О земном и о небесном. Наследники Великой Победы

12 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Речь сегодня о Победе. Но не просто о Победе, а о наследниках. Может быть, не совсем праздничной получится программа, но есть вопросы, и очень хочется услышать Ваше мнение.

Не так давно я вступила в спор с одним молодым человеком, который мне пытался доказать, что неправильно наше старшее поколение относится к этому празднику. Что гордиться подвигом дедов, может быть, не совсем правильно, потому что это их подвиг, их слава, а мы сейчас ее как-то себе присваиваем, выпячиваем себя за счет этого. Я услышала такое мнение впервые, попыталась его оспорить. Интересно, что бы Вы сказали?

– Этот вопрос очень актуален, и я каждый раз задаю его самому себе. Гордиться с победителями – для меня это что? Только лишь надеть георгиевскую ленту? Или обрядиться (что сейчас часто можно увидеть среди своих знакомых, друзей, и порой это доходит до абсурда)? На мой взгляд, это не совсем верно. Хранить Победу, на мой взгляд, – это хранить свою культуру, свою традицию, свою свободу, в конце концов, независимость. Это в том числе умение от чего-то отказываться.

Например, сегодня поднимается вопрос о невозможности (по вполне определенным причинам) очень далеких поездок. И на фоне этого появляется истерия: «Как же так? Мы не можем ничего себе позволить!..» Кстати, победа дедов – это такая победа, когда они, кроме как пролить кровь за свою землю, ничего не могли себе позволить.

Может быть, быть наследником Победы сегодня – это лучше узнать историю своего города, своего края, своей республики? Быть наследником Победы сегодня – это не отправиться в какой-то флешмоб, а пройтись внутренним крестным победительным ходом по памятникам  Победы своего района, своего города. Подойти к каждому памятнику и совершить там молитву, прочитать имена на обелиске, вспомнить этих людей, о которых, может быть, уже никто никогда и не вспомнит. Вряд ли кто-то их имена читает, а ты почитай. Может быть, это будет намного дороже, чем горделивое размахивание пилоткой, гимнастеркой. Вот это и означает гордиться Победой: не рядиться в Победу, а продолжать ее через собственную память, через живой интерес к тому, что сделали наши предки.

– Сейчас слышишь такие разговоры, что немалые финансовые средства уходят на празднование, а лучше бы раздали эти деньги оставшимся ветеранам. А то, что происходит, – это пускание пыли в глаза западным странам...

– Сказать по чести, этот разговор не вчера начат. Мы можем вспомнить первую общину христиан, где один из апостолов сказал: «А зачем такая трата? Лучше бы это миро продать и деньги раздать нищим». Мы помним автора этих слов – это Иуда Искариотский. И, кстати, сказал он это не потому, что думал о нищих, а потому, что имел при себе ящик для сборов и был вором. Но это к слову. Потому что когда появляются такие возгласы людей, которые распределяют не свое, другие ассоциации трудно найти.

На мой взгляд, у победителей, у ветеранов в достойном государстве должна быть не только достойная пенсия, но и достойная жизнь. Честно сказать, мне очень странно видеть выпуски программ, показывающих, как к 75-летию Победы ветеран наконец получает квартиру. Человек, проживший всю свою жизнь без условий, к 75-летию Победы получает в конце концов квартиру! И это является гордостью? Сомневаюсь, что этим нужно гордиться. Было бы верным сделать это в свое время.

Что касается сегодняшнего внешнего парадно-нарядного состояния, когда мы говорим, что гордимся чем-либо, это слово должно нести не состояние гордости как превозношения, что мы лучше, сильнее, быстрее, умнее. Хотя это слово и носит отрицательную коннотацию с духовной точки зрения, но, на мой взгляд, это то чувство, которое должно вызывать в нас человеческое отношение. Мы гордимся не тем, что украсили дом, а тем, что в нашем доме нет забытых людей. Мы гордимся не тем, что у подъезда под окнами устраиваются марши и на открытых машинах поются песни, а тем, что с соседом-ветераном каждый день здороваются и помогают ему, когда он несет пакет с продуктами из магазина. Вот в этом и есть наше достоинство. Не гордость, а именно достоинство. Причем достоинство каждого дня, а не одного дня в году.

– Тема, которая всегда на поверхности, – попытки переписать историю. Как Вы думаете, как правильно человек должен на такое реагировать?

– Знаете, мне кажется, на это нужно реагировать так же, как когда кто-то пытается тебе рассказать, кто в твоей семье кем является. Ты должен сам хорошо знать свою семью. Ты должен сам хорошо знать свою историю. Что значит знать свою историю?

Мы не должны сбрасывать со счетов все то, что называется пропагандой. Историю, как слоеный пирог, нельзя рассматривать горизонтально, ее всегда нужно рассматривать вертикально. Потому что в истории есть очень много прослоек: и горьких, и сладких; и ярких, светлых, победоносных, и мрачных, предательских, грустных. Это действительно так, и об этом никогда нельзя забывать. Сама эта Победа состоит из очень многих судеб. Не только тех, которые поднимались за Родину, но и тех, которых без суда и следствия расстреливали, сажали в тюрьмы, обвиняли, подозревали. В этой Победе есть и герои, и предатели; и об этом нужно помнить. Но самое важное – какой ценой тебе дается твоя победа. Мы должны помнить, что самым главным мотиватором (говоря современным языком) к победе была и остается любовь к своим родным и близким, к своей земле,  своей традиции, вере.

– От молодого поколения мне приходилось слышать, что сейчас воспитание патриотизма слишком навязчивое, что это всего лишь попытка воспитать поколение, которое по любому приказу пойдет защищать правящий слой. И что так нельзя. Я вспоминаю 90-е годы, когда мы были в молодом возрасте: мы не любили свою Родину, мы все стремились уехать. У всех была мечта – выучить язык и уехать за границу. Не было чувства, что мы любим свою Родину. Уже с возрастом, в силу опыта, каких-то жизненных обстоятельств, это чувство обретаешь. И мне очень нравится, что сейчас патриотизм воспитывается в молодежи...

– Чтобы воспитать любовь в другом человеке, нужно уметь говорить не о себе, а о другом человеке. Тогда ты будешь интересен другому. Когда Родина говорит только о себе, о своих свершениях, о своей значимости, силе, военных и других потенциалах, она становится неинтересна собеседнику. Когда Родина говорит с тобою о тебе: о твоем здоровье, о твоих детях, о том, как они будут жить, учиться, о твоих престарелых родителях, о том, как Родина будет их лечить и поддерживать, тогда этот разговор очень интересен. Тогда ты начинаешь любить своего собеседника.

Самое главное в воспитании того, что мы называем патриотизмом, как раз должно заключаться именно в этом разговоре. Не ради того, чтобы наши танки были быстры, а ради того, чтобы наши люди были вместе, здоровы, чтобы они получали достойное образование, могли продолжать трудиться здесь же, потому что их труд, их знания, их таланты очень востребованы, очень нужны, и их ждут обратно.

Я тоже учился в советской школе, и у нас была практика, когда мы осваивали какие-то практические профессии. Я учился автоделу и помню, с каким интересом наш наставник рассказывал об автомобилях. И еще он всегда интересовался: «Ну как ты? Какие у тебя успехи?» И я так хотел быть водителем! Но не потому, что мне нравилось сидеть в кабине водителя, а потому, что у меня был преподаватель, который постоянно мною интересовался, как вообще у меня жизнь. Кто я был для него? Пацан какой-то. Но именно этот интерес ко мне как к личности и привил мне любовь к тому делу, которому меня учили.

Мне кажется, так нужно поступать во всем. Воспитание патриотизма – это не воспитание на знаменах, это воспитание на примерах достойной заботы друг о друге.

– Не знаю, какая возрастная аудитория нас смотрит. Но, думаю, кто не читал, тот наверняка слышал историю «Молодой гвардии» – антифашистской молодежной организации, в которой были молодые юноши и девушки. Не так давно я прочитала статью, где были представлены архивные фотографии, документы и рассказывалось о том, что Александр Фадеев пожалел своего читателя – не показал в романе всех ужасов, которые испытали ребята, какие применялись пытки и так далее. Честно, я не могла заснуть несколько дней после того, как поняла, что там творилось. Для меня до сих пор непонятно, как возможно вытерпеть такое, не выдать своих, умереть за своих. Им было по шестнадцать-восемнадцать лет!.. И это в советском антирелигиозном государстве...

– Да, задаешься вопросом, как тогда можно было жить, не закрывая дома. Как можно было спокойно дожидаться своих детей вечером и не бояться. Ведь тогда не было возможности перезванивать каждые пять минут.

Сложно ответить однозначно на этот вопрос. Но, мне кажется, тогда не был каждый сам за себя. Вообще в таких обстоятельствах быть за себя означало погибнуть первым. Тогда все были друг за друга. Кстати, когда в условиях современной пандемии устанавливается принцип: каждый друг за друга, а не сам за себя, – тогда мира становится больше. А когда так: «Мне все равно, как другие; что бы мне ни говорили, это мой выбор, я так хочу», – это «я» всегда гибнет первым.

Тогда «я» совсем не было; не собой гордились, а друзей ценили. Когда наступают такие чрезвычайные обстоятельства жизни, как война, понимаешь со всей очевидностью, что только тело друга может закрыть тебя от осколков, вытащить из любой ямы. И ты делаешь то же самое. И тогда вы живете оба: и ты, и друг. И это действительно высокая добродетель. В Священном Писании об этом есть удивительные слова: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

– Владыка, большое спасибо за сегодняшний разговор. Еще остались вопросы. Думаю, надо продолжить в следующей программе.

– Дорогие друзья, братья и сестры! Я всех нас с особой теплотой поздравляю с великим Днем Победы! Молюсь о покаянии тех, кто отдал свои жизни. И молюсь о благоразумии и благодарности тех, кто благодаря этой жертве сегодня может свою жизнь, свою любовь, свою дружбу посвятить тем, кто рядом: своим родным. Пусть Господь, Который победил смерть, и нам дарует вдохновение победы над нашими страхами и немощами. Храни вас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать