О земном и о небесном. Психология

26 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, очень хочется предложить Вам такую интересную тему, как психология (православный взгляд).

– Об этом очень много говорят и часто задают вопросы. Думаю, многим понравится наша сегодняшняя беседа, будет полезна.

 – Начну с самого простого, банального, но, наверное, распространенного вопроса. Поход к психологу – это грех?

– К хорошему психологу и вовремя – это не только не грех. Обращение к специалистам, которые помогают человеку решить проблемы психологического характера, внутренних зависимостей, связанных с какими-то детскими или приобретенными травмами, бывает очень полезным.

Нередко они открывают для человека путь в большой духовный мир. И при правильной психологической поддержке человек рано или поздно начинает задумываться не только о своем физическом, но и о духовном бытии. Часто, если это действительно психолог-профессионал, общение с ним становится первым шагом перед разговором с тем человеком, который будет говорить уже о более глубоких вещах: о душе, о вечности.

– Одной из потребностей при обращении к психологу считают желание выговориться. Но кто-то идет к психологу, кто-то идет к священнику на исповедь. По-Вашему, в чем можно сравнивать этих двух людей, а в чем нельзя?

– В общем-то, выговориться, поговорить можно не только с психологом. Вы знаете, я нередко становился свидетелем, когда просто пассажир в кресле рядом становится тем самым психологом, которому в течение всего перелета выговариваются обо всех своих проблемах.

Действительно, это прежде всего говорит о том, что мы, люди, тесно связаны друг с другом. Мы социальные существа, и мы не можем без общения, потому что оно положено в основу человеческой жизни. С момента создания Адам общался со своим Создателем.

Общение является нашей безусловной потребностью. Когда речь идет о каких-то накопившихся проблемах или нуждах, действительно человеку нужно не просто выговориться. Ему нужно найти опору в своей невесомости, когда он подвешен, образно говоря, во всех этих своих сложностях, неурядицах, не видит своего будущего. И тогда нужно поговорить. Здесь, несомненно, разговор с психологом, который может правильно направить человека или дать точку опоры, крайне важен.

Что касается разговора со священником, то здесь речь идет не о том, чтобы поговорить, а о практике изменения твоего внутреннего мира. Ведь общение со священником всегда заканчивается призывом к тому, что ты должен что-то сделать. Если психолог говорит о том, что ты должен к этому относиться так или так, то священник уже даст практические советы, связанные с духовными упражнениями. Это и молитва, и телесный пост, и покаяние. То есть изменение образа жизни, своих привычек – это то, что будет поддерживать в человеке его работу над собой. Не работу в мыслях – думать по-другому, а работу в поступках – поступать по-другому.

– При слове «психолог» у многих возникает стандартная картинка из американских фильмов: человек на кушетке, рядом психолог что-то записывает. У нас это пока еще не стало таким обыденным делом, как за границей. Как Вы думаете, это плюс или минус?

– Скорее всего здесь речь идет не о том, хорошо это или плохо, нужно нам или нет, а о принятой традиции, в том числе национального характера. Мне кажется, что для нашей традиции намного полезнее и практичнее поговорить сыну с отцом, чем рассказывать малознакомому человеку о своих проблемах.

Наверное, мы так сложены, что проблемы доверяем тем, кого называем своими друзьями. Это происходит не потому, что таков наш национальный характер, а потому, что вместе со своим другом (или при его поддержке) мы можем преодолеть сложившиеся обстоятельства.

– Не так давно моя подруга приехала из Москвы. Она очень воодушевленно рассказывала, что прошла какой-то уникальный тренинг, который ей позволил решить внутренние проблемы. Я так понимаю, сейчас в больших городах это модное течение. Под заголовком «психология» подаются многочисленные групповые тренинги, где занимаются несколько дней; там используется гипноз, еще какие-то техники. Она мне сказала, что вытаскиваются чуть ли не внутриутробные эмоциональные травмы. Насколько опасна такая духовная практика или ничего страшного в этом нет?

– Прежде всего я хотел бы сказать, что не все то психология, что ею называют. Очень часто на современных так называемых тренингах, нацеленных на удачу, успех, изменение сознания, используются слова, которые у многих людей вызывают естественное доверие (например, научные термины). А по сути своей эти тренинги являются практиками очень сомнительными и далекими от классики, принятой в психологии как метод работы.

Человек, занимающийся профессиональной психологией, несет личную ответственность за того, кого лечит. Так же, как врач. Ведь нет одновременного сеанса лечения большого количества больных одними и теми же способами. Даже когда врач приходит в палату, для каждого он назначает свое лечение.

Когда в подобного рода тренингах или занятиях человек этой ответственности не несет, более того, это еще прописывается в так называемых контрактах, уже стоит задуматься. А стоит ли с ними связываться при таком отношении? Вообще отношение к тебе, когда человек  заранее говорит: «Знаешь, я не несу за тебя никакой ответственности, но давай мы вместе с тобой будем что-то делать», – очень сомнительно. Уже здесь стоило бы насторожиться.

Второе, о чем я тоже хотел бы сказать: подобного рода тренинги очень часто, наоборот, маскируют внутри человека то, что должно бы подняться наружу. К примеру, когда говорят о каких-либо травмах, изменивших сознание человека. Действительно, такой факт может быть, но ведь и человек всегда остается со свободным выбором, он может поменять себя.

А когда производится так называемая маскировка, то человеку внушается, что на самом деле во всех обстоятельствах и ситуациях виноваты какие-то давно минувшие дни. Ему нужно по-другому посмотреть на себя самого, на свое начало и просто отказаться от этого – и точка. То есть не менять своего сознания, не делать того, что в духовной практике называется «метанойя» – изменение своего сознания, когда ты становишься другим человеком. А здесь ты можешь оставаться таким же, но якобы счастливым...

– Сейчас столько литературы на эту тему – глаза разбегаются. Я смотрю в Интернете – там столько вопросов! К священникам обращается столько людей! Причем по поводу каких-то конкретных книг: «Батюшка, это можно читать? Я вот это начал читать – что посоветуете?» Священнику нужно охватить весь масштаб? Или как ему в этом лавировать, как отвечать?

– Очень сложно. Я тоже получаю такие вопросы. Действительно, я просто не могу прочитать все книги. В некоторых случаях говорю: «Дайте мне время, я хотя бы познакомлюсь с этой книгой, почитаю рецензии на нее, какие-то отзывы,узнаю, что это за автор».

А бывает, человек уже что-то прочитал и начинает руководствоваться этим… Когда ты его знаешь, исповедуешь его, то понимаешь, насколько это повлияло на его жизнь. Если эта книга действительно была полезной, то видишь в человеке практические изменения, когда речь идет о силе добрых дел. Но в любом случае я хотя бы переспрашиваю: «А что тебе больше всего запомнилось?» На самом деле всегда первым задаю вопрос: «Что тебе не понравилось?», чтобы понять, насколько критически человек отнесся к информации, которую получил.

– Есть ли среди известных психологов те, кого Церковь принимает практически без компромиссов? И не могу не задать такой вопрос (я думаю, любой бы его задал): как относится Церковь к самому известному психологу – Фрейду? Многие его не читали, но фамилию точно знают.

– Говоря о Зигмунде Фрейде, стоит сказать, что Церковь к нему относится как к ученому выраженной антихристианской направленности. Можно сказать, что вся его научная деятельность была основана именно на этом. К примеру, он сомневался в возможности свободного выбора. Это был человек совершенно материальный, вообще отвергающий духовные понятия и общение с духовным миром.

Конечно, все это для христианина является не только совершенно неприемлемым, но и губительным. Потому что наша физическая жизнь не является жизнью только для наслаждений и их получения любым путем, как учил Зигмунд Фрейд. Но это еще стремление к вечной жизни, физическое преодоление того, что мы называем искушениями и зависимостями, грехом и пороком, и достижение тем самым наивысшей чистоты своей жизни, достижение Царства Божьего. У Фрейда все это называлось совершенно иначе, и ненормальное, порочное становилось в его концепции выражением естественных потребностей.

Что касается православных психологов, их немало и среди духовенства, и среди профессиональных врачей. Очень часто наши православные психологи работают в реабилитационных центрах. К примеру, в нашей епархии несколько таких центров, которые занимаются реабилитацией людей с наркотической, алкогольной, а теперь еще и игровой зависимостью. Это люди, которые работают с классическими приемами и методами психологии, чтобы помочь человеку прежде всего сделать первый шаг, разобраться с самим собой, внимательно посмотреть на себя.

А далее, при поддержке священника, человек начинает изменять свое сознание, занимается метанойей – покаянием и приобретением нового навыка. Ведь всякое преодоление плохого имеет силу в навыке доброго. Этот навык доброго в новых поступках, в новом правильном отношении к жизни, к окружающим и дает возможность изменения. Священники делают это вместе с теми, кому помогают.

– И последний вопрос. Он касается такой области психологии, как нейролингвистическое программирование. Я не думаю, что все в подробностях знают, что это такое, но то, что там нас заставляют чего-то хотеть, – думаю, общеизвестный факт. Как Церковь относится к этой области психологии?

– Как к покушению на свободу человека. Самыми главными и незыблемыми принципами человеческого существа являются его жизнь и свобода. И всякое покушение на жизнь и свободу является преступлением с нравственной точки зрения. Когда на человека набрасываются подобного рода технологиями и делают его пленником рекламной продукции, продвижения каких-либо товаров или в том числе какой-то диктаторской идеологии – все это крайне опасно для него.

И здесь впору вспомнить слова апостола: «Все мне можно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Как противодействовать этому желанию-хотению? Современные слоганы говорят: бери от жизни все. А ты к этому добавляй: чтобы отдать это другим. И тогда тебе станет понятно, что ты берешь не для себя, что ты независим от этого, а делаешь так, чтобы стать источником радости для других людей, оставаться свободным.

– Большое спасибо за интереснейшую, как всегда, беседу. Напоследок Ваше заключительное слово. Скажу еще для тех телезрителей, кто не знал, что владыка сам по одному из образований психолог. Я думаю, это было понятно уже из Ваших ответов.

– Дорогие братья и сестры, очень важно разобраться в себе; что называется, прибраться в своей душе. А вот куда девать этот мусор? Высыпать на голову соседей? Вынести за порог и бросить под ноги тем, кто придет к тебе в дом и обратно все принесет? Здесь самое главное и важное – позвать Того, Кто может навсегда его уничтожить, – Создателя. Наше покаяние происходит не тогда, когда мы отказываемся от чего-то, а тогда, когда Он помогает нам навсегда избавиться от этого мусора. Пусть Господь всегда помогает нам в нашей чистой и достойной жизни. Храни вас Господь.

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Инна Золотовская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать