди следили. Но поменять работу из-за окружения, где сквернословят, удается не всегда. Думаю, что если попытаться, договориться можно со всеми.

 

- Наша телезрительница говорит, что после похода в церковь она регулярно заболевает, то есть через день-другой приходит недуг. Она спрашивает, отчего это может происходить, ведь намерения для похода в церковь у нее всегда только добрые.

 

- Думаю, это просто какие-то совпадения. Может быть, нарушена иммунная система, такой человек заболевает необязательно после посещения церкви. Я не знаю этого человека и я не врач, поэтому не могу ответить точно, но не думаю, что это связано с церковью. Скорее всего, женщина ищет мистики в этом совпадении, но этого не должно быть.

 

- Следующий вопрос о загробной участи, о мытарствах, о сорока днях. Откуда в православии появились сведения о существовании мытарств? И как появились традиции девяти, сорока дней? И стоит ли при жизни готовиться к мытарствам?

 

- Мы все при жизни готовимся к мытарствам, для этого мы и ведем духовную жизнь, боремся с грехами и страстями, которые в нас есть. О мытарствах мы знаем по мытарствам блаженной Феодоры, которые описание в ее житие. Церковь не отвергает их подлинность, хотя достоверной информации о том, что будет с душой человека сразу после ее выхода из тела, в Евангелии нет. Будет Суд, будут мытарства, но, как и что будет, мы узнаем только, когда сами там окажемся.

На земле мы должны готовиться к тому, чтобы предстать перед Богом более очищенными от своих страстей и грехов, которые приобретаем в этой земной жизни. Мытарства - это проверка нашей души на влияние на нее страстей. Мытарства, которые описаны в житие блаженной Феодоры, и есть показатели разных страстей. Когда душа проходит их, выявляется привлекательность этих страстей для этой души. Если человеку что-то нравится в этой жизни, то и в загробной жизни он будет к этому притягиваться. Стараться бороться со страстями - это и есть подготовка к мытарствам, подготовка к загробной жизни.

У нас есть традиционное понимание, что душа после смерти три дня находится на земле. С третьего по девятый душе показывают рай. С девятого по сороковой показывают ад и адские мучения. На сороковой день - как это назначено нашими святыми отцами - происходит малый суд, когда определяется место, где душа будет ожидать Страшного Суда: либо в раю, либо в аду. Естественно не в том раю или аду, которые будут после всеобщего воскресения, но в каких-то сходных категориях. Поэтому люди соблюдают эти даты и стараются почтить своих усопших, молитвенно помочь их душам, помочь пройти мытарства. Поэтому на 3-й, 9-й, 40-ой день заказываются панихиды, если возможно, служатся заупокойные Литургии, таким образом помогая своим усопшим.

 

- Следующий вопрос тоже касается загробной участи: "Обязательно ли подавать записку на панихиду или можно просто постоять помолиться об усопших родственниках на панихидной молитве. Есть ли разница? У нас в храме панихида стоит 100 рублей за усопшего, а у меня родственников немало, и каждый раз 1000 рублей для меня слишком дорого".

 

- Цены на требы - это всегда пожертвование, у нас в монастыре таких проблем нет, поскольку пожертвование означает, что каждый дает, сколько он может. В нашем монастыре распространена практика, когда на панихиде люди стоят с синодиками и читают имена своих усопших сродников. Если Вы помните многих своих сродников и молитвенно вспоминаете их, то это большое утешение для них в загробной жизни, и они будут молиться о Вас перед престолом Божиим. Но писать всех в записке, если их слишком много, и Вам это накладно, просто можете стоять и читать свои синодики. Молитва все равно идет.

 

- Может быть, можно обратиться лично к батюшке и объяснить ситуацию?

 

- Если Вы лично знаете батюшку, и Вы прихожанка конкретного храма, это не должно быть проблемой. Священник знает прихожан своего храма, бережет их, потому что в городских храмах у нас больше захожан, тех, кто приходит лишь время от времени, и тех, кто приходит постоянно и молится постоянно, не так много, и всех их батюшки знают по крайне мере в лицо и стараются обращаться более мягко.

 

- Вопрос от юного телезрителя, который смотрел телевизор, где увидел мистику и услышал о том, что можно продать душу "сами знаете кому", как пишет он сам. И у него возникла такая мысль, он испугался ее и боится до сих пор.

 

- Продать душу дьяволу очень легко. Когда мы начинаем усиленно и умышленно грешить, преступая все законы Божии, наша душа рано или поздно достается дьяволу за те земные блага, которые мы здесь вырываем. И эта цена, какой бы великой она ни казалась нам здесь, бесконечно ничтожна по сравнению с той вечной жизнью, которую мы получаем, если все-таки стараемся бороться с грехом и следовать заповеди быть ближе к Богу, чем к дьяволу. Продать душу дьяволу так, как это описано в средневековых романах, возможно лишь в них. Продажа души дьяволу - это подчинение ее греху, тогда после смерти она однозначно достается дьяволу.

 

- Вопрос о том, почему в наше время  не происходит таких богоявлений, как это было в Ветхом Завете, когда был слышен глас с неба, был столп огненный, скиния?

 

- В наше время происходит очень много чудес по молитвам святых, по милости Божией к нам. Может быть, они не такие громкие и яркие, может быть, мы меньше слышим о них, но они происходят.

Каждый человек, который молится и получает ответ на свою молитву, для него это чудо. В жизни каждого человека есть обстоятельства, которые он считает наиболее важными, и помощь Божия в этих обстоятельствах для него наиболее ощутима и потому наиболее чудесна.

Что касается теофаний, то есть явлений Бога, которые описаны в Ветхом Завете, Господь всегда действует так, как это более спасительно для человека, более привлечет его к Богу. Христос тоже не творил чудеса налево и направо, и когда Его просили показать чудо, Он сказал, что не будет делать этого, потому что чудеса были нужны, для того чтобы люди уверовали.

После выведения людей из Египта, надо было, чтобы израильский народ уверовал, что у них есть Бог, их Покровитель и Защитник, что другие боги - боги языческие, идолы, которые не значат ничего. Тогда эти чудеса показывали именно силу Божию, расположение Божие к народу израильскому. Это было необходимо, чтобы израильский народ последовал за Богом. Действительно, из Ветхого Завета мы видим, как быстро народ израильский начал обращаться к идолам. Даже такие очевидные явления Бога не могли убедить народ в том, что надо поклоняться только Единому Богу.

Сейчас этих чудес, видимо, меньше потому, что они не будут восприняты так, как должны быть восприняты. Народ лишь удовлетворит свое любопытство, а на следующий день опять забудет о них и будет предаваться тем же страстям и грехам, то есть тем же идолам, только уже духовным, что и раньше.

Чудеса должны вести нас к Богу и укреплять в нас веру. И такие чудеса есть и сейчас, но они негромкие, и приходят в жизнь каждого. Они стали индивидуальными. Чудо в жизни отдельного человека помогает ему укрепиться в вере. Проповедь Евангелия произошла, все люди слышали о Боге, храмы открыты, что еще надо?

 

- Вопрос о крещении: "Стоит ли ребенку давать при крещении второе имя, когда имя паспортное не совпадает с именем при крещении? Правда ли, что это помогает как-то обезопасить ребенка?"

 

- У нас есть ряд имен, которых нет в церковном календаре выпуска Московской Патриархии, который распространяется во всех храмах Русской Православной Церкви. Большинство батюшек строго придерживаются правила, что если имени нет в календаре, то нельзя давать его при крещении. Приходится придумывать аналоги, искать созвучия. Хорошо если батюшка может найти эти созвучия, перевести с греческого языка, что означает это имя, найти латинский эквивалент, посмотрев в календаре. Обычно же это происходит из одного желания батюшки. Смысла в этом лично я не вижу.

Раньше боялись наговоров, порчи и скрывали настоящие имена, подозревая, что скрытое имя помогает избежать порчи. На самом деле, если человек воцерковлен и регулярно причащается, то есть соединяется со Христом, такая порча ему нестрашна, и скрывать имя смысла не имеет. Поэтому я не считаю, что есть какая-то необходимость давать вторые имена.

Если имени в святцах нет, то его обычно меняют. Если имя есть в святцах, лучше оставлять то, что есть. Если батюшка понимает, что у нас в календаре есть имена не всех святых, прославленных Вселенской Церковью, он может найти нужное имя в месяцесловах, и назвать человека так, как ему нравится.

 

- Думаю, что после прославления такого сонма новомучеников и исповедников, практически все имена стали именами святцев.

 

- Народная фантазия тоже ведь не стоит на месте, поэтому появляются имена из очередных мексиканских сериалов.

 

- Телезрительница спрашивает, что можно сделать, чтобы мужу захотелось венчаться?

 

- Для этого нужно воцерковить мужа, и он автоматически захочет венчаться - это будет естественным продолжением его церковной жизни. Если муж не ходит в храм, если он неверующий, зачем с ним венчаться?

Апостол Павел четко пишет, что жена не должна оставлять мужа только из-за того, что он неверующий. Жена должна своей жизнью показывать, что православие не  набор ритуальных действий, но опыт жизни во Христе. Если муж видит, что жена у него адекватная и при этом ходит в храм, и она при этом будет мудрой женщиной и сможет его  привести в храм, то он воцерковится и сам захочет венчаться.

 

- Часто бывает так, что жены уговаривают своих неверующих мужей венчаться. Насколько действительно такое венчание?

 

- Венчание - таинство, в котором действует Дух Святой. Поэтому любое таинство действенно. Другое дело, что мы не можем знать, как Дух Святой подействует на конкретного человека, и что произойдет конкретно во время венчания.

Есть случаи, когда после венчания для красивых фотографий и видео, люди начинали воцерковляться. Есть случаи, когда это никак не действовало на человека. Все это тайна Божия. Если жена верующая, пусть молится за мужа, чтобы Господь привел его к себе, и дальше они жили полной церковной жизнью.

 

- Следующий вопрос о служении: может ли человек служить Богу, сам того не ведая. Допустим, атеист, который живет по законам морали и нравственности, служит ли он этим добром Богу?

 

- В Ветхом Завете есть случаи, когда даже чуждые израильскому народу волхвы служили прославлению Бога Израилева, Бога Авраама, Исаака и Иакова, прорекали пророчества про Израиля. Поэтому мы не знаем, что Господь готовит для того или иного человека. Если человек атеист, но при этом живет по заповедям Божиим, может быть, когда-нибудь он и придет к Богу.

Дело в том, что вся наша культура, как бы это сейчас не пытались отрицать, вся возникла на христианских заповедях, Евангелии. Поэтому любой человека, сам того не ведая, воспринимает в жизни евангельские понятия добра и зла, воспитывается на этом и старается соблюдать.

В Евангелии есть слова о том, что не знавшие воли Божией, будут судиться меньше. Возможно, это про тех неверующих, которые не слышали проповеди евангельской, но при этом соблюдают заповеди. Либо не соблюдают их потому, что не знают о них. В Евангелии говорится, что такие будут судиться иначе, чем те, кто слышали Евангелие, ходят в Церковь. Но мы не знаем точно, как Господь посмотрит на служение человека, может быть, Он его примет. Как сказал Господь: в доме Отца Моего обителей многих. Может быть, для таких людей тоже есть обители в Царствии Небесном, где-нибудь в его "уголках".

 

- О ком-то из людей сказали, что на нем печать антихриста, и вот спрашивают, почему так могут говорить о человеке, и можно ли вообще использовать такое выражение о человеке, который отличается какими-то отрицательными качествами?

 

- Думаю, в повседневной жизни про своих соседей так лучше не говорить, все-таки это говорится о совсем "выдающихся" личностях, вроде императора Нерона.

Апостол Иоанн Богослов в своем Откровении пишет, что антихристов и сейчас много. Антихристом называется не только тот, что будет искушать народ перед Вторым пришествием Христа, но любой человек, который противился Богу так откровенно, как это делали раньше римские императоры, объявляя себя при жизни богами и требуя поклонения себе. Их тоже называли антихристом.

Но называть человека за то, что Вы видите, что он грешит, думаю, не стоит. Он грешит, но он человек, и у него есть слабости, предрасположенности к чему-то. Как он грешит, мы видим, как он покается, мы не видим, а уже осудили, наложили на него печать антихриста. Если мы можем так запечатывать другого человека, то кто мы? Не сами ли мы антихристы, если имеем такую "печать"? Осуждая человека, мы впадаем в больший грех, чем тот человек, которого мы осуждаем. Мы присваиваем себе права Бога судить человека, поэтому лучше этого не делать. Оставьте это на совести тех, кто так говорит, но сами так не делайте.

 

- Вопрос об эпилепсии: какому святому надо молиться при такой болезни у ребенка?

 

- Тому святому, который больше почитаем в Вашей семье. Тому святому, которому этот ребенок был посвящен при крещении, имя которого он носит. Какой святой почитается в Вашей местности.

Молиться можно любому святому в любой болезни. Есть такой перечень святых, помогающих в разных болезнях, который приводится даже в молитвословах. Но неужели если Вы будете молиться другому святому, он не поможет? Неужели у святых какая-то узкая специализация: от головной боли помогает один, от зубной - другой?

Все святые предстоят перед Престолом Божиим и молятся обо всех наших нуждах: духовных и бытовых, о здоровье. Если мы с верой обращаемся к любому святому, которого более знаем и почитаем, он перед Престолом Божиим будет передавать Богу наши просьбы, ходатайствовать о нас.

 

- Почему люди более склонны обращаться к святым, нежели напрямую к Спасителю?

 

- Одно из наших отличий от протестантизма в том, что у нас есть почитание святых. Ведь святые - это люди, которые так же жили на земле, прошли путь искушений, который проходим и мы, и благодатью Божией, и своими усилиями завоевали какие-то добродетели, были прославлены и канонизированы нашей Церковью. Это правильно, что люди к ним обращаются. Именно потому, что они были такими же, как мы, они нам роднее, и нам проще обращаться к ним.

Например, в Петербурге наиболее почитаема Ксения Блаженная, ведь она ходила по нашим улицам, знает наш город, молилась о нем, предание о Ксении передается здесь из поколения в поколение. То же и с другими святыми. Мы знаем, что они рядом. Сколько людей приходило к преподобному Серафиму Вырицкому, и скольким он помогал, и они продолжают обращаться к нему и после его смерти. Я знаю людей, которые видели Серафима Вырицкого и говорили с ним еще при его жизни. Они уже тогда получили опыт общения с ним и продолжают общение после его канонизации, это уже иной молитвенный опыт общения. Они обращаются к нему, потому что знают его и доверяют ему.

 

- Как ученики Спасителя смогли вспомнить, воспроизвести и записать все те слова и речи, которые потом были записаны в Евангелии?

 

- Во-первых, мы знаем из Евангелия от Иоанна Богослова, что Христос в прощании с учениками в Сионской горнице обещал послать Духа Святого от Отца, Который напомнит им все, что Он делал и говорил. Дух Святой был послан - это событие мы отмечаем в Праздник Пятидесятницы. После сошествия Духа Святого апостолы разошлись на проповедь, подкрепляемые благодатной силой Духа, и проповедовали Евангелие уже другим народам.

Евангелия записаны со слов ближайших учеников Христа: Апостола Петра, Апостола Иоанна Богослова, то есть тех учеников, которые постоянно были рядом с Ним, видели исцеления Им больных и бесноватых, чудеса, которые Он творил. Они устно проповедовали, основывая Церкви в Малой Азии, на Балканах, в Италии. Апостол Павел доходил до Испании. Евангелист Марк просто записал весь рассказ Апостола Петра.

Потому Евангелия чуть-чуть и различаются, что разные ученики могли что-то запомнить, а что-то упустить, и потому разные Евангелия дополняют друг друга. Особняком стоит Евангелие от Иоанна Богослова, который писал его, уже будучи старцем, и когда были написаны другие Евангелия. Его Евангелие более говорит о духовных проблемах, нежели о земной жизни Христа. Вся информация о Его жизни дошла до нас либо в Евангелии, либо в Предании, передаваясь из поколения в поколение устно, а потом записываясь. Записываться это стали тогда, когда появилась угроза, что это можно забыть, а также когда появилась необходимость распространить это для большего числа слушателей.

 

- Вопрос прагматический: как быть с обветшавшими календарями, иконочками, всей печатной продукцией с изображением креста, храма, икон?

 

- Прежде всего, просто выкидывать в мусор такие иконы, даже если они на бумаге, конечно, нельзя. Лучше всего либо сжечь и пепел бросить в любую реку, либо высыпать не непопираемое место, но таких мест у нас в городе, наверное, уже нет. Река - наиболее подходящий вариант для города. Если совсем не знаете, как поступить, обратиться к работникам храма, священнику, потому что в храме тоже много освященных вещей, которые надо куда-то девать.

 

- Как относиться к светским газетам, в которых бывает, также печатают изображения святых икон?

 

- Конечно, проследить судьбы всех светских газет невозможно, большинство светских людей не относятся к этим изображениям, как к святыне. Такие газеты могут попадать в мусор и попираться. Если мы можем забрать и унести священное изображение, лучше это сделать. Но проследить за всеми газетами мы не сможем.

 

- Как благословлять трапезу в общественных местах, когда люди пришли в кафе или столовую? Стоит ли вставать, молиться, креститься?

 

- Насколько человек готов это сделать, насколько готов к тому, что это может быть воспринято окружающими с удивлением.

Мы бываем в поездках, и нам приходится есть в кафе. С игуменом Иларионом мы приезжаем в Санкт-Петербург, в Иоанновский монастырь на Карповке служить молебны, потому что святой праведный Иоанн Кронштадтский много помогал нашему монастырю еще при жизни, помогает в его восстановлении он и сейчас. Часто люди просят побеседовать с ними после молебнов. Мы заходим в кафе напротив монастыря, берем чай, стоя молимся, поем "Отче наш", благословляем трапезу, садимся и пьем чай. Честно говоря, то, что думают окружающие, нам неважно.

Если для Вас это вопрос щекотливый, то прочитайте молитву про себя, тихонько перекрестите тарелку, не размашистым жестом, и спокойно кушайте.

 

- Вопрос о покаянии: человек раскаялся сразу после совершения своего греха, а когда приходит на исповедь, то переживания раскаяния уже не испытывает и только умом помнит. Правильно ли это?

 

- Не только правильно, но и очень хорошо. Об  этом пишут святые отцы. Если Вы заметили, что Вы согрешили, то тут же должно и покаяться. К исповеди Ваши чувства уже остынут, но покаяние уже было тогда. Если же Вы даже исправили то, в чем согрешили, попросили прощения у того, кого обидели, то Вы уже принесли плоды покаяния. На исповеди Вы говорите о том, что это было и что Вы это уже исправили.

 

- Вопрос о духовнике: где и как можно его найти, нужно ли его искать, и обязательно ли это должен быть священник?

 

- Вопрос задают миряне. Сейчас у нас так принято, что духовником у мирян является священник. Для монашествующих духовником может быть опытный монах, потому что духовничество для монашествующих - это наставление в духовной монашеской жизни. Опытом духовной монашеской жизни может делиться не только священник, но и опытный монах.

Что касается людей, живущих не в монастырях и не при монастырях, то у них духовники обычно священники. Что вкладывается в понятие духовник?

Для мирянина нет понятия полного послушания, то есть брать благословение на все, что делается с утра до вечера, мирянину не надо. Духовник нужен мирянину, для того чтобы решать вопросы духовной жизни в его конкретной жизненной ситуации. Это может быть священник, которому Вы доверяете и которому чаще исповедуетесь, тот, кто Вам ближе, и доступнее, но главное - это доверие. Если Вы не будете доверять и, спросив совета, начнете сомневаться, то какой смысл брать этот совет?

Духовник для мирянина - то священник, к которому Вы будете ходить на исповедь и периодически - в серьезных жизненных ситуациях, когда Вы боитесь согрешить, боитесь оступиться - будете советоваться с ним. Чтобы выбрать, надо просто посмотреть на батюшек в Вашем окружении. Не надо специально искать каких-то старцев в монастырях, к которым надо три дня в очередь стоять, живя у стен монастыря. К такому батюшке Вы сможете попасть раз в год, а жить Вам надо ежедневно в том окружении, в котором Вы живете.

 

- Вопрос об имеющемся представлении, что на могиле некрещеного человека, можно поместить икону мученику Уару, чтобы молиться ему. Насколько обосновано это представление?

 

- Размещать икону на надгробии человека, чтобы молиться? Молиться о некрещеных Вы можете в любом месте. Размещать икону на надгробии мне кажется лишним. Если Вы считаете, что уйдете, а икона будет молиться за Вас, это неправильно. Молитесь Вы и молитесь там, где делать это удобнее. Обычно это удобнее делать дома, ведь могилу Вы будете посещать не каждый день, а молиться об усопших родственниках надо постоянно. Если Вы читаете утреннее и вечернее правила, то можете молиться об усопших.

Мы только что говорили, что есть такие народные поверья о том, что в определенных нуждах надо молиться каким-то определенным святым. То, что только мученику Уару и никому другому молятся за некрещеных - это одно из таких поверий. В его житии действительно есть рассказ, что он вымолил некрещеного. Если Вы почитаете мученика Уара, можно молиться и ему. Но главное - это молиться и не оставлять это делание, и Господь может помиловать и некрещеного, мы говорили, что не можем знать, как это будет.

 

- Вопрос о том, как храниться от блудных помыслов?

 

- Молитвой. Следить за своими мыслями, за своими ушами и глазами. Если мы смотрим кино с какими-то привольными сценами, то нет ничего удивительного, что потом появляются такие мысли. Мы же сами захотели в это вляпаться. Следить надо за ушами, потому что мы любим слушать о чужой жизни, разные неприличные анекдоты, тогда и  получается, что потом эти мысли лезут в нашу голову.

Как только мы что-то заметили, надо сразу отсекать эти мысли, стараться не думать, переключаться на другое и молиться, чтобы Господь избавил от этого. Молиться можно любой молитвой, которая Вам близка. У монахов Иисусова молитва должна быть постоянно. Если Вы знаете, что такое Иисусова молитва, пытайтесь. Если нет, любая другая коротенькая молитва.

Если молитва короткая, то проще прочитать ее несколько раз и переключить мысли с ненужных помыслов. Это касается не только блудных помыслов, но любых помыслов, которые могут вывести нас на какой-то грех. Не обязательно мы дойдем до греха делом, но если мы начнем думать о нем и переживать его, то это уже греховное состояние. Поэтому любой проскальзывающий греховный помысел надо прогонять молитвой.

 

- Вопрос о рамках от обветшавших икон. Когда хотят поменять эти рамки или полочки, на которых стояли иконы, считаются ли они тоже освященными?

 

- Освящается икона, освящается образ, если рамку освятили вместе с иконой, то нельзя ее выкинуть куда-либо. Наверное, тогда лучше утилизировать ее вместе с обветшавшими иконами.

Но если освящена была лишь икона, а потом ее вставили в рамочку, то это просто рамка. Так же и с полочкой, которая просто полочка. Бывает, что иконы стоят на полках в книжных шкафах, разве от этого освящаются шкафы?

 

- Следующий вопрос о разводе: нужно ли молиться о бывшем муже и его родственниках, если такая традиция была еще в браке?

 

- Это должен сам решать каждый человек. Господь призывал молиться даже за своих врагов. Если Вы можете, чувствуете потребность в этом или если они просят Вас об этом, продолжайте молиться. Если Вам это не надо, если Вы при этом чувствуете себя неуютно, тогда лучше это оставить, чтобы сохранить молитвенный дух, нежели переходить на какие-то эмоции и воспоминания.

 

- Вопрос: на что нужно брать благословение? Ведь бывает так, что прихожане берут благословение буквально на все.

 

- Частично мы уже говорили об этом. Монахи должны брать благословение на все: перед каждым послушанием, перед каждым выходом из обители.

Что касается мирян. Если Вы чувствуете, что Вам нужна особая Божия помощь, Вы приходите к батюшке и просите помолиться о Вас и благословить на дорогу. Но брать благословение на каждый эпизод Вашей обыденной жизни, не имеет смысла, этим Вы только замучаете батюшку. Если Вы живете в миру, то откладывать дела, требующие неотложных решений, только потому, что Вы не взяли благословения, неправильно. Вы отвечаете сами себя. Вы должны стараться не нарушать заповеди, стараться не грешить.

Когда возникают ситуации, в которых Вы боитесь поддаться искушению, и Вам требуется особая молитвенная помощь, Божие заступничество и покровительство, тогда стоит взять благословение. Но брать благословение на обыденные вещи, делая вид, что Вы являетесь монашками в миру, не стоит: мир - это не монастырь.

 

- Последний вопрос: нательные крестики бывают с изображением Спасителя и без Него, можно ли считать православными крестики без изображения Спасителя?

 

- Крест - символ поклонения страстям Христовым. На кресте Спаситель пострадал за нас, за наши грехи. Сам крест имеет особое значение для нас. Даже у батюшек кресты бывают разной формой. У меня, например, четырехконечный крест, который некоторые почему-то называют католическим. Но я православный батюшка, и этот крест на меня одел Владыка. Бывают восьмиконечные кресты разной формы. У каждой формы свои символические и функциональные значения, которые помогают различать священников.

У нас повелось так, что на крестах нательных изображается Спаситель. Дело в том, что сейчас появилось много ювелирной продукции, а также бижутерии, которые изготавливаются в качестве украшений, чтобы их могли носить светские люди. Уподобляться светским людям, превращая крест в аксессуар одежды не стоит. У нас есть традиция, давайте будем следовать ей. В церковных лавках я никогда не видел крестов без распятия, а каким он будет - четырех-, восьмиконечный, это уже дело Вашего вкуса.

 

- Спасибо, батюшка. Наша программа заканчивается. Прошу Вас благословить наших телезрителей на прощание.

 

- Господь благословит всех вас. Спаси Господи.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать