О земном и о Небесном. Ответы на вопросы

26 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, сегодня я хочу предложить Вам поговорить о самых актуальных темах, которые широко обсуждаются в СМИ и социальных сетях. Очень много мнений, разных комментариев, но ни по одной из них комментариев священнослужителей я еще не встречала.

В топе новостных лент первые места в нашем регионе занимает жестокое обращение с животными. И в информационном блоке говорится, что в последнее время довольно часто встречается жестокое обращение с животными. В контактном зоопарке в Пятигорске избитая собака очень возмутила зоозащитников. Несчастный щенок с отрезанным носом, фото которого разошлось по всем соцсетям. И конечно, зоозащитники очень хорошо отреагировали на то, что Госдума уже во втором чтении приняла закон об ужесточении наказания за жестокое обращение с животными: до пяти лет лишения свободы грозит живодерам. Скажите, пожалуйста, в Церкви есть такое определение, как грех живодерства?

– Конечно, жестокое обращение с животными – грех, как грех – всякое недолжное отношение к созданиям Творца: отношение к собственному здоровью, к окружающим людям, в том числе и природе. Если человек питает это отношение не своей благодарностью к Создателю, а совершенно другими, искаженными чувствами – через собственный грех ненавистью, то, несомненно, это грех. Грех, порождающий еще большие грехи.

Вообще, всякая жестокая и ненависть никогда не могу принести ничего доброго. Тем более очень горько смотреть, когда человек жестокостью хвалится и делает ее некоей своей условной доблестью: что он может, как Создатель, распоряжаться чьей-то жизнью. На самом деле, Создатель только дает жизнь, а не отбирает ее, и когда человек, глумясь над даром жизни, подвергает ее страшной опасности, то он становится богоборцем. Именно поэтому это несомненно тяжкий грех.

Хочу сказать еще, что иногда животные каким-то особым образом, наверное, ищут надежное место. Коль скоро мы заговорили об отношении к животным, не могу не привести в пример наш монастырь. К нам приходит очень много кошек, особенно в последнее время. Недавно наша новая «посетительница» забралась в машину к строителям на какой-то заправке, и как только они приехали на территорию монастыря, чтобы продолжить свою работу, она выскочила и побежала, как будто бы уже знала, туда, где кормят. Просто приехала к нам.

Я еще радуюсь этому и потому, что люди, приходящие в наш монастырь, всему назидаются: и опыту молитвы монастыря, и, в том числе, видя такой красивый, удивительный животный мир. Мне кажется, это тоже способствует тому, чтобы достойно и с любовью относиться к тому, что Бог создал нам в радость и в утешение.

– И разбирают у вас кошек хорошо.

– В том числе. Есть такое поверье, что кошка из монастыря – очень хорошее и доброе создание.

– Владыка, теперь о спорте. На фоне отстранения наших спортсменов от Олимпиады, мы, в том числе на Кавминводах, очень активно готовимся к мундиалю – чемпионату мира по футболу 2018 г. Никогда не задавала раньше этот вопрос священнослужителю: скажите, пожалуйста, обсуждаете ли вы в церковной среде спортивные события?

– Да, обсуждаем. Знаете, я был свидетелем разговора в пономарке священников, которые обсуждали последний счет одного матча и как там кто играл, хорошо или не очень. Это обычное дело, особенно для тех священников, которые сами занимаются спортом. Слава Богу, у нас в основном среди молодого духовенства много тех, кто посещает спортзалы. В одной из передач я рассказывал про одного священника, который привел из одного спортзала ребят, и теперь они и пономарят в храме, и помогают ему, трудятся добровольцами, посещают нуждающихся людей, одним словом, теперь уже занимаются спортом не только телесным, но и духовным – внутренним воспитанием себя. Я радуюсь этому.

Но, конечно, сам по себе спорт должен иметь очень правильные грани. Это не предмет бахвальства и не повод к тому, что скоро летний сезон и надо к этому времени очень хорошо выглядеть. Прежде всего это способ сохранения собственного физического здоровья, чтобы трудиться, иметь физическую возможность в том числе кому-то помочь. Хорошо, когда человек накачал руки, накачал ноги, но лучше, когда эта сила просто используется: например, сейчас, зимой, расчистить снег во дворе соседки, пожилой, одинокой женщины, принести ей из магазина тяжелые авоськи – помочь. Чтобы твоя физическая сила была бы прежде всего поводом к силе твоей собственной души, к хорошим, правильным и достойным поступкам.

– А может ли священнослужитель быть болельщиком? И как Вы относитесь к словосочетанию «футбольный фанат»?

– Вообще, фанат как человек, особо отдающий себя какому-то делу, может быть, даже без всякого размышления и рассудительности, – крайне опасное явление. Это явление, опасное и в духовной жизни, и в обычной, так сказать, светской жизни. Переживать, сопереживать, радоваться – это хорошее качество.

– В продолжение возникает вопрос: кто-то накачивает мышцы в спортзале, а сейчас в топе наших новостей тема, у которой невероятное множество подписчиков. Думаю, каждая бабушка в Ставропольском крае, наверное, уже знает историю о «синтоловом качке». Конечно, мы сейчас не будем обсуждать за глаза человека, но это поступок, когда есть желание стать известным любой ценой. Здесь речь идет о фриках – людях, которые готовы уродовать себя, что угодно делать со своим телом, лишь бы стать знаменитым; они не скрывают, что это способ заработка. Как можно охарактеризовать это с церковной точки зрения? К чему это может привести и почему возникает? Такой эпатаж – грех?

– Несомненно. Даже без всякого глубокого обсуждения стоит сказать, что такое отношение к дару, который дал тебе Создатель, – твоей собственной жизни, возможностям, которые у тебя есть, когда все это ты делаешь предметом не благодарности своему Творцу и не становишься соработником, сохраняя данную Им природу, здоровье, а ты покушаешься на это создание; искажая этот образ, в том числе физический, ты, несомненно, коснешься и внутреннего глубокого образа.

Подобного рода искажения всегда ведут к трагедиям. К большому сожалению, таких примеров множество. Когда человек, искажая таким образом свою природу, приводит себя к глубокому духовному падению, будем говорить прямо, к погибели собственной души.

– Я даже боюсь представить: придет такой человек в церковь – что сделает священнослужитель?

– Если он придет с покаянием – дай-то Бог, то, конечно, священник примет его. Это не означает, что он скажет: «Ну хорошо, все тебе прощается», а как минимум начнет говорить, что означает сохранять свой образ, быть человеком, не уронить своей чести, что означает человеческая честь. Священник начнет говорить с таким человеком о сути и силе его жизни. И если этот человек по-настоящему раскается в содеянном, если он искренне покается в том, что он сделал, и начнет изменять свою собственную жизнь, – несомненно, для него открыты двери Царства Божия.

Я часто вспоминаю свои поездки на Гору Афон и вспоминаю, что видел там очень разных людей; некоторые из них, честно сказать, глубоко поражали. Было видно, что эти люди сделали много недоброго над самими собой: татуаж, пробитые уши и прочее – понимаешь, что в прошлом человек был очень эпатажным. И теперь ты видишь его совершенно другим и понимаешь, что красота его – не в кольцах, которые он на себе носил, и не в татуировках, что он бесконечно возлагал на себя, а в его глубоком взгляде, где столько настоящего, человеческого… Ты видишь его, и тебе искренне хочется общаться с ним, как с человеком, который смог преодолеть болезнь, в которую впал сам, которая в нем развивалась, и через собственное покаяние он смог остановить ее в себе, смог вылечиться, приобрел настоящий образ. И когда смотришь на него и задаешь ему вопрос: «А кто ты?» – он совершенно правильно и искренне отвечает: «Я тот, кто именует себя рабом Божьим. Я тот, кто смог изменить свою собственную жизнь. Я тот, кто любит Христа». И такое откровение становится большим уроком.

– Значит, и такие люди могут меняться?

– Конечно. И слава Богу, что такие люди находят свой образ. Найти свой образ – это прежде всего отобразить в себе Того, по образу и подобию Которого ты создан.

– Владыка, еще одна тема, которая пока находится на стадии обсуждения, предложения в Государственную Думу и касается ужесточения наказания за мошенничество в сфере экстрасенсорных услуг. То есть предлагается наших экстрасенсов и гадалок, которых немало и которые предлагают в Интернете оказать свои услуги, лишать свободы на срок даже до десяти лет. Последние случаи таковы, что с наших земляков, вместе с якобы порчей, снимали миллионы рублей. Такой вид деятельности, с точки зрения церковной практики, тоже требует наказания, запрета? Что он разрушает в самом человеке?

– Как минимум, мне кажется, этому явлению надо дать четкие определения. В том, что сегодня законодательно рассматриваются такие инициативы, есть смысл, именно для того, чтобы черное назвать черным, а белое назвать белым. Есть вещи, которые никак нельзя относить к норме, в том числе те, что связаны с деятельностью подобного рода лжецелителей, ведь мы знаем большое количество примеров, когда они наносят человеку реальный вред: когда ему стоило бы заняться правильным лечением, обратиться к специалисту и можно было бы еще исправить ситуацию, а благодаря таким лжелекарям и лжеобещаниям человек окончательно теряет здоровье.

Мы знаем истории обманутых людей, где мошенники, воры, используя естественную человеческую потребность в вере, в желании что-либо поменять в своей жизни, начинают спекулировать на этих чувствах и просто обманывают людей. Конечно, этому должна быть оценка. Я не знаю, насколько она должна быть жестокой, – вы назвали достаточно большой срок.

– Предложение такое.

– Это очень большие сроки. Не думаю, что такое жестокое наказание могло бы иметь место, хотя это, конечно, обсуждать уже нашим законодателям. Но как минимум четкое отношение и обозначение этих явлений должно быть в нашем обществе, и уж тем более не стоило бы поддерживать это и давать широкое распространение – это крайне опасный и очень скользкий путь.

– Большое спасибо, Владыка, за сегодняшний разговор. Мы подняли очень много непростых тем, и хочу попросить Вас, как Вы это всегда делаете, закончить наш разговор на позитивной ноте.

– Действительно, непростые и животрепещущие темы. Спасибо за наше общение.

Дорогие братья и сестры, мы должны обязательно знать ответ на самый простой вопрос: кто мы? На кого мы похожи? Конечно, это наши родители и родные, но в каждом из нас есть удивительный образ, и дай Бог, чтобы наша жизнь не была бы безобразной, а, напротив, во всем следовала бы этому образу. Будем хранить, беречь его в себе, освящать его силой своей собственной жизни, своими собственными поступками. И да поможет нам в этом Господь! Храни вас Бог! Мы обязательно с вами увидимся. До свидания.

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы