О земном и о небесном. Вегетарианство, диеты, вкусная еда

6 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Немного необычная сегодня тема, но, мне кажется, достаточно интересная для многих наших слушателей – вегетарианство, диеты, вкусная еда.

– Актуальная тема всегда. Знаете, об этом постоянно слышишь. Где-то стоит на какое-то мгновение остановиться – все равно о диете обязательно поговорят.

– Обязательно, как о погоде... В любой магазин сейчас можно зайти – и обязательно есть полочка, где специальные товары для вегетарианцев. То есть это становится популярным, модным, может быть; сама философия «Я не ем мяса, причем всегда» – и у многих возникает ассоциация с христианским постом. Некоторым кажется, что это даже большая добродетель – не есть мяса все время. Что тут общего? И как христианство относится к вегетарианству?

– Любой отказ от пищи должен иметь мотивировку, и когда эта мотивировка не связана только лишь с весом во время взвешиваний – это очень хорошо. Когда эта мотивировка имеет значение внутреннего подвига, тогда это приобретает правильное направление жизни.

К примеру, у нас в монастыре тоже мяса не едят, и братья нашей обители в этом смысле вегетарианцы – они не вкушают мяса и мясосодержащих продуктов. Но это связано с другой историей. Это связано с историей того, если так можно сказать, рациона духовной и физической жизни, который был у наших прародителей до грехопадения. Мы знаем, что в раю наши прародители Адам и Ева не питались мясом, их пища была совершенно другой – растительного происхождения, как сейчас можно говорить. И наше невкушение мяса – это напоминание себе о том, к какому состоянию я должен стремиться, даже в том числе посредством вот такого самоограничения.

Кроме того, допустим,  в древних египетских монастырях, откуда и пошла эта традиция, мясо вообще считалось продуктом достаточно дорогим, и тогда пост устраивался очень просто: ели простую пищу, доступную, недорогую, которую можно было, что называется, подобрать с земли и вкусить. Вот так, в общем-то, и родилась эта традиция постной пищи.

Сам Христос в Евангелии, мы знаем, показал пример такого воздержания, когда постился сорок дней и сорок ночей. Это воздержание Он показал нам как пример: мы должны уметь отказываться от той еды, которая нам нравится, в угоду тех дел, которые нам не совсем нравятся.

– Владыка, но христианин может быть вегетарианцем?

– Конечно. Если он для себя выбирает мотивацию, о которой я сказал, то она созвучна его христианскому духу. Если эта мотивация связана с какой-то сентиментальной жалостью к тем, которые ходят, смотрят глазами и дышат, то это уже совершенно нечто иное. Мы знаем, что Бог благословил человеку после его грехопадения вкушение в пищу того, что он вкушает, и знаем, что Сам принимал жертвы до Своего воплощения, которые приносили древние люди до времени ожидания Пришествия в мир Христа. И это благословение не отменяет поста, оно дает человеку возможность, если так можно сказать, радостной и счастливой жизни. Когда я пощусь, я не лишаю себя радости, а делаю это не для себя, а для других. То есть когда я пощусь и от чего-то воздерживаюсь, я усиливаю свою добродетельную жизнь и делюсь с другими людьми. Вот если эта мотивация работает, то это очень полезно. Ты не ешь колбасу – замечательно, но это не означает, что ты не можешь ее купить для соседки. Ты не ешь говядину или нашу вкусную кавказскую баранину – здорово, но это не означает, что ты не должен поделиться этой бараниной с теми людьми, которые очень редко видят мясо на своем столе.

– И следующий вопрос – ситуация из жизни. Если жена – вегетарианка, муж – мясоед, а она отказывается в силу своих убеждений готовить ему мясо...

– Она не права. Она, конечно же, должна служить своему мужу любовью, в том числе таким послушанием на кухне. Надо сказать ей, что приготовить для мужа очень вкусное блюдо из мяса – это в том числе как добродетель в своей семье. Потому что ничто не должно соблазнять других людей. И здесь я хотел бы вспомнить слова апостола Павла, который в Послании к Римлянам говорит, что пища не приближает нас к Богу. Он говорит: едим  мы что-либо или не едим – это никак не приближает и не отдаляет нас от Бога. Однако же, замечает он, будьте внимательны к тому, чтобы эта наша свобода не стала немощью или соблазном для других людей. Поэтому, продолжает он, если кого-то это соблазняет, не буду есть мяса вовек. Вот это самый главный принцип, если так можно сказать, пищевых вкусов в христианстве. И наш пост – это не то, что приближает нас к Богу или отдаляет от Него, это то, что приближает нас к людям или отдаляет нас от них.

– Как быть, если родители свои гастрономические предпочтения пытаются с самого маленького возраста привить детям? Опасно ли это? Чем это может закончиться?

– Я думаю, что каждый ребенок со времени, как он начал запоминать советы своих родителей, слышит первые советы о том, что полезно, а что – неполезно из еды. Я помню все эти советы; например, что конфеты – это не еда. Но я до сих пор не уверен в этом, честно скажу, не скрою; я пока изучаю этот вопрос. Конечно, очень важно научиться относиться к еде не как к самоцели, а как к вкушению плодов, над которыми ты трудился. Когда еда становится не просто источником вкусовых каких-то раздражителей рецепторов, а становится возможностью сказать: «Благодарю Тебя, Господи, что насытил нас земных Твоих благ» (как мы читаем молитву после трапезы). Тогда еда приобретает особый смысл. И, знаете, это особенно чувствуется в монастырях. Совершая паломничество, в разных обителях, когда ты садишься за трапезу, как-то вполне естественно не разглядываешь того, что и как там едят, но ты чувствуешь какой-то особый вкус у этой еды. Почему? Потому что ты потрудился до этого вместе с братьями на службе, на послушаниях, и все приобретает совершенно другой смысл.

То же самое и здесь: мне кажется, что повод покушать должен быть поводом семье побыть вместе. Это не что-то вкусненькое (хотя, конечно, для ребенка это важно), а что-то очень важное. Сказать ребенку: «Ты знаешь, у нас сегодня за ужином будет что-то особенное». И папа за ужином расскажет какую-нибудь очень интересную историю. И поверьте, что этот рассказ отца станет для ребенка действительно чем-то особенным, что было за ужином.

– Владыка, вопрос для Вас, может быть, странный, но, думаю, многих наших слушательниц он особенно заинтересует. Ваше отношение к диетам?

– Когда просят благословения – благословляю. «Владыка, благословите на диету». Говорю: «Хорошо, но не забывай о многих вещах. Что самым главным в твоей диете, в твоей добродетели, должно быть не ограничение только лишь еды, но и безграничное твое сердце. В равной степени, насколько меньше ты начинаешь есть, в той же степени начинай мало-помалу любить людей». Вот тогда эта диета принесет очень хороший результат. Тогда люди заметят, что ты стала лучше, изменившись не только в весовой категории, но изменившись в человеческой категории, ведь это всегда намного больше привлекает людей.

– Как, по-Вашему, муж имеет право заставлять жену садиться на диету? Или он должен любить ее, даже если она не желает ограничивать себя в сладком?

– Мне кажется, они должны договориться, что теперь в том числе и есть будут всегда вместе. Вот тогда он сможет показывать пример – что стоит есть, а что – не стоит. Может быть, это тоже хороший повод начать больше общаться, не жить какими-то перекусами? Ведь все эти перекусы – не только физиология, это еще и привычка получать радость и удовольствие от какого-то случайного соприкосновения с едой и с людьми. Может, кто-то сейчас усомнится в моих словах, но человек, который привык где угодно, что угодно и с кем угодно есть, как правило, такой же бывает и в отношениях.

– Еще один вопрос, он касается новомодных течений: праноеды, бретарианцы – люди, которые говорят, что питаются энергией солнца. Причем в своих статьях они предупреждают, что возможен даже летальный исход, если вдруг сильно отказаться от еды, но самое главное – убрать зависимость от еды. То есть я не хочу – месяц не ем, захотел – немножко поел. Что это такое: психическое отклонение? Или это такой способ привлечь к себе внимание? Или это действительно какая-то новая философия?

– Это вызов Богу. Бог создал нас людьми, в которых вложил в том числе как естественное желание, естественное стремление потребление пищи. Бог не создал нас людьми, которые ничего не едят и ничего не пьют, тогда бы Он вложил в нас это свойство и мы могли бы им пользоваться. Как, к примеру, дышать под водой – не дал нам Бог такого свойства. Он дал нам свойство быть над водой и над землей. Поэтому мы не живем в норах и не прячемся в подводных глубинах, а строим себе дома.

Вот и здесь: Господь так создал нас, что питание является неотъемлемой частью нашего естественного физического устройства. И пренебрегать этим – это в том числе пренебрегать замыслом Божьим о нас. Но и злоупотреблять этим – то же самое, что пренебрегать замыслом Божьим о нас. Бог создал нас разумными и нашу разумность определил нашей свободой, в том числе сколько и что есть; но обязательно есть.

– Мало кто скажет, что не любит вкусно поесть. Когда я готовилась к программе, прочитала одну статью о грехе лакомства, и мне, честно, стало страшно. Оказалось, что если вкусно – это грех; нельзя, положи, не трогай. На самом деле так?

– Я бы не сказал, что это так. Наверное, грех – это тогда, когда ты к еде относишься как к чему-то такому, чему радуешься больше, чем людям. Вот ты пришел с кем-то на встречу в кафе и заказал себе любимое пирожное. Этот человек смотрит на тебя с таким сожалением, когда ты уплетаешь свое любимое пирожное! Казалось бы, пришли совсем за другим – пообщаться, поговорить. И так редко видимся, всё наскоками, сообщениями. А здесь хоть увиделись на 20-30 минут. И лакомство в этом случае – очень большой грех. Здесь нужно было полакомиться другим – пообщаться, наговориться, насмотреться друг другу в глаза. И потерпеть немножко с этим пирожным. А потом уже, поделившись всем, вместе его уплетать с радостью. Вот так и надо относиться к любому поводу к трапезе.

– Все-таки как же быть с кулинарными книгами, рецептами, которые порой передаются через поколения? Когда хозяйка так любит готовить, хочет побаловать своих близких вкусной едой...

– Здорово! Их нужно хранить и передавать друг другу. Потому что рецепт нашей фамилии или нашего дома – это тоже часть наследства, это часть нашей культуры. И очень хорошо, когда внучка своему избраннику готовит какое-то блюдо и говорит: «Вот точно так же готовила моя бабушка для моего дедушки». Мне кажется, это очень правильно.

– Спасибо, владыка. Я просто заказала две кулинарные книги, и мне было очень важно услышать Ваш ответ. Спасибо большое, и – Ваше заключительное слово...

– Спасибо за нашу сегодняшнюю беседу, очень вкусную и аппетитную.

Дорогие друзья, дорогие братья и сестры!  Я хотел бы вспомнить изречение, которое повторяли, наверное, все наши русские святые. «Не наедайся досыта, – говорили они, – оставляй место для Духа Святого». К этим словам я хотел бы добавить: когда мы садимся за трапезу, чтобы всегда оставалось место для наших друзей, для наших родных и близких. Чтобы мы вместе благодарили Бога за то, что Он нам дает, и самое главное – за ту радость, которую мы видим в глазах сидящего напротив нас человека. Храни вас Господь! И приятного всем аппетита!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать