Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Можно и так сказать. Но, знаете, я отнес бы это в целом к человеку. Мы ведь определяем существ очень простым, иногда достаточно примитивным образом – бессловесное это существо или словесное. Есть такое мнение у некоторых лингвистов, что само слово «человек» – это измененное слово «словек», то есть это тот, кто говорит, кто владеет словом. И это созвучно с теми словами, с которых мы начали нашу дискуссию. В начале было Слово – это Дар Божий, Который воплотился в человеческую жизнь. Поэтому тот, кто говорит, кто владеет словом и особенно призван беречь, сохранять слово, – несомненно, особый помощник Тому, Кто сотворил все Своим словом.
– Библия учит, что сначала на земле был один язык. Что это был за язык? Как трактует Церковь разделение языков? И нет ли в связи с этим конфликтов с лингвистами?
– Трудно сказать, что это был за язык и как он звучал. Но надо сказать о том, что это был язык, на котором общался Адам (вместе с Евой) со своим Создателем в раю. Это был язык, который нес в себе не только информативную нагрузку. Это был язык общения с Богом, инструмент сакрального общения человека со своим Создателем.
Что же случилось с языками, когда они были разделены? Это стало последствием проблемы внутреннего разделения. Мы знаем из Священного Писания историю о Вавилонском столпотворении, когда люди захотели построить башню и этой высокой стройкой показать высоту своей свободы; добраться до самых небес, что называется, чтобы там погрозить Богу. Именно тогда и произошло смешение языков. Внутренний надлом, грех, гордость, внутренние изменения, внутренняя несвобода привели к тому, что люди стали несвободны в понимании друг друга, они просто перестали понимать друг друга, они утеряли один язык – и каждый начал говорить как бы на своем языке. Эта трагедия стала ответом на внутреннюю трагедию человеческой свободы.
– Лингвисты не выдвигают свои какие-то версии? Никогда не было конфликта?
– Нет. Наверное, для лингвистов чаще всего их профессиональный интерес заключается в том, чтобы находить похожие, близкие слова, выражения разных смыслов (это звучание, фонетика и так далее). В дальнейшем язык стал тоже частью появившихся новых народов и племен, и одним из выражений, если так можно сказать, национального стала языковая традиция.
– Что такое дар языков? Встречается такое словосочетание.
– Это понимать язык. Это не просто говорить на другом языке. Дар языков – это уметь слышать, обладать даром свободного, чистого, достойного слова... Вот мы сегодня вспоминали историю, когда же языки вдруг смешались и появились новые. Так вот, обратный процесс – высвобождение из своей собственной души зависимостей, страхов, испорченности – приводит к чистоте языка, к дару языка. Это, несомненно, талант, который Бог дает человеку, имеющему чистое сердце.
– Следующий вопрос банальный, широко обсуждаемый, но я Вам его еще не задавала. Почему службы в храмах идут на церковнославянском языке? Наверное, часто Вы сталкиваетесь с тем, когда говорят: «Вот если б на русском, людей в церковь пришло бы в два раза больше. Все было бы понятнее, яснее». Что отвечать?
– Есть масса моментов, когда люди, для которых храм не является местом, средой обитания, начинают придумывать оправдания: то язык непонятный, то стульев недостаточно, то еще что-то. Одним словом, масса причин. Церковнославянский язык является языком сакральным. Знаете, это та самая пуповина, которая связывает нас с нашими предками. Мы многим отличаемся от наших предков, в том числе и современным разговорным русским языком, с помощью которого сейчас общаемся друг с другом. Но церковнославянский язык является, если так можно сказать, материнским языком для нашего народа, для нашего этноса. Это тот самый инструмент, который связывает нас с нашими предками; они на этом языке говорили и его развивали как современный русский язык. Церковь сохраняет этот сакральный язык и совершает на нем богослужения.
– «Отче наш» – это церковнославянский? Или это уже адаптированный язык?
– И в церковнославянском языке, кстати, каждое столетие проходит так называемая адаптация: меняются слова, которые стали совершенно устаревшими. Или их произношение созвучно сегодня с новыми смыслами, которые навязаны этому слову. Ведь бывает и так. Кстати, если говорить о сакральности, есть один бес, которого называют «тлитель смысла». Когда одно слово растлевается в человеке, оно, имея изначально одно значение, в своем растленном смысле приобретает другое значение. Вот такие слова заменяют, чтобы они не смущали современного человека с его современным фонетическим восприятием.
– А разве можно понять церковнославянские тексты как-то по-разному? Неужели они настолько сложные?
– Не так давно я общался с одним человеком, который сказал, что сейчас читает Шекспира в подлиннике, не в переводе (человек хорошо изучил язык и читает на языке Шекспира его произведения). И он говорит о каком-то особом впечатлении, которое получает. Да, есть слова, которые сегодня не употребляются, но при этом он говорит, что нашел для себя намного больше, более глубокий смысл вообще в слове как таковом.
То же самое происходит и с церковнославянским языком. Это язык, который хранит в себе не только созвучие, но и очень глубокий внутренний духовный смысл. Конечно, это еще и удивительная поэзия, это очень красивый язык.
– Когда пытаются переводить церковнославянские тексты, Вы как к этому относитесь?
– Они неуместны для соборного богослужения, но вполне могут быть допустимы для частного богослужения. К примеру, человек только начинает свое молитвенное правило и приобретает навык молиться утром и вечером. Для него вполне возможно, если он возьмет в руки молитвослов на русском языке (которых сегодня немало) и начнет молитву со слов, ему понятных. Но это только начало, дальше от «букваря» он перейдет к более сложным произведениям и все равно придет к церковнославянскому языку. Я знаю массу таких примеров: начинали с молитвословий на русском языке в домашней молитве и продолжили на церковнославянском.
– Владыка, действительно ли в европейских и американских православных храмах службы идут на родных языках?
– Да, это действительно так.
– А в России такая практика есть?
– Для нас церковнославянский является родным языком; это язык, на котором мы молимся. И для традиции нашей Церкви этот язык остается именно таким.
– Сталкивается ли сейчас Церковь с какими-то агрессивными нападками с попыткой переделать язык?
– Церковь сталкивается с человеком, испорченным грехом. И когда такой человек приходит в пространство храма, он приходит в том числе для того, чтобы для себя найти некоторое исцеление, но иногда это бывает очень болезненно. Однако на протяжении столетий Церковь знает лекарства по отношению и к таким людям. Кстати, надо сказать, что в европейских странах богослужебный язык отличается от разговорного, он все равно носит в себе, если так можно сказать, более усложненный характер. В этом языке есть такие слова и обороты, которые не употребляются в обычной разговорной речи. Знаете, это язык высокого общения, язык любви.
Вот когда человек полюбил и начинает говорить с тем, кого он полюбил, он вдруг сам для себя открывает совершенно другие слова, он вдруг начинает говорить не междометиями или какими-то сокращенными сленговыми выражениями, а начинает говорить подолгу и глубоко; сначала застенчиво, а потом раскрывая в себе какой-то удивительный мир любви, которая случилась с ним. То же самое и богослужебный язык: это язык признания в любви своему Создателю, и когда ты начинаешь говорить на нем, молиться на нем, оказываешься в его пространстве, в его звучании, ты чувствуешь настоящую любовь.
– Сила слова. Говорят, что можно оживить словом, можно убить словом. Были ли в Вашей жизни такие примеры?
– Да. И много. Эти примеры особенно случаются тогда, когда человек приходит и говорит: «Сегодня мне сказали очень горькие слова». Человек с этим посеянным дурным словом как испорченная, вытоптанная земля, и нужно сказать множество слов такому человеку, чтобы эту землю вернуть к жизни. И ведь каждый из нас такие слова помнит. Например, мы говорим: «Я никогда не забуду этих слов». Или: «Я ему этих слов никогда не прощу». Мы понимаем, что слово продолжает жить. И дурное слово нужно вытеснить добрым. Все очень просто: чтобы стало больше света, нужно открыть окно.
– Задам совсем земной вопрос. Когда Вы слышите где-то рядом вдруг «позвонишь мне» или «одень шапку» и так далее, как Вы реагируете? Замечанием?
– Если есть такая возможность – да, в некоторой шуточной форме можно сделать и замечание. Иногда это получается, ненавязчиво быть учителем. А можно просто проговорить это слово, но правильно.
– А есть слова, от которых Вас просто коробит? Или, наоборот, слова-любимчики в Вашем лексиконе?
– Есть, конечно. Я, может быть, их сейчас не перечислю, потому что их много. Всегда коробит грязная, бранная речь, и особенно это больно тогда, когда слышишь ее из уст достаточно молодых людей или очень пожилых. Мне кажется, первые должны, как источник, владеть чистым языком, а последние (как опытные) понимать, насколько важно слово в их жизни.
– Что касается молодежи, у них же сейчас совершенно свой, особый язык. Когда Вы его слышите, Вы относитесь с пониманием: «Ну, что делать? Им тоже приходится адаптироваться к каким-то современным моментам»? Или все-таки Вы против этого?
– Знаете, я отношусь к этому как к языку врачей: когда они начинают между собой о чем-то говорить, употребляя массу медицинских терминов. Ты не понимаешь, о чем вообще идет речь, и иногда даже можешь напугаться, так как на тебя подозрительно смотрят и спорят, что же там показали анализы. Вот я отношусь к этому так же, как к медицинскому языку. Но если они понимают друг друга, если это приносит пользу, то хорошо. Но никогда не надо добавлять в этот язык скверных слов, нужно обязательно оставлять это пространство нетронутым.
– Скверные слова: что они разрушают и насколько сильно?
– Собственную свободу. Человек, который сквернословит, – человек зависимый. Человек, который не может избавиться от сквернословия, – это человек очень гордый, и сквернословие является последствием этой внутренней испорченности.
– Вы сейчас, наверное, многих удивили. Потому что если смотреть на молодых людей, им кажется, что, наоборот, позволяя это себе, они демонстрируют свою свободу.
– Напротив, это язык рабов.
– Владыка, большое Вам спасибо за столько мудрых слов сегодня. И, конечно, еще одно Ваше заключительное слово...
– Спасибо за наше сегодняшнее общение и за тему, которую Вы выбрали для общения.
Дорогие братья и сестры! Чтобы слышать как можно больше хороших слов, нужно просто самому их произносить. И дай Бог, чтобы мы всегда слышали хорошие слова, звучащие из наших собственных уст, которые повторяли бы наши дети и наши друзья. Пусть Господь хранит всех нас!
Ведущая Юлия Бычкова
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. За семью печатями
Учимся растить любовью. Молодежный проект Тихвинской епархии «По святым тропам»
У книжной полки. Вариации на тему любви и милости
Письма из провинции. 18 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!