О смысле жизни

5 января 2011 г.

Аудио
Скачать .mp3

– Сегодня мы начинаем цикл бесед со схиархимандритом Илием, известным духовником нашего времени, человеком, к которому за словом любви и утешения, совета, наставления приезжают люди из разных уголков России. Намечая тему разговора, отец Илий хотел затронуть самые важные вопросы – те, которые чаще других задают священнику. Эти вопросы иногда называют вечными. Один из таких вопросов – о смысле жизни: зачем человек живет на Земле?  Батюшка, я думаю, Вам не однажды задавали этот вопрос?

– Конечно. Мы должны понять, что какими бы ни были жизненные условия, жизненные обстоятельства наши и возможности в этой жизни, мы неизбежно уходим из этого мира. И если задуматься, то слишком коротка наша жизнь; если только касаться понятия о времени нашего пребывания в этом мире, то получается просто бессмыслица. Почему? Вы знаете слова Пушкина: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?». То есть и страсть, и горе, и увечье, болезни просто человека надрывают, он приходит в отчаяние и думает: для чего я живу? Он задумывается. Порой он думает, что все в жизни слабо, неустойчиво, жизнь слаба.

Конечно, бывает, что люди-счастливцы с внешней стороны проживают жизнь в достатке. Но, однако, если заглянуть в их душу, может быть, человек внешне несчастный в два раза крепче душой и доволен, чем счастливый внешне. Об этом, конечно, очень много говорит литература.

– Батюшка, скажите, что значит «заботиться о душе»? Что входит в это понятие? И что значит слово «душа»?

– Человек имеет две субстанции: творение Божие и господин, которому Господь дал власть. И человек – последнее, что Он создал. Вдунул в его тело дыхание жизни. Человек вышел из рук у Отца – первозданные прародители наши Адам и Ева. Они были в исключительном состоянии, которое нам вообще даже не представить – ни духовное, ни физическое состояние. Человек создан был для бессмертия, для вечности.

– Считается, что человек создан по образу и подобию Божию. В чем это выражается?

– Образ Божий – то, что Бог разумное и духовное существо. И никакого сравнения нет. Равенства с Богом у человека нет, но образ Его дан. То есть Бог создал человека свободным, разумным – духовным. Подобие Божие человек приобретает, если есть совершенствование. Бог всесовершенный, всемогущий и вседовольный. Сказано: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. И если человек не нарушил бы заповедь, так и оставался бы бессмертным. У личности Бог прежде всего личный. И человек душой проявляется как личность, то есть в разуме, воле, чувствах. Бог, конечно, непостижим в Своем существе и не ограничен в пространстве и времени. Но человек как личность ограничен.

– Батюшка, иногда говорят «смерть души». Может ли в то время, когда человек еще жив, душа его умереть? И когда это происходит?

– Это смерть в грехе от нарушения заповеди Божией. Он душой потерял то состояние, и если он первоначально непосредственно общался с Богом, то дальше он отошел, потерял связь с Ним. И поэтому настала смерть души – смерть в том, что он потерял состояние, которое ему дано было вначале. Так и есть. Ныне, в Новом Завете, когда Спаситель избавил от греха, проклятия и смерти, крещеный человек может приобретать то состояние, которое соединяет его с Богом. Христианин через молитву, через меру, нравственную жизнь восходит, приближается к Богу. То есть нынешний период его жизни дает возможность приобретать вечную жизнь. Но поскольку тело человека стало смертным через грех, вошедший в природу человека, то он получает задатки несовершенства. Умирает тело, но как физическая субстанция. Но мы знаем, что человек приобретает благодать Божию. Даже в останках действует благодать. Мы в Православной Церкви знаем сохранение мощей.

– Человек обращается к своей душе: «душе моя, душе моя, что спиши?» – конец приближается. Получается, что тело и душа живут обособленно. Как сделать, чтобы они жили гармонично?

– Когда человек ранит тело, естественно, оно болит, телесная природа повреждается. И душа испытывает эту болезнь. Болезней у нас достаточно много. И случайных, и длительных болезней. Это человек видит и замечает. Но не исключена и болезнь нашей души, когда человек испытывает большую скорбь, когда его обижают или когда он скорбит о потере родственников, о смерти близких. Здесь уже духовные проявления. У отца Иоанна (Крестьянкина) очень много об этом сказано, и вообще в нашей литературе. Это проявление души как субстанции. Если он живет порядочной жизнью, он всегда это заметит.

– Наш сегодняшний разговор со схиархимандритом Илием о жизни, о человеческой душе, о вечности мы завершаем напутствием всем тем, кто стремится жить с Богом, по Божиим заповедям и законам. Батюшка, хотелось бы услышать Ваши пожелания.

– Я желаю, чтобы мы больше обращались к нашей вере, были достаточно крепкими православными людьми, чтобы наша жизнь была по заповедям, которые указал Господь в Божественном Откровении, святом Евангелии и в нашей Русской Православной Церкви. Тогда будет последовательность нашей доброй жизни. И наши скорби, болезни, недостатки нашей жизни, трудности будут растворяться, когда мы поймем, что с нами Господь – Он всегда близок к нам, Он всегда поможет нам во время нашей благочестивой православной христианской жизни. И тогда мы не будем отчаиваться, не будем слишком сетовать на то, что нас иногда неизбежно постигает и огорчает. И тогда можно сказать: слава Богу за все, за скорбь и за радость.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы