О земном и о небесном. Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом

15 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Владыка, рада приветствовать Вас в новом году! Я собрала сегодня микс самых неожиданных вопросов для священников. Думаю, что всем нашим слушателям всегда интересно узнать именно Ваше мнение по многим вопросам. Но предупреждаю, вопросы неожиданные.

– Новогодние. (Смеется.)

– Первый вопрос: можно ли выжить во время Апокалипсиса, если ты находишься в бункере?

– Очень часто я слышу такой вопрос. Потому что для многих главной целью становится во что бы то ни стало выжить. Но мы должны понять, что такое Апокалипсис. Одно дело, когда этим словом называется какая-то развязанная военная агрессия одного государства против другого, во время которой страдают другие государства. И другое дело, когда это евангельское, библейское понимание Пришествия в мир Христа Спасителя. Тогда самым главным остается не вопрос остаться в живых, а вопрос: что я Ему скажу, с чем перед Ним предстану? В этом смысле выжить – не значит сохранить среднее давление и нормальную температуру, а сохранить свою душу нормальной, сохранить свою свободу, сохранить свой выбор. В этом смысле Апокалипсис сделает всех нас живыми перед Богом. Поэтому задуматься нужно сейчас именно об этом – не прятаться в бункерах, не закапываться, а, наоборот, насколько это возможно, открывать широко свою совесть, свою душу, свое сердце перед небом и перед людьми.

– Можно ли получать биометрический паспорт? Люди пишут, что ведь он с чипом; и это уже, наверное, отречение от Христа?

– Спасибо за этот вопрос, потому что он действительно очень актуален не только для людей глубоко религиозных, но и для людей, которые очень внимательно относятся ко всем подобным технологиям. Мы должны понимать, что любая биометрия или любая идентификация человека, с одной стороны, делает хорошее, полезное дело – когда человека можно идентифицировать, никто не сможет похитить твою личность. Хотя технологии говорят и о том: если есть технология опознания, значит, есть и технологии, которые могут их обходить и это опознание делать ложным. Проще говоря, когда под подложными документами появляются совершенно другие люди. К сожалению, таких мошенников меньше не становится. Хотя технологий учета, идентификации становится все больше, они становятся все сложнее и доступнее (к примеру, разблокировать телефон можно одним взглядом), мошенников меньше не становится. То есть сам путь электронной идентификации не избавляет нас от мошенничества.

Вот об этом Церковь всегда и говорит – что подобная технология не должна, во-первых, лишать человека собственной свободы выбора, а во-вторых, она не является панацеей от того, что нам иногда за этими технологиями предлагают. Вот, мол, при таком тотальном слежении и тотальном контроле, что называется, ни одна мышь не проскочит. Но, как правило, и не одна мышь проскакивает. А значит, не все нормально с этими технологиями, значит, к ним нужно относиться очень осторожно и создавать такие механизмы, которые могли бы сохранять эти технологии от рук злоумышленников.

Что касается отречения от Христа, то отречение от Бога или исповедание Бога происходит не посредством какого-то механического действия, а посредством действия своей совести, своего сердца. Не нажав на кнопку, я не стану христианином; или нажав на кнопку, я не перестану быть христианином. А вот отвернувшись от боли другого человека, я рискую перестать быть христианином. Отвернувшись от нужды другого человека, отвернувшись от прямого исповедания своей собственной веры, испугавшись людей, которые говорят мне: «Или крест на теле, или голову с плеч», – я могу потерять свое христианство. Я могу отречься, если дрогну, испугаюсь. А если я до конца останусь верным Христу в делах, поступках, в своем выборе, в правилах своей жизни, то ничто, как говорит апостол, не отлучит меня от любви Божией: ни высота, ни глубина, ни даже сама смерть.

– Допустимо ли православному работать риэлтором или банковским служащим? Часто эти вопросы встречаются.

– Если оставаться хорошим, честным риэлтором и честным банковским служащим, то, конечно, допустимо. И хотелось бы, чтобы в таких профессиях, где честность, порядочность, высокие нравственные мерки ценятся как профессионализм, работало как можно больше людей с высоким нравственным внутренним содержимым, с высокой личной нравственной ответственностью. Тогда эти профессии перестанут быть профессиями, которые пугают людей. Иногда действительно нужно решить какой-то квартирный или земельный вопрос, и хорошо бы, чтобы тебе встретился порядочный, честный человек, который по-настоящему хорошо сделает свою работу и не обманет. То же самое касается банковской системы: иногда бывает необходимость заема денежных средств, и хорошо бы, конечно, чтобы эти заемы были такими, чтобы не становились обузой и удавкой на шее. С другой стороны, хорошо бы найти таких специалистов, которые могли бы посоветовать, как лучше поступить; не навязывать продукт для приобретения себе баллов, а предложить то, что человеку реально по силам.

– Неожиданный вопрос: почему в Библии нет упоминания о динозаврах?

– Почему же нет? Есть, только они называются там не динозаврами. Можно найти множество таких упоминаний в Священном Писании, где речь идет о левиафане, о всевозможных чудищах; они в том числе, кстати, изображаются на иконах житий святых, которые боролись с драконами. Священное Писание ведь не ставило и не ставит перед собой задачу перечислить все виды созданных Богом животных. Больше Священное Писание говорит о видах, которые находятся в воде и над водой, которые летают и находятся на земле. А уже остальное разнообразие, которое Господь создал, не перечисляется в Священном Писании, но нет никакого сомнения, что и эти животные, или чудовища, которые упоминаются в том числе в Писании (например, в Книге пророка Иова), тоже были созданы Богом. Потому что все, как пишет Священное Писание, создано Им.

– Владыка, что делать, если человек на свой вопрос получает совершенно разные мнения священников?

– Честно скажу, я всегда стараюсь избегать этого, и когда совсем уже сложные обстоятельства и я понимаю, что тут надо разобраться, звоню только одному своему другу, остальных прошу помолиться обо мне. Совета спрашиваю у одного и заранее молюсь: «Господи, его устами ответь на мои вопросы. Пусть его ответы будут Твоим ответом».

Это связано с нашей, может быть, подвижной, мягкой, не всегда твердой совестью, когда мы начинаем искать ответ не на вопрос, а удобный для нас ответ, когда мы начинаем примерять его на себя и смотреть на себя со стороны, как это будет выглядеть. В этом смысле, конечно, нужно остановиться. Если ты начинаешь искать такие множественные ответы, то нужно сказать себе: «Стоп! Я крепко помолюсь, и ответ, который я сегодня услышу, будет единственно правильный, которому нужно сейчас следовать».

Прежде всего речь идет о доверии своему священнику и, конечно же, о здравом восприятии этого благословения. Потому что если что-то человека смущает или что-то становится непонятным, то правильнее перезадать вопрос. Или, скажем так, развить этот вопрос. Допустим: «Батюшка, Вы сказали простить. А что нужно сделать для того, чтобы простить? А как я буду выглядеть со стороны? Не будет ли казаться другим, что, оказывается, моя соперница (или соперник) победила в этой схватке? И все остальные будут показывать на меня пальцем и говорить, что я слабый человек?» Эти смущения тоже нужно сказать священнику, и он подскажет, как нужно поступить, чтобы не только этого не казалось, а самое главное, чтобы это вашу душу не смущало.

– Спасибо! Я думаю, многим интересно было это услышать.

Не знаю, можно ли такой вопрос задать священнику, но люди задают. Есть ли у человека подсознание?

– Мы сегодня очень часто сталкиваемся с так называемыми терминами из психологии – это то бессознательное, о чем говорят святые отцы, когда говорят о свойствах души, это то, что в душе нашей есть. То, что сегодня психологи называют чувствами, несомненно, вложено в нашу душу, но нужно знать один очень важный секрет – эти чувства в нашей душе растут и развиваются не без нас. Как не без нас растут наши добродетели, добрые дела (любовь к добрым делам, любовь к хорошему, доброму, светлому), так в нас растут и те чувства, которые вырастают из наших страстей, из наших зависимостей, пороков. Кто-то не может избавиться от дурных слов, кто-то – от дурных мыслей, каких-то подозрений, привычек, и с годами все это становится как бы второй одеждой, или второй кожей нашей души, если так можно условно сказать. И вот в какие-то моменты нашей жизни душа начинает диктовать нам что-то из опыта сложившейся собственной духовной жизни. И для одного человека, когда он увидит по отношению к себе какую-то несправедливость, достаточно будет внутренне улыбнуться, помолиться и сказать: «Господь простит, и я прощу». А другого человека душа заставит развернуться и сказать: «Это ты мне сказал? А ну-ка отойдем, разберемся, кто тут прав, а кто виноват». Все это подсознательно является проявлением свойств нашей души.

Именно поэтому нужно не просто контролировать эти свойства, а воспитывать их. Потому что нельзя контролировать то, что растет из тебя, в тебе выросло, можно это просто заново вырастить, пересадить; что-то выдернуть, выкинуть, а чему-то, наоборот, дать вырасти в своей душе. Как правило, такая активная прополка происходит в самых критических ситуациях; в больнице, например. Там эта прополка быстро проходит, тогда даже внутреннее подсознательное становится совсем другим – оно рождает надежду, рождает жажду к жизни, оно понимает, что жажда к жизни, надежда и радость жизни заключаются в том, что ты просто благодарен тем, кто сейчас держит твою руку.

– Интересный вопрос, думаю, все родители сейчас захотят услышать на него ответ. Некоторые православные родители детям сказки не читают вообще – считают, что ребенок не должен знать таких понятий, как волшебство, колдовство и так далее. Стоит ли прятать от ребенка книги о Гарри Поттере? Вы сами, например, как относитесь к этому произведению?

– Очень хорошо. Мне кажется, во-первых, для каждого человека вполне естественно желание испытания мира невидимого, особенно для ребенка. Познание видимого мира очень понятно и ясно: вот папа, вот мама, вот их подарки, вот их любовь, вот их теплые руки и забота. Но каждый ребенок внутри знает, что есть еще мир, который невидим. И, если хотите, первое соприкосновение с этим миром происходит через подобные вещи: когда кто-то приносит подарки, и этот кто-то – невидимый ночной Дед Мороз или Санта-Клаус (кому как удобно). И иногда он вдруг становится видимым, и можно прочитать ему стишок, рассказать, как хорошо ты провел год или закончил полугодие, и получить какой-то подарок. Для детей это вполне естественно.

Другое дело, что любому родителю нужно объяснять, что действительно существуют силы добра и силы зла, и эти силы сами по себе не сильны без нас, они через нас обретают свою силу. Самое главное, на какой стороне луны ты окажешься – на светлой или на темной; на какой стороне выбора ты окажешься. Очень важно показывать это через наши былинные сказания, через наши сказки. Ведь, как правило, за ними стоят вполне реальные личности, которых иногда описывают сказочными героями лишь только для того, чтобы показать, что они перестали быть с ограниченными возможностями людьми, а стали большими героями, для которых очень многое стало вдруг возможным. Но нужно обязательно пояснять, что добро или зло сильны через наш выбор.

– Владыка, спасибо! Как обычно, я не успеваю задать все подготовленные вопросы. Придется на этой доброй сказочной ноте завершить программу. Время Вашего слова...

– Спасибо большое за нашу беседу.

Дорогие друзья, дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с наступившим новолетием! Хочу пожелать, чтобы новый год был не пространством сказок и былин, а пространством наших хорошо сказанных, правильно сказанных слов. Я хочу, чтобы этот год для каждого из нас стал реальным временем для настоящих, правильных добрых дел. И дай Бог нам победить в нас наших драконов, которые иногда не дают нам быть добрыми и свободными от всякой зависимости людьми. Пусть Милосердный Бог поможет нам в этой битве и даст нам венец победы. Храни вас всех Господь в этом наступившем новом году!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы