О музыке и искусстве

10 июля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает иерей Андрей Битюков, настоятель Храма во имя св. мученицы Раисы Александрийской при институте детской гематологии и трансплантологии СПбГМУ им. Павлова И.П. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 10 июля 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма во имя св. мученицы Раисы Александрийской при институте детской гематологии и трансплантологии СПбГМУ им. академика И.П. Павлова иерей Андрей Битюков.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас, благословите наших телезрителей на начало передачи.

- Благословение Божие да пребудет с вами. Поздравляю всех с грядущим праздником в честь иконы Божией Матери "Троеручица", которую особо почитают люди искусства и различных творческих профессий.

 

- Тема сегодняшней передачи "О музыке и искусстве".

Батюшка, почему именно эта тема близка Вам?

 

- Потому что, помимо основной деятельности: службы в Андреевском соборе, в Медицинском университете, в клинике гематологии, важную часть моей жизни занимают занятия музыки, отчасти музыкальным театром.

Музыка была в моей жизни с детства. В семье увлекались музыкой, отец, работая на мебельном комбинате, сам делал электрогитары, тогда все слушали запрещенный рок. Дядя хорошо играл на гитарах, которые изготавливал папа. Они искали новые формы звуков, самих инструментов. Мы любили петь всей семьей, дома чаще всего пели музыку бардов. Папа сам писал стихи и сочинял музыку. У меня и моей сестры была музыкальная школа. Потом стали формироваться собственные музыкальные пристрастия: сначала рок-музыка, современная музыка, потом очень удивила старинная европейская музыка Средневековья и Раннего Ренессанса. Параллельно с этим удалось познакомиться с образцами корневой русской народной музыки, которая тоже очень поразила своей мелодикой. Эти интересы складывались, и так случилось, что моя будущая супруга тоже интересовалась старинной европейской музыкой.

Впоследствии, когда у нас уже появились детки, и встал вопрос, как сделать их жизнь, наполненной радостными событиями. К тому времени я уже немного играл на флейте, и мы познакомились с директором Школы старинной музыки Сергеем Михайловичем Шеком, который также занимается и изготовлением старинных инструментов, стали сотрудничать, и, слава Богу, вот уже десять лет, как мы вместе.

Сначала это были небольшие спектакли, концерты, совместные репетиции, потом мы участвовали в разных фестивалях. Год назад нас пригласили на юг Франции в город Пеннотье, где проходил фестиваль, посвященный музыке XI-XIII вв., культуре трубадуров. Нас попросили привести русскую программу, и мы провели исследование и привезли русскую свадьбу, показали русские костюмы. Нам очень помогли в этом друзья, которые занимаются реконструкцией русской культуры XI-XIII вв. Все это было очень интересно французам.

Самое главное, что все это происходит в семье, вместе с детьми, и, как это было со мной в детстве, все это имеет большое образовательное и развивающее значение. Самое главное, что эта удивительная музыка, которую ты играешь, позволяет чувствовать, что ты можешь дать человеку чуть больше: познакомить его с этим удивительным миром благородства и рыцарства. Самое главное, что эта музыка по своей стилистике дает человеку возможность размышлять, фантазировать. Она наполнена скрытыми внутренними паузами, которые человек может наполнить каким-то своим смыслом.

 

- Вы говорите о влиянии музыки на человека. Как Вы считаете музыка - это что-то душевное или уже духовное?

 

- Из Священного Писания мы знаем, что музыка всегда сопровождала духовную и религиозную жизнь человека: и в Псалтири, и в Священном Писании часто перечисляются конкретные инструменты, которые использовались в храме. Мы знаем, что до сих пор в эфиопской церкви используются барабаны, не будем забывать и о наших колоколах, об органе. Все это вносит определенное дополнение в общую красоту диалога человека с Богом. Ни в коем случае не препятствует, не перекрывает, а дополняет. В этом есть много от духа, от творчества, от реализации божественного замысла о человеке, чтобы человек был со-творцом.

Если еще древние греки говорили о музыке сфер, то христианство развивает эту мысль, украшает ее и делает эту форму человеческого творчества способной преобразить человеческую жизнь и как-то послужить в этих формах Христу.

 

- Если порассуждать о природе музыке. В замечательном фильме Андрея Тарковского "Сталкер" есть размышления о гармонии в музыке, что она возникает совершенно внезапно и необъяснимо. Как Вы считаете, как музыка становится музыкой и возникает гармония?

 

- Я не большой специалист по теории музыки, пусть лучше об этом скажут музыковеды. Мне кажется, что это одна из форм реализации божественного вдохновения. Ведь нот всего восемь, но уже столько тысячелетий человек пишет, сочиняет, придумывает музыку. Все эти простые звуки в каждом человеке приобретают свою форму и свое значение, и соответственно звучание.

Музыке Раннего Ренессанса, которой мы занимаемся, современная музыкальная наука уделяет не много внимания, считается, что она слишком проста и внешне незатейлива. Мне кажется, что эта музыка имеет в себе момент смирения, внимания и очень недалеко отходит от музыки церковной. Когда я выхожу из церкви, меня наполняет музыка. Как я могу перенести это звучание в свой дом, свой быт.

На Руси, мы знаем, родился такой вид творчества, когда человек прекрасную радостную атмосферу поста, наполненную сосредоточенностью, созерцанием, хочет иметь в себе всегда, не только на богослужении. Эти стихи так скомпонованы, что любой человек может дома исполнять их. Это сохраняет и не распыляет человека. Думаю, такое отношение к музыке, как способу сохранения внутреннего мира, тоже очень важно. С другой стороны, существует музыка, которая, безусловно, вредит духовному состоянию.

 

- Занятия музыкой требуют времени. Не мешают ли они Вашему священнослужению?

 

- Помню своего отца, который приходил с работы, и обязательно полчаса играл на гитаре. Ему не нужны были зрители, он просто расслаблял все, что пришлось зажать в себе за этот трудный рабочий день. Мы знали, что в это время папе не надо мешать, что через полчаса он выйдет нормальный, хороший, и нам будет хорошо вместе. Теперь и я когда прихожу домой, рука сама тянется к инструменту.

Музыка, конечно, необходима, но все зависит от того, какие задачи ставит перед собой человек. Если это профессионал, ежедневные занятия необходимы. Когда ты понимаешь, что это твое хобби, то надо время от времени брать в руки инструмент для подготовки к концертам, лекциям-концертам, которые мы периодически проводим. Навыки приходят быстро, быстро восстанавливается форма, но, конечно, и это требует определенного времени.

 

- У профессионалов есть выражение "служу искусству". Иногда кажется, что служители искусства становятся неспособными служить Богу, потому что смещается вектор.

 

- Это справедливые слова. Человек в таком состоянии становится тем самым богатым, который не войдет в Царствие Небесное. К сожалению, восторг от самого себя, признания людей, особой ценности собственной личности, конечно, мешает человеку прийти к Богу. Бывает очень отрадно видеть в храме  известных музыкантов, актеров, художников, которые понимают, что то, чем они владеют, это дар, талант. Ведь у нас не так много синонимов к этим словам. Например, синоним способности заключает в себе смысл, что ты тем самым способствуешь чему-то, помогаешь. Есть те, кто понимают, что дар дан для того, чтобы человек мог преобразить мир вокруг себя, сделать его еще более прекрасным. Русское отношение к дарованию именно такое - через этот дар я могу служить народу, как сказал поэт. Очень важно это видеть и воспринимать свои дарования и деятельность как служение.

В то же время те люди, которые приходят в храм, причем, это могут быть и музыканты-симфонисты, и музыканты современных направлений, когда все они стоят в одном храме и молятся, понимаешь, что человек все приоритеты в своей жизни расставил правильно.

 

- Вопрос телезрительницы из Москвы: Сама я профессиональный музыкант, скрипачка, иногда пою на клиросе. Как Вы думаете, возможно ли звучание моего родного инструмента скрипки в храме не за Литургией конечно.

 

- Думаю, что в формате концерта в общем приходском деле это вполне возможно. Это не должны быть обязательно стены храма, но может быть зал в приходском доме.

Надо сказать, что однажды у нас на приходе был устроен великопостный концерт непосредственно в храме во имя Трех Святителей. Мы пригласили людей, которые занимаются исполнением духовных стихов, мы раздали тексты духовных стихов прихожанам - получилось общее приходское дело.

Если будет правильно подобран репертуар, если настоятель и священники знают, что люди воспримут эту музыку, а Вы, как христианка, знаете, что исполняемая Вами музыка будет тем "единым на потребу", что будет возвышать человеческую душу. Такие произведения для скрипки есть. Если все эти условия будут выполнены, то это будет удачное приходское событие.

 

- Как Вы считаете, музыка, звучащая фоном, тоже влияет на человека или человек должен сознательно проникать в музыку?

 

- Степень восприятия музыки у людей разная. Мне кажется, что вкус к музыке ребенку надо прививать сызмальства. Обычно люди равнодушны к музыке: что-то играет в машине, какая-то радиостанция играет дома, и до сознания ребенка доносятся порой вещи, которые, если воспринимаются некритично, не обсуждаются, наносят вред.

Надо понимать, что христианство - это удивительное пространство для возрастания человеческой личности, в том числе и в культурном плане.

Во Франции, где мы находились в винодельческом регионе, я задал вопрос о том, когда дети начинают пробовать вино. Мне ответили, что дети начинают пробовать особо удачные сорта вина с 13-ти лет, таким образом формируются их вкус. Может быть, это и не очень удачное сравнение, но мне кажется, что дома должна создаваться культурная среда для его развития. Мы не только должны водить его в прекрасные музеи и на концерты, но и следить за тем, что мы слушаем в наших домах.

Потому что иногда бывает, что встреча ребенка с каким-то инструментом меняет всю его жизнь, и он уже хочет, стремиться, просит родителей отдать его в музыкальную школу. Если ребенок что-то захотел сам, родители должны помочь ему развивать его. Пусть он не достигнет выдающихся успехов, но свое время он отдаст не бесцельному гулянию, не сидению перед компьютером, а занятию искусством.

 

- Что бы Вы могли о влиянии музыки на здоровье человека?

 

- Конечно, музыка создает определенную среду, и мы просим выступать в больницах музыкантов, исполнителей, причем не только классических направлений. Недавно у нас выступала рок-группа, которая играет очень мягкую музыку, даже перепевает детские песни.

Конечно, человек, находящийся в подавленном настроении, должен искать в музыке и утешение и ответ. Как многодетный отец, я вижу, что музыка помогает выразить ребенку то, что он не может выразить словами. Иногда то, что доносится из динамиков в комнате ребенка, вызывает вопросы, но, наверное, надо набраться терпения и обсудить это с ребенком, поскольку это виток его музыкальных интересов, который, наверное, приведет к чему-то другом. Я смотрю по своим детям: не все, что они слушают, мне нравится, но это как-то отражает их напряжение. Когда напряжение спадает, то меняется и репертуар. Значит, что-то такое происходит внутри ребенка, что он пытается выразить, и к этому надо быть внимательным. Не надо пускать это на самотек, но обсуждать, вспоминать себя в молодости: что слушали мы, и как к этому относились наши родители, и что потом получилось. Не надо устраивать из-за этого трагедии, потому что самое страшное - потерять контакт с ребенком и усугубить его внутреннее подавленное состояние.

Что касается взрослого человека, наверное, надо искать свой репертуар, как мы ищем книги. Сейчас многое доступно в музыкальном отношении, можно слушать какую угодно музыку, но главное, чтобы ты мог после этого молиться. Чтобы она не захватывала тебя, а прослушав ее, ты понимал, что что-то получил.

 

- Почему так мало произведений, прямо говорящих о Боге? Почему песни, посвященные напрямую Богу, оказываются зачастую примитивными и убогими. Музыка, посвященная напрямую Богу, также редко получается талантливой.

 

- Во-первых, какое музыкальное направление мы рассматриваем. В музыке Раннего Ренессанса множество песнопений нецерковных, посвященных Божией Матери. Люди пели их, идя куда-то, путешествуя. Думаю, что современной музыки о Боге мало, но старинная музыка преимущественно наполнена созерцанием Бога: человек не разделял религиозную и бытовую жизнь.

Конечно, то, что мы слышим сейчас, это, в основном, сектантские поделки, довольно низкого качества, это даже сложно назвать музыкой. Это выражение отношения к Богу, которое совершенно вне традиции, и назвать это отношениями Бога и человека сложно, скорее, это отношения двух друзей.

Человек, который не хочет слушать старинную музыку, обедняет сам себя. Бывает, что человек не слушает старинную музыку, говоря, что он в ней ничего не поймет. То же часто говорят и о Евангелии, что якобы оно было написано давно, и мне, современному человеку, сложно понять его. Но когда человек делает над собой усилие, начинает читать, через какое-то время слово Божие захватывает его. То же самое с музыкой, ее надо слушать, ее надо исследовать, восполнять пробелы в своем образовании, тем более что сделать это вовсе несложно.

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбургской области: Как следует относиться к панк-року?

 

- Наверное, Вас беспокоит то, что слушают Ваши близкие молодые родственники. Я думаю, что это переходный период. В жизни молодого человека происходит круговорот интересов. Один наш прихожанин, в прошлом игравший панк-рок, сказал, что из панков получаются самые лучшие христиане, яркий пример этому Петр Николаевич Мамонов.

Если мы вступаем в конфликт, надо помнить о последствиях. Иногда то, что слушает молодой человек, не стоит того, чтобы портить с ним отношения. Может быть, лучше набраться терпения и немного подождать, пока один музыкальный интерес сменится другим.

 

- Лично я недавно открыл для себя целый пласт хорошей музыки за счет того, что я услышал ее на хорошей технике с виниловых пластинок. Как Вы думаете, насколько носитель музыки влияет на ее восприятие?

 

- Мне кажется, не сильно влияет. Если быть перфекционистом в отношении звука, мы можем многого себя лишить. Лучше слушать музыку в том формате, в котором ее можно найти. Если что-то нравится, углублять познания, в том числе в том, что касается ее воспроизведения.

Хорошо слушать музыку на хорошей технике, но это не всем доступно, и, как мне кажется, не является решающим для того, будет человек слушать эту музыку или нет. Все мы начинали слушать музыку с простых пластинок фирмы "Мелодия", потом кассеты или даже еще бобины. Пусть это не очень качественный звук, но это мое сокровенное. Когда я слушаю эту музыку, я понимаю, что это не только музыка, но целый пласт жизни, которую я люблю вспоминать.

 

- Велика ли разница в звучании и восприятии между живой и записанной музыкой?

 

- Живая музыка тоже бывает разная. Когда мы играем, как раз стремимся к тому, чтобы музыка была живой и интерактивной, чтобы она позволяла зрителю и слушателю услышать, потрогать инструмент. Иногда мы даже предлагаем что-то сыграть самим. Это момент близости исполнителя и слушателя.

Когда ты сидишь в партере, а оркестр выступает на сцене, то существует дистанция. У уличных музыкантов иначе: можно подойти, поделиться радостью друг с другом, поблагодарить. Концертная музыка появилась сравнительно недавно: в конце XVIII века. Все остальное время музыка была очень близка к слушателю. Это очень важный момент коммуникации, который мы соблюдаем, и пытаемся вовлечь человека во всю эту атмосферу, когда музыка прерывалась какими-то репликами, шутками, забавами, конкурсами и так далее.

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: Как Вы относитесь к музыке и музыкальным сеансам терапии Рушеля Блаво?

 

- Все-таки, это сложно назвать музыкой, это нечто производное. Я в такие вещи не верю, считаю, что это шарлатанство, которое находится на грани с оккультными практиками. Не стоит искать там здоровья. Музыка может вылечить человеческую тоску. Как царь Давид приглашал царя Саула играть на псалтири. Есть случаи исцеления от астмы у детей, которые играют на волынке. Об этом я могу сказать точно, потому что сам тому свидетель. То, что устраивает Рушель Блаво, это полуоккультный бизнес-проект, который достигает совершенно не тех целей, которые стоят перед настоящей музыкой.

 

- Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: Я бабушка, мне 60 лет, я выросла на музыке "Битлз" и "Пинк Флойд". Когда слушаю музыку "Битлз" просто успокаиваюсь, ведь я инвалид и не выхожу из дома. Скажите, пожалуйста, грех ли слушать такую музыку?

 

- Во Христе человеку возвещается свобода. Апостол Павел говорит: все мне дозволено, но не все полезно. Это говорит человек, воспитанный в иудейской среде, среде очень четких предписаний и жестких запретов, который всю свою жизнь исполнял эти предписания.

Группа "Битлз" уже давно вошла в раздел музыкальной классики. Их мелодии, их музыкальный талант принят всем музыкальным сообществом. То, что они для Вас не повод для каких-то страстных движений, это очевидно. Многие росли на этой музыке, в ней нет ничего плохого и зазорного.

Как мы уже говорили, человек должен понимать, готова ли его душа после прослушанной музыки к разговору с Богом. Мне кажется, это ключевой момент для последствий всех наших дел, не только прослушивания музыки. Если у Вас возникают хорошие воспоминания, Вы чувствуете умиротворение, то почему бы не слушать эту музыку?

 

- Сейчас в интернете доступны переводы всех песен, можно посмотреть их тексты. Если "Битлз" поет о Божией Матери, то "Пинк Флойд" порой депрессивен, и речь идет не о самых полезных состояниях.

 

- Культура, в которой развивался в том числе "Пинк Флойд" имеет деструктивные составляющие, было использование музыкантами и наркотических средств. Но не так это растлевает нашу душу, чем зло, которое мы совершаем сознательно. Какие-то вещи мы перерастаем и понимаем, что они нам больше не нужны. А что-то помогло стать нам лучше, сформироваться. Думаю, вряд ли стоит отказываться от этого. Я знаю и священников, которые собираясь, поют песни того же Бориса Гребенщикова.

Творчество Бориса Гребенщикова было лично для меня важной вехой развития, когда в возрасте 13-ти лет я уже был в храме. Его мысли и образы отвечали  на мои собственные вопросы, очень важные в юности. Какие-то его песни я слушаю до сих пор. Дай Бог ему крепкого здоровья, и я очень рад, что он продолжает относиться к этому миру с большой любовью и вниманием.

 

- Вопрос телезрительницы: В прошлом году у нас был концерт, но не все попали на него. Планируется ли такой концерт в следующем году?

 

- Поскольку музыкальная деятельность не является для нас основной, концерты порой происходят спонтанно. Сейчас мы больше сосредоточиваем свою деятельность в вузах. Недавно, после Пасхи, был проведен средневековый праздник в Российском государственном педагогическом университете. Пришли молодые люди, были презентации, танцы, игры, фокусник. Мы постарались создать атмосферу средневекового праздника, где всем хорошо, и одно событие сменяет другое. Была серьезная часть, где мы пели духовные канты на латыни.

Мы пытаемся анонсировать наши концерты в социальных сетях. Просто надо следить в том же самом ВКонтакте.

К сожалению, лично у меня времени становится все меньше, поэтому лично я не так часто принимаю участие в концертах. Очень жалко, что сейчас мы не можем так много времени посвящать нашему семейному театру, так как в семье уже трое школьников, приходится серьезно заниматься.

 

- Как сильно перекликаются или пронизывают друг друга разные виды искусства, например, музыка и живопись, музыка и архитектура?

 

- У меня есть много знакомых архитекторов и живописцев, которые одарены музыкально. Есть скрипачи, которые не умеют петь, а есть скульпторы, которые занимаются музыкой. Архитекторы, которые не знают музыкальных законов, вряд ли смогут акустически правильно построить здание, особенно это касается храмов.

Вся моя жизнь была связана с музыкой, поэтому я могу об этом говорить, о других областях искусства мне говорить сложнее. Думаю, что если у человека есть талант, если он чувствует внутренние способности, надо развивать все.

Когда мы приходит в храм, мы видим синтез всех искусств. Значит, это совмещается, может быть прекрасным в комплексе и также преображать человека, делать его духовно более богатым.

 

- Вопрос телезрителя из г. Магнитогорска: В начале 90-х годов по радио я слушал передачу, где передавали древнюю мусульманскую музыку. Я православный человек и не музыкант, но та музыка произвела на меня огромное впечатление.

Скажите, пожалуйста, существует ли у нас древняя православная музыка? Можно ли ее где-то послушать?

 

- В частности реставрацией древнерусского музыкального наследия занимается московский ансамбль "Сирин". Есть и другие коллективы, например "Ключ разумения", которые выступают на наших Великопостных концертах.

В тех же социальных сетях созданы сообщества древнерусской музыки, старообрядческих духовных стихов, которые тоже интересны по своей сути.

Надо сделать запрос в поисковике интернета, и найдется многое, в том числе то, что касается древнерусских инструментов. Ансамбль "Русич" занимался глубокой реставрацией, сами делали инструменты. У них удивительные альбомы древней музыки, бережно восстановленной и хорошо исполненной.

Интересен сам процесс поиска, поскольку захватываются разные музыкальные формы. Некоторые инструменты появляются в разных странах, у разных народностей, получают новую жизнь, вдохновение.

 

- Насколько я помню из курса церковного искусства: и мусульманская музыка имеет своими корнями Византию?

 

- Конечно. Например, в Палестине происходила насильственная арабизация племен, которые населяли Ближний Восток, но что-то безусловно осталось. Сами мусульмане серьезно ориентировались на то богатство, которое существовало в Византии.

Когда бываешь в Святой земле, возникает впечатление, что и в иудейской, и в мусульманской, и в греческой среде ты слушаешь один и тот же мотив, только с разными словами. Может быть, это впечатление поверхностное, но оно складывается.

Иногда поражаешься, насколько искренне человек отдает себя музыке. Во Франции это лучше сохранилось, есть то, что неприкосновенно, есть то, что можно обработать под восприятие современного человека. Там многие слушают древнюю музыку, которая была создана еще в XIII  веке.

 

- Вопрос телезрительницы: Моя знакомая - православная, но после определенных жизненных обстоятельств она стала увлекаться прослушиванием буддийских мантр: мантры на привлекательность, мантры на хорошее настроение, на расслабление и так далее. Скажите, вредит ли это душе православного человека?

 

- Конечно, ведь Вы озвучили цели, совершенно неприемлемые для православного человека. Ведь мы приходим в храм не для того чтобы стать довольными и счастливыми. Мы приходим к распятому Богу, приходим за другой радостью: что смерти больше нет, что мы любимы Богом, и Он хочет быть с нами.

Как известно, буддизм не является религией, в нем нет того Абсолюта или бога, которому можно было бы поклоняться. Это два параллельных течения. Мне кажется, что здесь происходит эмоциональная зацепка за мантры, которые, безусловно, несут в себе эмоциональный заряд, опасно, что человек может слишком зафиксироваться на них.

Восток самобытен, ярок, религиозен, но, боюсь, что они принесут скорее вред. Надо пообщаться с человеком, узнать, что его тяготит. Мантры - это обращение в никуда. Поскольку буддизм не предполагает существования Бога, к кому обращена мантра? К самому человеку? Может быть, сейчас у человека нет внутреннего желания молиться, но давайте послужим ему, попытаемся его хотя бы понять, чем он будет сидеть и слушать эти вещи.

 

- Стоит перевести мантры на русский язык, как многое становится понятным.

 

- Действительно, надо обязательно переводить вещи, касающиеся религиозных вопросов, чтобы полностью убедиться, что они в себе несут.

У дьякона Андрея Кураева есть книги на эту тему: "Сатанизм для интеллигенции", "Религия без Бога".

 

- Хотелось бы спросить об уроках музыки в системе школьного образования. Какими бы Вы хотели их видеть?

 

- Имея опыт музыкализации собственных детей, могу сказать, чем ярче и радостнее будут эти уроки, тем лучше. Моя матушка долгое время занималась музыкализацией детей, начиная буквально с полугодовалого возраста. За основу была взята система Карла Орфа, поэтому в дело шло все, что могло шуметь. Детям это очень нравилось, и происходила незаметная ритмизация человека и его музыкализация. Детки начинали слышать музыку.

В этой области есть несколько замечательных профессионалов, которые проводят семинары в разных городах, где представляют наиболее яркие, запоминающиеся детьми музыкальные произведения. Это так важно, весело и здорово. Лично я не понимаю, что мешает сделать, чтобы уроки музыки не были унылыми.

Когда ребенок участвует сам, он это понял, прочувствовал. Я всегда удивляюсь, с каким огромным интересом дети рассматривают наши инструменты, костюмы, для них это просто какая-то сказка. Надо постараться, чтобы для ребенка музыка связывалась с радостью, с выходом его хороших эмоций.

Самое главное, чтобы ребенок видел музыку во всех ее проявлениях. Человек нередко слушает тот же панк-рок, потому что это некий ритмический ряд и слова, которые выражают сейчас его эмоции. Давайте интересно расскажем, откуда он взялся, почему люди стали петь так, об этом и в таких формах.

Мне кажется, сама программа должна учитывать возраст ребенка. Учитель также должен быть осведомлен в том, что происходит. Потому что на уроке они слушают одно, а на перемене включают плеер и слушают совсем другое. Им не о чем говорить, потому что то, что слушают дети, зачастую не слушает учитель.

С ребенком все можно обсудить, и он будет благодарен, потому что будет чувствовать, что интересен взрослому человеку, а это очень важно для ребенка.

 

- В курсе "Основ православной культуры", насколько мне известно, практически нет музыкальной составляющей?

 

- Да, это тоже надо рассматривать. Почему у нас существуют удивительной красоты древнерусское многоголосие, наше удивительное унисонное пение, духовные стихи. У нас удивительно разнообразный фольклор, зависящий от региона. Потрясающе понимать, что люди, живущие от тебя за две тысячи километров, поют совершенно по-другому.

Самое главное, что все эти песни слушали те, кто создавали наши удивительные художественные произведения, и музыкальные, и литературные. И все это слышали от крестьян, потому что бывали или жили в деревне.

Все упоминающиеся в литературных произведениях песни сейчас восстановлены, всех их можно послушать и даже петь. Конечно, надо включать и этот момент.

Спасибо нашим самоотверженным фольклористам, которые ездят в экспедиции, опрашивают стариков и старушек, реставрируют записи. Накоплен огромный материал, и он постоянно обновляется, переводится на современные носители.

Русский человек должен знать как классические образцы западной музыки, так, безусловно, и свое собственное наследие.

 

- К сожалению, очень многие оторваны от культурного пласта. Что сделать, например, нашим телезрителям, чтобы подключиться к этому огромному музыкальному модулю?

 

- Могу пригласить на свою страницу "ВКонтакте", где я собираю то, что мне нравится. Также поискать сообщества древнерусской, средневековой музыки, потом слушать, выбирать.

Мы будем постепенно формировать библиотеку в "Школе старинной музыки", где собрано огромное количество аудиозаписей, виниловых дисков. Будем постепенно публиковать их.

Мы сейчас поговорили об этом, и от знакомого к знакомому, такой вкус может формироваться у людей.

 

- Большое спасибо, батюшка. К сожалению, наша программа подходит к концу. Прошу Вас на прощание благословить наших телезрителей.

 

- Помощи Божией, дорогие братья и сестры, и удачных творческих поисков.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать