Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Я хотел бы, пользуясь возможностью, поздравить наших сегодняшних собеседников с поводом говорить о своих самых лучших чувствах – о чувстве любви, добродетели любви. Это очень хорошая, замечательная возможность. Лучше говорить об этом. Но не только говорить, но и стремиться к этому. В эти дни, конечно, будет много дискуссий: кто такой Валентин? свой или не свой? святой он или нет? Я хотел бы отойти от этого, потому что сколько угодно мы будем на эту тему говорить – и каждый раз предметом нашего разговора будет то, праздник это или не праздник.
Действительно, в Западной Церкви был такой святой. В его жизнеописании, или житии, говоря церковным языком, описывается много разных историй, но, к большому сожалению, не о каждой истории можно говорить как об истории достоверной. Проще говоря, это легенды. Впрочем, легенды очень даже симпатичные и вдохновляющие. В Православной Восточной Церкви также есть такой святой, с таким же именем, прославленный, но вот в его жизнеописании таких легенд уже нет. Оно более аскетичное и более собранное. Это был человек твердой, глубокой веры и призывал своих пасомых к ответственной жизни добродетельных христиан, к христианской жизни, за что и был прославлен в лике святых. Как бы ни было, наверное, сегодня мы должны иметь повод говорить о самых лучших добродетелях, которые вложены в каждого из нас, из которых мы состоим. И, может быть, этот повод – день влюбленных – использовать именно для этих целей.
– Но, если честно, думаю, не одна юная христианка сегодня получила валентинку. Что ей, бедной, делать? Выбросить ее или все-таки можно оставить?
– Во-первых, было бы хорошо из этой валентинки взять в свое сердце и молитву имена тех людей, которые написали эти валентинки. В этих людях есть человеческое. Только люди могут сказать другому человеку: ты мне нравишься; я тебя люблю; у меня есть к тебе чувство. Это очень хорошо, слава Богу! Это человеческое. Так вот, о таких людях нужно начать молиться. И просить у Бога, чтобы Господь по молитвам святого Валентина, угодника Божия, помог развить эти чувства, помог сохранить их и с каких-то первых охов и вздохов сделать глубокую, достойную, хорошую жизнь. Чтобы эти чувства не были испорчены страстью. Чтобы естественному чувству интереса друг к другу не была свойственна, знаете, просто охота – добиться, а затем дальше – за следующей добычей.
– А как все-таки это чувство влюбленности, которое начинают испытывать молодые люди в первый раз, отделить от страсти, от чего-то низменного? И вообще можно ли влюбленность назвать даром и шагом к настоящей любви?
– Самым главным, конечно, для человека остается необходимость сохранять себя свободным. Свободным в чувствах человек остается тогда, когда к этим чувствам не допускают примешиваться страсти, когда не прикасаются к другому. С чего начинается познание прекрасного в музее? Не только с того, что мы приходим в музей, смотрим на эти замечательные хранящиеся там шедевры, но еще и с того, что мы учимся не заступать за линию. Вот перед нами линия, где написано: руками не трогать, не прикасаться. И для обывателя может показаться, что это простой шаг для сохранения материальных ценностей. Ну, не думаю, что если ты аккуратно притронешься к раме, к подрамнику или к какому-то стулу, то тут же этот шедевр разрушится. Но в этом есть, мне кажется, какой-то еще другой, более глубокий смысл – уметь наслаждаться, уметь созерцать. Даже не столько наслаждаться, сколько созерцать, уметь рассматривать этот предмет – не тактильно прикасаясь, а рассматривать через свое сердце, через свой взгляд, через какой-то внутренний взгляд. Может быть, кому-то покажется грубым такое сравнение, но, думаю, оно очень четко показывает правильное отношение к другому человеку. Сначала нужно научиться созерцать, рассматривать человека и как можно дольше продлить это время. И уже после долгого, внимательного созерцания, когда ты уже совершенно, если можно так сказать, полюбил человека, только тогда через таинство брака прикасаться к этому человеку.
– Теперь понятно, почему священники советуют часто повременить, не выскакивать замуж через два дня знакомства, а все-таки узнать человека получше. А как все-таки определить этот момент – как священник решает, что вот пора, теперь можно венчать, у них все по-настоящему?
– Во-первых, конечно, в том числе важно и время общения. Всегда и священник, и родители, друзья и знакомые спросят, давно ли вы знакомы, давно ли общаетесь. Ведь это же не просто какое-то время должно пройти (месяц, год, два, три). Это означает, что люди смогли уже приобрести определенный опыт в своих взаимоотношениях, могут прислушиваться друг к другу, знают характер, умеют уступать друг другу, дожидаться друг друга. В том числе умеют доносить до другого человека какие-то свои мысли, идеи, видеть, сможет ли человек разделять твои собственные идеи. Это связано и с мировоззрением, и с национальной, религиозной культурой. Все это тоже имеет очень большое, глубокое значение. Потому что в дальнейшем нужно будет жить под одной крышей. И если ты чувствуешь сердцем, что вот это твоя избранница (или девушка чувствует своей душой по отношению к молодому человеку, что это ее избранник), уже сейчас нужно над этим задуматься. А как это становится понятно? Да видно же людей, которые не просто влюблены и очарованы, а по-настоящему уже живут друг другом. Не друг с другом, а именно друг другом. Это становится понятно – как будто бы это одно целое.
– Еще одна тема, очень актуальная сейчас в соцсетях, на телевидении и радио: сенатор Антон Беляков предлагает приравнять длительное сожительство к официальному браку. То есть пожили пять лет незарегистрированными – уже правовые последствия как в зарегистрированном браке. Если ребенок есть, то и двух лет достаточно. Как Вы думаете, такая инициатива нужна?
– Подобного рода инициативы, конечно, должны обсуждаться самими людьми. Если говорить о традиции понятия брака, то с древности момент брака являлся моментом, когда люди в присутствии священнослужителя объявляли всей общине о том, что они теперь вместе открыто живут семейной жизнью, и это решение воспринималось как благословение, как радость. Подавалось благословение – люди жили совместно. И речь идет, конечно, прежде всего об ответственности, что я и сказал. Когда часто произносят слова «нужно попробовать», мы должны всегда правильно к этому относиться – где грань этого пробования? Что можно, а что ни в коем случае нельзя, скажем так, пробовать до брака? Потому что все эти пробы потом становятся большими и глубокими язвами в жизни самих людей, опытом, через который не приобретается счастье; напротив, это путь потерь, предательств, боли, одиночества. И все это становится печальным опытом.
Поэтому на такие инициативы должна быть, скажем так, в том числе и реакция народа. Но, несомненно, если люди живут открыто достойной жизнью, и живут как муж и жена, а не пробуют и не показывают из себя как бы мужа и как бы жену, то такое совместное сожительство должно иметь благословение и, естественно, общее признание. Форма этого признания – заключение государственного брака, заключение каких-то договоренностей… Это уже вторая часть. Она скорее касается каких-то наступающих вопросов ответственности: воспитания ребенка, совместного использования имущества и так далее. А вот благословение, несомненно, должно быть. Человек, который с другим человеком строит совместную жизнь, должен понимать, что Божие благословение печали не приносит, как говорит пророк. И таким благословением заручаться, конечно, надо.
– Спасибо за сегодняшнюю беседу. Давайте скажем так: это день, когда влюбленные еще раз друг другу могут признаться в своих чувствах. И Вы им скажите свое доброе напутствие.
– Дорогие братья и сестры, в этот день я хотел бы сказать о том, что еще всех нас любит Господь. И пусть эта мысль о том, что Бог есть Любовь, живет в каждом из нас, пусть она помогает нам достойно любить, верно жить, преданно дружить. Пусть эта мысль всегда помогает нам быть счастливыми людьми. Храни и благослови всех нас Господь.
Ведущая Юлия Бычкова
Записала Елена Тимофеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!