Нравственное богословие. Выпуск от 26 июня

26 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Курс ведет священник Константин Корепанов.

Мы продолжаем уроки «Нравственного богословия», и, напомню, что речь у нас идет о Промысле Божием. И в прошлый раз, рассуждая об этом определенным образом, мы пришли к выводу, что человек должен принять – все в его жизни происходит по Промыслу Божиему. А если он принимает все происходящее как случайность, как случайные стечения обстоятельств, то говорить вообще, в принципе, нечего и не о чем, потому что хаотическое движение случайных событий какому-то объяснению не подлежит, а потому просто не о чем рассуждать. И собственно говоря, злиться, сердиться, переживать или расстраиваться тоже не из-за чего.

Но представление о случайных стечениях обстоятельств не относится к представлениям верующего человека. И человек должен принять одно из двух – либо в его жизни действует благая воля Бога, либо в ней действует злая воля людей. И, рассуждая об этом, мы пришли к выводу, что человек вынужден признать: в мире действует благая воля Божия. Потому что, если он верит в то, что действует злая воля людей, тогда ему с неизбежностью придется отречься от веры в Бога, отречься даже от веры в добро и придется просто жить, подчиняя себя злу. Иной возможности выжить и сохранить свое бытие для него не представляется возможным. И если он все-таки пытается бороться со злом, то только потому, что верит в то, что добро может победить.

А поверить в это человек может только в том случае, если предположит, что миром управляет некое Добро, что мир изначально добр, потому что его субъективный жизненный опыт говорит ему о том, что зло всегда сильнее, и объективные рассуждения, размышления говорят о том же. Поэтому, если мы на самом деле все-таки верим в добро, то именно потому, что верим в Добро с большой буквы, верим, что некое Благое Существо управляет этим миром, а значит, так или иначе, мы должны поверить и в существование Промысла Божиего.

И еще мы говорили в прошлый раз о том, что есть немалое число людей, которые верят в то, что миром управляет «карма» – некий закон, который с неизбежностью считывает все наши ошибки и определяет дальнейшее течение обстоятельств нашей жизни (имеется в виду, в последующем нашем пролонгированном существовании в цепи наших превращений).

Карма предполагает именно то, что за каждое плохое дело человека с неизбежностью ждет расплата, так же как и за всякое хорошее дело его ждет награда. Сама по себе карма не может быть злой, но не может быть и доброй. И мы говорили, что некоторые люди сравнивают Бога с кармой, но это совершенно неправильно, потому что карма неумолима и немилосердна. Конечно, по свидетельству Церкви, да и всякого верующего человека, Бог милостив, а карма нет. Бога можно умолить, упросить, а карму нельзя – она неумолима.

Конечно, когда мы познаем мир не через призму Священного Писания и даже не через собственные наблюдения, собственное богопознание, собственный духовный опыт, а когда мы познаем мир через художественную литературу, то иногда в ней можем увидеть, что действительно миром управляет нечто похожее на карму: «Сделал человек плохое – получи! Сделал хорошее – получи!» То есть, так или иначе, некий закон с неизбежностью за все твое зло дает зло, за все добро дает добро, и ничего с этим сделать нельзя.

Но это не реальный мир. Так часто живет книжный мир – мир художественной литературы, потому что действительно очень многие люди, в том числе и те люди, которые пишут книги, воспринимают мир именно в таком ключе. Для них этот мир четко детерминирован – в нем, безусловно, действуют причинно-следственные связи. Ведь собственно карма и есть полный учет всех этих причинно-следственных связей, когда каждая причина порождает определенное, совершенно определенное прогнозируемое последствие.

В этом смысле карма действует подобно физическому закону, только она касается духовных явлений жизни. Например, если человек прикоснулся к оголенным электрическим проводам, то он получает удар тока. Это закон! И никакого, скажем так, личного вмешательства кого-либо в этом случае нет и не было. Если человек лижет замерзшее железо, или прикасается к горячей печке, или идет купаться на глубокое место, или много еще чего делает из того, что нарушает физические законы, то последствия этих нарушений происходят с неизбежностью.

И многим художникам слова, и многим их читателям действительно постепенно начинает казаться, что мир именно такой – что в нем четко определены последствия за конкретные причины. И действительно иногда может показаться, что в мире действует такой безжалостный закон. И люди не то что каким-то образом с этим соглашаются – они даже хотят, чтобы такой закон с неизбежностью действовал. То есть, если человек идет и нарушает какое-то правило, какую-то норму, какой-то физический закон, то неизменно, неизбежно и неотвратимо наступает расплата за попрание какого-нибудь закона.

Но мир живых людей, реальный мир совсем не такой. Человек делает плохое, но не всегда за это получает наказание. Более того, человек наказуемый может получить суровое наказание, а может за свои дела получить несуровое наказание. Бывает, что грешник величайший остается безнаказанным, а праведник бывает за одну ошибку наказуем и истязаем. И все становится очень сложным, непрогнозируемым и даже порой непостижимым. Неслучайно мудрые и святые люди говорят о том, что Промысл Божий непостижим потому, что он есть мерило правды – он, а не закон какой-нибудь безличный, опосредованный. Именно Он Сам – Живое Лицо, Бог, Сотворивший человека, определяет, что будет с этим человеком.

Более того, часто Бог руководствуется не столько причинами, сколько целями человека. Вот, например, такое свидетельство апостола Павла, который в Послании к Ефесянам раскрывает перед нами совершенно неожиданную картину мира. Обычно люди, даже если они не читают апостола Павла, не обращают на это внимание. Но картина эта в принципе совершенно противоположна той, которая находится в сознании каждого человека.

Любой закон Божий, любая система богословствования, любой учебник по догматическому богословию исходит из того, что было грехопадение. И за это грехопадение человек был наказан, и последствия наказания были такие-то и такие-то. И чтобы вернуть человека в общение с Богом, Христос сходит и исцеляет падшее человечество от греха и возвращает человека в мир – в общение с Богом. То есть просматривается такая совершенно логическая цепочка: вот причина, вот следствие, вот еще причина, вот ее следствие. И все разумно выстраивается в некую верифицированную систему, в которой все понятно и которая достаточно удобно изложена. И большинство людей именно этой системы придерживаются.

Иногда рассказывают, что на катехизаторских беседах, или на огласительных беседах, или в миссионерской проповеди, или просто в проповеди приводится такой типичный способ изложения событий бытия мира именно в свете воплощения Иисуса Христа. Но неожиданно апостол Павел в Послании к Ефесянам выстраивает совсем другую картину! Оказывается, у Бога была некая цель, и Он эту цель вот таким образом осуществляет, примериваясь, используя, применяя свободную волю человека. Но у Него есть цель – соединить весь мир под Главою Христа.

И апостол говорит о том, что прежде, чем был мир, прежде, чем появилось бытие земли, когда еще не был создан мир, Бог уже все это знал, задумал, соразмерил и замыслил – и избрал людей, и спас их во Христе. Как говорит апостол Павел конкретно: «Мы были предназначены прежде, чем мир начал быть!» И вот когда так неожиданно приоткрывается завеса этого мира, и человек (в данном случае апостол Павел) приникает к свету Божественной Правды и приоткрывает нам эту завесу, то открывшееся действительно поражает, и не всякий человек, и не всегда, и не сразу может это вместить.

Это происходит потому, что мы – существа, живущие в потоке времени, где одно событие предполагает появление другого события, где действительно нарушение физического закона предполагает определенные последствия. И потому нам удобнее размышлять в контексте причинно-следственных связей. Точно так же, например, в известном свидетельстве из Послания апостола Павла говорится о том, что Господь Бог кого предузнал, тем и предопределил быть послушными Слову Божиему.

Об это свидетельство спотыкается множество и множество великих умов человеческих, потому что люди никак не могут понять этого: «Как так? Вот есть причина, вот есть следствие! А значит, если я хороший, то вы меня должны спасти, а если я плохой, то вы меня должны наказать. Но должна быть четкая взаимосвязь с тем, что было!» А тем не менее апостол Павел свидетельствует о том, что ничего подобного не происходит! На самом деле есть цель, к которой Бог ведет человека, есть цель, к которой Бог ведет человечество, есть цель, к которой Бог ведет тот или иной народ, то или иное человеческое сообщество. У Него всегда впереди цель!

Мы когда-то читали Книгу Иова и могли в системе детерминированного подхода, в системе причинно-следственных связей увидеть эту цель Бога. Вот пришел сатана, вот он искусил Иова, вот происходит следующая история, когда Иов устоял, Иов был помилован и получил соответствующее вознаграждение. Но при этом из поля нашего зрения обычно теряется то обстоятельство, что вообще-то это Бог провоцирует сатану на определенные действия.

И, как мы видим в конце книги, это была не злая воля сатаны! Это был Промысл Божий, в котором сам сатана оказался всего лишь неким элементом, который использовали, и с его помощью Бог исполнил то, что хотел. Он захотел исцелить, очистить и сделать духовное устроение Иова таким твердым, чтобы тот не поколебался во веки веков! То есть это была процедура очищения и исцеления, назначенная Иову, в которой каждый играл именно ту роль, которая была ему назначена. Но целью было укоренение Иова в правде, проведение его через искушение, после которого он стал бы непоколебимым.

Мы говорили, когда читали Книгу Иова, что это был именно замысел Божий. И такой замысел есть в жизни каждого человека. Но мы видим только систему причинно-следственных связей, а Бог видит цель, к которой Он ведет каждого человека. Мы видим то, что совершенно никак не определено причинно-следственными связями. Например, мы видим спасение блудницы, или спасение разбойника, или спасение, как это описано в житии, преподобной Марии Египетской, или видим, как происходит спасение преподобного Никиты Столпника Переславского и многих-многих других людей, упомянутых в Священном Писании и не упомянутых в Священном Писании, о которых написано в житиях святых и о которых мы ничего не знаем.

Есть некая траектория, ведущая человека к назначенным, определенным Богом целям. Но по этой намеченной и определенной Богом стезе человек идет по своей воле. В этом и состоит премудрость – удивительнейшая Премудрость Божия. Бог, управляя миром (мы тоже про это говорили, читая Книгу Иова), так строит весь Свой замысел, так учитывает и предвидит все возможные наши решения, нашу реакцию, наши мысли, и выстраивает все таким образом, чтобы привести нас именно в пристань Своего спасения.

Конечно, если мы приходим к тому, что миром управляет благая воля Божия, что миром управляет Промысл, то мы должны дальше с этим согласовывать и нашу собственную волю. Ведь кроме Промысла Божия в этом мире есть и моя – человеческая – воля. Если бы человеческая воля, моя воля, совершенно во всем совпадала бы с Божией волей, то это, конечно, был бы идеальный вариант. Тогда любой человек просто стал бы орудием Промысла Божиего, во всем исполняя только Его волю, и тогда не было бы и греха в жизни этого человека, не было бы и смерти в жизни этого человека.

Этот человек был бы источником блага для всего сущего, для всех окружающих его людей, чего и достигают святые люди, чего и мы желаем достигнуть. Ведь каждый день (и предполагается, что не по разу) мы обращаемся к Богу с молитвой «Отче наш», где просим, чтобы была воля Отца нашего Небесного как на Небе, так и на земле. Мы просим, чтобы Он позволил, помог, сподобил нас быть орудием Его воли, чтобы ни капельки моей собственной воли, несущей смерть, никогда не было, но чтобы была только Его воля.

Но, к сожалению, наша воля все-таки есть. Мы не предали себя совершенно Богу, чтобы творить волю Его. И более того, даже при всем нашем видимом желании предаться воле Божией у нас это не получается, потому что, как говорится, «приступит человек и сердце глубоко». И вот это «глубокое сердце» только открывается нам в процессе, в желании исполнить волю Божию. Мы как бы постигаем собственное сердце и определяем, как много в нашем сердце несогласия с Богом, как много в нем несмирения перед Богом, как нет у нас желания всецело исполнять волю Божию.

Наш разум вроде и хочет согласиться, но это как бы маленькая поверхность нас самих. А там – в глубине, такой вулкан страстей пышет, такое возмущение, такая непокорность перед Богом, что мы только определяем, только познаем и через покаяние только встречаемся сами с собой и узнаем, какие мы есть на самом деле. Поэтому от покаяния к покаянию, от причащения к причащению, все более углубляясь в себя в Боге, все более переживая встречу с самим собой в свете Божественной правды, мы понимаем – как много в нас бунта, протеста против Бога, несогласия с Ним, а потому как много в нас страстности, гордости, смерти.

И вот эту глубину надо всю постичь, исследовать, в буквальном смысле слова познать – не изучить, а просто встретиться, измерить собой самого себя, в свете Христовой правды встретиться с самим собой. И вот когда мы познаем себя до глубины, когда всю эту познанную нами, а стало быть, исследованную нами и соединившуюся всем нашим умом глубину и даже бездну нашего бытия мы отдадим в послушание Богу, только тогда мы сможем действительно исполнить волю Его.

И тогда греха в нашей жизни не будет, а жизнь наша станет источником всякого блага. Но если моя воля не делает этого и не собирается этого делать, то получается грех. Значит, таким образом, всегда, когда я творю свою волю, я совершаю грех, а если вокруг меня что-то происходит не по моей воле, а просто вокруг меня что-то происходит, значит, это от Бога, это элементы Промысла Божиего.

Это просто два таких, скажем, параллельных рассуждения. Мы можем параллельно рассуждать сначала о том, что моя воля приводит меня ко греху всякий раз, когда не совпадает с Божией волей. Мы можем об этом размышлять и прийти к тому, что действительно все, что я ни делаю, когда не осуществляю волю Божию, является грехом. А когда я делаю что-либо, осуществляя волю Божию, тогда это Бог действует во мне! Это Его воля, это Его сила, Его благодать, потому что без Него я не могу сделать ничего. И когда я Его волю осуществляю, то во мне действует (поскольку это Его воля) Его сила и Его благодать. Это одно рассуждение.

Когда мы рассуждаем о том, что с нами что-то происходит, то приходим к выводу: все происходящее с нами есть действие благого Промысла Божия, есть действие Бога. Это два независимых рассуждения, и мы можем логически обосновать и то, и другое. Но когда мы соединяем это в некое целостное понятие, то здесь наш разум изнемогает, потому что получается так: все, что делаю я, ведет ко греху, а все, что происходит со мной, есть от Бога и, стало быть, ведет меня ко благу.

И вот тут наш разум заходит в тупик. Он этого не понимает! Он может обосновать это и может обосновать другое, но, когда эти точки пересекаются в некое подобие креста, разум ничем помочь нам не может. Это некий элемент, аспект, это некая точка нашей веры – мы должны поверить, что это именно так. И надо отдавать себе в этом отчет (я, по крайней мере, отдаю себе), – это очень трудно сделать, но вполне возможно.

И всякий раз, когда мы уклоняемся в сторону от этой достаточно простой формулы, выражающей всю бесконечную совокупность событий, происходящих в мире, то мы уклоняемся в сторону от той веры, которая заповедана нам Отцом. Все, что творю я не по воле Божией, – это несет людям грех! Все, что происходит со мной – происходит по воле Божией. И в принципе, если я сосредоточусь на осознании своего собственного бытия перед Богом, то я смогу в это поверить. Это трудно, но вполне возможно! Каждый может это сделать! Да, это требует неких усилий духа человеческого, но это вполне возможно. Но возможно именно тогда, когда я размышляю только о самом себе. Каждый может это попробовать.

Однако проблема возникает потому, что никто так не размышляет. Наш разум тут же выходит из созерцания самого себя перед Лицом Бога – себя, вплетенного в Промысл Божий, Которым определяются судьбы каждого человека и всего мира.

Мы сразу выходим из этой точки! Мало, кто может устоять в ней и не сказать: «А вот он как? Я понятно! Да, я грешник, да, со мной все по Промыслу происходит. А вот этот человек – он как? Он вчера пострадал – был сбит машиной! А вот эти люди, которые вчера погибли при взрыве там какого-нибудь моста, – вот с ними, почему это все произошло?»­ И понятно, что ответа на этот вопрос нет и быть не может. По существу не может! Никто никогда не даст на него ответ.

Я подозреваю (много размышлял на эту тему), что даже на Страшном Суде Бог не даст ответа человекам, спрашивающим у Него о том, почему с тем или другим произошло то или другое. Как кратко и художественно емко сформулировал эту мысль Льюис: «Бог каждому рассказывает только его собственную историю!» А если мы пытаемся постичь судьбу другого человека, то это есть гордыня!

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать