О земном и о небесном. Великий пост

20 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, уже середина Великого поста. Кто-то из наших зрителей, я уверена, держит пост, но кто-то, наверное, не выдержал. По Вашему опыту, кто чаще всего не выдерживает – постящиеся впервые?

– Среди тех, кто сходит с дистанции (если так можно сказать), оказываются разные люди: и те, которые уже не один раз держали пост, и те, которые в первый раз начинают. И причин этому множество. Но, не посвящая драгоценное время нашего общения этим причинам, могу сказать только одно: нужно обратно возвращаться на эту дистанцию. Пост наступает не в первый день поста, а в тот день, когда ты его начинаешь. Так что еще ничего не потеряно, можно обратно вернуться на дистанцию и продолжать свой пост. При этом, исходя из приобретенного опыта за прошедшую половину поста, сделать для себя правильные, нужные выводы: на что больше обратить внимание, на чем сосредоточить свою внутреннюю борьбу, свою ненависть и свое раздражение. Да, иногда раздражение и ненависть бывают полезны.

– Есть мнение, что в принципе можно держать пост в первую и последнюю недели, самые строгие. Так считается?

– Дело в том, что по церковному уставу первая и последняя недели действительно являются достаточно строгими, хотя и весь пост сохраняет такую же строгость. Но есть традиция устава, относящегося к монашествующим, и есть – к мирянам. Для мирян, по сложившейся традиции, дается некоторое послабление, например, на вкушение растительного масла, морепродуктов; для учащихся – рыбы. Я не говорю о людях, которые могут не поститься: для них пост – это несколько иное воздержание. Но говорить о том, что важны только первая и последняя недели, а остальное время я поживу каким-то другим образом, – наверное, неверно. Потому что Великий пост – это как написание книги: нельзя ведь написать только предисловие, и потом, перелистнув все страницы, содержание. А что же тогда будет в этой книге, если все страницы остаются белыми? Хотя вряд ли белыми – исписанными, только непонятно чем. Вряд ли получится шедевр.

– Как Вы относитесь к утверждению: «Главное – пост духовный, а что я ем – не так уж важно»?

– На это утверждение могу ответить статистикой. В нашей епархии есть Telegram-канал, где мы объявили голосование «Как вы собираетесь провести пост»: кто будет поститься, кто не будет, а кто готов обменять пост на мясо, с учетом, что он не будет осуждать других людей взамен на мясо. Так вот, представьте, что это последнее несколько улыбчивое предложение поддержало меньше всего людей, а больше всего согласилось с тем, что нужно все же пост держать.

Действительно, пост – это большое дело, связанное не только с гастрономическим взглядом, не только со столом. То, что мы вкушаем, помогает нам внутренне сосредоточиться. Просто когда ты видишь стол немножко поскромнее, ты понимаешь, что это что-то особенное, и на другом сосредотачиваешься.

И конечно же, пост – это духовное делание: прежде всего это внутренняя молитва, это общение с Богом, это искреннее размышление о своей собственной жизни. Это когда ты приходишь к родителю и говоришь, как у тебя прошел день, самоукоряешь себя, находишь свои неправды, неточности. И конечно же, это отношение к людям. Они должны заметить и сказать: «Слушай, ты, может быть, немножко похудел, кажется, вес твой поменялся, но я замечаю в твоих глазах больше блеска, ты больше стал улыбаться, ты больше рассказываешь интересных вещей». Вот это и есть плоды хорошего проведения поста.

– Собиралась задать этот вопрос последним, но раз уж мы заговорили про статистику... Я нашла интересные данные Интерфакса. Опрашивали людей перед началом Великого поста (опрос проводился по России), оказалось, что держать пост собирались три миллиона человек, это всего два процента населения. Около 18 процентов решили отказаться от мяса и алкоголя, 19 процентов собираются сократить время развлечений. И что мне понравилось, есть даже портрет постящегося человека: получается, что это женщина старше 45 лет. И в принципе все; вот она одна правильно себя ведет... Ваши наблюдения совпадают с данными статистики? У нас в епархии сейчас только женщины в Церкви, да?

– Нет, конечно. Статистика – всегда достаточно неоднозначное явление. Хотя, конечно, можно согласиться с этими общими наблюдениями или общими данными, но достаточно условно, потому что это как средняя температура по больнице. Всегда есть отдельные случаи. И могу сказать, что немало людей на прямой вопрос «А ты постишься?» не ответят ни «да», ни «нет», но просто засмущаются и постараются уйти от ответа. Такие люди тоже есть.

О постящихся я могу сказать по нашему кафедральному собору. Когда я причащаю людей, общаюсь с ними, беседую, я вижу не только 45-летних замечательных прихожанок. Очень много, особенно в последнее время, появляется мужчин, молодых людей, которые, по всему видно, не просто зашли в храм, а искренне молятся, причащаются, исповедуются. И это не может не радовать.

– Некоторые постящиеся признаются, что в пост становятся раздражительными. Значит, что-то идет не так?

– Мы об этом в начале начали говорить. Раздражение – это какое-то внутреннее недовольство чем-либо; и если говорить о нем в чистом виде, то оно не всегда правильно. Но можно эту внутреннюю энергию раздражения направить в нужное русло, сказать себе: «До каких пор я буду лениться вечером читать Евангелие (или вечерние молитвы)?»; отнестись к себе с таким недовольством, возмутиться собой. Вообще, бывает очень полезно, когда энергию неудобства человек направляет на самого себя, тогда он начинает себя «форматировать», делать удобным, если так можно сказать.

А парадокс в том, что, когда ты сам станешь удобным, вокруг тебя другим станет удобно. Ты направишь раздражение внутрь себя и что-то вытеснишь из своей жизни, наконец-таки скажешь: «Все, хватит!» Например, какой-нибудь заядлый курильщик скажет: «Именно сейчас, слушая эту передачу, говорю себе: больше ни одной сигареты; ставлю точку». И вот такое раздражение, такое возмущение принесет свои хорошие плоды.

– Допустим, человек впервые постится, и у него впервые появилось желание причаститься. Подготовка к таинству ведь не простая. Для тех, кто придет в первый раз, она тоже должна быть строгой?

– Конечно, есть правила, которые подсказывают человеку правильное направление движения, в том числе и к этому таинству; как себя настроить. Я приведу, может быть, очень банальный пример, но, думаю, он покажет себя. Допустим, когда человек готовится идти к кому-либо на свадьбу, на торжество, он понимает, что, просто идя с работы, не забежишь с сумками и авоськами, то есть нужно самому подготовиться. Что это означает? Это означает не только внешне придать себе подобающий празднику вид, но и внутренне себя настроить. Человек идет и думает, что он скажет молодым людям, какое будет общение, какие он подарит пожелания. То есть свадьба еще не началась, а уже какое-то время до свадьбы человек живет этим.

Причащение, если можно так сказать, – это тоже брак, на который мы приходим; это большой пир, большое торжество. И когда мы приходим на это торжество, мы должны осознанно это делать: не проходя мимо, а идя именно к этому событию. Если человек это делает в первый раз, он всегда может сказать об этом священнику на исповеди. Самое правильное – начать исповедь именно с этого: «Батюшка, простите, я в первый раз. Прошу вас, помогите мне, пожалуйста, с исповедью». Любой священник откликнется на эту просьбу и подскажет человеку, с чего нужно начать. В том числе подскажет, как подготовиться к причащению. Поверьте, такой искренний, открытый, доверительный диалог всегда принесет большую пользу.

– Владыка, спасибо большое. Как всегда, столько интересного было сказано и для меня, и для слушателей. И конечно – Ваше слово.

– Дорогие братья и сестры, дорогие друзья, хочу пожелать каждому из нас мужества продолжать начатое дело; мужества изменять то, что давно хотелось бы изменить; мужества поддержать других, когда они будут меняться; порадоваться этим изменениям, заметить их и искренне, от души дать людям напутствие продолжать так же добро жить. Когда мы так внимательно будем относиться к себе и к другим, то, несомненно, света, радости, утешения, настоящей искренней дружбы и любви станет больше, потому что в нас для этого станет больше места. Пусть Господь хранит всех нас!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы