О земном и о небесном (Пятигорск). Ответы на вопросы

21 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Сегодня в программе (мы периодически делаем такие передачи) я приготовила микс вопросов. Вопросы из жизни, подслушанные где-то на улице; знакомые просят меня задать, раз у меня есть возможность спросить у Вас напрямую...

– Конечно, их всегда набирается много.

– Первый вопрос: говорить «нет». Все мы понимаем, что, если предлагают что-то плохое, – категорический отказ. Но ситуации бывают разные. Например, кто-то просит помощи, а ты понимаешь, что сил нет. Как здесь сказать «нет»? Или ты понимаешь, что если не согласишься с чьим-то мнением, то расстроишь человека. Где слово «нет» работает во благо, а где – наоборот?

– Мне кажется, что любое наше общение с другим человеком должно, прежде всего, рождать надежду. И никогда общение не должно быть в ущерб правде. Потому что однажды разрушенная правда никогда не может родить надежду. Если ты сейчас чувствуешь в себе отсутствие сил довести до конца начатый разговор, нужно уметь таким образом ответить человеку, чтобы перенести беседу на следующий раз.

Я помню, ждешь маму целый день дома, она приходит вечером с работы, у тебя масса новостей, каких-то разговоров, и она честно говорит: «Давай мы поговорим через десять минут? Дай мне десять минут отдохнуть, и потом поговорим». Вот такой отложенный разговор бывает очень полезен, потому что за эти десять минут ты и сам успокоишь свои чувства, эмоции и, собственно говоря, очень хорошо подготовишься к разговору.

Иногда «нет» нужно говорить тогда, когда речь идет о вопросах принципиальных, о вопросах нравственности. Нужно уметь остановить неправду, тьму и прямо и твердо сказать: «Нет, это невозможно». И никакие разговоры о толерантном отношении, о каком-то «войди в мое положение» здесь неуместны. Есть вещи, где страдает нравственное. И если нравственное начинает страдать, нужно прямо, твердо, с готовностью отвечать за свое слово, сказать: «Нет, это невозможно».

– Вопрос совершенно из другой области. Почему нельзя кремировать людей? Как относиться к кремации, если это все более распространенная практика? Я знаю, что Церковь против, но, действительно, почему?

– Речь идет о территории, которую мы называем своей Родиной, а значит, мы говорим не только о том, что относится к области законодательства, но еще и о том, что относится к области традиций. Есть в нашем русском народе такая традиция – предавать земле. Испокон веков и наши предки, и их потомки, и мы этой традиции свято следовали. Мы говорили, что традиции формируются под разными обстоятельствами, потом развиваются, сохраняются или изменяются.

Если по каким-то причинам погибший человек находится на очень далеком расстоянии, его транспортировка к месту погребения или обстоятельства его гибели не позволяют погребать тело так, как принято традиционно, а единственная возможность – это кремация, то, конечно же, никогда ни в каком храме не откажут в церковном отпевании и в поминовении. То есть это не является преступлением нравственного порядка или каким-либо грехом.

Но все же мы придерживаемся традиции, следуем правилу хоронить наших предков и предавать их земле. Еще и потому, что к телу мы относимся не просто как к некоторой временной оболочке. Особое отношение к телу вдохновляется Священным Писанием, где мы читаем, что наше тело есть храм живущего в нас Духа. Отсюда и отношение к телу с должным благоговением, если так можно сказать, как к святыне храма, стремление сохранить эту святыню, сохранить чистоту телесной жизни. Все это также способствует и развитию нравственных качеств в человеке. Поэтому после смерти мы продолжаем относиться к телу так же, как к святыне, которая дана нам Богом, и стараемся не разрушать это тело.

– Следующий вопрос о курортах. Мы снимаем много сюжетов, и везде говорится о том, что надо работать (и край наш это делает) над тем, чтобы привлечь как можно больше туристов. На одной из таких съемок я случайно разговорилась с коллегой, и она высказала такое мнение (причем очень эмоционально): «Да что ж мы творим! Они приедут, нарзан выпьют, Машук вытопчут, степь голая останется... Надо закрыть, забор поставить – вот моя точка зрения». Как Вы относитесь к такой позиции?

– Я думаю, что нам, живущим в регионе Кавказских Минеральных Вод, в нашей любимой Карачаево-Черкесии, в Кабардино-Балкарии, куда приезжает большое количество отдыхающих, туристов, паломников, актуальнее и правильнее говорить не о том, что они оставят после себя, а о том, какие мы создаем условия для их пребывания. Ведь, собственно говоря, все то, о чем сейчас идет речь, страдает не от того, что приезжают люди, а от двух вещей.

Во-первых, от самой культуры, которую необходимо развивать, и не только по отношению к гостям, но и по отношению к хозяевам в первую очередь. Во-вторых, нужно развивать инфраструктуру (заезженное слово, очень часто произносится, но уж тут использую его), развивать элементарную логистику, которая должна быть направлена, в первую очередь, на сохранение того, что есть. Проще говоря, дорожки, указатели, лавочки естественным образом привлекут к себе людей, а если их нет, то дорожку протопчут, а в лавочку превратят какой-нибудь памятник архитектуры. Здесь нужно просто позаботиться о таких людях.

И конечно же, мы никогда не должны забывать о том, что используемые ресурсы должны восстанавливаться, и здесь очень важны программы восстановления этих ресурсов. Даже поля отдыхают после посевов – наступает год, когда поле не засеивают, дают ему отдохнуть, набраться сил. То же самое должно относиться и к территории, которую мы используем. Мы должны не только обеспечить возможность приехать в «высокий сезон», но еще и сохранять возможность «низкого сезона», когда по естественным природным причинам люди просто не едут отдыхать, потому что не время для прогулок. И вот это время активно использовать не для того, чтобы любыми способами привлечь туристов, а дать возможность всем отдохнуть, в том числе людям, которые трудятся в наших санаториях.

– О терпении. Как быть, если человек, не желая идти на конфликт, терпит, молчит, а оппонент, видя, что ему не противоречат, все больше и больше продолжает «накручивать» ситуацию? Где терпение – это добродетель, а где – уже перегибание палки? Есть граница?

– Да, я думаю, что эту границу каждый может провести сам для себя, особенно тогда, когда понимает, что его терпение в нем самом не рождает никаких чувств, связанных с благодарностью, с надеждой, а наоборот, вызывает раздражение, еще большую озлобленность, усталость, отчаяние, внутренний гнев. Внешне, ладно, я терплю, но внутри все это продолжает развиваться с неимоверной силой. Человек таким терпением, которое можно вполне назвать ложным терпением, прежде всего делает плохо не другому, а самому себе.

Терпеть не означает ничего не делать, терпение – это творческий процесс. Этот процесс, к примеру, можно сравнить с тем, что скульптор сначала очищает глину от всяких примесей, затем долго, терпеливо замешивает, создает субстанцию, из которой можно начать что-то лепить. Эта терпеливая подготовка материала – часть успеха творчества этого скульптора.

То же самое – терпение для человека. Если оно рождает во мне новые добродетели, желание еще больше помолиться, разобраться, еще больше, с глубокой личной ответственностью поговорить об этой ситуации с другими людьми, прежде чем я приму решение и как бы нарушу внешне свое спокойное отношение, то такое терпение очень полезно. А просто «промолчать, не связываться» не всегда полезно, оно как раз является источником проблем в себе самом и в другом человеке.

Мне кажется, прежде всего мы должны обладать искусством терпеть самих себя и изменять в себе то, что никак не удается преодолеть. Вот здесь «терпилой» (простите за это выражение) нельзя быть ни в коем случае, и нетерпение к себе самому приводит к очень хорошим, положительным, добрым последствиям.

– Спасибо, теперь все понятно.

– Следующий вопрос, думаю, весьма актуальный. Почти не знаю людей, которые не пользуются WhatsApp. Сейчас принято в дни религиозных праздников поздравлять друг друга рассылкой, отправлять какие-то картинки и так далее. Как Вы думаете, это все равно хорошее дело? Или это уже искажение смысла?

– Очень хорошо бы после всего этого оставлять свое имя, показывать свою сопричастность. Ты меня поздравляешь с праздником – хорошо, а для тебя самого это что за день? Поэтому должна быть твоя сопричастность к этому: не только какая-то красивая открытка, гифка или что-то подобное, а еще несколько твоих слов. Например: «Сегодня, Юлия, думаю о Вас. Ваш архиепископ Феофилакт», и какая-то картинка. Думаю, что такое поздравление и Вам будет намного приятнее, чем просто присланное изображение.

Второй момент. Когда все это становится просто обыкновенной рассылкой, как форма современного средства общения: выкидываю как рассылку для всех по списку – это, конечно же, вызывает некоторое чувство украденного личного общения, украденного праздника. Вроде как праздник, но к тебе-то лично не обратились. Не потому, что ты заслуживаешь этого, а потому, что тебе хотелось бы лично ответить: «Спасибо Вам большое за Ваши слова». А на такой спам чаще всего отвечают взаимным спамом: красивыми картинками и гифками, ни о чем не говорящими. И как будто бы пообщались. Но это состояние «как будто бы» иногда очень досадно отзывается в душе, в праздничный день в особенности.

– Как Вы точно все сформулировали!

– Следующая, тоже интересная тема: неофиты, или новички в Церкви. На самом ли деле так называют людей, которые в Церкви меньше десяти лет (я читала такое мнение)? И в чем опасность неофитства? Я даже вздрогнула, когда вдруг в Интернете увидела статью «Осторожно: неофит!», написанную, как я поняла, православным человеком.

– По срокам трудно сказать. Потому что для кого-то достаточно и трех-четырех лет воцерковления, а для кого-то, может быть, и целой жизни не хватает – человек все еще делает какие-то первые шаги.

В чем заключается опасность (или неопасность)? Это то же самое, что дети: опасен ли ребенок на обочине дороги? Скорее всего, в силу своего возраста любой ребенок опасен, потому что он может двигаться не по знаку светофора, а по своему желанию: захотел, увидел и побежал... То же самое в неофитстве: это такие дети на обочине. Поэтому, скорее, к ним нужно не с опаской относиться, а с особым вниманием, терпением и готовностью сказать: «Стоп! Подожди, сейчас пойдем».

– Часто, читая классическую литературу, мы наблюдаем примеры, когда старшие учат младших ходить в церковь. Сейчас, в современной жизни очень часто бывает наоборот: молодое поколение ходит, старшее даже не знает, в какой стороне храм находится. Правильно ли, если молодые вдруг начинают учить старших и пытаться привести их в церковь? Или как старшие решили, так пусть и живут?

– Мне кажется, в этом нет ничего неестественного или неправильного, молодые всегда должны делиться со старшими тем, что они любят, что им интересно, рассказывать, где они чувствуют себя настоящими, живыми. В том числе, чтобы старшие, может быть, через опыт собственной жизни, оценив, сказали: «Ты знаешь, у тебя радость настоящая» или: «Нет, вот тут нужно быть очень осторожным, как бы потом не споткнуться». Дело, наверное, даже не в учительстве, а в доверии: если человек доверяет другому свою веру и то, что он в этой вере находит, то это доверие всегда бывает очень полезным, и скорее всего, оно не учит, оно становится надежным другом. И дай Бог, чтобы именно так и было.

– Владыка, спасибо Вам большое. Сегодня у нас получилась очень разнообразная программа, такие интересные ответы. И конечно, Ваше заключительное слово...

– Дорогие друзья, дорогие братья и сестры! Очень часто мы говорим: «Давно хотел тебя спросить, и все никак». Не нужно затягивать с вопросами, нужно уметь задавать их вовремя и искать на них ответы вместе, потому что тогда мы сможем продвигаться дальше. И Священное Писание учит нас: «Просите, и дастся вам; толцыте, и отверзется вам». Пусть Господь услышит наши просьбы. И пусть наши просьбы услышат наши родные. И самое главное – мы научимся слушать просьбы и вопросы других и отвечать на них достойно.

Храни вас Господь! До свидания! Мы обязательно увидимся!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать