О земном и о небесном (Пятигорск). Закон об оскорблении чувств верующих, уголовная ответственность за репосты, можно ли оскорбить Бога

2 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, не очень простая тема сегодня, но, думаю, будет очень интересна и полезна. Закон об оскорблении чувств верующих, уголовная ответственность за репост, можно ли оскорбить Бога – вот такие вопросы сегодня, если Вы не против.

– Да, очень многие об этом говорят, эта тема на поверхности. Давайте поразмышляем.

– Закон об оскорблении чувств верующих (статья 148 УК РФ) действует в стране уже пять лет. Почему этот закон появился? Что изменилось с его появлением? И как Вы думаете, если бы его не было вообще, как бы обстояла ситуация – лучше, хуже?

– Надо сказать о том, что все законодательные инициативы являются ответом на происходящие вокруг события, особенно тогда, когда периодичность этих событий из состояния случайности перерастает в состояние постоянно продолжающихся. Вот так и появляются законы, они начинают это регламентировать. Это, знаете, как новый пробившийся источник: рано или поздно нужно будет подумать о берегах, о русле, его направлении и так далее – ну, уже не избежать этого.

Развивающееся в социальном смысле наше общество в том числе развивает так называемые коммуникации – передачу своих мыслей, выражение своих чувств. И мы понимаем, что эти чувства могут выражаться по-разному. Если они выражаются где-то на кухне (может, не каждой хозяйке или хозяину понравится выражение), то, во всяком случае, там уж смогут разобраться (ну, может, об этом шуме услышат соседи). Но когда это выражение с кухонного стола перекидывается на большой подъезд, на большую улицу, на большой город, на страну, то, конечно же, к этому шуму привлекается все больше и больше людей, и они становятся уже не просто пассивными слушателями этого шума, а участниками этого выяснения обстоятельств.

Я думаю, что именно поэтому возник в том числе и этот закон, который скорее всего не говорит о том, что можно и чего нельзя. Это не некая цензура на «да» и «нет». Это ответ на то, до каких пор ты можешь самовыражаться, что твое самовыражение может дать другим с точки зрения их безопасности и насколько это самовыражение в том числе может быть безопасно для тебя самого.

– Владыка, наверное, приходилось сталкиваться с заявлениями, что в светском государстве не должно быть такого закона?

– На мой взгляд, этот закон скорее защищает не каких-то других людей от кого-либо, а защищает в человеке то, что является неотъемлемой частью каждого из нас. Как бы то ни было, мы созданы по образу и подобию Божиему, и в конечном счете когда человек задается через свою искаженную природу, через испорченную свободу окончательно уничтожить в себе тот первообраз, по которому он был создан, он прежде всего наносит этим нестерпимую боль и ущерб себе самому. Плохо, когда это становится публичным и вносится в публику как новая норма: «Ну и пусть все ходят вот таким образом, а я буду так. Ну и что, что у нас правостороннее движение? А мне хочется ехать по левой стороне, вот такое у меня свое особенное чувство!» И когда ему говорят: «Вы знаете, такое движение может быть опасно и для тех, кто движется навстречу Вам, и прежде всего Вы рискуете сами собственной жизнью», – то это норма, это правило. Так и здесь: эти нормы и правила должны быть четко прописаны.

…Очень часто через провокативную меру хотят заострить внимание не столько на какой-то проблеме, сколько на себе самом и, конечно же, через это внимание дальше стать каким-то новым откровением для современного общества.

– Владыка, а были ли в нашей епархии случаи, когда приходилось прибегать к этой законодательной защите?

– Слава Богу, таких случаев не было, и я очень надеюсь, что и не будет. Их не было, наверное, в том числе потому, что на нашем Кавказе всегда очень глубоко ценили силу слова. У нас не принято разбрасываться словами. Хотя провокаторов хватает с разных сторон. К большому сожалению, мы с такими провокаторами сталкивались, но никогда не возникало желания, что называется, использовать эту норму закона. Более того, возникало другое желание: поговорить с этим человеком и, Бог даст, решить через это общение все возникающие проблемы. Я очень надеюсь, что таких прецедентов у нас не будет.

– Владыка, недавно в Госдуме обсуждали инициативу двоих депутатов, которые предложили отменить уголовную ответственность за репосты в сети. Сейчас эта проблема (особенно, я знаю, среди молодежи) очень актуальна. Очень много разных мнений на этот счет, но, как мы знаем, Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции отклонил эту инициативу. Как бы проголосовали Вы? И каково Ваше отношение к тем, кто постит подобные публикации, и к тем, кто репостит?

– С одной стороны (и это, пожалуй, самое важное, о чем мы должны помнить), каждый человек, который постит или репостит какую-то информацию, картинки или мыслевыражения, должен понимать свою ответственность. Коль скоро он что-то сказал публично, то это означает, что на сказанное он может получить ответ. И скорее всего получит этот ответ. Коль скоро он кого-то процитировал, это означает, что он тоже встает в дискуссионную позицию. И он должен быть готов к этой дискуссии, когда у него спросят: «Ну что ж это такое?» Вы знаете, все очень просто.

Я очень хорошо помню, когда ты у своего друга попросил книжку или новую ручку попользоваться, приходишь со школы домой, и мама первым делом спрашивает, когда видит эту чужую ручку: «Это чье и почему это у тебя?» И тут наступает мера моей ответственности: «Я взял попользоваться, почитать, посмотреть. Это вещь того-то». Мама посмотрит на эту книжку – хорошая книжка или плохая, уже оценит она, но эта мера всегда существовала как естественная мера воспитания, потому что по-другому, собственно говоря, нельзя, иначе можно бог весть чему научиться. То же самое и здесь.

Что касается ответственности, я думаю, что (и об этом не раз говорилось разными священнослужителями) мера ответственности не должна быть, возможно, такой жесткой. Она должна подразумевать, может быть, разную этапность. Как, знаете, вначале бывает: предупреждение, какая-то дискуссия, разговор, какие-то меры небольшого ограничения, а потом большего ограничения. Собственно говоря, это ведь тоже воспитательный характер носит.

Ведь любое наказание носит не столько силу того, чтобы ударить в ответ, сколько силу помочь человеку отвыкнуть от этого, не делать этого, остановить его. Наказание – это не возмездие, это лекарство к исправлению. И тогда, когда применяется любая мера наказания, нужно прежде всего об этом задумываться: а вот это может исправить человека или окончательно сломает его? А вот такая мера наказания может человека остановить или сделает его дорогу уже теперь необратимой и он встанет на тропу войны и уже на другую тропу не переступит?

– Все-таки, по-Вашему, уголовная ответственность – это слишком? Или она должна оставаться для каких-то, может быть, эксклюзивных, если можно так сказать, случаев?

– Я полагаю, что она должна оставаться именно для таких случаев, о которых Вы говорите.

– Владыка, а как вообще реагировать тем, кто, может быть, случайно увидел какие-то кощунственные вещи в Интернете? Писать админу, жаловаться, вызывать полицию, игнорировать, делать вид, что не увидел?

– Игнорировать ни в коем случае нельзя, нельзя проходить мимо. Ну как ты можешь пройти мимо человека, который оказался в грязной луже? Некоторые, к большому сожалению, снимают видео, показывают, везде кричат и пишут: «Где же наши власти, где же наши социальные службы? Где же, в конце концов, еще какие-то люди?..» Ну, ты же здесь, сейчас все в твоей власти: этого человека поднять, посадить на лавочку, этому человеку дать еды, отмыть этого человека, привести к себе домой, показать ему свет Божий. В твоей власти это все! Вот здесь нельзя никогда проходить мимо.

И в таких случаях нужно понимать, что когда я вижу подобного рода вещи, в моей власти это остановить, во всяком случае, в себе самом, не развивать это в себе какими-то бесконечными обидами... Я должен сделать все, чтобы об этом сказать другим. В том числе, если это происходит в социальных сетях, нужно идти на диалог, сказать, что это не совсем созвучно с нормальным образом человеческой жизни, и высказать свое мнение, свое огорчение по отношению к тем, кто таким образом пытается выразить себя или привлечь к себе внимание.

– Владыка, а как разобраться? Бывает так, что вещи на грани кощунственного. Как не стать ханжой, зря не сделать замечание? Какое-то внутреннее чувство должно быть, когда я могу вмешиваться? Или надо обращаться к «профессионалу», к священнику?

– Мне кажется, нужно всегда оставаться верным сыном для своей матери и своего отца. Мы же всегда понимаем, когда в диалоге начинают оскорблять наших родителей и близко к этой грани подходят. Тут мы уже говорим: «Так, все, хватит (говорит жена мужу), о нашей маме ни слова больше – и точка». Есть вещи, которые должны быть в жизни каждого верующего человека. Мы ведь прекрасно понимаем, когда уже слишком далеко человек заходит в своей мнимой свободе, а скорее – в своем рабстве, когда пытается поднять руку на Небесного Отца. И здесь надо сказать как верный сын и как верная дочь: «Стоп, хватит, давай мы не будем говорить дальше так, иначе этот разговор не приведет ни к чему доброму. Он ни тебе, ни мне не полезен, давай поговорим о другом».

– Владыка, люди, которые ведут борьбу с антирелигиозной пропагандой в тех же сетях, получается, защищают Бога? Но мы уже, наверное, говорили о том, что Бога нельзя оскорбить, обидеть.

– Да, действительно. Вы знаете, некоторые думают, что Он обижается и оскорбляется. Я скажу опять парадоксальную вещь. Да, Его обижают и оскорбляют, но обижают и оскорбляют Его не тем, что плюют в небо, а тем, что плюют на самих себя. Но Он не обижается и не оскорбляется, Он – первый, кто вытирает эти плевки с человека. И в этом есть самый глубокий парадокс веры Бога в нас и нашей веры в Него.

– Владыка, все-таки Вы за отмену уголовной ответственности или пусть останется и для чего?

– Для некоторых случаев она действительно должна иметь место. Вот, к примеру, любая мера закона подразумевает, пожалуй, самое главное – установление или поддержку справедливости законным путем. Но есть эмоция. Вот люди увидят нечто подобное, происходящее в пространстве своего храма, и эти эмоции могут привести к страшной катастрофе: это самосуд и так далее. Другое дело, когда есть законодательная норма, которая говорит о том, что может быть применено по отношению к людям, действующим с целью провокации, с целью вызвать определенную негативную реакцию, а за этой реакцией вызвать такую цепную связь разных последствий. Делая подобные вещи, они должны знать, что к ним будет применена соответствующая мера реагирования. И здесь действительно очень полезно еще вспомнить слова Священного Писания: «Все мне можно, но не все полезно». И в этом смысле слова – напоминание о том, что есть вещи глубоко не полезные, а опасные, – должны сохраняться в нашем обществе. Думаю, что сам опыт применения этого закона подскажет и то, в какой мере и когда он должен быть более гуманизирован, а в какой мере и когда он должен носить более строгий характер.

– Владыка, спасибо Вам большое за понятные ответы на непростые вопросы. И, конечно, время Вашего заключительного слова.

– Спасибо Вам за нашу сегодняшнюю беседу.

Дорогие друзья, дорогие братья и сестры! Сегодня тема нашего разговора касалась закона об оскорблении чувств верующих. Может быть, каждому из нас стоило бы задуматься об этом законе в таком смысле: попросить прощения у тех, кого ты обидел, попросить извинения у тех, кого словом или взглядом оскорбил. Не потому, что есть такой закон, а потому, что мы люди и мы призваны быть вместе. И еще потому, что есть Тот, Кто всем нам подарил жизнь. Храни вас Господь!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Екатерина Самсонова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать