О земном и о небесном (Пятигорск). Всемирный день беженцев

26 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Всемирный день беженцев. Сложная тема, но давайте поговорим об этом. Вы как-то сказали, что даже Вам знаком этот статус.

– Да, после вынужденного бегства из Чеченской Республики во время начала военных действий я и моя семья получили этот статус – «вынужденный переселенец».

– Владыка, сколько лет Вам тогда было?

– Двадцать лет.

– То есть Вы отчетливо все помните. С какой реакцией Вы столкнулись, когда приехали?

– Сложной и разной. Я был священником уже тогда, поэтому, может быть, мне было легче переживать все, с чем приходилось сталкиваться. А вот моей маме и моей сестре было много тяжелее, когда, живя в одном прекрасном русском поселке в Центральной России, у себя за спиной они слышали очень неприятные слова: вот, мол, понаехали. Что ж, и это пришлось пережить.

– Как бы Вы определили, какой должна быть правильная человеческая реакция на слово «беженец»?

– Я скажу по себе. Когда мы искали место, где жить, мы не говорили (и внутри не было такого желания): дайте нам все, как будто бы все вокруг нам обязаны или кто-то виноват. В войне сложно определить виновных, в ней всегда виноват один дьявол, который ненавидит человека и человеческую жизнь и по-разному действует через различных людей. Мы хотели только одного – возможности хотя бы временно где-то находиться и работать. То есть нам бы сегодня крышу над головой иметь, а дальше, Бог даст, мы будем работать, встанем на ноги, мы же не хотим жить за чужой счет. Мы хотим просто работать, хотим жить, воспитывать наших детей, хотим общаться нашей семьей и ничего более. Собственно говоря, это самое главное для любого человека, который оказался в такой ситуации, – он просто хочет продолжать жить. И я могу сказать, что большинство людей отзывалось на это: кто приносил посуду, кто какую-то одежду: вот вам хоть на первое время. Собственно говоря, нам и нужно было пережить это первое время, благодаря тем, кто был рядом. Только первое время. А дальше, Бог даст, мы и сами сможем помочь, если будет нужна какая-то помощь, мы станем новыми друзьями, новыми соседями.

– Все мы помним, как к нам хлынул первый поток беженцев с Украины. Мы тогда делали много сюжетов, и епархия активно подключилась помогать. Вы помните, как это было? Мне интересны обе стороны: как вели себя приезжающие люди и какова была реакция встречающих их прихожан? Наверное, она тоже была разной, когда Вы призывали помочь?

– Да, я очень хорошо помню этих людей: они испытывали страх, и каждый из них говорил одно и то же: «Я боюсь не за себя, а за своих детей. Мы сделали этот шаг, уехали ради своих детей». Так же и мы уезжали из объятого пламенем Грозного только ради одного – чтобы мама была со своими детьми. И люди по-разному относились к нам. Кто-то действительно открылся всей своей душой: пожалуйста. Было много звонков, и до сих пор сохраняются адреса людей, писавших: «Вот мой адрес, я могу взять себе одного человека, желательно женщину с ребенком, потому что живу в таких-то условиях, но могу выделить комнату». Или: «Могу взять на один месяц». Когда есть правильное понимание того, что в первое время человеку нужно просто прийти в себя, отоспаться после ночных бомбежек, это очень важно.

Были, конечно, и другие люди, которые, может быть, провокационно говорили: «Что вы кому-то помогаете? Пойдите посмотрите, сколько наших, которым надо помочь!» Но, как правило, это говорят одни и те же люди, которые никогда не помогали ни своим, ни чужим, для совести которых помощь почти недоступна. Разная была реакция, но, какой бы она ни была, эти люди действительно нашли здесь приют. Я помню, когда мы прощались с некоторыми из них (кто-то из них возвращался, кто-то переезжал жить в другое место), они говорили: «Спасибо, мы увидели настоящее кавказское гостеприимство. Спасибо, что вы нас не выгнали. Спасибо за стакан холодной воды».

– Да, кавказское гостеприимство всегда было и до сих пор остается своего рода брендом. Но, может быть, в силу того, что время сейчас иное, люди и рады бы, но боятся пустить в свой дом чужого человека.

– И такое бывает, и это вполне понятно и объяснимо. Действительно, мы очень часто слышим разные тревожные предупреждения: «Осторожно, мошенники!» Кстати сказать, в тот период приезда беженцев (в том числе в наш регион), к большому сожалению, были некоторые люди, которые, пользуясь общей информацией и желанием людей помогать, являлись лжебеженцами, лженуждающимися и, конечно, наносили немалый удар по доверию людей. Это одна сторона медали. Но есть еще и другая.

Есть совершенно простой вопрос: как можно помочь беженцу? Кажется, что это значит уступить свое место в жизни, если так можно сказать, уйти куда-то в тень: вот, берите, живите, и все мое – теперь ваше. Но на самом деле самая главная помощь таким людям – это интерес к ним, поддержка, небезразличие. Это самая важная, самая действенная помощь. Когда к нам приезжали все эти семьи, первое, с чего мы начинали разговор: «Конечно, мы постараемся вам помочь». И мы не просто говорили это, а действительно принимали их; например, в нашем доме для мам проживали несколько таких семей. Наш епархиальный отдел по благотворительности взял на себя попечение о таких семьях, которых было более пятидесяти девяти. Через некоторое время часть из них разъехалась, но более тридцати семей по сей день находятся на попечении нашего центра. Мы просто интересуемся жизнью этих людей, и они доверяют нам свои проблемы. Если есть возможность, мы чем-то делимся с ними. Если в наш центр привезли одежду, продукты, лекарства или что-то еще, мы обязательно позвоним им и спросим: «Вам не нужно?» И такой звонок небезразличных людей со словами «Вам не нужно?» вызывает у них правильную человеческую реакцию: «Спасибо, у меня уже есть». Или наоборот, «У меня что-то есть, и я могу вам помочь», «Теперь я, благодаря поддержке центра, устроился на работу и сам могу оказать центру помощь». Не надо бояться чужого горя, и не надо думать, что чужое горе может стать источником твоих собственных проблем. Наоборот, чужое горе может стать источником твоей человечности. Хотя бы просто общайся с таким человеком.

Из радостного в такой не совсем радостной теме – помню радость рождения ребенка в одной семье беженцев, находившейся в нашем центре. Мама родила, ребенка окрестили в центре, наши сотрудники стали его крестными восприемниками, и теперь завязалась хорошая настоящая дружба.

– То есть многие остались и...

– ...и продолжают работать. Некоторые из них приняли решение остаться здесь по разным причинам, но самое главное, что остались они не для того, чтобы просить помощи, не как иждивенцы, а для того, чтобы трудиться. Кстати сказать, это тоже одна из немаловажных сторон – мы должны поддерживать других людей и создавать им такие условия, в которых они действительно могли бы встать на ноги.

В Евангелии есть замечательный случай, когда апостол говорит человеку: «Денег у меня нет, но могу тебе дать другое – встань и ходи!» – и поднимает его от болезни. Вот к этому же призваны и все мы – помочь человеку встать на ноги, поддержать его.

– Владыка, это замечательный пример, но лично я на съемках одного сюжета про беженцев – в большинстве случаев реакция была, конечно, положительная – столкнулась с таким заявлением: «Вы мне все должны, я ничего не обязан делать». Это был молодой человек, который откровенно говорил: «Я беженец, и вы все мне должны. Я не буду работать, я ничего не буду себе искать, обеспечьте меня всем». Вы сталкивались с таким поведением? И как вообще реагировать на такую агрессию?

– Да, конечно, сталкивался. Но осуждать такого человека, бранить его нет смысла. Просто мы говорили таким людям: «Чем можем, мы вам поможем, но вы должны согласиться с нашими условиями. По поводу проживания: этот месяц или два месяца вы, конечно же, останетесь здесь, мы вам будем во всем помогать, но это время нужно вам еще и для того, чтобы вы смогли (и мы готовы помочь в этом) найти работу, чтобы дальше обустраивать свою жизнь». Когда человек на это соглашается, говорит: «Да, с радостью!» – то слава Богу. А когда он говорит: «Хорошо, но я сам ничего делать не буду» и мы замечаем, что человек ничего не делает, то, конечно, каким-то образом понуждаем его, напоминаем, что время-то идет. Но есть и такие «перелетные птицы», которые думают: «Хорошо, уйду от вас – пойду еще куда-то, где с моим статусом мне должны или обязаны». Требовать – всегда более ответственно, чем давать. И мне кажется, что у таких людей всегда будет очень сложная жизнь.

– К счастью, у нас не доходило до такого, как в Европе, где беженцы порой творят вообще жуткие вещи. Как реагировать на такое?

– Останавливать. Любое зло, любая неправда должны иметь отпор, нужно обязательно останавливать. Помните замечательную русскую сказку о лисице, которая заняла избушку? Вот и мы должны останавливать не свое гостеприимство, а хамство и неблагодарность других людей. Неблагодарность рождает очень серьезные духовные проблемы. Поэтому борьба с неблагодарностью – это в том числе и борьба с грехом, с нравственными проблемами. И никогда нельзя позволять таким людям диктовать свои условия. «Тебе нужен хлеб? Вот он. Но если ты можешь потрудиться, потрудись. Ты живешь в пространстве нашей культуры, нашей традиции, и твоя благодарность заключается в том числе в уважении нашей культуры и наших традиций. Иное отношение, к сожалению, исключает возможность нашего взаимодействия и понимания друг друга, тогда тебе не место здесь». И в некоторых случаях нужно набраться смелости, решительности и сказать человеку: «Вот тебе сума, в ней продуктов на три дня, можешь эти три дня путешествовать, но тебе не место здесь». Нужно уметь поставить точку там, где дальнейшие взаимоотношения приводят к таким случаям, о которых Вы сказали и которые мы видим в том числе в современной Европе.

– Когда началось массовое переселение народов, пошла волна разговоров о конце света. Вам, наверное, приходилось отвечать на вопросы об апокалипсисе именно в тот момент?

– Знаете, этот вопрос возникает каждый раз. Смотришь на какие-то события, особенно на криминальную хронику, и волей-неволей говоришь: «Господи, конец света, наверное, уже близится». Войны, какие-то чудовищные отношения между людьми, чудовищные убийства. И тогда этот вопрос, конечно, тоже стоял с особой напряженностью. Потому что такие люди приходят с запахом войны, они говорят о войне, рассказывают о том, что видели, и ты чувствуешь, что не просто где-то у кого-то горит дом, но что эта гарь уже доходит до тебя, и, конечно же, боишься за мир в своем доме, в своей стране, в своем народе. Но, знаете, на эту «гарь» нужно отвечать так – не задраивать собственные окна и двери, чтобы она не проникала, а вооружаться ведрами, топорами и идти тушить соседний дом. Только так можно избавиться от этой «гари». Отвернуться в другую сторону и делать вид, что не замечаешь этих проблем, не видишь этих сложностей, – это не привнести мир в свой дом, а просто встать спиной к линии фронта. Но тогда этот пожар очень быстро начнет продвигаться в твою сторону и перекинется на твой дом. И здесь нужно понимать, что самым лучшим и самым правильным будет потушить этот пожар еще на подступах к твоему дому и сделать все, чтобы дальше он не распространялся.

– Владыка, спасибо, что Вы в очередной раз так просто рассказали о сложном и конечно, за Ваш позитивный настрой.

– Спасибо большое за нашу сегодняшнюю беседу, за действительно очень важную тему разговора.

Дорогие братья и сестры! Я хотел бы сказать о том, что окна в домах, где мы живем, не для того, чтобы мы наблюдали через них за другими, а для того, чтобы замечали через них боль другого человека, его одиночество, и дверь – для того, чтобы впустить его в пространство своей жизни. Я хочу пожелать каждому из нас, чтобы двери наших сердец и душ всегда были открыты для таких людей. Ведь и Христос был странником, и Он продолжает совершать Свое странствие и поныне в образе тех людей, которые нуждаются в нашей поддержке. Не проходите мимо них, поддерживайте их своей верой и примером своей жизни. Вместе мы, конечно же, сможем преодолеть самое опасное – мы сможем преодолеть разобщенность. Дай, Господи, нам в этом сил! Дай, Господи, нам большой любви к таким людям! И дай нам, Господи, благословения мирной, тихой и доброй жизни! Храни Господь всех нас!

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать