О земном и о небесном. О фейках

4 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка! Тема прозвучит, наверное, не совсем по-церковному, но хочу предложить Вам поговорить о фейках.

– Да. Сразу поясним: фейк – это ложная информация.

– И что натолкнуло именно на этот диалог. Не так давно (это было в октябре), на праздник Покров, в Интернете появилось видео: свечение, правда, расплывчатое; в тумане непонятно, но многие увидели образ Богородицы. И были комментарии, что это видео снято около Бештаугорского монастыря; много разных комментариев. Режиссер нашей программы очень заинтересовалась, не поленилась изучить эту информацию. И оказалось, что это же видео (правда, датированное прошлым или даже позапрошлым годом) видели на Урале, еще где-то. Мы сразу поняли, что информация фейковая, неправильная.

К Вам, может быть, тоже кто-то обращался за комментарием, потому что это Бештаугорский монастырь… Если что, Вы должны были тоже что-то видеть, да?

– Да, эта информация тоже всколыхнула многих; немало людей спрашивали, звонили: «А что, было какое-то особое явление?» Приходится комментировать, говорить как есть – правду: «Нет, нам об этом ничего не известно». Более того, мы также постарались разузнать побольше об этом видео, о людях, которые начали его распространять. Оказалось, что это как раз из серии фейковых новостей, – новостей, не соответствующих действительности.

– Владыка, как Вы думаете: почему это происходит именно в православной сфере? Зачем и кому это нужно?

– Не только в православной. Вы знаете, когда погружаешься вообще в информационные потоки и есть какое-то небольшое время пробежаться глазами по заголовкам новостей, то (я уже к этому как-то привык) на следующий день или через день бывают опровержения. Достаточно заметное количество фейков. Это говорит о многих вещах.

Я не буду сегодня касаться принципиального вопроса журналистской этики или принципиального вопроса профессионализма. Вот спасибо вашему режиссеру, что человек не поленился, серьезно, внимательно относится к своей профессии и понимает, что профессия медийного человека, создающего новости, – это в том числе сделать все, чтобы эта новость была достоверной, а не просто новостью ради новости.

Есть такая проблема – быстрых, горячих новостей... Вторая проблема связана с нашим запросом на какое-то бесконечное желание быть первым, чтобы удивить. И неважно, чем удивить. И неважно – как. Главное – быть первым по цитируемости и популярности, и уже неважно, что оказалось на камере или как это выглядело на самом деле. Но зато ты первым успел сказать. Это тоже очень большая проблема. Она, скорее, связана с внутренним комплексом невозможности (но не желания) реально выразить себя в собственных делах. Вот человек и берет везде с собой видеокамеру, чтобы стать «сам себе режиссером».

И еще один момент. Вы сказали о церковной среде. Действительно, очень часто полемикой, особенно с маловерующими или людьми нерелигиозными, становится тема какого-то доказательного бытия Божия: вот посмотрите фотографию; вот посмотрите какое-то видео. Но это путь, который вряд ли приведет к откровению о Боге, потому что Бог Себя являет (и святые) не в каких-то чрезвычайных обстоятельствах свечения… Хотя, несомненно, это подвластно Ему, и из описаний Священного Писания, из Преданий Церкви мы знаем такие явления. Но Бог Себя являет в том, в чем мы меньше всего Его ищем: в друзьях, родных, близких, в болезнях, исцелениях, в хороших преподавателях, во внимательных врачах, медсестрах. Он тоже через них Себя являет, и об этом никогда не надо забывать. И, скажем так, запрос на такого рода доказательства часто говорит о нежелании собственного изменения и о потребности найти чудо вокруг, но не в себе.

– Владыка, а в епархии кто-то отслеживает новости, чтобы не было фейковых?

– Конечно. Мы очень внимательно проверяем все новости, в том числе те, которые присылаются на наши информационные порталы. И уточняем всё – начиная от точных фамилий участников тех или иных событий и заканчивая какими-то подробностями инициаторов и прочее. И даже комментарии, которые делаются в этих описаниях, перепроверяем, чтобы они действительно соответствовали реальному положению вещей, а не тому, что «так хотелось бы это видеть».

– А были случаи, что все-таки проскакивало, или у вас строго?

– Были, конечно. И когда это происходило, тогда мы начинали что-то дополнять... Знаете, проскакивали даже не столько фейковые новости (такого, конечно, в чистом виде не было), сколько была некоторая недоговоренность. К примеру, начинается какая-либо наша социальная программа. Может быть, о чем-то не совсем подробно рассказали – и на фоне этого появляются домыслы, которые эту новость как бы дописывают. Тогда приходится делать дополнительные комментарии, разъяснять нашу позицию.

– Владыка, а вот фейки (иначе обман) в повседневной жизни? Некоторые говорят, что надо очень умно, грамотно обманывать, и тогда все будет хорошо. Но как бы Вы прокомментировали, что «все тайное становится явным»?

– Несомненно. Это слова Священного Писания: «Ибо все тайное станет явным». Об этом говорит Господь, но говорит Он не для тех, которые прячутся в темной комнате, а говорит для каждого из нас, когда мы думаем, что наши поступки, наши дела, наши мысли никогда не дойдут до неба. Когда один человек говорит другому: «Давай это останется между нами», – то в этой договоренности всегда присутствует Третий, всегда присутствует Бог. Поэтому Он, Присутствующий, и говорит мне: «Все тайное станет явным». Для Него, для Бога, нет ничего тайного, а поэтому вся наша жизнь должна быть чистовиком ответов. Даже если мы сделали помарки, мы должны переписывать это заново. Вот в этом и есть сила покаяния – чтобы явным стали не только дурные поступки и неправдивые слова, но и хорошие поступки, и настоящие слова.

– А «ложь во спасение»?

– Да, эти слова тоже относятся к Священному Писанию, к Псалтири. Слова эти заимствованы из церковнославянского языка: «Ложь – конь во спасение». И некоторые относятся к этим словам с таким толкованием, что вот, мол, оказывается, и ложь может быть спасительной.

Хотя на самом деле это – неправильный перевод с церковнославянского; говорится совершенно о другом: что всякий ошибется, кто надеется спастись на лошадях. То есть ускакать от преследователей или от гнева Божия. В контексте псалма, где это произносится, говорится о том, что только Господь является нашим Защитником и Помощником, и надеяться на каких-либо лошадей в этом смысле очень опасно. Поэтому и здесь нужно эти слова растолковать: тот, кто лжет, никогда не спасется. Ложь – это то, что губит в нас спасение, это то, что делает нас слабыми. Она никогда не избавит нас от ответственности и никогда не избавит нас от горестей.

– Владыка, «фейк» переводится еще как «вторая страница в социальных сетях», когда человек создает страницу с другими данными, с другой фотографией. Некоторые просто оперируют тем, что не хотят выставлять свою личную жизнь напоказ. Это фейк? Можно это так воспринимать?

– Тогда зачем ее создавать? Если у человека нет желания этого делать, зачем тогда обманывать себя? Зачем давать себе самому некий соблазн? Понимаете, соблазн заключается даже не в том, что ты, заявляя себя как субъект диалога, общаясь в какой-нибудь сети или в каком-нибудь чате, интернет-сети, скрываешь себя. Чаще всего это то, что ты как раз думаешь, что на этой самой лживой лошади можешь ускакать от проблем. Но этого не происходит, и под чужими, вымышленными именами, оценивая те или иные события или того или иного человека, очень часто ты сам затем становишься объектом пристального внимания. Потому что так устроен духовный мир: всегда, когда я выгораживаю себя, я начинаю заполнять себя пространством лживым – и начинаю страдать. Так всегда бывает, мы никогда не бываем пустыми. По-другому скажу: мы никогда не бываем без своего собственного имени. И когда от своего собственного имени я отказываюсь в угоду как бы свободе (говорить свободно, не называя себя), то на самом деле я приношу вред своему имени, я поражаю свое имя. И поражаю его прежде всего в своей собственной свободе, а это всегда приносит печаль.

– Есть ли грех в том, что касается фейка? Надо ли в нем каяться? Все-таки это грех обмана?

– Грех обмана, лжи. Если человек в этом согрешил, то нужно исповедоваться, ведь одна из заповедей прямо говорит: «Не лжесвидетельствуй!» За любое лжесвидетельство, которое относится к области, как некоторые говорят, «сам не видел, но слышал», «сам не знаю, но кто-то там мне сегодня утром в автобусе сказал», ты, конечно, тоже несешь ответственность, потому что ты должен всегда проверять это. И к этой проверке опять же призывает нас Священное Евангелие, где прямо говорится: «Не всякому духу верьте, но испытывайте его». То, чему я поверил, становится частью меня. Поэтому если я поверил неправде, эта неправда станет частью меня; что же тогда будет во мне? Как рана, она будет приносить боль. Поэтому нужно испытывать всякого духа, изучать информацию, дознаваться, если  возможно и насколько возможно, и только тогда уже доверять этой информации, доверять этому духу, потому что ты станешь частью этого.

– Владыка, может быть, Вы рассердитесь на следующий вопрос, но очень хочется его задать. Помните, в детских сказках: переоделся царь дервишем и пошел узнавать, что о нем говорят в городе? Вы бы хотели переодеться и пойти узнать, что в епархии говорят о Вас?

– Во-первых, я не рассержусь на этот вопрос. Во-вторых, для этого, наверное, не нужно переодеваться, особенно мне, потому что я уже многократно говорил, что священники, священнослужители, а в особенности архиереи живут за стеклянными стенами... Недавно был в больнице, и там, конечно, пришлось надеть какую-то больничную одежду. Но, представьте себе, узнавали и в больничной одежде.

– Представляю!

– И медсестры, и врачи брали благословение, задавали какие-то личные вопросы. Поэтому  нет необходимости скрываться. А возможность узнать, что говорят... Вы знаете, Христос задавал такой вопрос Своим ученикам, но задавал его исключительно с одной целью: «За кого почитают Меня?» То есть: «Как относятся к Моему слову, которое Я произношу?» Он никогда не спрашивал: «А что о нас говорят?» Он, напротив, предупреждал Своих учеников: «Будете ненавидимы за имя Мое, будут на вас лжесвидетельствовать, в суды приводить». И прочее. Но все это надо претерпеть, потому что «тот путь, по которому вы пошли, прошел и Я». И Он тоже был и оклеветан, и неправильно осужден, и поднят на Крест, и погиб на этом Кресте. Но Он не защищал Себя у Пилата, Он защищал человека прежде всего. В том числе и тех, кто судил Его. Поэтому когда человек интересуется о каком-то своем (как говорят) реноме, интересуется тем, что и как о нем говорят, нередко это бывает признаком собственной гордости и какого-то собственного пораженческого настроения от своих страстей и грехов.

Лучше бы узнавать о том, как делается дело. И я этим пользуюсь, не переодеваясь. Прихожу в какой-нибудь храм (приезжаю вечером) без объявления о своем приезде. Могу встать в конце храма, постоять, помолиться за богослужением, послушать о том, какую проповедь произнесет священник. Люди подходят, задают какие-то вопросы. И все сразу становится ясно: как живет эта община... Это для меня намного дороже.

– Владыка, спасибо за сегодняшнюю беседу. К сожалению, она подошла к концу, но, конечно, время Вашего слова.

– Благодарю Вас за сегодняшнюю интересную встречу.

Дорогие братья и сестры! Всегда вдохновляют (я очень верю и надеюсь) каждого из нас слова Священного Писания. И когда Господь говорит, что «от своих слов мы или оправдаемся, или осудимся», это не приговор. Это лекарство, это возможность использовать свое слово для оправдания. Насколько мы сможем оправдать других, ровно столько же Бог оправдает и в каждом из нас. Давайте пользоваться этим хорошим, добрым и надежным лекарством – словом. И пусть Господь поможет нам быть свободными от дурных слов. Храни и благослови всех нас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать