О земном и о небесном (Пятигорск). Кто такие пророки, о почитании Иоанна Крестителя, экспорт интеллекта, использование зарубежного опыта

10 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– 7 июля – праздник Рождества пророка Иоанна Крестителя. Мой первый вопрос: кто такие пророки? И почему в христианстве так чтят Иоанна Крестителя?

– Пророки – это люди не своего времени в том смысле, что они о своем времени говорят с точки зрения вечности. Они говорят правду, но такую правду, от которой хочется жить, хочется меняться. Хотя, конечно, правда действовала на всех по-разному. И если вспомнить историю Иоанна Крестителя, то правда, которую он говорил императору, действовала также по-разному: самого императора она утешала, и мы знаем даже, как он приходил к Иоанну в темницу после того, как пленил его, чтобы общаться с ним, потому что эта беседа утешала императора. Но при его дворе люди были против этой правды и улучили момент, когда можно было восторжествовать над ней своей злобой. Иоанна Крестителя обезглавили, умертвили.

Пророки – это люди, говорившие правду, которую они доставали не из себя и не с точки зрения сегодняшнего момента, но правду, которая через них просачивалась, если так можно сказать; они были такой хорошей почвой, через которую эта правда просачивалась. На такой почве всегда непросто стоять, поэтому к пророкам всегда сложное отношение. Но, как бы то ни было, слава Богу, такие люди случаются в каждые времена.

А к Иоанну Крестителю Церковь так относится потому, что он был человеком, который сам смог устоять в этой почве. Он показал пример, что быть правдивым и жить по слову вполне реально для любого человека, каким бы он ни был и какими бы отношениями он ни был обременен. Видите, царь ходил к пророку беседовать с ним. То есть можно было бы сказать, что у него были очень хорошие связи, и он мог бы уж точно выхлопотать что-нибудь для себя. Но он этими связями пользовался не для того, чтобы служить себе: напротив, он служил другим людям. Об этом не говорит Священное Писание, но я могу сказать с полной уверенностью, зная о жизни Иоанна Крестителя, что он говорил о многих других людях, и, наверное, благодаря его слову, в том числе перед правителем, многим людям были смягчены наказания, многие люди получили облегчение, изменили свою жизнь.

– Определение «пророк» человек получает после смерти или это признание может быть уже при жизни?

– По-разному. Чаще всего таких людей при жизни, с одной стороны, очень любят, с другой стороны, не все понимают. Это всегда некий Рубикон, подойдя к которому каждый для себя принимает решение, но понимает, что именно сейчас это решение нужно принять. Знаете, встречаются в жизни такие люди, которые меняют жизнь других людей. А есть такие люди, которые совершенно ничего не меняют: вроде бы вы знакомы, вроде бы общаетесь, но ты каким был, таким и остался. Но есть такие, о которых говорят: «Да, этот человек в моей жизни сыграл очень большую роль». И речь не только о тех, с кем были очень близкие отношения, – речь идет в том числе и о таких людях, о пророках.

При жизни к Иоанну Крестителю люди относились с очень глубоким почтением. И действительно, о нем говорили, что это пророк, потому что его слышит Бог, с ним Бог, к нему шли за советами, с расспросами, шли получить от него крещение.

– Все слышали такое выражение: нет пророка в своем отечестве. Но, думаю, не все знают, что это слова библейские, из Нового Завета. Правильно?

– Да, совершенно верно. Эти слова сказал Сам Христос Спаситель.

– Что они значат в первоисточнике?

– Они означают, что людям в своей семье, в своем доме всегда очень трудно принять другого человека, который меняется. Знаете, бывают иногда такая дружба или такие семейные отношения, когда мы говорим: «Ну ты же всегда таким был» или: «Ну ты же всегда такая была». И вдруг человек не просто захотел, а остро почувствовал необходимость поменять свою жизнь. Да, когда-то он был таким, когда-то он так поступал и так говорил, но теперь все в его жизни поменялось. Человек встречает некое слово, некоего другого человека, пророка, открывает для себя Евангелие, встречает реального Бога в своей жизни и начинает меняться. А ему говорят: «Ну что ты! Ну мы ж тебя знаем, мы ж тебя помним. Ну что ты из себя тут сейчас начинаешь?..» Или: «Вчера ты так себя вела, а сегодня в среду и пятницу у тебя уже постный день. Вчера прически накручивала, а сегодня уже в платочке ходишь. Ну что ты из себя строишь? Мы ж тебя знаем…» Вот к таким людям эти слова относятся: «Нет пророка без чести, разве что в отечестве своем».

И Христос, произнося эти слова, еще добавляет более горькие слова: «...и особенно среди своих братьев, в своем доме». Не просто в пространстве своего народа, города, улицы, но еще острее – в пространстве тех людей, которые находятся так близко и так рядом. Это означает, что не каждый готов принять эту правду, не каждый готов именно поверить этим изменениям, поддержать эти изменения. Надо сказать, что эти слова часто очень горько звучат не только по отношению к нам, когда нас не принимают, но еще и по отношению к нам, когда мы сами не принимаем своих же.

– В сфере этой темы об отечестве уже как об Отечестве хочу Вам такой вопрос задать. Экспорт интеллекта происходит постоянно, и я нашла данные Росстата, которые подтверждают, что после экономического кризиса 2014 года больше людей стало эмигрировать, до 70 процентов образованных людей уезжают. А священники уезжают? Если да, то по каким причинам? И как они устраиваются потом за границей?

– Со священниками в этом отношении все проще: священников посылают служить за границу, и это случается достаточно регулярно. Когда открываются наши общины, наши приходы в разных уголках мира, не только в европейских странах, тогда священнослужителям предлагают поехать, зная об их возможностях. Некоторые из них увлекаются языками, некоторые хорошо знакомы с местной культурой; к примеру, если дело касается нашего региона, хорошо знакомы с исламской традицией. Конечно же, когда ищут священника для прихода, который открывается на территории, где исламская традиция является преобладающей, то очень хорошо было бы найти такого священника, который понимал бы местное население, местные традиции, обычаи, и тогда ему предлагают такое послушание – отправиться в зарубежную командировку. Но это именно командировка; чаще всего это некоторое время, которое священник там проводит вместе со своей семьей. Некоторые священники, правда, эту командировку продлевают в силу, может быть, своих развившихся талантов, большого, глубокого, искреннего интереса к местной культуре, традициям и продолжают оставаться там на долгие годы. Есть еще и другие условия: рождаются дети, семьи получают местное гражданство и уже дальше жизнь протекает там, где она началась, особенно для детей священников. И такие случаи бывают. Но так, чтобы сами убегали за рубеж, – такого не встретишь. Во всяком случае, мне не приходилось с таким сталкиваться.

– А у Вас было желание уехать служить за границу?

– Я уже служу за границей. Напомню, что моя вторая епархия – это Туркменистан, поэтому я имею возможность смотреть на свою Родину и изнутри, и снаружи, и также на Туркменистан смотреть и изнутри, и снаружи. А так, чтобы навсегда поменять место жительства, – скорее всего, нет. Потому что есть замечательная пословица: где крестился, там и сгодился. Она ведь не просто создана – она родилась из очень многих испытаний, проб, экспериментов. И каждый раз смотришь на любых мигрантов, которые вольно или невольно эмигрировали со своей родины, и видишь: самый высокий пик их творчества, их переживания – это тоска о своей родине, о своей родной земле.

– Если к Вам сейчас придут и скажут: «Владыка, нужен Ваш совет. Не нужны здесь мои мозги, мои знания. Я обижен, хочу уехать; может, там буду нужен». Или просто человек хочет счастья поискать далеко. Что бы Вы посоветовали?

– Разобраться человеку в самом себе, чего прежде всего он ищет. Это поиск возможности реализовать свои реальные способности? Или это поиск другой возможности – реализовать свое «я», стать известным, популярным и подкармливать свою известность этой востребованностью? Прежде всего человек должен разобраться в самом себе, что он ищет: ищет он себя в науке или науку в себе? Обычно это говорят об искусстве, о культуре. Это должен быть самый главный посыл: от чего он бежит (или к чему стремится)? Это очень важно понять. За ним гонятся собаки или перед ним горизонт рассвета? Что заставляет его делать шаг вперед? И когда человек сам в себе разберется, тогда он начинает понимать, что если бегать бесконечно от кого-то – рано или поздно ты утомишься, и они на тебя накинутся. Значит, нужно по-другому с ними бороться, значит, нужно им противостоять. Стремиться к рассвету – это хорошо, замечательно. Но где этот рассвет встречать, с кем его встречать – это тоже важно. И ведь очень важно радостью делиться. С кем ты этой радостью поделишься? Вот об этом я и говорю с человеком.

Знаете, я такие разговоры уже проводил, несколько раз такие встречи были в моей жизни, когда мы долго беседовали о том, какой же сделать шаг, где найти себя, как себя реализовать. Во всяком случае, можно попробовать. Если у человека такое решительное желание: «Нет, я все равно хочу что-то поменять в своей жизни» – что ж... Как однажды отец отдал имущество своему младшему сыну и сказал: «Пожалуйста, иди, живи в другой стороне, мигрируй. Там, в другой стране, ты, может быть, найдешь для себя больше возможностей самореализоваться». Мы знаем, чем закончилась эта история, – она закончилась возвращением блудного сына.

– Если глобально, как по-Вашему, есть решение у этой задачи? Как все-таки остановить поток утечки мозгов?

– Это то, о чем мы сейчас и говорим. Во-первых, не только разобраться самому человеку, но помочь этому человеку в силах противостоять. Если действительно человек талантлив, но ему не хватает промоушена (уж простите за эти модные слова), не хватает продвижения, не хватает каких-то людей, которые могли бы его взять и вести, – это одна история. И мы, наверное, должны согласиться прежде всего с мыслью, что должна работать не только фамилия того, кто поступает, кто его папа, мама и так далее, а реальные возможности этого человека, его способности. И сегодняшние наставники (мы однажды, может быть, тоже поговорим на тему учителей) должны работать не над тем, чтобы взять к себе в воспитанники нужных людей, потому что потом дальше с ними можно общаться – Иоанн Креститель этого не делал, – а найти в этих людях самое драгоценное, сокровенное; если в них есть знания, то помочь эти знания развить. И в этом самая главная задача сегодняшней современной науки.

– Как Вы относитесь к использованию зарубежного опыта в широком смысле и вообще в нашей повседневной жизни? Некоторые ругают Петра I за его реформы...

– Есть разные вещи. Что называть этим опытом? Есть определенного рода технологии – медицинские, электронные. Есть открытия, сделанные для всех. Например, Менделеев свою таблицу составил не только ведь для российских, русских ученых – она стала основополагающей системой для всего ученого мира. Есть вещи, которые действительно должны принадлежать всем, как некоторое озарение, которое бывает для всех. Бог открывает для человека истину и дарит ее всем через этого человека. Такие вещи, конечно, должны быть, и ничто не должно препятствовать их распространению.

Но есть вещи, которые складываются посредством других процессов – не процессов откровений, озарений, научных изысканий, а элементарных вещей, социальных устоев, нравственных устоев, истории. Традиционно, исторически сложилось вот так. Допустим, сейчас инновационно ввести у нас левостороннее движение означает целую трагедию. Но если сейчас у нас издадут указ, что с сегодняшнего дня мы будем теперь по-другому ездить, как в других странах, к примеру в Британии, – к чему это приведет? Такие повороты в уже сложившейся традиции крайне опасны. Но я говорю о какой-то совсем безобидной вещи. А представьте, если коснуться истории, если коснуться наших сложившихся исторически отношений – все это может иметь более глубокие последствия, и вот такие потрясения крайне опасны. Хорошо прорубить окно, но ходить надо дверью, а не через окно лазить.

– А в Церкви есть опыт использования зарубежного опыта?

– Если говорить о каких-то внешних проявлениях – да, конечно, есть какие-то предметы, которые можно назвать зарубежным опытом, или, к примеру, определенные традиции.

– Владыка, к сожалению, мы ограничены во времени, и приходится переходить к прощанию. Думаю, Вы найдете слова и для тех, кто думает уехать, и для тех, кто все решил. Ваше слово...

– Спасибо большое за нашу беседу.

Для тех, кто думает, уезжать или не уезжать, хочу посоветовать думать вместе с родными людьми, с близкими, с любимыми, с друзьями, – тогда эти мысли будут более светлыми и правильными. А для тех, кто живет правдой, хочу пожелать, чтобы каждый из нас был в доме своем пророком, но не по принципу «вот я вам сейчас всю правду-то скажу», а по принципу – жить этой правдой, стоять на этой земле твердо. И еще поддерживать тех, которые сами становятся твердо, поддерживать в них правду. И пусть в этом нам поможет Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать