Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Актуальная тема всегда. Знаете, об этом постоянно слышишь. Где-то стоит на какое-то мгновение остановиться – все равно о диете обязательно поговорят.
– Обязательно, как о погоде... В любой магазин сейчас можно зайти – и обязательно есть полочка, где специальные товары для вегетарианцев. То есть это становится популярным, модным, может быть; сама философия «Я не ем мяса, причем всегда» – и у многих возникает ассоциация с христианским постом. Некоторым кажется, что это даже большая добродетель – не есть мяса все время. Что тут общего? И как христианство относится к вегетарианству?
– Любой отказ от пищи должен иметь мотивировку, и когда эта мотивировка не связана только лишь с весом во время взвешиваний – это очень хорошо. Когда эта мотивировка имеет значение внутреннего подвига, тогда это приобретает правильное направление жизни.
К примеру, у нас в монастыре тоже мяса не едят, и братья нашей обители в этом смысле вегетарианцы – они не вкушают мяса и мясосодержащих продуктов. Но это связано с другой историей. Это связано с историей того, если так можно сказать, рациона духовной и физической жизни, который был у наших прародителей до грехопадения. Мы знаем, что в раю наши прародители Адам и Ева не питались мясом, их пища была совершенно другой – растительного происхождения, как сейчас можно говорить. И наше невкушение мяса – это напоминание себе о том, к какому состоянию я должен стремиться, даже в том числе посредством вот такого самоограничения.
Кроме того, допустим, в древних египетских монастырях, откуда и пошла эта традиция, мясо вообще считалось продуктом достаточно дорогим, и тогда пост устраивался очень просто: ели простую пищу, доступную, недорогую, которую можно было, что называется, подобрать с земли и вкусить. Вот так, в общем-то, и родилась эта традиция постной пищи.
Сам Христос в Евангелии, мы знаем, показал пример такого воздержания, когда постился сорок дней и сорок ночей. Это воздержание Он показал нам как пример: мы должны уметь отказываться от той еды, которая нам нравится, в угоду тех дел, которые нам не совсем нравятся.
– Владыка, но христианин может быть вегетарианцем?
– Конечно. Если он для себя выбирает мотивацию, о которой я сказал, то она созвучна его христианскому духу. Если эта мотивация связана с какой-то сентиментальной жалостью к тем, которые ходят, смотрят глазами и дышат, то это уже совершенно нечто иное. Мы знаем, что Бог благословил человеку после его грехопадения вкушение в пищу того, что он вкушает, и знаем, что Сам принимал жертвы до Своего воплощения, которые приносили древние люди до времени ожидания Пришествия в мир Христа. И это благословение не отменяет поста, оно дает человеку возможность, если так можно сказать, радостной и счастливой жизни. Когда я пощусь, я не лишаю себя радости, а делаю это не для себя, а для других. То есть когда я пощусь и от чего-то воздерживаюсь, я усиливаю свою добродетельную жизнь и делюсь с другими людьми. Вот если эта мотивация работает, то это очень полезно. Ты не ешь колбасу – замечательно, но это не означает, что ты не можешь ее купить для соседки. Ты не ешь говядину или нашу вкусную кавказскую баранину – здорово, но это не означает, что ты не должен поделиться этой бараниной с теми людьми, которые очень редко видят мясо на своем столе.
– И следующий вопрос – ситуация из жизни. Если жена – вегетарианка, муж – мясоед, а она отказывается в силу своих убеждений готовить ему мясо...
– Она не права. Она, конечно же, должна служить своему мужу любовью, в том числе таким послушанием на кухне. Надо сказать ей, что приготовить для мужа очень вкусное блюдо из мяса – это в том числе как добродетель в своей семье. Потому что ничто не должно соблазнять других людей. И здесь я хотел бы вспомнить слова апостола Павла, который в Послании к Римлянам говорит, что пища не приближает нас к Богу. Он говорит: едим мы что-либо или не едим – это никак не приближает и не отдаляет нас от Бога. Однако же, замечает он, будьте внимательны к тому, чтобы эта наша свобода не стала немощью или соблазном для других людей. Поэтому, продолжает он, если кого-то это соблазняет, не буду есть мяса вовек. Вот это самый главный принцип, если так можно сказать, пищевых вкусов в христианстве. И наш пост – это не то, что приближает нас к Богу или отдаляет от Него, это то, что приближает нас к людям или отдаляет нас от них.
– Как быть, если родители свои гастрономические предпочтения пытаются с самого маленького возраста привить детям? Опасно ли это? Чем это может закончиться?
– Я думаю, что каждый ребенок со времени, как он начал запоминать советы своих родителей, слышит первые советы о том, что полезно, а что – неполезно из еды. Я помню все эти советы; например, что конфеты – это не еда. Но я до сих пор не уверен в этом, честно скажу, не скрою; я пока изучаю этот вопрос. Конечно, очень важно научиться относиться к еде не как к самоцели, а как к вкушению плодов, над которыми ты трудился. Когда еда становится не просто источником вкусовых каких-то раздражителей рецепторов, а становится возможностью сказать: «Благодарю Тебя, Господи, что насытил нас земных Твоих благ» (как мы читаем молитву после трапезы). Тогда еда приобретает особый смысл. И, знаете, это особенно чувствуется в монастырях. Совершая паломничество, в разных обителях, когда ты садишься за трапезу, как-то вполне естественно не разглядываешь того, что и как там едят, но ты чувствуешь какой-то особый вкус у этой еды. Почему? Потому что ты потрудился до этого вместе с братьями на службе, на послушаниях, и все приобретает совершенно другой смысл.
То же самое и здесь: мне кажется, что повод покушать должен быть поводом семье побыть вместе. Это не что-то вкусненькое (хотя, конечно, для ребенка это важно), а что-то очень важное. Сказать ребенку: «Ты знаешь, у нас сегодня за ужином будет что-то особенное». И папа за ужином расскажет какую-нибудь очень интересную историю. И поверьте, что этот рассказ отца станет для ребенка действительно чем-то особенным, что было за ужином.
– Владыка, вопрос для Вас, может быть, странный, но, думаю, многих наших слушательниц он особенно заинтересует. Ваше отношение к диетам?
– Когда просят благословения – благословляю. «Владыка, благословите на диету». Говорю: «Хорошо, но не забывай о многих вещах. Что самым главным в твоей диете, в твоей добродетели, должно быть не ограничение только лишь еды, но и безграничное твое сердце. В равной степени, насколько меньше ты начинаешь есть, в той же степени начинай мало-помалу любить людей». Вот тогда эта диета принесет очень хороший результат. Тогда люди заметят, что ты стала лучше, изменившись не только в весовой категории, но изменившись в человеческой категории, ведь это всегда намного больше привлекает людей.
– Как, по-Вашему, муж имеет право заставлять жену садиться на диету? Или он должен любить ее, даже если она не желает ограничивать себя в сладком?
– Мне кажется, они должны договориться, что теперь в том числе и есть будут всегда вместе. Вот тогда он сможет показывать пример – что стоит есть, а что – не стоит. Может быть, это тоже хороший повод начать больше общаться, не жить какими-то перекусами? Ведь все эти перекусы – не только физиология, это еще и привычка получать радость и удовольствие от какого-то случайного соприкосновения с едой и с людьми. Может, кто-то сейчас усомнится в моих словах, но человек, который привык где угодно, что угодно и с кем угодно есть, как правило, такой же бывает и в отношениях.
– Еще один вопрос, он касается новомодных течений: праноеды, бретарианцы – люди, которые говорят, что питаются энергией солнца. Причем в своих статьях они предупреждают, что возможен даже летальный исход, если вдруг сильно отказаться от еды, но самое главное – убрать зависимость от еды. То есть я не хочу – месяц не ем, захотел – немножко поел. Что это такое: психическое отклонение? Или это такой способ привлечь к себе внимание? Или это действительно какая-то новая философия?
– Это вызов Богу. Бог создал нас людьми, в которых вложил в том числе как естественное желание, естественное стремление потребление пищи. Бог не создал нас людьми, которые ничего не едят и ничего не пьют, тогда бы Он вложил в нас это свойство и мы могли бы им пользоваться. Как, к примеру, дышать под водой – не дал нам Бог такого свойства. Он дал нам свойство быть над водой и над землей. Поэтому мы не живем в норах и не прячемся в подводных глубинах, а строим себе дома.
Вот и здесь: Господь так создал нас, что питание является неотъемлемой частью нашего естественного физического устройства. И пренебрегать этим – это в том числе пренебрегать замыслом Божьим о нас. Но и злоупотреблять этим – то же самое, что пренебрегать замыслом Божьим о нас. Бог создал нас разумными и нашу разумность определил нашей свободой, в том числе сколько и что есть; но обязательно есть.
– Мало кто скажет, что не любит вкусно поесть. Когда я готовилась к программе, прочитала одну статью о грехе лакомства, и мне, честно, стало страшно. Оказалось, что если вкусно – это грех; нельзя, положи, не трогай. На самом деле так?
– Я бы не сказал, что это так. Наверное, грех – это тогда, когда ты к еде относишься как к чему-то такому, чему радуешься больше, чем людям. Вот ты пришел с кем-то на встречу в кафе и заказал себе любимое пирожное. Этот человек смотрит на тебя с таким сожалением, когда ты уплетаешь свое любимое пирожное! Казалось бы, пришли совсем за другим – пообщаться, поговорить. И так редко видимся, всё наскоками, сообщениями. А здесь хоть увиделись на 20-30 минут. И лакомство в этом случае – очень большой грех. Здесь нужно было полакомиться другим – пообщаться, наговориться, насмотреться друг другу в глаза. И потерпеть немножко с этим пирожным. А потом уже, поделившись всем, вместе его уплетать с радостью. Вот так и надо относиться к любому поводу к трапезе.
– Все-таки как же быть с кулинарными книгами, рецептами, которые порой передаются через поколения? Когда хозяйка так любит готовить, хочет побаловать своих близких вкусной едой...
– Здорово! Их нужно хранить и передавать друг другу. Потому что рецепт нашей фамилии или нашего дома – это тоже часть наследства, это часть нашей культуры. И очень хорошо, когда внучка своему избраннику готовит какое-то блюдо и говорит: «Вот точно так же готовила моя бабушка для моего дедушки». Мне кажется, это очень правильно.
– Спасибо, владыка. Я просто заказала две кулинарные книги, и мне было очень важно услышать Ваш ответ. Спасибо большое, и – Ваше заключительное слово...
– Спасибо за нашу сегодняшнюю беседу, очень вкусную и аппетитную.
Дорогие друзья, дорогие братья и сестры! Я хотел бы вспомнить изречение, которое повторяли, наверное, все наши русские святые. «Не наедайся досыта, – говорили они, – оставляй место для Духа Святого». К этим словам я хотел бы добавить: когда мы садимся за трапезу, чтобы всегда оставалось место для наших друзей, для наших родных и близких. Чтобы мы вместе благодарили Бога за то, что Он нам дает, и самое главное – за ту радость, которую мы видим в глазах сидящего напротив нас человека. Храни вас Господь! И приятного всем аппетита!
Ведущая Юлия Бычкова
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Москва. VIII фестиваль «Молодые таланты Отечества»
Каменск-Уральский. Фестиваль русского народного творчества «Праздник деревянной ложки»
Алма-Ата. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Целительница»
Санкт-Петербург. XVI Студенческая конференция СПбДА
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!