Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В топе новостных лент первые места в нашем регионе занимает жестокое обращение с животными. И в информационном блоке говорится, что в последнее время довольно часто встречается жестокое обращение с животными. В контактном зоопарке в Пятигорске избитая собака очень возмутила зоозащитников. Несчастный щенок с отрезанным носом, фото которого разошлось по всем соцсетям. И конечно, зоозащитники очень хорошо отреагировали на то, что Госдума уже во втором чтении приняла закон об ужесточении наказания за жестокое обращение с животными: до пяти лет лишения свободы грозит живодерам. Скажите, пожалуйста, в Церкви есть такое определение, как грех живодерства?
– Конечно, жестокое обращение с животными – грех, как грех – всякое недолжное отношение к созданиям Творца: отношение к собственному здоровью, к окружающим людям, в том числе и природе. Если человек питает это отношение не своей благодарностью к Создателю, а совершенно другими, искаженными чувствами – через собственный грех ненавистью, то, несомненно, это грех. Грех, порождающий еще большие грехи.
Вообще, всякая жестокая и ненависть никогда не могу принести ничего доброго. Тем более очень горько смотреть, когда человек жестокостью хвалится и делает ее некоей своей условной доблестью: что он может, как Создатель, распоряжаться чьей-то жизнью. На самом деле, Создатель только дает жизнь, а не отбирает ее, и когда человек, глумясь над даром жизни, подвергает ее страшной опасности, то он становится богоборцем. Именно поэтому это несомненно тяжкий грех.
Хочу сказать еще, что иногда животные каким-то особым образом, наверное, ищут надежное место. Коль скоро мы заговорили об отношении к животным, не могу не привести в пример наш монастырь. К нам приходит очень много кошек, особенно в последнее время. Недавно наша новая «посетительница» забралась в машину к строителям на какой-то заправке, и как только они приехали на территорию монастыря, чтобы продолжить свою работу, она выскочила и побежала, как будто бы уже знала, туда, где кормят. Просто приехала к нам.
Я еще радуюсь этому и потому, что люди, приходящие в наш монастырь, всему назидаются: и опыту молитвы монастыря, и, в том числе, видя такой красивый, удивительный животный мир. Мне кажется, это тоже способствует тому, чтобы достойно и с любовью относиться к тому, что Бог создал нам в радость и в утешение.
– И разбирают у вас кошек хорошо.
– В том числе. Есть такое поверье, что кошка из монастыря – очень хорошее и доброе создание.
– Владыка, теперь о спорте. На фоне отстранения наших спортсменов от Олимпиады, мы, в том числе на Кавминводах, очень активно готовимся к мундиалю – чемпионату мира по футболу 2018 г. Никогда не задавала раньше этот вопрос священнослужителю: скажите, пожалуйста, обсуждаете ли вы в церковной среде спортивные события?
– Да, обсуждаем. Знаете, я был свидетелем разговора в пономарке священников, которые обсуждали последний счет одного матча и как там кто играл, хорошо или не очень. Это обычное дело, особенно для тех священников, которые сами занимаются спортом. Слава Богу, у нас в основном среди молодого духовенства много тех, кто посещает спортзалы. В одной из передач я рассказывал про одного священника, который привел из одного спортзала ребят, и теперь они и пономарят в храме, и помогают ему, трудятся добровольцами, посещают нуждающихся людей, одним словом, теперь уже занимаются спортом не только телесным, но и духовным – внутренним воспитанием себя. Я радуюсь этому.
Но, конечно, сам по себе спорт должен иметь очень правильные грани. Это не предмет бахвальства и не повод к тому, что скоро летний сезон и надо к этому времени очень хорошо выглядеть. Прежде всего это способ сохранения собственного физического здоровья, чтобы трудиться, иметь физическую возможность в том числе кому-то помочь. Хорошо, когда человек накачал руки, накачал ноги, но лучше, когда эта сила просто используется: например, сейчас, зимой, расчистить снег во дворе соседки, пожилой, одинокой женщины, принести ей из магазина тяжелые авоськи – помочь. Чтобы твоя физическая сила была бы прежде всего поводом к силе твоей собственной души, к хорошим, правильным и достойным поступкам.
– А может ли священнослужитель быть болельщиком? И как Вы относитесь к словосочетанию «футбольный фанат»?
– Вообще, фанат как человек, особо отдающий себя какому-то делу, может быть, даже без всякого размышления и рассудительности, – крайне опасное явление. Это явление, опасное и в духовной жизни, и в обычной, так сказать, светской жизни. Переживать, сопереживать, радоваться – это хорошее качество.
– В продолжение возникает вопрос: кто-то накачивает мышцы в спортзале, а сейчас в топе наших новостей тема, у которой невероятное множество подписчиков. Думаю, каждая бабушка в Ставропольском крае, наверное, уже знает историю о «синтоловом качке». Конечно, мы сейчас не будем обсуждать за глаза человека, но это поступок, когда есть желание стать известным любой ценой. Здесь речь идет о фриках – людях, которые готовы уродовать себя, что угодно делать со своим телом, лишь бы стать знаменитым; они не скрывают, что это способ заработка. Как можно охарактеризовать это с церковной точки зрения? К чему это может привести и почему возникает? Такой эпатаж – грех?
– Несомненно. Даже без всякого глубокого обсуждения стоит сказать, что такое отношение к дару, который дал тебе Создатель, – твоей собственной жизни, возможностям, которые у тебя есть, когда все это ты делаешь предметом не благодарности своему Творцу и не становишься соработником, сохраняя данную Им природу, здоровье, а ты покушаешься на это создание; искажая этот образ, в том числе физический, ты, несомненно, коснешься и внутреннего глубокого образа.
Подобного рода искажения всегда ведут к трагедиям. К большому сожалению, таких примеров множество. Когда человек, искажая таким образом свою природу, приводит себя к глубокому духовному падению, будем говорить прямо, к погибели собственной души.
– Я даже боюсь представить: придет такой человек в церковь – что сделает священнослужитель?
– Если он придет с покаянием – дай-то Бог, то, конечно, священник примет его. Это не означает, что он скажет: «Ну хорошо, все тебе прощается», а как минимум начнет говорить, что означает сохранять свой образ, быть человеком, не уронить своей чести, что означает человеческая честь. Священник начнет говорить с таким человеком о сути и силе его жизни. И если этот человек по-настоящему раскается в содеянном, если он искренне покается в том, что он сделал, и начнет изменять свою собственную жизнь, – несомненно, для него открыты двери Царства Божия.
Я часто вспоминаю свои поездки на Гору Афон и вспоминаю, что видел там очень разных людей; некоторые из них, честно сказать, глубоко поражали. Было видно, что эти люди сделали много недоброго над самими собой: татуаж, пробитые уши и прочее – понимаешь, что в прошлом человек был очень эпатажным. И теперь ты видишь его совершенно другим и понимаешь, что красота его – не в кольцах, которые он на себе носил, и не в татуировках, что он бесконечно возлагал на себя, а в его глубоком взгляде, где столько настоящего, человеческого… Ты видишь его, и тебе искренне хочется общаться с ним, как с человеком, который смог преодолеть болезнь, в которую впал сам, которая в нем развивалась, и через собственное покаяние он смог остановить ее в себе, смог вылечиться, приобрел настоящий образ. И когда смотришь на него и задаешь ему вопрос: «А кто ты?» – он совершенно правильно и искренне отвечает: «Я тот, кто именует себя рабом Божьим. Я тот, кто смог изменить свою собственную жизнь. Я тот, кто любит Христа». И такое откровение становится большим уроком.
– Значит, и такие люди могут меняться?
– Конечно. И слава Богу, что такие люди находят свой образ. Найти свой образ – это прежде всего отобразить в себе Того, по образу и подобию Которого ты создан.
– Владыка, еще одна тема, которая пока находится на стадии обсуждения, предложения в Государственную Думу и касается ужесточения наказания за мошенничество в сфере экстрасенсорных услуг. То есть предлагается наших экстрасенсов и гадалок, которых немало и которые предлагают в Интернете оказать свои услуги, лишать свободы на срок даже до десяти лет. Последние случаи таковы, что с наших земляков, вместе с якобы порчей, снимали миллионы рублей. Такой вид деятельности, с точки зрения церковной практики, тоже требует наказания, запрета? Что он разрушает в самом человеке?
– Как минимум, мне кажется, этому явлению надо дать четкие определения. В том, что сегодня законодательно рассматриваются такие инициативы, есть смысл, именно для того, чтобы черное назвать черным, а белое назвать белым. Есть вещи, которые никак нельзя относить к норме, в том числе те, что связаны с деятельностью подобного рода лжецелителей, ведь мы знаем большое количество примеров, когда они наносят человеку реальный вред: когда ему стоило бы заняться правильным лечением, обратиться к специалисту и можно было бы еще исправить ситуацию, а благодаря таким лжелекарям и лжеобещаниям человек окончательно теряет здоровье.
Мы знаем истории обманутых людей, где мошенники, воры, используя естественную человеческую потребность в вере, в желании что-либо поменять в своей жизни, начинают спекулировать на этих чувствах и просто обманывают людей. Конечно, этому должна быть оценка. Я не знаю, насколько она должна быть жестокой, – вы назвали достаточно большой срок.
– Предложение такое.
– Это очень большие сроки. Не думаю, что такое жестокое наказание могло бы иметь место, хотя это, конечно, обсуждать уже нашим законодателям. Но как минимум четкое отношение и обозначение этих явлений должно быть в нашем обществе, и уж тем более не стоило бы поддерживать это и давать широкое распространение – это крайне опасный и очень скользкий путь.
– Большое спасибо, Владыка, за сегодняшний разговор. Мы подняли очень много непростых тем, и хочу попросить Вас, как Вы это всегда делаете, закончить наш разговор на позитивной ноте.
– Действительно, непростые и животрепещущие темы. Спасибо за наше общение.
Дорогие братья и сестры, мы должны обязательно знать ответ на самый простой вопрос: кто мы? На кого мы похожи? Конечно, это наши родители и родные, но в каждом из нас есть удивительный образ, и дай Бог, чтобы наша жизнь не была бы безобразной, а, напротив, во всем следовала бы этому образу. Будем хранить, беречь его в себе, освящать его силой своей собственной жизни, своими собственными поступками. И да поможет нам в этом Господь! Храни вас Бог! Мы обязательно с вами увидимся. До свидания.
Ведущая Юлия Бычкова
Записала Ксения Сосновская
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!