О земном и о небесном (Пятигорск). О земном и о небесном в интернет-мире

19 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, тема сегодня необычная: если Вы не против, давайте поговорим о земном и о небесном в интернет-мире.

– Да, запостим что-нибудь.

– Блогер (от английского «weblog») – человек, ведущий сетевой дневник. В епархии, которая уже давно находится в интернет-пространстве, есть ли православные блогеры? Если есть, что это за люди, кто они, чем занимаются конкретно?

– Спасибо за интересную тему; она действительно актуальна. Очень радостно, что есть даже профессиональный праздник блогеров, и я хотел бы прежде поздравить с ним всех тех людей, для кого общение в Интернете является серьезным, важным инструментом в их жизни.

Если говорить о нашей епархии, – да, у нас есть блогеры, у нас есть сообщество блогеров. Знаете, Вы обронили слово, которое вроде бы вполне правильно, с одной стороны, – «православные» блогеры. Хочу сказать, что так же, как врачи и учителя, блогеры могут иметь свою религиозную точку зрения, но я бы хотел подчеркнуть прежде всего их профессионализм. То есть это люди, которые в том числе благодаря своему религиозному выбору, своей духовной жизни с большей ответственностью, отдачей, жертвенностью относятся к своему делу, к своему служению. Такие блогеры есть и в нашей епархии; это люди разных профессий, разного возраста, но одинаково интересующиеся историей современной Церкви, современной проблематикой, церковной дискуссией на те или иные проблемы. И, конечно, это люди, которые, если так можно сказать, проповедуют слово, доносят слово, умеют терпеливо (а это важно!) вести диалог на порой очень сложные и острые вопросы.

– Так Вас можно назвать блогером?

– Можно, да.

– С тех пор, как епархия стала активным интернет-пользователем, что, по Вашему мнению, изменилось? Какие плюсы, какие минусы?

– Несомненным плюсом является доступность информации, ведь очень важно, когда ты эту информацию получаешь из первоисточника. Я помню один парадоксальный случай, когда проходил мимо и слышал, как экскурсовод группе очарованных слушателей (а, как правило, в этот момент экскурсовод – царь и бог; все, что он говорит, – непреложная истина) рассказывал откровенную чушь и глупость, говоря об истории храма, около которого они находились. Я подошел и сказал: «Знаете, Вы немножко искажаете информацию. На самом деле в открытых источниках («Википедия» Вам в помощь) Вы можете посмотреть об истории этого храма, она говорит совершенно о другом. А вещи, которые Вы говорите, не имеют никакого отношения к этому месту».

Так вот, это возможность не просто делиться информацией, а проверять эту информацию, стать источником надежной информации, чтобы уж действительно то, что сказано, соответствовало действительности. А это относится не только к истории храмов, но и к некоторым современным явлениям. К примеру, нередко бывает так, что нам кто-то навязывает свое мнение. Например, кто-то увидел в действиях нашей епархии какой-то умысел: вот, мол, они хотят что-то у кого-то отобрать. И когда мы говорим, что наше мнение заключается в том, что мы лишь только обостряем дискуссию с точки зрения сохранения этого храма, этого памятника, что мы не ставим во главу угла вопрос принадлежности, а вопрос сохранности, нам продолжает кто-то навязывать свою точку зрения и говорить: «Нет, это они опять хотят у кого-то что-то позабирать». Так вот, возможность иметь свои средства массовой информации, в том числе поддерживаемые сообществом православных журналистов (православных – с точки зрения ответственности прежде всего), честных журналистов, помогает решать очень серьезные современные проблемы.

– А какие конкретно есть проекты? Может быть, что-то новое еще в планах?

– Самый главный – наверное, новый проект, который мы сегодня активно развиваем, сотрудничая с компанией Google; он дает возможность сегодняшним интернет-пользователям увидеть в виртуальном пространстве помещения храмов, их точную геолокацию, узнать об интересных святынях этого храма, об истории этого храма и о жизни современной общины в этом храме. Это наш новый проект совместно с компанией, и я очень надеюсь, что он для многих станет, скажем так, первой точкой в новой геолокации личной жизни, где появится еще и храм, и пространство храма.

Это, конечно, развитие площадок интернет-дискуссий. Но здесь всё намного сложнее, потому что нередко за всевозможными никнеймами скрываются откровенные провокаторы, которые своей целью ставят не дискуссионность в том или ином вопросе, а имеют свои низкие цели – подлить масла в огонь, разжечь межнациональный или конфессиональный огонь. И этому тоже приходится противодействовать.

И, конечно, это прямое общение со священниками; прямое общение с людьми, которые занимаются в епархии определенной деятельностью (например, с молодежью; или это миссионерский отдел, или отдел по образованию и катехизации).

– На какую аудиторию в первую очередь рассчитана работа?

– На разных людей, на интересующихся. Не скрою, сам иногда наблюдаю за статистикой посещения не только нашей страницы как основного информационного портала, но и в социальных сетях в том числе, смотрю на возрастную реакцию на разные темы и понимаю, что нас смотрят и слушают люди от 14 до 70 лет. Разные публикации, фотографии или темы, которые поднимаются, у разных людей, конечно, вызывают свой эмоциональный окрас. Это говорит о том, что аудитория достаточно обширна. Поэтому целевой аудитории мы ставим не возрастной ценз, а ставим перед собой главную задачу – рассказать для всех понятно о том, что происходит сегодня в нашей Церкви, в нашей епархии, в наших приходах.

– Не знаете, есть ли среди ваших подписчиков бабушки-христианки, старшее поколение?

– Есть, и они нередко себя обнаруживают активными комментариями. Кто-то от своей фотографии выступает, но есть такие бабушки-блогеры, для которых, наверное, их внуки создавали аккаунты, где какие-то другие фотографии стоят, но по стилистике и по комментариям становится понятно, что «кажется, я эту Марию Петровну знаю».

– Что касается молодого поколения, в каком формате допустимо говорить о небесном? Стоит ли блогеру упрощать свой язык, чтобы быть ближе к нашей молодежи? Молодые люди ведь очень упрощают свой язык, когда общаются в сети. Или все-таки надо какой-то уровень выдерживать?

– Я тут хотел бы разделить. Есть вещи, которые пробегаются глазами: «да», «нет», «увидимся», «пока» и так далее. А есть вещи, которые люди, что называется, кэшируют и потом перечитывают. Например, очень интересный, серьезный, обдуманный, правильно составленный пост, хорошим языком написанный. Я могу сказать, что в последнее время замечаю (и для меня самого это очень приятно) людей, которые используют свои смартфоны как ридеры: они читают книги, какие-то интересные большие статьи, публикации. Это вызывает лично у меня большую радость и восторг. Люди обдуманно к этому относятся.

Что касается языка общения, связанного с церковной тематикой, он может быть совершенно разным. Но говорить о высоком бульварным языком – просто не поверят в это высокое. Хочешь не хочешь, когда человек говорит, к примеру, о своих настоящих чувствах к кому-то, он находит такие слова, благодаря которым ты понимаешь:  действительно, он полюбил эту девушку. А когда речь идет о каких-то бульварных, иногда очень неприятных словах, понимаешь, что, скорее всего, это очередная ошибка в жизни обоих этих несчастных людей.

– Как ваши блогеры ведут свою работу? Они следят за информационным пространством, стараются поймать темы, которые сейчас актуальны и на поверхности? Или у них есть своя четкая линия и они постят то, что считают нужным они, выстраивают свою информационную политику?

– Выстраиванием своей информационной политики (или повестки) занимаются официальные ресурсы епархии, сайт, который, в общем-то, и дает повестку. Но при этом в наших социальных сетях, в том числе епархиальных, идет широкое обсуждение нынешних, сегодняшних проблем. Например, как мы с Вами сегодня говорим о блогерах – на календаре есть правильная, удобная дата, которая позволяет нам поговорить в том числе и об этой стороне жизни человека, его реальном и виртуальном мире.

Так же и наши блогеры: есть вещи, на которые они реагируют сразу. К примеру (Боже, сохрани от этого, но бывает и так), случается беда: сгорел дом у одной семьи в Пятигорске или ребенку требуется срочная операция. И мы не просто говорим: «Ах! Ох! Как это плохо». А все вместе говорим: «Давайте поможем этому человеку, организуем сбор пожертвований». Блогеры поддерживают друг друга постами, поддерживают репостами, и это дает возможность разнести эту информацию как можно шире, но не для того, чтобы все узнали, что у кого-то сгорел дом или ребенку нужна операция, а для того, чтобы поучаствовать в помощи. Там указываются координаты, по которым вы можете помочь этому человеку. Благодаря этой же сети обязательна и обратная связь: «Вот посмотрите, сколько за неделю, месяц удалось собрать средств. Посмотрите, что на эти средства было приобретено, что было сделано. Вот ребенок отправлен на лечение». Такая обратная, или, скажем так, отчетная реакция (ведь за каждое слово нужно давать ответ) дает возможность подкрепить слово блогера солью правды, если так можно сказать, солью истины, нужности.

– Не могу не задать этот вопрос, когда мы говорим об Интернете: а как же интернет-зависимость? Или у вас все такие устойчивые?..

– Не зависимые. Нет, надо сознаваться в том, что действительно есть вещи, которые вызывают не просто привыкание, а глубокую зависимость. Но это бывает тогда, когда оскудевают собственные правильные акценты в жизни. Проще говоря, когда перестаешь смотреть на горизонт своей жизни, ты начинаешь постоянно копошиться под ногами, рассматривая очень близко окружающую тебя среду, и уже не замечаешь ни закатов, ни рассветов. Вот здесь важна духовная жизнь. Люди, о которых мы сегодня говорим, трудящиеся в нашей епархии, – это люди правильно устроенной духовной жизни: они в воскресные дни молятся, они совершают молитвословия и в своей келейной молитве, они общаются со своим духовником, который помогает человеку избавляться не только от этой зависимости, но и от многих других зависимостей. Она не является одной- единственной; это как цепь, на которую иногда подсаживается человек. И эти звенья нужно разгибать. Интернет-зависимость – всего лишь только одно из звеньев этой цепи.

– Если позволите, уведу разговор в более светскую сторону. Да, православные блогеры – морально устойчивые люди. Но если брать светских людей, у нас сейчас блогером является любой знаменитый человек, любая звезда. Почему у нас сейчас в обществе, на Ваш взгляд, стало так модно, популярно показывать все, наизнанку выворачиваться перед обществом? Что это за болезнь, может быть?..

– Да, такая ярмарка тщеславия, когда хочется казаться счастливым человеком, и это счастье выражается в каких-то совершенно странных символах: внешнее благополучие, новая сумка, новая обувь, какая-то машина, какая-то поездка... Все это выдается как некое благополучие, за которым нет человеческого. Из-за этого и выходят наружу вот эти «фантики». Но на эти «фантики» тоже нужно обращать внимание, помогать человеку выкарабкиваться из них.

Есть такой современный модный блогерский анекдот: приходит девушка на исповедь к священнику и рассказывает ему о своей духовной жизни, о своих грехах. Он говорит: «Я знаю, Маша, подписан на твой Instagram».

Иногда, наверное, и современному священнику стоило бы обращать внимание на такую сторону человека и помогать ему выпутываться из этих «фантиков» своим правильным и надежным словом.

– Владыка, лично у Вас нет ностальгии по тем временам, когда письма писали ручкой, пером, отправляли их и ждали ответа? Или это уже лишняя грусть сейчас?

– Совсем не лишняя. Недавно пересматривал свой архив, и, знаете, больше всего трогали не фотографии, которые там сохранились, а написанные рукой письма. Помню письмо отца Елевферия из Киево-Печерской лавры, который отвечал мне на мои вопросы девятиклассника, школьника, связанные с духовной жизнью. Знаете, этот ответ, написанный рукой, до сих пор впечатляет меня и до сих пор помогает мне в моем жизненном выборе. Это навсегда остается. И чувствуешь настроение этого человека по почерку, чувствуешь его присутствие, как будто бы смотришь на то, на что смотрел и он: вы смотрите в одном направлении.

– Владыка, спасибо большое за такую интересную беседу! Она получилась и правда интересной, легкой. И, конечно, Ваше заключительное слово.

– Дорогие братья и сестры! Я хочу пожелать каждому из нас, чтобы мы с самой глубокой, с самой искренней и жертвенной ответственностью относились к нашим словам тогда, когда общаемся с другими людьми, даже не зная и не видя их. И сегодняшний повод для разговора является очень важной основой к этому. Мы в ответе за то, что пишем и говорим. И неважно, если это написано анонимно, – Бог читает и анонимные сообщения. Пусть Господь поможет нам жить такой жизнью, которой мы никогда не стыдились бы и благодаря которой могли бы перед Богом ответить: «Вот, Господи, я и мои друзья». Храни и благослови всех вас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать