О земном и о небесном (Пятигорск). Учительство

17 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Церковь чтит память апостолов Петра и Павла. Скажите, почему их называли учителями среди учителей?

– Спасибо за этот вопрос и вообще за интерес к этим удивительным людям. Почему я за это Вас благодарю? Потому что они на своем примере – один через свою ученость (апостол Павел был человеком с очень хорошим образованием), а другой через свою простоту, прямоту, твердость, несговорчивость (апостол Петр был рыбаком) – показали удивительную преданность служению слову, которая, как оказывается, основывается не только на учености или на простоте или на каких-то особых талантах, подготовленности, а на собственной жизни. Или, правильнее сказать, – на умении изменять свою жизнь, доверять слову. Они владели словом, потому что сами доверяли слову. Вот поэтому их и называют учителями учителей – потому что они владели словом через свою веру в это слово и служение ему.

– В современном понятии, как Вы думаете, учитель – это призвание?

– Вне всякого сомнения. Учителем становится каждый человек, кому Бог посылает, благословляет, к примеру, семейную жизнь. Разве можно папу или маму не назвать учителями? Они становятся первыми учителями для своего собственного ребенка. А наши дедушки и бабушки пожизненно остаются учителями для нас – с очень глубоким, заслуженным авторитетом. И, конечно, это учителя, которых мы встречаем в своей жизни. Это призвание имеет каждый из нас, но при этом Господь говорит: «Не называйте себя учителями». Это потому, чтобы мы никогда не переставали быть учениками, чтобы мы продолжали свое совершенствование во всем – не только в науках, но и в поступках, в человеческой жизни.

– Каждый священник должен быть учителем?

– Каждый священник должен быть примером как минимум и, конечно же, должен знать, что и как говорить, должен владеть словом. Но это владение заключается не в том, что он должен уметь пересказать Евангелие или вспомнить житие того или иного святого (к примеру, святых апостолов Петра и Павла, память которых мы будем праздновать), но должен свою жизнь уметь строить так, чтобы она не расходилась со словом. Потому что, в общем-то, такому слову и верят, когда видят это слово в делах. Как в Евангелии и сказано: «Вера без дел мертва есть». Собственные дела – это самый главный, наверное, преподавательский урок. Поэтому священник в особенности к этому призван, коль скоро он проповедует Евангелие.

– Если вспомнить школьных учителей, Вы каких вспоминаете в первую очередь и почему?

– Двух учительниц из своей школы я помню: учительницу физики и русского языка и литературы. С учительницей физики мы дружили; это были по-настоящему дружеские отношения, она всегда помогала мне и моему другу в каких-то очень сложных вопросах, в общении. Для меня стало, наверное, первым откровением, что учитель может говорить не только о своем предмете, но вообще о разных вещах. С ней мы разговаривали о разных вещах, происходящих в школе, дома, в нашем городе. Учитель литературы, Алла Николаевна, была человеком, с которым мы никогда не говорили ни о чем постороннем, кроме как о литературе и о русском языке. Я очень благодарен этим педагогам. И, конечно, это моя классная руководительница Таисия Алексеевна (слава Богу, она ныне здравствует) – человек, который открыл для меня опыт решения проблем. Когда учительница не просто говорит: «Ну все, ты попался. Все у тебя плохо. Родителей в школу. Точка»... Она всегда говорила: «Ну и что будем делать?» И вот это «что будем делать?» очень здорово помогает мне по сей день в жизни. Когда упираешься в какие-то проблемы, ты не говоришь: «Все, точка». Говоришь: «И что будем делать?» Как Таисия Алексеевна.

– А Вам разве часто это говорили? Вы были проблемным учеником?

– В школе бывало всякое. (Смеется.) Я вспоминаю одну историю на уроке русского языка, когда я был очень разговорчив и с одноклассницами много общался на уроке. Был такой период в выпускном классе, когда все писали друг другу стихи, а мы вдруг начали соревноваться в каких-то коротких четверостишиях, отсылая их друг другу. И тут через внутренний смех, вертлявость слышишь свою фамилию – вызывает к доске Алла Николаевна и говорит: «Давай, продолжай». Я бы рад продолжить, материалом владею, но что? Она говорит: «Сейчас хоть кто-нибудь скажет слово, где мы остановились и о чем говорили?..» А конец года, выпускной, и сейчас все испортить?.. Глубокое молчание. Ручка подносится к журналу для справедливой оценки. И тогда я в первый раз проповедовал, в первый раз произнес проповедь. Конечно, теперь я понимаю, что она не была связана с моим покаянным чувством, но, во всяком случае, она мне помогла. Я тогда сказал Алле Николаевне: «Не согрешите в мире этом и не поставьте два поэту». Смех. Но ее человеческое лицо больше всего мне запомнилось: она не столько смеялась, сколько улыбалась. И сказала: «Молодец, ставлю тебе точку. На следующем уроке ты начнешь». Но это уже не проблема.

– Владыка, как Вы думаете, современный учитель сейчас, в наше непростое время, должен быть каким?

– Любой учитель должен быть живым, интересоваться материалом не с точки зрения набора тех или иных знаний, а с точки зрения его реального усвоения конкретным человеком: почему он не понимает? или как он понимает? Современный учитель должен людей влюблять не в себя, а в то, что он любит сам. Если учитель любит свой предмет, то и ты влюбляешься в этот предмет. Как я влюбился в литературу. Если человек искренен в том, что он говорит и читает, сам для себя открывает что-то новое и этим делится со своими учениками, то это, конечно, очень вдохновляет. Но это очень большой труд. Учитель еще должен уметь терпеть. Потому что теперь, когда я вспоминаю себя в школьные годы, за многие вещи мне совершенно искренне стыдно, за то, что приходилось моим учителям меня терпеть. Да даже вот такую поэтическую вылазку – какая же это поэзия? Такая насмешка. Но учитель смогла перетерпеть тогда эту мою насмешку и помогла, в общем-то, и мне перестать насмехаться над многим. Мне кажется, эти качества очень важны сейчас для учителя.

– Какой авторитет должен иметь учитель? Непререкаемый? А если перекос и, наоборот, учитель давит своим авторитетом, то как быть ученикам?

– Это всегда непросто, потому что в отношениях «ученик – учитель» подразумевается, что у тебя есть определенный взгляд на своего учителя. Но опять-таки вспоминаю своих педагогов, в том числе уже из духовной семинарии, духовной академии: это люди, которые учили дискутировать, которые давали возможность поискать ответы; во всяком случае, давали возможность высказать свою точку зрения. Не просто отмахивались: «Все, стоп. Ты не то говоришь, на этом закончим», – а давали возможность поискать ответы.

Я вспоминаю одну очень смешную историю, чтобы проиллюстрировать эту ситуацию. Ученик выходит на экзамене, тянет билет и говорит: «Ой, а можно я еще возьму?» «Хорошо», – говорит учитель. Во второй раз ученик: «А можно еще возьму?» – «Хорошо». И в итоге учитель говорит: «Ладно, иди». И ставит ему тройку. Его одноклассники говорят: «Слушайте, но он ничего не ответил. За что Вы ему три поставили?» «Если ищет, значит – знает», – сказал учитель. Вот когда учитель может, в том числе в каких-то сложных ситуациях, помочь своему ученику вернуться к своим знаниям, дает возможность эти знания реализовать, вдохновляет его – это уже очень хорошо, это очень важное качество. Конечно, авторитет заключается не в этом: «как я сказал, так и будет». Авторитет заключается в том, что эти люди слышат друг друга, учитель слышит ученика. Ведь у учителя есть право говорить, но у ученика есть право задавать вопросы, и если эти права сохраняются в отношениях «учитель – ученик», тогда бывает очень много полезного от их беседы.

– Каждый ли человек, который нам на жизненном пути встречается, чему-то нас учит?

– Да, конечно; в каком-то смысле мы до конца своей жизни учимся. Это действительно так. Нас учат своим отношением к нам. Мы же всегда такие: «А как ты ко мне относишься?» Или: «Что ты обо мне думаешь?» Каждый из нас так, наверное, устроен, что мы очень часто смотримся в других людей, если угодно, как в зеркало, в котором хотим найти отражение самих себя. Но только это такое зеркало, которое не будет тебе говорить: «Ты на свете всех милее, всех румяней и белее». Нет, это другое зеркало. Это зеркало, которое может заметить в тебе вещи, которые для тебя уже стали привычны, ты их почти не замечаешь. Например, у меня в общении есть одна девушка, которая сразу врывается с вопросами, а я ей говорю: «Здравствуйте!» Начнем со «здравствуйте», а уже потом все вопросы. Конечно, мы пообщаемся, поговорим, но начнем со «здравствуйте». Всегда хорошо, когда ты встречаешь человека, который, замечая в тебе что-то, помогает это выправить, и очень терпеливо это делает. Такие встречи очень хороши и полезны.

– Есть пословица: «Век живи, век учись». Но продолжение у нее разное. Одна версия – «Век живи, век учись жить». Вторая версия – «Век живи, а дураком умрешь». Вам какая версия больше нравится?

– Да, нередко нам говорят, что жизнь мало чему учит. А иногда даже можно услышать высказывание родителей в адрес своих детей: «Ничему тебя жизнь не научила». Знаете, я вспоминаю жизнеописание Сисоя Великого. Это был человек глубокого подвига, духовного делания, человек, что называется, чистой, кристальной совести. Перед самой своей смертью ученики его спрашивали: «Что ты можешь сказать нам о себе? Какое дашь нам завещание? Что оставишь нам?» И он сказал: «Я не знаю, положил ли я начало покаянию». То есть начал ли исправляться.

Наверное, самым главным и важным в нас всегда должна быть жажда учиться – не в принципе накапливания каких-то знаний, а учиться оставаться человеком каждый раз. Ведь жизнь нам постоянно меняет экзамены и новые вопросы вписывает в билеты. И нужно каждый раз оставаться человеком – независимо ни от каких вызовов, ни от каких курсов, ни от каких-то новых соседей, ни от переездов, ни от какой-то новой работы. Нам нужно всегда и везде оставаться человеком. Дай Бог и в вечность перейти с человеческим лицом.

– Спасибо, владыка, за такой интересный разговор. Ваше заключительное слово и для учителей, и для учеников...

– Спасибо за нашу сегодняшнюю беседу.

Дорогие братья и сестры! Я хочу пожелать каждому из нас, кто однажды называет себя учеником, а придет время, назовет себя учителем, уметь прямо и без стыда смотреть в глаза своих учителей и своих учеников. Дай Бог, чтобы в прямоте этого взгляда была наша благодарность, наша любовь, наше искреннее желание всегда быть вместе. И дай Бог, чтобы в этом взгляде мы всегда говорили друг другу: «Как я рад тебя вновь встретить!» Храни и благослови Господь! Помощи Божией всем нам!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать