Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Кто из нас не был одиноким?..
– Тема настолько часто поднимается в обсуждениях! Разные на нее взгляды. В мирском понимании, конечно, одиночество имеет более негативный смысл. Но мы знаем, что многие святые специально искали одиночества, уходили в пустыню, в леса, прятались от людей.
– Действительно, это так. И мне кажется, нам было бы правильно попытаться дать определение одиночеству. Одиночеству можно дать совершенно разные объяснения. Это одиночество, которое возникает как некоторое наказание. Например, когда человека лишают свободы. И, пожалуй, самое страшное, что бывает для такого человека, это одиночная камера. Как правило, это бывает с людьми, осужденными на пожизненные сроки заключения.
Бывает одиночество, связанное с каким-либо путешествием, с какой-либо работой. Бывает одиночество, связанное с тем, что человек просто не может уживаться, находиться с другими людьми. Тогда он тоже обречен на одиночество. А бывает вольный поиск одиночества не для того, чтобы лишить себя общения со всеми, а для того, чтобы в этой внешней тишине прислушаться к собственному голосу. Бывает такое одиночество, которое направлено к тому, чтобы в этом одиночестве найти Того Самого, Того Единственного, к Которому устремляет человек всю свою жизнь. Это одиночество монаха, одиночество отшельника, когда человек лишает себя общения с другими людьми ради того, чтобы всю свою жизнь наполнить общением с единственным Образом, Которому он уподобляет себя и к Которому стремится. Одним словом, наверное, невозможно сказать, почему человек бывает одиноким, что такое одиночество. Но, вне всякого сомнения, одиночество – это возможность человека побыть наедине с Тем, по образу и подобию Которого он создан.
– Владыка, Вы тоже монах, но мне кажется, у Вас настолько редко получается побыть одиноким, Вы всегда окружены людьми, у Вас всегда столько мероприятий! Вам не хватает этого чувства? Или Вы его ищете? Как у Вас это происходит?
– В Священном Писании есть много раз встречающиеся слова Христа, убеждающего всех нас, людей (которые, кстати, чаще всего к одиночеству относятся в негативном смысле этого слова, как Вы правильно заметили: в том, что это плохо – остаться одному): не бойтесь, Я с вами. Он многократно говорит это нам. Идеального одиночества не существует – в том смысле, что человек не может остаться вообще сам по себе один-одинешенек. С ним всегда присутствует Бог. И когда мы говорим о монашеском одиночестве, это то самое состояние, в котором это присутствие подчеркивается многократно, без отвлечения на посторонние, что называется, звуки.
Но при этом одиночество – это не физическое состояние, это внутреннее состояние, когда ты всегда слышишь этот голос, когда ты всегда на него реагируешь. Если хотите, то, наверное, самым ярким примером такого блаженного одиночества являются дети. Посмотрите, как они не очень быстро реагируют на других людей, как не очень быстро входят в общение с другими людьми, как смотрят со стороны, делают какие-то первые шаги… Но при этом стоит лишь только ребенку услышать голос мамы или отца, услышать родной голос, с которым сопряжена вся начавшаяся его осознанная, если можно так сказать, детская жизнь, он мгновенно реагирует. По сути, это тот самый образ одиночества любого из нас, когда мы призваны всегда реагировать на голос своего Небесного Отца. И могли бы это делать, если никогда не выпускать этот голос из внимания.
– Владыка, а вот в мирском понимании все же не все, наверное, так это понимают, как Вы. Можно сказать, что одиночество может быть опасно для мирского человека?
– Чаще всего опасно не само одиночество, как мне кажется, а боязнь его, когда говорят, чтобы было бы кому в конце жизни стакан воды подать. И вот человек живет этим страхом остаться один. А почему ты боишься этого, если ты можешь любить других людей? А почему ты боишься одиночества, если ты можешь дружить? Если ты верный человек? Если ты честный человек, преданный; человек, который умеет ждать? Почему ты боишься одиночества? А если ты боишься его, то на самом деле всего того, о чем я сейчас говорю, скорее всего в тебе нет. Есть некоторая попытка к общению, попытка дружбы, есть некоторая попытка к отношениям, но они не такие глубокие, чтобы могли родить ответное (взаимное) чувство. Мы чаще всего боимся одиночества как, если можно так сказать, приговора своей очень плохо организованной нравственной жизни. И понимаем, что скорее всего вот такое одиночество может стать каким-то последствием, как последствие для преступника – одиночная камера заключения.
– Несколько другой взгляд есть на одиночество, как мы знаем из известной песни: на десять девчонок по статистике девять ребят. То есть это к теме о женском одиночестве. Как у нас еще говорят: ну что им надо? И умница, и красавица, а одинокая... Как в таком случае женщинам это воспринимать – как жизненный урок, смириться (ну вот такая доля у меня)? Или же бороться за свое счастье любыми способами? Я думаю, что к Вам не раз подходили с такими вопросами.
– Много, много раз. Совсем недавно как раз я одной своей знакомой сказал: «Знаешь, у тебя есть время заняться каким-то хорошим делом, к примеру – образованием. Может быть, что-то новое для себя открыть, пока ты еще не успела выйти замуж. Найдется обязательно для тебя супруг, и тогда уже времени мало останется на самообразование. Воспользуйся этим временем».
Конечно, думаю, наши телезрительницы особо сейчас напрягутся: какой же я дам рецепт счастья, что нужно сделать? Просто замечать людей. И не просто замечать, а уметь запоминать это общение, возвращаться к этому общению, начав совсем с малого, с простецкого. Заметить на ком-нибудь, например, новый костюм… Через какое-то время переспросить: вот хорошо тебе тогда было? Какие-то простые, малые вещи. Я, может, говорю о каких-то мелочных вещах, но на самом деле они дальше развивают еще большее. Запомнить дату рождения человека, как зовут родителей, какие-то важные даты в жизни… И к этим датам, этому общению возвращаться неоднократно. И тогда другой человек скажет: слушайте, я действительно кому-то интересен не какими-то внешними особенностями, не какими-то талантами, должностью или возможностями, а интересен тем, из чего я состою, интересен какими-то обычными вещами. И тогда (я совершенно верю в это и неоднократно убеждался) одинокие люди, продолжая оставаться одинокими (в глубоком смысле этого слова), находят друг друга и разделяют (не отменяют, а именно разделяют) это свое одиночество, разделяют вот эту свою самобытность, – самобытность собственной жизни рядом друг с другом.
– Владыка, бывает ведь и так, что человек окружен большим количеством народа (или есть большие семьи) – и все равно человек одинок. Что Вы в таких случаях советуете тем, кто его окружает, самому человеку? И насколько часто к Вам прислушиваются, меняют что-то?
– Прислушиваются, потому что каждому ведь хочется быть счастливым, каждому из нас хочется, чтобы нас любили, чтобы нас замечали, чтобы нам были верны, чтобы нас не обманывали. Каждому из нас хочется доверять и потом никогда не сожалеть об этом доверии, а всегда вспоминать тот день, когда ты кому-то доверил свою жизнь, свои слова, свои надежды, как самый счастливый день в своей жизни. Вот продолжать доверять –независимо ни от чего. И продолжать глубоко надеяться и верить – независимо ни от чего. Продолжать верить не потому, что твой опыт подсказывает тебе, что это правильно, а потому, что это есть часть твоей собственной жизни, из этого ты состоишь.
Проще говоря, пока ты веришь, любишь и надеешься, ты продолжаешь оставаться человеком. В этом и есть самое главное твое призвание. И самое важное, самое дорогое, что вот это твое человеческое призвание всегда вернется к тебе благодатным и благородным счастьем, всегда вернется мыслью, которую однажды сказал святитель Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все!» Независимо ни от каких внешних обстоятельств. Несмотря на все гонения (а святителя преследовали очень жестоко, можно сказать, что выталкивали к одиночеству), он был человеком совершенно счастливым и произносил эти слова очень часто: «Слава Богу за все!»
– Вот такой парадоксальный момент: сейчас, в наше время, когда любой человек окружен невероятным количеством мессенджеров (один клик – и ты в каком-то сообществе), возникает даже понятие – одиночество в Сети. Как можно при таком информационном развитии все равно оставаться одиноким? То есть не исчезает это понятие…
– Вы знаете, нередко подобные формы общения напоминают нам иногда ярмарку тщеславия, когда человек чаще презентует себя самого, а не ищет что-то для себя. Как только мы начинаем искать что-то для себя и радоваться этому, тогда мы и становимся по-настоящему счастливыми людьми.
– Я думаю, сейчас Вы найдете слова для всех, кто в начале нашей программы еще чувствовал себя одиноким, а теперь это чувство уже не такое страшное...
– Я помню одного писателя, который нам с вами говорит: «Эй! Скорей остановись! На дорогу оглянись!» На дороге Господь нам дал и очень многих людей. С нами всегда Он, Отец, и это не просто слово, это смысл, суть, сила и цель нашей собственной жизни. Будем всегда об этом помнить – и никогда не будем одинокими от этой мысли. И будем поддерживать тех, кто рядом с нами. Храни всех нас Господь.
Ведущая Юлия Бычкова
Записала Елена Тимофеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!