Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Владыка, мы решили, что у нас будет продолжение интересной темы «Ангелы». Если Вы не против, продолжим?
– Конечно.
– В прошлый раз очень хотела задать вопрос, но не успела. Очень часто, когда люди рассказывают о каких-то удивительных вещах в своей жизни, особенно когда они избежали какого-нибудь несчастья, можно услышать: «Меня ангел спас». Но может ли человек знать, что было на самом деле?
– Мне кажется, есть особые обстоятельства в нашей жизни, когда мы начинаем прислушиваться не только к нашему ощутимому, зримому, тактильному опыту в жизни, но начинаем прислушиваться к нашей душе. Ведь трудно не согласиться с мыслью о том, что мы живем в духовно-телесном мире, и все происходящее вокруг нас руководится не только химией, физикой и естественными законами природы, но еще и законами, которые напрямую связаны с духовной жизнью, с законами души, духа, дыхания Божия. И вот именно в таких случаях, когда все шло к катастрофе или к тому, что только чудо может помочь (ведь именно часто и говорят, когда так происходит: «Это только чудо»), все прекрасно начинают понимать, что мы не одиноки в этом мире. Если бы мы были исключительно физическими существами, наверное, мы испытывали бы трагедию гибели, как гибнет все физическое. Но мы еще существа духовные, и всегда, когда происходит нечто, что избавляет нас от физических проблем, от физических последствий гибели, распада, мы говорим: «Ангел Божий спас». Это скорее всего факт, это наблюдение, это наше собственное ощущение, которое реально вдохновляет каждого из нас.
– День ангела – что это за день?
– В древности этим днем считался день крещения: день, когда человек крестится. В этот день после крещения человека поздравляли с днем ангела, то есть с днем крещения. До дня крещения совершалось имянаречение, и после крещения человек особым образом изучал (если речь шла о взрослом человеке) житие святого, имя которого он носил.
Вообще, надо сказать, есть такое понятие, как «тайна имени». Но эта тайна имени заключается не в каких-то созвучиях или буквах, которые создают определенного рода движение каких-то энергий или чего-то еще. Тайна заключается прежде всего в том, что мы должны сами проникнуть в нее, то есть подражать тому, чье имя мы носим. Да, нас называют в память о тех или иных людях, но нас называют в честь тех или иных святых, если мы говорим о христианской семье, а значит, эти люди, в честь которых нас называют, и должны стать теми, благодаря которым мы вникаем в тайну имени. То есть каким я должен быть, я узнаю из имени святого, которое ношу.
Так вот, день ангела – это день крещения. Но в современной традиции чаще всего днем ангела называют день тезоименитства – это день, когда празднуется день памяти святого, имя которого я ношу. Это не всегда один и тот же день, и это связано с разными обстоятельствами выбора имени в современной практике, но по сложившейся традиции чаще всего днем ангела как раз называется теперь уже день памяти святого, имя которого я ношу.
– А у ангелов есть имена?
– Да, конечно. Мы говорили в прошлый раз, что об ангелах мы узнаем из Священного Писания. Кстати, именно Священное Писание доносит нам имена некоторых ангелов: это и Михаил, и Гавриил, которых Господь посылал благовествовать и действовать. Остальные имена ангелов, которые мы сегодня употребляем, известны из Священного Предания Церкви, когда Господь послал этих ангелов Своим угодникам и открывал им эти имена. Но, пожалуй, самым важным и самым главным именем для ангела является его имя собственное «ангел», что означает «благовестник».
– Может ли случиться так, что человек лишится ангела? Например, вытворит что-то невообразимое...
– Мне кажется, это невозможно. Я могу это сказать еще потому, что однажды обратил внимание на одну очень трогательную встречу. Как правило, такие встречи очень глубоко западают в память. Я пришел в следственный изолятор (был праздник) посетить находящихся там осужденных. На пороге я встретил одну женщину, которая стояла и ожидала возможности что-то передать своему сыну. Потом я узнал историю этого сына, это очень горькая, очень печальная и страшная история. Этот человек потерял многих людей и сам был тому большой причиной, но мать он не потерял. Каким бы он ни был, она стояла на пороге этого учреждения и продолжала называть его своим сыном, а себя его матерью. И попросила помолиться о нем. Уж если мы, люди, иногда обуреваемые жестокостью, обидой, ссорой, невозможностью простить, не можем оставить тех, кто дорог нам, несмотря ни на что, неужели ангел оставит того, к которому Господь его послал, чтобы оберегать его жизнь? Где любовь Божия, там и ангелы. Бог любит всех.
– Можно ли, нужно ли и как общаться человеку со своим ангелом?
– В традиции утренних и вечерних молитв есть молитва ангелу-хранителю. В этой молитве приводятся очень важные слова, скажем так, моего диалога с ангелом Божиим: я прошу ангела Божия не только сохранять, оберегать меня, помогать мне, я прошу его еще и не отступать от меня тогда, когда я бываю слаб. В моем общении с ангелом я прошу его о том, чтобы он мне помогал сохранять мое общение с Богом. И я не говорю: «где сильный – это я, где слабый – это ты»; напротив, там приводится мысль: «не отступи от меня по моим деяниям, не оставь меня так же, как я оставляю доброе дело, помоги мне всегда следовать этому доброму делу». Эта мысль особенно важна тогда, когда мы стоим на пороге выбора – мы должны понимать, что в этот самый момент не только я один что-то выбираю для себя, а еще делаю выбор и для своего ангела.
– Владыка, объясните, пожалуйста, такое выражение: нет зла, есть искажение добра.
– Абсолютного зла не существует, это действительно так, ибо Бог не создавал его. Знаете, можно вспомнить очень интересные слова еще совсем молодого Эйнштейна, который говорил о том, что не существует тьмы. Он говорил так: нет тьмы как таковой, есть отсутствие света; нет холода, есть отсутствие тепла. То же самое здесь: нет зла, есть отсутствие добра. Когда человек делает свою жизнь такой, что в ней нет этого дыхания добра, тогда она делается злой. Но в своей абсолютной, если так можно сказать, природе зла не существует. Есть те свободные существа и личности, которые избрали для себя темную сторону луны.
– Падшие ангелы?
– В том числе падшие ангелы.
– А почему ими был сделан такой выбор? И есть ли информация, кого больше – добрых или злых?
– Мне кажется, что, конечно, больше добрых, потому что это видно из всего, что мы видим вокруг себя из всего сотворенного мира. И вопрос, наверное, заключается даже не в количественном исчислении, вопрос заключается в необыкновенной силе. Например, находишься ты в темной комнате, и кажется, она такая большая и вся объятая тьмой. Но стоит только с прикроватной тумбочки взять свой телефон и посмотреть, сколько времени, то от этого маленького свечения экрана вокруг мгновенно становится светло. А если еще и зажечь свет, эта тьма куда-то мгновенно девается. Так мало нужно, чтобы от маленького источника света осветить достаточно заметное пространство. То же самое бывает в душе человека: ты омрачишься – и только-только начинаешь движение своей молитвы, как этот мрак мгновенно расточается.
А падшие ангелы – это те свободные духи, свободные существа, которые избрали для себя тот путь, которым они пошли. И их трагедия заключается в том, что теперь они не способны к исправлению. Так как они никогда не стремились к нему, так как никогда не стремились к покаянию, они напрочь утеряли способность покаяться, они напрочь утеряли способность изменить свою жизнь.
– То есть для них покаяние вообще невозможно?
– Невозможно. Здесь я хотел бы вспомнить слова апостола Иакова, который говорит о том, что бесы (падшие ангелы) достаточно верующие существа. Он прямо так и говорит: «И бесы веруют и трепещут». Но остаются бесами. Оказывается, не вера делает человека светлым. И дальше апостол продолжает: они остаются такими, потому что не имеют дел добра. Настоящая, истинная, подлинная вера познается в делах, и дела веры – это прежде всего покаяние, милосердие, сострадание. А падшие ангелы не имеют этих дел, они не способны к этим делам в силу своего навыка во зле. И другими теперь они уже стать не могут. И ждут времени Страшного суда.
– Часто в художественных произведениях используют такой прием: изображают человека, на правом плече ангел, на левом плече – черный ангел, злой дух, и каждый предлагает свое решение проблем. В жизни тоже так бывает?
– А еще предлагают поплевать на какую-нибудь сторону.
– Да-да.
– Знаете, скорее это образ, который напоминает нам о том, что дальнейший путь моей жизни и последствия чего-то целиком зависят от меня; я делаю выбор. Зло или добро не вокруг меня, а во мне самом. Или я стану причиной добра, или я стану причиной зла. И вот это символическое изображение очень четко напоминает, что все это находится во мне: что я достану из своего сердца, к чему я его приложу – таким оно и будет.
– Часто в художественных произведениях, в фильмах отрицательные герои – прямо герои: им все подвластно, они не знают препятствий. Как Вы думаете, почему сейчас популяризируется зло?
– Потому что разучились прощать. Ведь сила зла заключается в непрощении, она заключается в мести, она заключается в некотором торжестве правды (условной правды), которая заключается в торжестве силы. «Моя взяла! Я же говорил». Там, где нет прощения, где нет покаяния, всегда торжествует зло. Нежелание примирения, нежелание простить, неумение простить приводят к тому, что нередко эти демонические образы олицетворяются как некие свободные существа, которые свободны от всякого рода условностей, договоренностей и прочего. Мол, самое главное – я. «Ну и что, что я что-то обещал? Все можно отменить». В центре – мое собственное благополучие, которое, впрочем, заключается в некой силе диктата своих привычек, возводимых в ранг образа жизни. Некоторые с таким достоинством говорят: «Да, я такой». Да в этом не хвалиться бы надо, а каяться! Это как раз то, о чем мы говорили, – падшие ангелы не имеют силы к покаянию, отсюда и становятся трагичными образами.
– Кто такие бесноватые люди? Почему они такими становятся? Могут ли излечиться? Это всегда происходит так, как в фильме «Остров»?..
– Одержимость нечистым духом по-разному происходит. Она бывает и от свободного выбора человека, если речь идет уже о взрослом человеке. Но мы знаем случаи, в том числе описанные в Евангелии, когда этой болезнью были одержимы дети. И тогда Христос отвечает, что бывает такое для того, чтобы показать славу Божию, чтобы через эту болезнь излечить прежде всего самих родителей, направить родителей к мысли о том, что благополучие детей зависит не только от того, как они их кормят, воспитывают, заботятся о них, но и какой образ они им показывают.
Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) однажды сказал замечательное слово: «Бедные, бедные родители! Какой же вы дадите ответ Богу, когда предстанете пред Ним и Бог спросит вас о том, какие ваши дети? Не о том, как вы их воспитывали, а о том, что они видели в ваших семьях: ваши ссоры, ваши драки, вашу ненависть, ваши обиды, ваши оскорбления». Все это становится источником одержимости. Вот об этом тоже нужно задумываться. Но, несомненно, Бог не без милости, и когда такие люди обращаются ко Христу, когда родные вокруг них соединяются любовью, происходит самое настоящее чудо избавления – оставление этого нечистого духа.
– Владыка, спасибо большое за такую интересную беседу. Все равно остались вопросы. Думаю, что через некоторое время я попрошу Вас продолжить эту интересную тему. А пока – Ваше заключительное слово.
– Дорогие братья и сестры! Когда человек бывает вдохновлен, он называет другого человека: «Ангел мой!» Я хочу пожелать, чтобы мы чаще обращались так друг к другу, и тогда ангелов вокруг станет больше. Храни и благослови всех нас Господь! И пусть святые ангелы помогают нам в нашей доброй, нормальной, счастливой жизни!
Ведущая Юлия Бычкова
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!