О земном и о небесном. Притча о мытаре и фарисее

26 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Наступило время подготовки к Великому посту. В эту Неделю вспоминается история о мытаре и фарисее. Думаю, что люди церковные об этом много знают и с удовольствием послушают, но и нецерковным тоже будет интересно, потому что слова на слуху, но мало кто знает саму историю. Расскажите нам, пожалуйста, кто же такие фарисеи.

– Евангельская история повествует о том, как два человека вошли помолиться в храм. Один из них был мытарь, другой фарисей. Фарисей – это человек, который принадлежал современной для своего времени религиозной партии, и, собственно, цели и задачи фарисеев заключались в том, что они сохраняли (очень твердо и решительно) свою национальную культуру. Это был такой ответ на инокультурную экспансию по отношению к своему народу. Это люди, которые придерживались закона. И для них твердое и пунктуальное выполнение закона было как раз таким инструментом сохранить свои традиции: языковые, религиозные, общественные.

Но зашли они очень далеко с этими законами, создав более 600 разного рода постановлений, и настолько увлеклись их исполнением, что, собственно говоря, превратили себя в людей для служения закона, а не закон для служения себе. Фарисейство стало нарицательным потому, что потеряло дух любви, а это самое страшное – в битве за правду перестать любить или не любить вообще. Тогда сама эта битва и сама эта правда представляются очень искаженно. Потому-то в Евангелии Христос очень часто осуждал фарисеев – именно за эту черту фарисейства.

А мытарь – это сборщик податей; среди людей не совсем популярная и модная, если так можно сказать, профессия. Конечно, было очень много нареканий к тогдашним налоговикам. Хотя, может быть, и не только к тогдашним есть эти нарекания. Но мы не об этом. Так вот, эти два человека молились в храме. Зашедший в храм мытарь молился с очень горячей надеждой, не смог пройти вперед храма, просто бил себя в грудь и произносил всего лишь несколько слов: «Боже, будь милостив ко мне, грешному». Он зашел с любовью к Богу, с надеждой на Его прощение. Его покаяние было не фарисейским, оно было живым, безусловным. И это покаяние приводило его не к осознанию того, что все вокруг плохие, а к тому, что он сам нехорош.

Фарисей же, наоборот, хвалился: я праведник. И Христос, приведя нам пример этих двух людей, сказал, что мытарь ушел из храма более оправданным, чем фарисей. Христос не сказал, что фарисей не оправдан и что его молитва не была услышана, – несомненно, была услышана, но только его законничество, которое стояло над любовью, не позволило Богу излить Свою любовь больше на этого человека.

– В настоящее время фарисеи есть?

– Да. Иногда, в какие-то моменты, так бывает, что, применяя правило или какой-либо закон, ты это делаешь с твердой убежденностью и уверенностью не только своей правоты, но и с тем, что поступить нужно именно так и никак иначе. То есть где-то ты даже, может быть, и не хочешь простить, но свое «не хочу простить», «не хочу понять» начинаешь выражать так: по закону положено. А на самом деле это твое «не хочу и не буду». И если так происходит, ты фарисейничаешь.

– Наверное, в себе самом очень трудно это заметить. Кажется, я заставляю себя,  делаю правильно. Эта грань такая тонкая...

– Да, она действительно тонкая. Знаете, это можно очень хорошо заметить по отношению других людей к тебе. Если вокруг тебя все вдруг стали плохими, значит, что-то с тобой не так.

– Получается, что мытарь от себя отворачивается. Фарисей самодовольно себя разглядывает. Часто современные психологи, как мы видим, проводят специальные курсы, где, наоборот, учат не отворачиваться от себя, а любить себя и так далее (и только тогда человек может достигнуть гармонии с самим собой). Это понятия из одной сферы?

– Знаете, мытарь в себе любил Того, Кого он оскорбил своим поступком. Когда говорят, что нужно любить себя, тут нужно договаривать, что значит любить себя. Любить в себе Того, на Кого ты похож, Кто создал тебя по Своему образу и по Своему подобию. И когда в этой любви наступает трагедия неблагодарности (или, проще говоря, грех), тогда ты начинаешь это восстанавливать. Ты не оторачиваешься от себя, не говоришь всем: «Я плох»; не начинаешь биться головой об стену, уничтожая себя. Нет, ты начинаешь в себе изо всех сил отмывать этот образ. Как если бы ты потерял драгоценную монету и бросился в грязь. Ты это делаешь не для того, чтобы поваляться там, но чтобы найти эту драгоценность, отмыть ее, а также свои руки и колени, на которых будешь ползать, ища ее.

– Я читала, что были и праведники, которые вышли из фарисеев. Это действительно так?

– Да. К примеру, самый известный фарисей в Священном Писании – апостол Павел. Это человек удивительной, твердой, глубокой веры; человек, который хорошо знал закон, который искренне служил закону и глубоко верил, что само служение этому закону и делает его счастливым человеком (или делает его праведным человеком). Мы знаем, что с ним произошло: однажды Господь явился ему, остановил его и говорит: «Павел, трудно тебе идти против рожна». В тот самый момент он понял, что служение закону без любви – это не служение Богу. И все, что мы делаем без любви к Богу и без надежды на Него, приобретает умерщвленный характер.

– Бывает ли проявление фарисейства в нецерковном смысле?

– Таких примеров масса. Возьмите любой глянцевый журнал или современные ток-шоу, и вы увидите и услышите массу самовосхвалений и самолюбование. Хотя в полном смысле слово «фарисейство» – это все же больше праведность. Но это праведность без соприкосновения с Источником этой правды. Иногда многим так легче. Знаете, как говорят (и это, кстати, тоже относится к фарисейству): «Да, несомненно, что-то где-то есть; что-то нами и миром управляет». Но чтобы начать общаться с этим Источником, у человека не хватает простой, элементарной благодарной любви, потому что он все привык делать только для себя и думает, что этим делает себя счастливым.

– В некоторых источниках фарисеев называют сектантами. Это правильно?

– Для своего времени они, конечно, очень сильно выделялись среди религиозного общества. Поэтому это их выделение, собственно говоря, и фиксировало за ними такое отношение.

– В связи с этим немножко, может быть, отвлекусь от темы сегодняшней программы, но очень хотелось бы задать вопрос, касающийся сектантства. Очень активно сейчас в медиапространстве обсуждается тема приговора гражданину Дании Деннису Кристенсену, которого признали виновным в экстремизме, так как он организовал в городе Орле секту свидетелей Иеговы. Что меня удивило, большинство возмущений исходит от православных христиан, которые возмущены суровостью приговора – ему дали шесть лет. Они считают такие методы борьбы с псевдорелигиозными течениями слишком жестокими. Ваше мнение?

– Знаете, можно об этом говорить очень долго. Но если мы начнем сравнивать меру наказания и меру преступления (а таких примеров, к большому сожалению, в нашем современном российском обществе очень и очень много), то действительно поймем, что закон без любви перестает быть законом. Он должен прежде всего работать таким образом, чтобы меру самого нарушения закона не делать суровой карой, которая совершенно, если так можно сказать, погубила бы человека.

Конечно, правоохранительным органам принимать решение. Но полагаю, что есть преступления, которые являются более страшными и нуждаются в более суровом отношении, а есть такие поступки, которые, наоборот, может быть, нуждаются в ином. Как бы не произошло обратной реакции, то есть благодаря такому суровому наказанию как бы не вызвать совершенно иное отношение, в том числе к представителям этой секты. Скажут: «Видите, какие страдания и скорби переносят люди». Ведь об этом тоже нужно думать. Потому что любое наказание должно не ломать, а изменять, и это самое важное.

– Вернемся к мытарям... Получается, презираемые всеми в свое время, могли ли они найти спасение у Бога тогда?

– Спасибо за этот вопрос, потому что действительно в образе мытаря мы сталкиваемся с некоторым парадоксом. Мытари действительно родом своей деятельности обирали собственный народ, занимались так называемыми откупами. Это люди, которые всегда испытывали презрение среди своих. Кстати, даже в Священном Писании нередко есть указание, когда их относят к плохим людям, например: «да будет он тебе как язычник и мытарь». Они сравнивались с язычниками, то есть с людьми, потерявшими веру, с людьми, потерявшими общение со своим Творцом. Но когда человек по-настоящему хотя бы иногда прислушивается к своей совести и обращается к своему Создателю, то Бог, несомненно, прощает такого человека, Он все равно ведет его к Себе.

Сейчас скажу такую вещь, которая некоторых может удивить. В церковнославянских текстах есть такие интересные слова, где говорится о том, что Бог все равно исхитрится спасти человека. Его самая главная радость – как Он Сам говорит: «Я не хочу смерти грешника, но если обратится, дам ему жизнь вечную». И удовлетворение Божие не в том, чтобы все получили по заслугам. Удовлетворение Божие в том, чтобы каждый почувствовал в себе нужность, живость Его присутствия в жизни. Вот тогда это и происходит, и происходит  посредством прощения грехов человека. Когда Бог прощает, Он любит, в ответ на наше собственное покаяние.

Поэтому тот самый евангельский мытарь – это человек, который решился полюбить, человек, который решился на этот шаг. И ведь понятно, что после такой молитвы в храме он вышел уже с другими намерениями. По всей вероятности, он изменил свою собственную жизнь. Он (именно этот человек) перестал быть ненавидимым; не сразу, конечно, постепенно. В нем все еще видели того мытаря, которого знали, но он от шага к шагу становился другим человеком.

– В общем и целом как нам, каждому, не вырастить в себе ни мытаря, ни фарисея?

– Оказываться в пространстве храма, оказываться в пространстве присутствия Божия. Это как в больнице: чтобы не болеть, в ней нужно бывать, чтобы врач мог вовремя что-то подправить. Тогда все будет правильно.

Так и здесь: эти два человека оказались в духовной лечебнице, в здравнице – в храме. И там они обратились к Источнику всякого благополучия для человека, к Тому, на Кого мы похожи.

– Владыка, спасибо большое за такую замечательную программу, которую сегодня Вы провели. И, конечно, время Вашего заключительного слова.

– Спасибо за сегодняшнюю беседу!

Дорогие братья и сестры, каждый из нас подходит к зеркалу. Особенно в эти дни наступающего Великого поста я хочу пожелать всем нам, чтобы в этом зеркале мы пытались не себя разглядеть, а тех, кто за нами. Чтобы это зеркало стало отражением мира вокруг нас. Вот тогда мы сможем и с мытаревым покаянием изменить свою жизнь, и с праведностью фарисейской сделать первые правильные шаги в своей жизни – когда мы увидим окружающий нас мир, созданный Богом для нас. Храни вас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать